Рейдерство, коррупция в Украине, борьба с коррупцией • Национальный антикоррупционный портал «АНТИКОР»

Места притяжения власти

Места притяжения власти
Места притяжения власти

Во вторник правительство внесет в Верховную Раду законопроект о бюджетной децентрализации. Что понимает украинский Кабмин под этим термином пока не ясно, но мировой опыт свидетельствует об эффективности децентрализации, как формы экономический взаимоотношений между центром и регионами страны.

Правительство обещает гражданам Украины территориально-административную реформу и последующую децентрализацию власти. В марте-апреле текущего года, в преддверии Крымского, Луганского и Донецкого волеизъявлений, такие заявления интенсивно муссировались в медиа-пространстве и в широких слоях общественности. С одной стороны, это было попыткой сохранить территориальную целостность страны, путем предоставления расширенных полномочий местному самоуправлению, с другой — апробировать в массах децентрализацию, как новую, более европейскую и демократическую форму диалога между властью и народом.

Анонсируя курс реформы, которая стартует в будущем году, премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что облгосадминистрации – рудимент прошлого. Он инициировал создание исполкомов, избираемых и подотчетных советам: «Исполкомы должны взять на себя всю полноту ответственности за состояние дел в каждой области. Это обеспечит в первую очередь подотчетность тех людей, которые будут распоряжаться местными ресурсами, непосредственно перед местной общиной».

Речь идет об усилении местного самоуправления, которое получит полномочия и финансы: местные советы создадут исполкомы. А государственные администрации, руководители которых назначались из Киева и были реальными центрами власти в регионах, в новой системе будут выполнять лишь функцию контроля над законностью решений органов местного самоуправления. С будущего года содержание системы образования и здравоохранения, защиты правопорядка и пожарной безопасности — перейдут на баланс органов местного самоуправления. Такая же участь ожидает коммунальные хозяйства, социально-экономическую инфраструктуру, благоустройство и содержание коммуникаций. По задумке главы правительства, центральные органы управления, избавленные от потока местечковой проблематики, смогут более качественно и с большей отдачей, решать стратегические задачи всеукраинского значения. К ним будут относиться вопросы внешней и внутренней национальной политики, обороны и вооруженных сил, макроэкономики, финансового оборота отечественной и иностраннойвалюты, судебной системы, управления и содержания транспортных артерий и другие насущные потребности государства.

Окно в Европу

«Украине, определенно нужна децентрализация. Местные и региональные проблемы должны решаться на соответствующем уровне местными и региональными властями с учетом интересов населения. Реформа системы местного самоуправления является одним из важнейших приоритетов для новых властей Украины, и проводить ее нужно на основе Европейской хартии местного самоуправления. Такая реформа позволит новым властям завоевать поддержку населения и преодолеть недоверие некоторых социальных групп», – заявила председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Анна Брассер.

Опыт благополучных государств и успешно развивающихся стран, и федеративных и унитарных, свидетельствует об эффективности такой модели общественного и экономического партнерства населения и власти. Страны Евросоюза неоднократно делали попытки помочь Киеву оптимизировать систему государственного менеджмента. Но скорее верблюд пройдет через игольное ушко, нежели туша отечественной номенклатуры втиснется в четко выверенные двери еврозоны.

Например, в Польше, на трехсоттысячный город, приходится всего 29 сотрудников муниципалитета, тогда как на Украине, в горисполкоме любого аналогичного областного центра, в поте лица, изнемогая от хороших зарплат, трудится около 300 человек. Децентрализованная модель администрирования существенно минимизирует накопление критической массы нерешенных проблем на местах, которые центр не в состоянии быстро и эффективно решить без детальных знаний специфики населения и региона.

Если взять за пример попытку устранения какой-либо трудности коммунального характера, то в Украине это превращается в эпическую трагедию. Большинство отечественных чиновников на местах, в силу своих рахитичных полномочий, выявив проблематику и сообщив о ней вверх по инстанции, достаточно быстро о ней забывают. Они знают: пока запрос поступит из района в областную администрацию, пока его там рассмотрят — может пройти месяц-другой. Если сотрудники обладминистрации не рискнут принять какое-либо решение и перенаправят запрос дальше и выше — может пройти еще месяц. Столько же времени пройдет от момента, когда чиновники из центрального аппарата сподобятся разобраться в ситуации и направить свои вводные и до получения их адресатом. В итоге, любой, даже копеечной трудности, вопрос может полгода вязнуть в передаточных шестернях бюрократического аппарата, что бы попасть на рассмотрение к чиновнику, лишенному непосредственного и объективного понимания глубины проблемы.

Европейскому сознанию чуждо наше постсоветское понимание чиновничества как высшей касты. Европейца нельзя убедить в целесообразности содержания громадной армии чиновников, 9/10 из которых не занимаются принятием принципиальных решений или выполнением конкретных функций, а только переадресовывают бумажные потоки, и за это получают хорошее жалованье, приличные надбавки за выслугу лет и усиленную пенсию. Избавить бюджет от содержания ненужных и неэффективных нагрузок, и превратить легионы чинуш в самодостаточное и экономически воспроизводящееся население рекомендуют нашему правительству партнеры по евроинтеграции. Все понимают трудность и болезненность этого процесса, но позитивный опыт Грузии и Польши убеждает, что, в долгосрочной перспективе, это не только окупится, но и облегчит бытовую и предпринимательскую жизнь большинству украинцев.

Экономическое чудо

Делегирование столицей ряда прав и полномочий территориальным единицам самоуправления, помимо десятикратного удешевления содержания бюрократического аппарата, дает множество иных позитивных преимуществ и стимулов для повышения экономической конкурентоспособности жителей территориальных единиц.

На сегодняшний день, все фискальные средства направлялись в центральный бюджет, а затем перераспределялись сверху вниз. В результате, только три из 27 административно-территориальных единиц Украины – Харьковская, Полтавская, Днепропетровская области – не нуждались в дотациях. Еще три – Сумская, Черкасская и Львовская – перечисляли в госбюджет столько же, сколько получали. Все остальные регионы, включая Донбасс, так и остаются дотационными.

Расширение полномочий органов самоуправления сможет изменить ситуацию к лучшему как в самодостаточных, так и в дотационных областях. Если при переходе на децентрализованную модель администрирования местные власти будут оставлять в своих бюджетах часть централизованных налогов, в частности — НДС. С одной стороны это финансово поддержит депрессивные регионы и призовет налоговые структуры к более прозрачной и объективной фискальной деятельности. С другой — улучшит диалог с местной производственно-финансовой элитой, которая, вместо денег уходящих неизвестно куда, сможет видеть реальные инфраструктурные улучшения там, где куется прибыль. То же самое можно сказать и о налоге на прибыль с предприятий, который, в нынешних условиях, проходит мимо местных бюджетов.

Если решения местных советов, максимально будут соответствовать интересам жителей и приниматься под их жестким контролем то львиная доля теневых схем будет фактически уничтожена. Такое коррупционное явление как губернаторский протекционизм превратится в пережиток и раскрепостит предпринимательский потенциал на местах. Децентрализация лишит столичных ставленников механизмов влияния на ценообразование закупок товаров и сырья и не позволит залетным коммерсантам, с помощью взяток региональным вождям, вытеснять местных бизнесменов с рынка.

Нам же остается только одно — дожить до этой реформы, научится жить более самостоятельно и попытаться максимально использовать их потенциал на пользу общества.

Автор материала: Максим Моргун

По материалам: Comments.ua


Теги статьи: КабмінКабмин

Дата и время 12 августа 2014 г., 13:12     Просмотры Просмотров: 1670
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus

Важные новости

На Прикарпатье офицер ВСУ устроил солдатам "рабскую службу" На Прикарпатье офицер ВСУ устроил солдатам "рабскую службу" 05.12.2016
Военная прокуратура Западного региона обвинила полковника Вооруженных сил Украины Григория Демьянчика в том, что он испо… Подробнее
В ходе перестрелки в Княжичах только в одного сотрудника Госслужбы охраны всадили 38 пуль В ходе перестрелки в Княжичах только в одного сотрудника Госслужбы охраны всадили 38 пуль 05.12.2016
В теле убитого в селе Княжичи Киевской области сотрудника Госслужбы охраны обнаружили 38 пулевых ранений. Подробнее
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Если бы выборы в Раду проходили сегодня, кого бы вы поддержали?












Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте