Вот уже больше четырех месяцев в Украине ведется борьба бывших кураторов судебной системы за сохранение своих позиций. При этом они тщетно в судебном порядке пытаются доказать, что члены Высшего совета юстиции, избранные съездами адвокатов и ученых-юристов в конце апреля этого года, заняли свои должности неправомерно, но всем очевидно, что реальные претензии только в том, что новые члены ВСЮ не будут танцевать под их дудку.

Подобные желания могут завести политиков в глухой угол, но сегодня еще есть способ этого избежать: вместо того чтобы в пустую ломать копья в судебных баталиях, можно подождать разрешения краеугольного вопроса - относительно законности основы формирования нового состава ВСЮ. Тем более что процесс уже пошел.

Напомним, что основанием для назначения в апреле новых членов Высшего совета юстиции стало вступление с 11 апреля 2014 года в силу Закона Украины «О восстановлении доверия к судебной власти в Украине», «Переходными положениями» которого предусмотрено, что с этого момента прекращаются полномочия членов ВСЮ, за исключением входивших в его состав по должности. Все органы, формирующие состав ВСЮ, были обязаны быстрее сформировать новый состав конституционного органа по новым критериям, ведь от его дееспособности зависело и зависит реализация Закона, принятие которого в свое время требовал Майдан.

Спустя месяц (после того как в состав ВСЮ вошли лица, не удобные бывшим кураторам судебной власти) 76 народных депутатов Украины подали конституционное представление, прося Конституционный Суд Украины признать неконституционным весь Закон о восстановлении доверия, в том числе и прекращение полномочий членов ВСЮ. В числе тех, кто подал в КСУ настоящее представление, и Сергей Кивалов, чей непосредственный интерес в восстановлении прежнего состава ВСЮ очевиден. Почти одновременно единомышленниками С. Кивалова были инициированы процессы признания решений съездов адвокатов и ученых-юристов недействительными.

Пока Конституционный Суд Украины не принял окончательного решения по представлению народных депутатов, однако в случае, если он встанет на позицию заявителей, это будет означать, что прекращение полномочий членов ВСЮ было неконституционным, точно также как основания для формирования ВСЮ в новом составе. То есть в ВСЮ автоматически возвращаются: Александр Лавринович (председатель), Андрей Портнов, Инна Отрош, Виктор Татьков, Ренат Кузьмин, и другие одиозные личности.

Это, конечно, будет довольно серьезной миной для новой власти, однако вероятность такого разрешения спора нельзя исключать. Да и вопросы эти будут лежать в плоскости политики. В правовом смысле постановка перед КСУ вопроса о конституционности Закона о восстановлении доверия должна иметь одно простое следствие: приостановление рассмотрения судебных дел о признании решений съездов адвокатов и ученых-юристов о назначении членов ВСЮ противоправными. Это должны были сделать еще суды первой инстанции, но это может сделать и апелляционный суд (заседание по делу съезда ученых назначено на 20 августа 2014 года, а по делу съезда адвокатов - на 28 число; в последнем деле уже даже подано соответствующее ходатайство).

Это будет не только выгодно истцам, которым приходится искать правовые аргументы в пользу политических стремлений, но и упростит жизнь судам. Ведь если КСУ признает Закон неконституционным, тогда отпадут основания для исков.

И напротив, если этого не сделать, может возникнуть довольно непростая ситуация, когда суды признают решения съездов правомерными, то есть подтвердят полномочия членов ВСЮ, а КСУ, спустя некоторое время, признает Закон неконституционным. Тогда судебные решения вступят в противоречие друг к другу, их исполнение будет взаимоисключающим, и потребуется еще несколько судебных процессов, чтобы определить, кто должен быть членом ВСЮ.

С другой стороны, в настоящее время согласно действующему законодательству и решениям компетентных субъектов, сегодня в состав ВСЮ назначены 13 (из 20) лиц, принявших присягу. Они могут приступить к реализации своих полномочий, если присягу примут судьи, избранные съездом судей Украины и Генеральный прокурор Украины. Для этого Виталию Яреме надо всего-то принять присягу на пленарном заседании парламента. Судьям - еще и получить оформленные решения об их назначении (подписанные председательствующим и секретарем съезда). Правда, председательствующий на съезде и некоторые судьи считают иначе, якобы надо было также проголосовать за утверждение протокола счетной комиссии, констатировавшей результаты тайного голосования. Но это не соответствует действительности. На съезде судей было проведено тайное голосование и озвучено решение о назначении представителей в ВСЮ (зачитан протокол счетной комиссии по результатам тайного голосования). Законодательство нигде не предусматривает, что этот протокол должен быть утвержден отдельным голосованием! Ведь когда съезд проводит открытое или поименное голосование никто результаты такого голосования не утверждает повторно. Если бы, например, результаты открытого голосования по вопросу избрания председательствующим Василия Онопенко закреплялось еще одним голосованием, это было бы смешно. А тайное голосование отличается исключительно формой волеизъявления, так почему его результаты должны утверждаться еще раз, уже открытым голосованием? Более того Закон Украины «О Высшем совете юстиции» в части 3 статьи 10 обязывает председательствующего на съезде и секретаря подписать решение о назначении членов ВСЮ. Это их долг, а не право.

Это бы позволило уже сегодня 17 полноправным членам ВСЮ, полностью соответствующим требованиям действующего законодательства (ранее они никогда не были членами ВСЮ, полностью отвечают требованиям закона и, что очень важно, не имеют одной политической окраски), приступить к работе. Весьма конструктивной. Ведь невозможно представить даже в страшном сне, что ныне полномочные члены ВСЮ будут голосовать по чьему-то единому приказанию. И это безусловное достижением революции достоинства!

Это значит, что ВСЮ как никогда ранее сможет быть независимым и принимать непредвзятые решения, выполнять закон о восстановлении доверия судей и требования майдана. Это может стать началом судебной реформы, как и обещал Президент! Или как минимум апробацией работы нового состава ВСЮ, сформированного на 85% без участия правящих политиков. И в конечном итоге это, напомним, может позволить избежать правового и судебного коллапса.