Рейдерство, коррупция в Украине, борьба с коррупцией • Национальный антикоррупционный портал «АНТИКОР»

Зачистка бизнеса по-львовски

Зачистка бизнеса по-львовски
Зачистка бизнеса по-львовски

"Сначала власть придушила Налоговым кодексом, теперь на местном уровне додушивает своей жадностью", "Постановление "О переоценке земли" — инквизиция XXI в.", "Соблюдайте меру, землемеры", "Депутаты, вы уничтожаете последние заводы Львова", "Не дадим нас обдирать, и начнем мы бунтовать". Плакаты такого содержания предприниматели Львова принесли к городскому совету еще в конце марта 2011 г. (см. ZN.UA от 15 апреля 2011 г.). Тогда под стенами Львовского городского совета состоялся многотысячный митинг с требованием отменить постановление горсовета "Об утверждении нормативной денежной оценки земель города Львова".

Аналогичные плакаты могут появиться уже в конце нынешнего или в начале следующего, 2014 г. Повод более чем важный — повышение арендной платы за землю. Сейчас львовские предприниматели с нетерпением ждут ближайшей сессии Львовского городского совета, где будут рассмотрены решения об очередных льготах по арендной плате за землю и земельный налог на 2014 г. Если депутаты их не введут, то в 2014 г. 60% скидки на уплату земельного налога будут заменены на 10%. Это означает, что многим предприятиям придется затянуть пояса или вообще закрыться.

"Еще в 2009 г. была проведена очередная нормативно-денежная оценка земли для предпринимателей, — говорит председатель совета Львовского областного объединения организаций работодателей Иван Рывак. — Мы хорошо понимали, что без этого власти не обойтись, поскольку речь идет о наполнении городского бюджета. Город хочет компенсировать затраты на подготовку и проведение во Львове Евро-2012. А как будут сводить концы с концами львовские предприниматели, никого не интересует.

Когда в 2008 г. проходили общественные слушания по этому вопросу, нас на них почему-то не пригласили. В большинстве присутствовали представители мэрии. Постановление об увеличении стоимости земли для бизнеса сознательно приняли в конце года. Вытребовав протокол слушаний, мы пришли в ужас. Присутствующим там предпринимателям просто заморочили головы".

Когда у тогдашнего заместителя начальника управления природных ресурсов и регулирования земельных отношений Львовского городского совета И.Гуменчука спросили, на сколько возрастет плата за землю после ее переоценки, он ответил, что не более чем на 25–30%. Но она выросла в 3–12 раз, а для некоторых организаций — еще больше. После этого между предпринимателями и горсоветом начался продолжительный переговорный процесс.

Поняв, что натворил, Львовский городской совет в 2009 г. отсрочил введение новой нормативно-денежной оценки земли до 2010 г. Затем ее еще раз перенесли — на 2011-й. Когда же в конце 2010 г. под стены горсовета пришло около 5 тыс. предпринимателей, депутаты не придумали ничего лучше, как постановлением №369 от 31.03.2011 предоставить бизнесу льготу на сумму 60% от стоимости земли.

"Кроме того, в постановлении №369 был главный для нас пункт — о пересмотре нормативно-денежной оценки земли. К сожалению, он до сих пор остается невыполненным", — продолжает Иван Рывак.

Сегодня, по его словам, ситуация в бизнесе нисколько не изменилась. Возможно, даже ухудшилась. Например, только за первое полугодие нынешнего года, согласно статистическим данным, падение производства во Львове составляло 6%, а предприятия города понесли совокупно убытки на сумму 447 млн грн. На неполную рабочую неделю перевели 25 тыс. работников, еще 30 тыс. уволены с работы. И при таком падении производства в казну привлечено на 10% больше средств, чем за аналогичный период прошлого года. Особенно сложная ситуация в строительной отрасли и промышленности. Дальнейшее повышение арендной платы за землю приведет к новому увеличению себестоимости продукции, а соответственно — к снижению конкурентоспособности и объемов реализации, падению инвестиционной привлекательности Львова. В частности, из-за роста платежей у ПАО "Искра" уже есть проблемы с реализацией продукции.

"Для нас важно, чтобы городской совет пересмотрел денежную оценку земли, — говорит Иван Рывак. — Предпринимателям непонятно, почему во Львове установили базовую цену за 1 кв. м земли на уровне 470 грн. Мы живем в одном государстве, формула расчетов одна, законы тоже одни, но в Одессе и Харькове стоимость квадратного метра земли составляет 260 грн, а во Львове — 470! В Одессе есть мощный морской порт, в Харькове — метро... И каждый из этих объектов, возможно, стоит больше, чем вся инфраструктура г. Львова.

Нам говорят о льготах, но льготы нам не нужны, так как мы хорошо понимаем, что ручное регулирование, разнообразные льготы — это коррупционный метод решения проблем. Предприниматели хотят постоянной и справедливой оценки земли, чтобы иметь возможность планировать свой бизнес на перспективу, играть по четким, понятным для всех правилам, а не ждать милости от власти".

По мнению предпринимателей, сейчас цена земли не просто завышена — она сфальсифицирована. Но проверить или доказать свою правоту в суде они не могут. Им туда просто не с чем идти, — говорит представитель "Львовского завода железобетонных изделий №2" Роман Зигмунт.

"Согласно Конституции Украины, все граждане имеют право на защиту собственных интересов. Почему же тогда Львовский городской совет не дает предпринимателям доступа к исходным материалам и расчету нормативно-денежной оценки? Документы с обоснованием цен находятся под грифом "для служебного пользования" и недоступны общественности.

На официальный запрос о предоставлении для анализа исходных данных, лежащих в основе формирования нормативно-денежной оценки земли, городской совет ответил, что это — авторское право разработчика ГП "Львовский научно-исследовательский и проектный институт землеустройства". Абсурд: город заплатил разработчику за работу, в свою очередь, институт выполнил эти разработки по методике, предоставленной Кабинетом министров Украины. Где же здесь авторское право?".

Львовские предприниматели понимают, что цена на землю не может оставаться неизменной в течение многих лет, и готовы платить немного большую, но обоснованную, посильную и справедливую цену, которая стимулировала бы развитие бизнеса, а не уничтожала его, отмечают руководители предприятий. Вместо решения экономических проблем предприятия втягивают в затяжные судебные процессы. Сегодня более 70 бизнес-структур добиваются в судах справедливого земельного налога.

Решение Львовского горсовета уже приводит к неожиданным последствиям. Например, 28 февраля этого года городской совет освободил от платы за землю Львовский завод железобетонных изделий. Ежегодно, кроме платы за аренду земли, завод платит свыше 3,5 млн грн налогов. "Есть задача сохранить хотя бы то, что работает, — заявил по этому поводу председатель депутатской комиссии по вопросам финансов и планирования бюджета горсовета Яромир Самагальский. — Так как самое простое — задушить налогом. Если такое случится, приблизительно 300–400 человек станут безработными", — заметил он. Но, несмотря на это, в областной налоговой уверены, что депутаты вышли за пределы своих полномочий, а в прокуратуре Львова заявили, что своим решением городские избранники нарушили закон.

Это бы не случилось, если бы в горсовете действовала четкая и справедливая нормативно-денежная оценка земли.

"Когда в Киеве проводили государственную экспертизу проекта документа, в выводе указали на ряд нарушений, — продолжает Иван Рывак. — Проект был возвращен на доработку. Не многие знают, но сначала в нем вообще речь шла о 529 грн за 1 кв. м. И лишь когда разработчикам указали на нарушение, они снизили стоимость до 470 грн. Но мы не заметили каких-либо особых изменений в документе. Разве что на акте кто-то от руки написал, что "замечание учтено".

Формирование стоимости земли в условиях рыночной экономики, по мнению предпринимателей, происходит по экономике социализма. Разработчики документа берут все прибыли бизнеса, прибавляют к ним все затраты города, делят на количество городского населения и... получают нормативно-денежную цену земли. Чиновники заранее гарантированы от убытков, так как все затраты перекладываются на горожан и бизнес. Это касается газа, света, воды — всего. И поэтому никто не спешит ремонтировать водопроводы — все оплачено! А это ошибочный путь, убеждены предприниматели.

"Сегодня городской бюджет Львова на 90% наполняется за счет подоходного налога с граждан. И только на 10% — за счет арендной платы и земельного налога. Ориентировочно тысяча работников дают городу от 2 до 5 млн грн поступлений в городской бюджет. Рост земельного налога приведет к потере не одной тысячи рабочих мест. Думаю, эту арифметику может понять даже школьник", — отмечает председатель совета Львовского областного объединения организации работодателей.

Не все предприниматели соглашаются с таким положением дел. Некоторые обратились в суд.

Как сообщил львовский адвокат Василий Тыбинка, сейчас на рассмотрении Львовского окружного административного суда находится исковое заявление заместителя прокурора г. Львова к Львовскому городскому совету о признании противоправной бездеятельности относительно уклонения от рассмотрения заявления прокурора г. Львова №37-3703 исх-13 от 17.05.2013, о признании незаконным и отмене постановления Львовского городского совета №37 от 16.12.2010 "О порядке применения откорректированной нормативной денежной оценки земель г. Львова". Дело №813/5094/13-а. Решение в указанном деле на сегодняшний день не принято.

Этот спор касается отмены льгот.

Кроме того, в Галицком районном суде г. Львова открыто производство по двум административным делам — №461/8220/13-а от 18.07.2013 и №461/8688/13-а от 29.07.2013 по иску ООО "Спектр сервис центр" и ООО "Торговая компания "Система" к Львовскому городскому совету о признании незаконным и отмене постановления №2712 от 18.06.2009 об утверждении нормативно-денежной оценки земель г. Львова. Решение в деле на сегодняшний день не принято.

Представьте себе, Львовский городской совет, вопреки Конституции и Закону "О местном самоуправлении в Украине", вместо решений принимает постановления! Согласно ст. 144 Конституции Украины, органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных законом, принимают решения. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона "О местном самоуправлении в Украине", совет в пределах своих полномочий принимает нормативные и другие акты в форме решений, а не постановлений.

Кроме того, согласно ч. 5 ст. 59 этого же закона, решения совета нормативно-правового характера вступают в силу со дня их официального обнародования, если советом не установлен более поздний срок введения этих решений в действие. Таким образом, совет может устанавливать дату вступления в действие своего решения не иначе, как с момента опубликования, и/или указывать дату, которая наступит после публикации.

В связи с этим определенный срок в постановлении №2712 об обретении им действия и форма его принятия противоречат закону, следовательно, постановление не вступило в силу, является незаконным и необязательным для исполнения.

Объединение работодателей в связи с этим требует от Львовского городского совета: 

1. Снять гриф "для служебного пользования" с документации относительно нормативно-денежной оценки земель г. Львова, изготовленной ГП "Львовский научно-исследовательский и проектный институт землеустройства".

2. Предоставить доказательства проведения регуляторной процедуры рассмотрения постановления №2712 от 18.06.2009 в соответствии с требованием Закона Украины "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности".

3. Провести независимую экспертизу технической документации нормативной денежной оценки земель г. Львова, изготовленной ГП "Львовский научно-исследовательский и проектный институт землеустройства". На основании выводов независимой экспертизы разработать новую экономически обоснованную денежную оценку земель. Провести широкое общественное обсуждение и глубокий анализ регуляторного влияния постановления на экономику города с привлечением объединения организаций работодателей и профсоюзов, подписантов Регионального соглашения, представителей общественности. И только после этих процедур рассмотреть на сессии городского совета.

Альтернативная точка зрения

Андрей ПАВЛИВ, директор департамента градостроения Львовской городской рады:

— Высокая цена на землю во Львове — это его специфика. Прежде всего, это компактность территории, малое количество промышленных площадей. Практически весь бизнес построен на торговле, что является мощным фактором увеличения коэффициента цены земли. Только небольших магазинчиков во Львове насчитывается более 6 тыс., да еще 59 супер-маркетов. Например, город Борислав никогда не "нагонит" такой цены, потому что Борислав — это бывший нефтеперерабатывающий комплекс. И еще одно — земля во Львове традиционно дорогая. Здесь всегда большой спрос на земельные участки. 

Цена на землю во Львове — это ресурс, дающий возможность выплачивать заработную плату учителям, работникам бюджетной сферы. Никто не спрашивает у нас, где мы должны взять эти средства. И поэтому я заинтересован в том, чтобы оплата за аренду земли была такой, какой она должна быть в нашем городе. Ныне ее базовая стоимость составляет 470 грн за кв м. Но с учетом кризисного состояния экономики предприниматели Львова платят только 40% от этой цены. Припоминаю, какое возмущение у бизнеса вызвали мои слова на телевидении, что львовские предприниматели фактически платят меньше, чем во всех других городах Западной Украины. 

Важным для объяснения цены земли во Львове является то, что в нашем городе нет больших предприятий. Кроме того, существует определенная формула расчетов. Она учитывает структуру бизнеса. Во Львове — это традиционно торговля. А на торговлю начисляются соответствующие коэффициенты. Если я не ошибаюсь, в структуре бизнеса 70% — это коммерческая деятельность в виде перепродажи. И это плохо, ведь соответствующие коэффициенты формируют конечную сумму. Большие города имеют большие предприятия и промышленные зоны, поэтому учитывают совсем другую составляющую для формирования конечной стоимости земли. 

Во Львове много "гуляющей" земли. Есть земельные спекулянты, которые набрали земельных участков во время предыдущих каденций и ничего с ней теперь не делают. Посмотрите на вторичный рынок предложений под застройку. Их масса. Это неиспользуемая сегодня земля. Наблюдается откровенная спекуляция, состоящая в том, что предприниматели платят одну из самых низких цен. А цифрой 470 грн они всех пугают. С каждым годом во Львове увеличивается количество коммерческих предприятий, "вносящих свою лепту" в постоянное увеличение цены земли. Кроме того, непрерывно растет интенсивность использования земли. Вы посмотрите, сколько было построено различных коммуникаций под Евро-2012. Это увеличивает расходы по их эксплуатации. 

Если мы хотим что-то изменить в стоимости земли, то можно изменить формулу ее определения, или, другими словами, изменить методику ее расчета. Но этот вопрос — не к городской раде, а к Верховной Раде, Кабинету министров. Все хотят ездить в хорошем городском транспорте, но платить не хотят. Спросите, сколько платят за проезд в Германии, Польше? Во Львове мы недополучаем 20 млн грн в местный бюджет только от использования земельных ресурсов. Если мы движемся в Европу, то должны платить большую цену за землю и прочие ресурсы.

ZN,UA


Теги статьи: ЗаводыЛьвов

Дата и время 11 октября 2013 г., 00:00     Просмотры Просмотров: 2329
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus

Важные новости

Украине не хватает 50 млрд грн на перерасчет пенсий в 2017 году Украине не хватает 50 млрд грн на перерасчет пенсий в 2017 году 02.12.2016
На перерасчет пенсий в 2017 году Украине необходимо 50 миллиардов гривен. Подробнее
Сумские фискалы стали заложниками монополизации рынка тканей Бедриковским Сумские фискалы стали заложниками монополизации рынка тканей Бедриковским 26.11.2016
События последних дней, происходящие в ГФС Сумской области, носят явные признаки четко спланированного возмездия за пров… Подробнее
03 декабря 2016 г.
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Если бы выборы в Раду проходили сегодня, кого бы вы поддержали?












Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте