Производители боятся везти автомобили в Украину. Многие импортеры уже три месяца не завозят машины в страну, сообщил Hubs Олег Назаренко, глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров. «Производители напуганы. Они думают, что у нас вся страна охвачена войной», – поясняет он.

Война в Донецкой и Луганской областях привела к логичным последствиям – продажи авто в большинстве населенных пунктов Донбасса прекратились. Вместе с ними автодилеры потеряли около 17% рынка. По данным Госавтоинспекции, именно такой процент от общего количества продаж авто пришелся в 2013-м на две Восточные области, в которых нынче орудуют террористы.

Если учесть еще и оккупацию Крыма, то в целом украинский автобизнес потерял около 23%.

Доля областей в структуре продаж авто в Украине, %

Данные ГАИ о первичной регистрации в 2013 г.

Еще одна причина ограниченных поставок авто в Украину – обесценивание гривны. Из-за роста курса доллара и евро автомобили за последние полгода подорожали минимум на 50%. Это привело к обвалу рынка – в январе-июне продажи новых автомобилей упали почти в два раза по сравнению с прошлым годом.

Не спасла продажи и отмена Верховной Радой утилизационного сбора на авто. Напомним, в апреле парламент внес изменения в Налоговый кодекс и исключил из него положение об уплате экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств.

По словам Геннадия Пристрома, генерального директора международного автомобильного холдинга «Атлант-М Украина», некоторые иностранные автомобильные компании рассматривают вариант временного выхода из украинского рынка. «Это – не слухи. Такие варианты действительно обсуждаются. И вполне могут быть приняты», – такое утверждение топ-менеджер еще в апреле озвучил в интервью Hubs.

Не меньше иностранцев от обвала гривны и войны на Востоке пострадал и отечественный производитель. О «практически остановке» и сокращении рабочих сообщил крупнейший автозавод Украины «АвтоЗАЗ», принадлежащий корпорации «Укравто» Тариэла Васадзе. По словам бизнесмена, если ситуация не изменится, производство на «АвтоЗАЗе» может быть полностью остановлено уже в сентябре.

Судя по прогнозам участников рынка, в ближайшее время ситуация не изменится в лучшую сторону. «По нашим оценкам, в ближайшей перспективе рост продаж практически невозможен. Скорее, можно обсуждать минимизацию падения рынка», – сокрушается Владимир Иванов, начальник отдела связей с общественностью «Ниссан Мотор Украина».

Нынешний кризис имеет все шансы превзойти кризис 2008-2009 годов, считает Артем Ткаченко, председатель правления «ВиДи АвтоСити». «Уже очевидно, что его переживут не все автомобильные компании. В некоторых городах дилерские предприятия уже закрываются», - резюмирует топ-менеджер.

Хубс