Житель Тулы Евгений уже который месяц не может найти на полках привычные ему украинские товары. “Разве что артемовская соль есть,  - смеется он. – И кое-где можно найти остатки “Львовского” и “Черниговского” пива”. Качественных украинских продуктов ему очень не хватает. “Спасает импорт из Белоруссии”, – говорит он.

Свободные от украинских сыров,  конфет и консервов  полки тульских супермаркетов – не единственный случай. Продуктов с пометкой made in Ukraine  стало меньше по всей России. Только за последний месяц, по данным Федеральной таможенной службы России,  импорт продуктов питания и сырья для их производства из Украины в РФ упал на 13,1% до $2,4 млн.

Меньше ввозят не только официально запрещенных товаров, но и тех, которых  эмбарго не коснулось. Для таких товаров в России действуют негласные санкции.

Самое первое препятствие – граница. Фуры с  украинским продовольствием просто не пропускают на таможне. “Россияне очень жестко закрыли границу”, – сетует руководитель украинского предприятия, поставляющего рыбные полуфабрикаты в РФ. Он попросил не указывать название его компании в СМИ, чтобы не злить и без того недоброжелательную российскую сторону.

“На границе фитосанитарная служба обнаруживает, например, в украинской курятине листерию или другие бактерии”, – описывает механизм запрета преседатель совета Ассоциации “Союз птицеводов Украины” Александр Бакуменко. По его словам, именно таможенные риски привели к тому, что с начала года компании- члены ассоциации – не отгрузили ни тонны мяса птицы в Российскую Федерацию.

Только за август поставки этого продукта упали почти вполовину.

“Предсказать, пропустят или нет – невозможно, – говорит директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей (АПТС) Алексей Дорошенко.  - Из-за этого нельзя прогнозировать накладные расходы: фуры могут простоять несколько дней на границе, а цена на конечный продукт непредсказуемо вырасти”. Если срок хранения товара невелик, он может  попросту испортиться за время вынужденного простоя.

Админресурс в супермаркетах

В негласных санкциях против украинских товаров  участвуют и российские ритейлеры.

К примеру, в компании “Эргопак”, которая продает бытовые товары под маркой “Мелочи жизни”, Hubs рассказали, что российские супермаркеты отказываются заключать контракты на следующий год. “Из 100 сетей, с которыми мы работаем – 98 не продлевают соглашений или серьезно сокращают ассортимент”, – рассказывает директор по продажам «Эргопак» Олег Тышкевич. 

Свои мотивы российские партнеры объясняют политическими причинами: мол, завтра вас запретят, а быстро найти замену мы не сможем, говорит Тышкевич. По его словам, все началось с аннексии Крыма. Именно тогда работающим на полуострове ритейлерам дали команду заменить украинские продукты на их российские аналоги.

Еще одна причина – админресурс. По словам Дорошенко из АПТС,  члены ассоциации жаловались, что небольшим сетям супермаркетов местные власти настоятельно не рекомендуют продавать товары украинского производства. Приходится подчиняться.

“Фактически компании, которые “продавались” в супермаркетах, понесли двойные убытки: платили за вход и теперь потеряют  за счет недопоставок”, – говорит директор по маркетингу корпорации Global ABC Алексей Филановский. Его компания, которая производит туалетную бумагу под торговой маркой “Снежная панда”, прекратила поставки в Россию еще до того, как стало “слишком горячо”. Сейчас приоритетными  рынками  сбыта “Снежной панды” стали страны СНГ за исключением РФ.

Придется искать новые рынки и другим компаниям. В первую очередь, это ЕС, – говорит Дорошенко из АПТС. По его мнению, раскошелившись на европейские сертификаты качества продукции, украинские компании практически без проблем смогут выйти на рынки Ближнего Востока. Там более “легкая” с точки зрения конкуренции среда, а местные дистрибуты с уважением относятся к товарам, представленным на европейском рынке.

Хубс