Рейдерство, коррупция в Украине, борьба с коррупцией • Национальный антикоррупционный портал «АНТИКОР»

ГТС по-киевски: спорный закон вступил в силу

ГТС по-киевски: спорный закон вступил в силу
ГТС по-киевски: спорный закон вступил в силу

Правительству Арсения Яценюка удалось довести до логического конца лоббирование своих законодательных инициатив, определяющих перспективы украинской газотранспортной системы – сегодня вступает в силу закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины о реформировании системы управления единой ГТС Украины».

Противоречивые условия

Этот документ разрешает аренду отечественных магистральных газопроводов и подземных хранилищ газа зарубежными компаниями, но без права их отчуждения. Подразумевается, что собственником и оператором ГТС будет государство Украина, которое владеет не менее 51% акций управляющей компании. А его партнерами смогут выступать только компании из стран Евросоюза или США. Окончательное решение об участии такой компании в уставном капитале оператора ГТС будет принимать Верховная рада.

Аналогичная схема предусмотрена и для участия зарубежных компаний в предприятии на основе подземных газохранилищ. Для выполнения закона на базе НАК «Нафтогаз Украины» должны быть созданы два публичных акционерных общества: «Магистральные газопроводы» и «Подземные газовые хранилища Украины».

Премьер-министр Арсений Яценюк, обосновывая необходимость такой реформы, говорил о стремлении повысить энергетическую безопасность страны и избавить ГТС от рисков возможного перехода под контроль российского «Газпрома». Но полностью исключить такой вариант развития событий принятый закон не в состоянии. Крупнейшие энергохолдинги ЕС, на интерес которых рассчитывает Кабмин, тесно сотрудничают с «Газпромом» не только по закупкам газа, но и в реализации инфраструктурных проектов. Поэтому через европейских партнеров российская монополия сможет повлиять и на условия управления украинской ГТС и ПХГ.

Менее уязвимы для такого влияния компании из США. В сентябре НАК «Нафтогаз Украины» планирует провести для них презентацию газотранспортной инфраструктуры. Также госхолдинг готовится организовать подобную встречу в Вене (первоначально речь шла о Брюсселе. – Forbes) с европейскими потенциальными партнерами. Юрий Витренко, главный советник предпавления НАК Андрея Коболева, отметил, что, кроме инвестиций в модернизацию ГТС, западные компании также привнесут современные технологии.

Противоречивым является намерение правительства передать функции операторов ГТС и ПХГ новым структурам, при том что «Нафтогаз» остается стороной действующего до 2019 года транзитного контракта с «Газпромом», в стабильности выполнения которого заинтересованы как в Москве, так и в Брюсселе. Также между отдельными компаниями-операторами ГТС и ПХГ могут возникать конфликтные ситуации, которые приведут к их несогласованной работе, что угрожает эффективному функционированию взаимосвязанной газотранспортной инфраструктуры.

Сложности компромисса

Реализовывая планы, направленные против российского газового монополиста, Арсений Яценюк намерен искать компромисс с российской монополией по спорным вопросам. Они касаются погашения задолженности «Нафтогаза» перед «Газпромом» (по оценке российской стороны, она достигла $5,3 млрд), а также обеспечения стабильного транзита топлива по контрактам «Газпрома» со странами ЕС. Кроме того, Кабмин заинтересован возобновить импорт газа из РФ, который был приостановлен российской стороной 16 июня из-за накопившегося долга.

В украинском правительстве считают, что для успешного прохождения текущего осенне-зимнего сезона Украине целесообразно закупить порядка 5 млрд куб. м российского газа. Но в течение ближайших пяти лет, как прогнозирует Арсений Яценюк, страна откажется от таких закупок. «До победы еще далеко. Победа – это тогда, когда мы не будем вообще покупать российский газ. Это не год, не два, но в пятилетней перспективе мы можем сказать, что Украина диверсифицирует поставки газа и перестанет зависеть от РФ», – отметил он.

Урегулированию спорных вопросов по газу должны поспособствовать трехсторонние переговоры Украины, России и Еврокомиссии в сентябре. Предположительная дата их проведения – 16 сентября, о чем вчера заявил Юрий Витренко, сославшись на договоренности с директором департамента внутреннего энергетического рынка Еврокомиссии Клаусом-Дитером Борхардтом. «Мы беседовали с господином Борхардтом, он говорил, что сейчас рабочий срок для встречи – это 16 сентября. Обсуждается несколько городов: для 16 сентября обсуждалась Вена», – пояснил Витренко.

Ситуация осложняется тем, что Верховная рада в августе приняла закон, предусматривающий возможность введения более 20 видов санкций против России из-за вооруженного противостояния на Донбассе. В их перечне – прекращение транзита российских энергоресурсов. Также Украина настаивает на переносе закупки российского газа европейскими компаниями с западной границы Украины на западную границу РФ. Но такую инициативу восприняли без энтузиазма не только в «Газпроме», но и в Брюсселе.

Газовые проблемы Украины и России, как полагает директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский, можно разрешить только в контексте урегулирования всего конфликтного потенциала, который накопился между двумя странами.

Автор материала: Светлана Долинчук 

По материалам: Forbes.ua


Теги статьи: ЯценюкКабминГТС

Дата и время 10 сентября 2014 г., 18:14     Просмотры Просмотров: 1806
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Кто по вашему мнению лучший президент за историю независимой Украины?









Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте