На следующей неделе в Украине  может появиться два “региона”с особым статусом”. К оккупированному Крыму, нынешнее положение которого также закреплено  законодательно, добавятся территории так называемых ДНР и ЛНР. Если, конечно, депутаты поддержат законопроект Президента Порошенко.

В  документе, который будет внесен в Верховную Раду на следующей неделе, названия “народных республик” упоминать, скорее всего,  не будут. Речь пойдет “о временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей”.  Такая формулировка была закреплена в Минском протоколе. По словам советника Президента Юрия Луценко – это  около трети территории Донбасса.

Скорее всего, финансирование дотационного региона и  его восстановление после войны ляжет на плечи украинского бюджета. На этом настаивает как минимум одна сторона мирных переговоров – Россия.

Три дня назад премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что Украина  должна сама озаботиться восстановлением региона. tweet

“Помимо домов, разрушены и производственные объекты.  Их восстановление –  большая проблема. Но ею должна озаботиться Украина.  Если украинские власти считают, что эти регионы являются частью страны”, – заявил он.

Финансирование из бюджета мятежной территории – плохая идея, считает  директор Case Украина Дмитрий Боярчук.  ” По сути  это спонсирование терроризма, – говорит он, – Как будет можно проверить, на что  именно потрачены эти деньги?”

В качестве примера Боярчук приводит ситуацию с канадской франкоговорящей провинцией Квебек, которая много лет выступает за  свою независимость от страны.

В 60-х-70-х годах  прошлого века в провинции произошла революция, которую назвали Тихой.  Ее целью был “развод” франкоговорящей провинции с англоговорящей частью страны. Под лозунги “Станьте хозяевами своего дома”, в провинции прошло уже два референдума об отделении.

Сегодня Квебек получает огромные  бюджетные преференции, не отчисляет налогов в центр и имеет беспрецедентные в рамках страны полномочия по самоуправлению.  “По сути Канада платит за то, чтобы Квебек де-факто оставался в ее составе”, – поясняет Боярчук. По его мнению, подобное грозит и Украине. При этом Донбасс будет оставаться источником постоянной опасности терроризма и сепаратизма.

“Это будут не дотации, а дань, мы там ничего  не контролируем”, – говорит замдиректор Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий. tweet

По мнению Голобуцкого, неподконтрольность может привести к ситуации, как в Южной Осетии. Россия финансирует непризнанную республику из расчета населения 150 000 человек, а реально там живет, по разным оценкам, 5000-10 000 жителей.

По  оценкам правительства, на восстановление разрушенной инфраструктуры Донбасса нужно как минимум $8 млрд. Помимо этого, ежегодные дотации региону составляют 30-40 млрд гривен.  На покрытие дефицита бюджета пенсионного фонда идет еще 10 млн  из бюджета.

Из-за дотаций в убыточную угольную отрасль 1 тонна угля с донбасских и луганских шахт обходится стране по двойной цене, говорит экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. “Стране дешевле покупать уголь за рубежом, – говорит он. – А вот для донецких и луганских шахт потеря такого  рынка сбыта может иметь тяжелые последствия”.  По информации председателя Независимого профсоюза горняков Михаила Волынца, стране придется купить около 10 млн.тонн угля в случае отказа от российского газа.   “Это как раз 12 млрд гривен – объемы субсидий в нашу угольную отрасль”, – говорит Волынец, которого цитирует российское агентство РИА Новости.

При этом вряд ли стоит ожидать каких-либо поступлений в бюджет от Донбасса . “В прошлые годы практически все возвращалось в регион в виде экспортного НДС металлургам”, –  объясняет Боярчук.

Единственный вариант не финансировать неподконтрольные регионы – признать их временно оккупированными территориями, считает Голобуцкий. Это не позволит провести в Верховную Раду депутатов от региона, не признающего украинскую власть. “Если сохранить политические права в этих районах, в парламент тогда смогут прийти и полевые командиры,  и такие личности, как Царев. “Они будут  навязывать риторику и политику Кремля, – говорит политтехнолог.  -  А их приход очень вероятен – ведь мы не сможем контролировать процесс волеизъявления, мы даже не будем знать, сколько там человек проголосовало, потому что неизвестно, сколько осталось жителей на Донбассе”.

Приход представителей самопровозглашенных республик в ВР – мина замедленного действия, и она взорвется очень скоро. “Благодаря кремлевскому лобби перед страной очень скоро встанет вопрос: евроинтеграция и сближение с НАТО или целостность страны”, –    резюмирует Голобуцкий.

Хубс