АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал

Почему Яценюк обезглавил “Укрзализныцю”

Почему Яценюк обезглавил “Укрзализныцю”
Почему Яценюк обезглавил “Укрзализныцю”

По поручению премьер-министра Арсения Яценюка 8 сентября была начата проверка финансово-хозяйственной деятельности госпредприятия “Укрзализныця” (УЗ). В связи с этим, назначенный новым правительством гендиректор предприятия Борис Остапюк был временно отстранен от исполнения своих обязанностей.

В правление президента Виктора Януковича УЗ отдавало значительную часть подрядов компаниям, связанным с коружением президента. INSIDER решил проверить, изменилась ли ситуация с момента назначения нового руководства.

Закупки ударными темпами

До того, как стать гендиректором, Остапюк уже неоднократно занимал высокие должности в структурах “Укрзализныци”. В прошлом он работал директором ГП “Укрзализнычпостач” и заместителем гендиректора УЗ. Все его предыдущие должности были связаны с материальным снабжением госпредприятия.

Начиная с первого апреля текущего года всеми подразделениями и предприятиями, входящими в структуру “Укрзализныци”, было проведено более 600 тендеров на общую сумму около 2,8 миллиардов гривен.

Кроме прочего, сюда вошла оплата коммунальных услуг и продуктов питания для каждой из шести железных дорог, больниц и других подразделений УЗ.

Непосредственно “Укрзализнычпостач”, который занимается обеспечением железных дорог, провел 120 тендеров. Около трети из них по разным причинам были отменены, состоявшиеся – обошлись почти в 1,7 миллиарда гривен.

75% этих денег ушло на ремонт старых вагонов и путей – 1,23 млрд грн. Еще 356 миллионов потратили на топливо и горюче-смазочные материалы, 46 млн грн – на текстильные изделия и около 10 млн грн – на стройматериалы.

Ранее INSIDER сообщал, что закупки для нужд АТО, примерно за тот же период,стоили государству три миллиарда гривен.

Тендерные чемпионы

Список фирм выигравших целые тендеры и отдельные лоты довольно велик. Но по-настоящему крупные подряды достались лишь избранным. Из всех денег, потраченных “Укрзализнычпостачем” с 1 апреля, более 80% или 1,4 миллиарда гривен заработают всего десять компаний.

Крупнейший подряд – 220 миллионов гривен достался компании “Днипрозализнычпостачання” (“ДЗП”). Владеет ею Александр Дядечко, а руководит Дмитрий Абрамов. Ранее Абрамов был одним из акционеров “Днепропетровского стрелочного завода” – единственного конкурент “ДЗП” на тендере. Победитель займется поставкой деталей для стрелочных переводов.

Немного меньше – 207 млн грн. заработает “Интерпайп Украина” Виктора Пинчука за поставку колес для железнодорожных составов. Подобные закупки у “Интерпайпа” проводятся ежегодно.

Несколько подрядов на поставку рельс стоимостью 177 млн грн. достались “Трансинвест холдингу”, входящему в СКМ Рината Ахметова. “Трансинвест” также выигрывает подобные тендеры каждый год. Единственным его конкурентом в этом и предыдущем году было днепропетровское “Спецукрпостачання”, записанное на кипрскую Umistreco Holdings ltd.

Торги на поставку резиновых прокладок и креплений стоимостью 167 млн грн. выиграла львовская компания “Экспозиция”. В реестре ее собственником записан Андрей Бохенок, но реальным бенефициаром фирмы называют нардепа от УДАРа Ярослава Дубневича. Ранее “Экспозиция” не выигрывала подрядов УЗ. Зато корпорация “КРТ” Ярослава и Богдана Дубневичей была крупным поставщиком креплений для рельс в 2008-2010 годах, когда УЗ возглавлял их земляк из Львова – Михаил Костюк.

Пять тонн болтов и шайб стоимостью 140 млн грн. для УЗ поставит “Инкомм”. Официально компанией владеет Надежда Богдан из села Трушки Киевской области. Конкуренцию на торгах ей составила лишь фирма “Алеварус”. Владельцы последнего – ООО “Люксвен” и киевлянин Александр Тимошенко. До недавнего времени фирмой “Инкомм” руководил Павел Хлевной, связанный с упомянутыми “Люксвеном” и Александром Тимошенко.

Компания “Азовкабельсбут” заработает 108 млн грн. на поставках кабелей для УЗ. Фирма записана на киевлянку Анну Белецкую. Ранее она не получала господрядов.

Около 20 лотов в разных тендерах на поставку запчастей общей стоимостью 56 млн грн. выиграла компания “ЕК “Зенит” записанная на Светлану Грушко. В большинстве случаев, ее единственным конкурентом выступало “НПП “Локомотив” Леонида Колосова. До лета 2011 года обе компании были прописаны по одному адресу в Киеве, а до января 2012 работали с одним номером телефона на двоих.

Еще около 48 млн грн. за поставку тормозных систем получит фирма “БМЗ”, которая по данным “Наших грошей” связана с регионалом Антоном Пригодским и группой Януковича. Компания начала выигрывать подряды “Укрзализнычпостача” уже через полгода после своего создания в августе 2012. С того момента она заработала около 150 млн грн.

Новые тенденции

На примере тендера, в котором выиграли две оставшиеся компании из списка можно проследить некоторую тенденцию в проведении госзакупок “Укрзализныцей”, которая появилась после назначения нового руководства.

Крупные подряды начали делить на несколько лотов, что должно было позволить принять участие в них мелким подрядчикам. Такой метод практиковался и раньше, но сейчас его используют гораздо чаще.

Торги по закупке масел и смазок для УЗ общей стоимостью 356 миллионов гривен должны были состояться еще в апреле, но дата их проведения переносилась несколько раз. Кроме этого 9 раз менялись технические условия.

Тендер разбили на пять отдельных лотов. Свои заявки на участие в торгах по ним прислали 10 компаний. Позже, шесть из них были отклонены. Из-за того, что каждая фирма подавала заявки на разные лоты, разобраться, кто и кому составил конкуренцию в конечном итоге довольно сложно.

В данном случае все победители: “Левада ойл”, “Елемент ойл” и “Торговый дом “Агринол” (не вошел в 10-ку крупнейших) подавали заявки лишь на один лот так, чтобы не быть конкурентами друг другу. После того, как большая часть предложений было отклонена, конкуренцию всем трем составила лишь одна фирма – “Ист майнинг Украина”.

Прописан “Ист майнинг” в Донецке на улице Умова, 1. Судя по всему, в месте массовой регистрации юрлиц – там прописано еще несколько сотен фирм. Владельцы ”Ист майнинг” – донеччанка Александра Тимошенко и венгерская “Ист Мек”.

По этому же адресу прописан и главный победитель тендера, который получит 163 млн грн. – “Левада ойл”. Эта фирма создана в апреле текущего года и записана на Андрея Гаевого и Юрия Кияшко.

Там же прописана компания ”Ремдизель Груп”, которая выигрывала тендеры УЗ в 2012 году. В ее учредителях так же был Кияшко.

Еще раньше – в  2011 году Кияшко состоял в правлении Керченского меткомбината, которым через компанию “Лемтранс” владел давний соратник экс-президента Януковича Антон Пригодский.

Еще 146 миллионов получила фирма “Елемент ойл” киевского бизнесмена Игоря Везикова. Она зарегистрирована 26 декабря 2013 года, но в первом полугодии 2014-го уже успела стать одним из крупнейших импортеров дизельного топлива в Украину.

Последний лот стоимостью 32 миллиона гривен выиграл ”Торговый дом “Агринол” из Бердянске. Его учредители - Михаил Какушадзе, Игорь Добыча, а также Юрий и Руслан Пономаревы - племянники нардепа-”регионала” Александра Пономарева.

Такой тендер не исключение, а скорее правило. В последнее время большинство крупных закупок, в том числе и описанных выше, проводилось по тому же принципу – несколько раз переносились даты, на разные лоты подавали заявки около 10 компаний, половине из них отказывали и в конечном итоге конкуренцию победителям составляли один или два участника.

Среди участников и победителей нередко встречаются донецкие компании. Каким образом они будут поставлять товары, учитывая нынешнюю ситуацию на Донбассе, в документации не указано.

Руководство УЗ какие либо нарушения в своей работе опровергают, и объясняя, что постоянно работают над их устранением. Максим Бланк еще в июле на своей странице Facebook написал развернутое обращение, в котором отбросил все обвинения в махинациях на предприятии и назвал это ”проплаченной” кампанией против нового менеджмента УЗ.

“Мы разворошили такое осиное гнездо, что желающих убрать нас с УЗ – пруд пруди. Реформа крайне не выгодна менеджменту 6 дорог, которые из удельных князей превратятся в рядовых функционеров аппарата УЗ. Борьба с завышением цен и откатами, проведение настоящих тендеров – невыносимо бьет по огромной куче паразитов, привыкших кормиться со щедрого стола УЗ – в их числе и представители депутатского корпуса, и силовых структур”, – написал Бланк.

Автор материала: Дмитрий Король

По материалам: Theinsider.ua


Теги статьи: УкрзализныцяЯценюк

Дата и время 16 сентября 2014 г., 15:46     Просмотры Просмотров: 2956
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Кто по вашему мнению лучший президент за историю независимой Украины?









Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте