Рейдерство, коррупция в Украине, борьба с коррупцией • Национальный антикоррупционный портал «АНТИКОР»

Почему Яценюк обезглавил “Укрзализныцю”

Почему Яценюк обезглавил “Укрзализныцю”
Почему Яценюк обезглавил “Укрзализныцю”

По поручению премьер-министра Арсения Яценюка 8 сентября была начата проверка финансово-хозяйственной деятельности госпредприятия “Укрзализныця” (УЗ). В связи с этим, назначенный новым правительством гендиректор предприятия Борис Остапюк был временно отстранен от исполнения своих обязанностей.

В правление президента Виктора Януковича УЗ отдавало значительную часть подрядов компаниям, связанным с коружением президента. INSIDER решил проверить, изменилась ли ситуация с момента назначения нового руководства.

Закупки ударными темпами

До того, как стать гендиректором, Остапюк уже неоднократно занимал высокие должности в структурах “Укрзализныци”. В прошлом он работал директором ГП “Укрзализнычпостач” и заместителем гендиректора УЗ. Все его предыдущие должности были связаны с материальным снабжением госпредприятия.

Начиная с первого апреля текущего года всеми подразделениями и предприятиями, входящими в структуру “Укрзализныци”, было проведено более 600 тендеров на общую сумму около 2,8 миллиардов гривен.

Кроме прочего, сюда вошла оплата коммунальных услуг и продуктов питания для каждой из шести железных дорог, больниц и других подразделений УЗ.

Непосредственно “Укрзализнычпостач”, который занимается обеспечением железных дорог, провел 120 тендеров. Около трети из них по разным причинам были отменены, состоявшиеся – обошлись почти в 1,7 миллиарда гривен.

75% этих денег ушло на ремонт старых вагонов и путей – 1,23 млрд грн. Еще 356 миллионов потратили на топливо и горюче-смазочные материалы, 46 млн грн – на текстильные изделия и около 10 млн грн – на стройматериалы.

Ранее INSIDER сообщал, что закупки для нужд АТО, примерно за тот же период,стоили государству три миллиарда гривен.

Тендерные чемпионы

Список фирм выигравших целые тендеры и отдельные лоты довольно велик. Но по-настоящему крупные подряды достались лишь избранным. Из всех денег, потраченных “Укрзализнычпостачем” с 1 апреля, более 80% или 1,4 миллиарда гривен заработают всего десять компаний.

Крупнейший подряд – 220 миллионов гривен достался компании “Днипрозализнычпостачання” (“ДЗП”). Владеет ею Александр Дядечко, а руководит Дмитрий Абрамов. Ранее Абрамов был одним из акционеров “Днепропетровского стрелочного завода” – единственного конкурент “ДЗП” на тендере. Победитель займется поставкой деталей для стрелочных переводов.

Немного меньше – 207 млн грн. заработает “Интерпайп Украина” Виктора Пинчука за поставку колес для железнодорожных составов. Подобные закупки у “Интерпайпа” проводятся ежегодно.

Несколько подрядов на поставку рельс стоимостью 177 млн грн. достались “Трансинвест холдингу”, входящему в СКМ Рината Ахметова. “Трансинвест” также выигрывает подобные тендеры каждый год. Единственным его конкурентом в этом и предыдущем году было днепропетровское “Спецукрпостачання”, записанное на кипрскую Umistreco Holdings ltd.

Торги на поставку резиновых прокладок и креплений стоимостью 167 млн грн. выиграла львовская компания “Экспозиция”. В реестре ее собственником записан Андрей Бохенок, но реальным бенефициаром фирмы называют нардепа от УДАРа Ярослава Дубневича. Ранее “Экспозиция” не выигрывала подрядов УЗ. Зато корпорация “КРТ” Ярослава и Богдана Дубневичей была крупным поставщиком креплений для рельс в 2008-2010 годах, когда УЗ возглавлял их земляк из Львова – Михаил Костюк.

Пять тонн болтов и шайб стоимостью 140 млн грн. для УЗ поставит “Инкомм”. Официально компанией владеет Надежда Богдан из села Трушки Киевской области. Конкуренцию на торгах ей составила лишь фирма “Алеварус”. Владельцы последнего – ООО “Люксвен” и киевлянин Александр Тимошенко. До недавнего времени фирмой “Инкомм” руководил Павел Хлевной, связанный с упомянутыми “Люксвеном” и Александром Тимошенко.

Компания “Азовкабельсбут” заработает 108 млн грн. на поставках кабелей для УЗ. Фирма записана на киевлянку Анну Белецкую. Ранее она не получала господрядов.

Около 20 лотов в разных тендерах на поставку запчастей общей стоимостью 56 млн грн. выиграла компания “ЕК “Зенит” записанная на Светлану Грушко. В большинстве случаев, ее единственным конкурентом выступало “НПП “Локомотив” Леонида Колосова. До лета 2011 года обе компании были прописаны по одному адресу в Киеве, а до января 2012 работали с одним номером телефона на двоих.

Еще около 48 млн грн. за поставку тормозных систем получит фирма “БМЗ”, которая по данным “Наших грошей” связана с регионалом Антоном Пригодским и группой Януковича. Компания начала выигрывать подряды “Укрзализнычпостача” уже через полгода после своего создания в августе 2012. С того момента она заработала около 150 млн грн.

Новые тенденции

На примере тендера, в котором выиграли две оставшиеся компании из списка можно проследить некоторую тенденцию в проведении госзакупок “Укрзализныцей”, которая появилась после назначения нового руководства.

Крупные подряды начали делить на несколько лотов, что должно было позволить принять участие в них мелким подрядчикам. Такой метод практиковался и раньше, но сейчас его используют гораздо чаще.

Торги по закупке масел и смазок для УЗ общей стоимостью 356 миллионов гривен должны были состояться еще в апреле, но дата их проведения переносилась несколько раз. Кроме этого 9 раз менялись технические условия.

Тендер разбили на пять отдельных лотов. Свои заявки на участие в торгах по ним прислали 10 компаний. Позже, шесть из них были отклонены. Из-за того, что каждая фирма подавала заявки на разные лоты, разобраться, кто и кому составил конкуренцию в конечном итоге довольно сложно.

В данном случае все победители: “Левада ойл”, “Елемент ойл” и “Торговый дом “Агринол” (не вошел в 10-ку крупнейших) подавали заявки лишь на один лот так, чтобы не быть конкурентами друг другу. После того, как большая часть предложений было отклонена, конкуренцию всем трем составила лишь одна фирма – “Ист майнинг Украина”.

Прописан “Ист майнинг” в Донецке на улице Умова, 1. Судя по всему, в месте массовой регистрации юрлиц – там прописано еще несколько сотен фирм. Владельцы ”Ист майнинг” – донеччанка Александра Тимошенко и венгерская “Ист Мек”.

По этому же адресу прописан и главный победитель тендера, который получит 163 млн грн. – “Левада ойл”. Эта фирма создана в апреле текущего года и записана на Андрея Гаевого и Юрия Кияшко.

Там же прописана компания ”Ремдизель Груп”, которая выигрывала тендеры УЗ в 2012 году. В ее учредителях так же был Кияшко.

Еще раньше – в  2011 году Кияшко состоял в правлении Керченского меткомбината, которым через компанию “Лемтранс” владел давний соратник экс-президента Януковича Антон Пригодский.

Еще 146 миллионов получила фирма “Елемент ойл” киевского бизнесмена Игоря Везикова. Она зарегистрирована 26 декабря 2013 года, но в первом полугодии 2014-го уже успела стать одним из крупнейших импортеров дизельного топлива в Украину.

Последний лот стоимостью 32 миллиона гривен выиграл ”Торговый дом “Агринол” из Бердянске. Его учредители - Михаил Какушадзе, Игорь Добыча, а также Юрий и Руслан Пономаревы - племянники нардепа-”регионала” Александра Пономарева.

Такой тендер не исключение, а скорее правило. В последнее время большинство крупных закупок, в том числе и описанных выше, проводилось по тому же принципу – несколько раз переносились даты, на разные лоты подавали заявки около 10 компаний, половине из них отказывали и в конечном итоге конкуренцию победителям составляли один или два участника.

Среди участников и победителей нередко встречаются донецкие компании. Каким образом они будут поставлять товары, учитывая нынешнюю ситуацию на Донбассе, в документации не указано.

Руководство УЗ какие либо нарушения в своей работе опровергают, и объясняя, что постоянно работают над их устранением. Максим Бланк еще в июле на своей странице Facebook написал развернутое обращение, в котором отбросил все обвинения в махинациях на предприятии и назвал это ”проплаченной” кампанией против нового менеджмента УЗ.

“Мы разворошили такое осиное гнездо, что желающих убрать нас с УЗ – пруд пруди. Реформа крайне не выгодна менеджменту 6 дорог, которые из удельных князей превратятся в рядовых функционеров аппарата УЗ. Борьба с завышением цен и откатами, проведение настоящих тендеров – невыносимо бьет по огромной куче паразитов, привыкших кормиться со щедрого стола УЗ – в их числе и представители депутатского корпуса, и силовых структур”, – написал Бланк.

Автор материала: Дмитрий Король

По материалам: Theinsider.ua


Теги статьи: УкрзализныцяЯценюк

Дата и время 16 сентября 2014 г., 15:46     Просмотры Просмотров: 2658
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus

Важные новости

Онищенко розповів, скільки Ляшко вимагав грошей за потрібні голосування Онищенко розповів, скільки Ляшко вимагав грошей за потрібні голосування 04.12.2016
Стало відомо чому Ляшко підскочив до президента після голосування за призначення Шокіна генпрокурором Подробнее
МВД опубликовало имена и фотографии полицейских, погибших в Княжичах МВД опубликовало имена и фотографии полицейских, погибших в Княжичах 04.12.2016
МВД обнародовало данные пяти полицейских погибших в перестрелке в селе Княжичи близ Киева. Подробнее
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Если бы выборы в Раду проходили сегодня, кого бы вы поддержали?












Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте