Рейдерство, коррупция в Украине, борьба с коррупцией • Национальный антикоррупционный портал «АНТИКОР»

НЕ ВО ВСЕ ДВЕРИ МОЖНО СТУЧАТЬСЯ

НЕ ВО ВСЕ ДВЕРИ МОЖНО СТУЧАТЬСЯ
НЕ ВО ВСЕ ДВЕРИ МОЖНО СТУЧАТЬСЯ

На этапе развития обычного права, также на уровне обычая, формировалась надзорная функция, которая в основном основывалась на обращениях, заявлениях и жалобах граждан.

Сегодня при рассмотрении обращений граждан работники прокуратуры руководствуются Конституцией, законами «О прокуратуре», «Об обращениях граждан», Указом Президента №109/2008 от 07.02.2008 «О первоочередных мерах по обеспечению реализации и гарантирования конституционного права на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления» и инструкцией о порядке рассмотрения и разрешения обращений и личного приема в органах прокуратуры, утвержденной приказом Генерального прокурора Украины №9гн от 21.06.2011.

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона Украины «О прокуратуре», прокурор рассматривает заявления и жалобы о нарушении прав граждан и юридических лиц, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено к компетенции суда. Как показывает практика, именно этой нормой злоупотребляют сотрудники прокуратуры, рассматривая жалобы украинцев – ссылаясь на указанную статью, они оставляют их без рассмотрения, предлагая заявителю обращаться за помощью в суд на основании ст. 3 ГПК Украины и ст. 16 ГК Украины. Согласно этим нормам, любой гражданин имеет право обратиться в суд для защиты своих прав и интересов.

Общественность – лучший орган по борьбе с коррупцией

Изменять такую порочную практику можно путем внесения изменений в некоторые нормативные акты. В частности, члены Консультативного совета при Генеральной прокуратуре Украины предлагают внести Генпрокурору предложение о необходимости внесения изменений и дополнений в приказ Генерального прокурора Украины №9гн от 21.06.2011. Рассмотрение обращений граждан должно стать приоритетной функцией прокуратуры, поскольку лучшим органом по борьбе с коррупцией или противозаконными схемами является именно общественность. Граждане быстрее реагируют, например, на незаконное строительство или нарушение экологических норм, поскольку такие противозаконные действия касаются их непосредственно, и лучше не допустить нарушения закона, чем потом бороться с его последствиями. Именно поэтому необходимо сделать процедуру обращений граждан максимально упрощенной и доступной.

Персонал органов прокуратуры сегодня подвергается резкой критике в т. ч. и за то, что схема прохождения обращений граждан оставляет желать лучшего. Ведь частенько гражданин вынужден дважды обращаться в районную прокуратуру по одному и тому же вопросу. При этом он не может обратиться в вышестоящую инстанцию, пока не получит ответ за подписью прокурора района. Вы удивитесь, но даже если человек проигнорирует это правило и направит свою жалобу в вышестоящую прокуратуру, дело с места не сдвинется, поскольку оттуда ее спустят вниз, пока не будет ответа за подписью районного прокурора. Такую же процедуру обращение проходит и в остальных структурных подразделениях прокуратуры.

Разумеется, ни о каком быстром реагировании на нарушения правопорядка при таком подходе речь не идет. На это обратил внимание Консультативный совет при Генеральной прокуратуре Украины и внес предложение о необходимости внесения в инструкцию «О порядке рассмотрения и разрешения обращений и личного приема в органах прокуратуры Украины» изменений и дополнений, которые позволили бы поменять существующую практику. Кроме того, предлагаемые изменения будут стимулировать прокуроров быть более инициативными.

В случае поступления обращения гражданина, даже без предварительного рассмотрения соответствующими органами, прокурор имеет полное право (а согласно ст. 4 Закона «О прокуратуре», это его прямая служебная обязанность) провести проверку фактов нарушения действующего законодательства по собственной инициативе, на что ограничение о предварительном рассмотрении никак не распространяется. Однако прокуроры частенько не пользуются этим правом (либо пользуются избирательно) и, соответственно, не исполняют свои обязанности.

В случае, если изложенные гражданином сведения о нарушении действующего законодательства прокурора не беспокоят и не вызывают у него инициативы, стать на защиту законности и правопорядка путем проведения проверки таких фактов предлагается вышестоящему прокурору. Сами же эти факты следует толковать как небрежное отношение к интересам службы с последующим привлечением к дисциплинарной ответственности. Кроме того, «при наличии одновременно права гражданина и прокурора на обжалование незаконного решения, действия или бездействия следователя или прокурора такое право прокурора предлагается считать его приоритетным долгом, оно должно быть реализовано в первую очередь и безотлагательно, независимо от реализации гражданином своего права на обжалование», – именно такими положениями предлагается дополнить п. 3.13-1. обсуждаемой инструкции.

«Венецианский» проект

Нельзя не принимать во внимание, что в очереди на рассмотрение ВР лежит новый законопроект№3541 «О прокуратуре», как известно, одобренный европейскими экспертами. И главное его новшество в том, что он не предусматривает среди функций прокуратуры так называемую надзорную функцию. В рамках этого законопроекта вообще не предусмотрена такая процедура, как прием граждан по личным вопросам. Соответственно, в случае принятия этого законопроекта потеряют свою актуальность не только предлагаемые изменения, но и сама инструкция «О порядке рассмотрения и разрешения обращений и личного приема в органах прокуратуры Украины».

«Если будет принят законопроект №3541 в том виде, в котором он сегодня предложен, произойдет моментальный развал государства. Обратите внимание, те депутаты, которые выступают за отмену надзорных функций и много об этом говорят, потом сами же направляют депутатские обращения в Генеральную прокуратуру по тому или иному вопросу, просят проконтролировать, проверить, так как больше обратиться некуда. Нет иного контролирующего органа», – отметил глава Консультативного совета при Генеральной прокуратуре Владимир Бойко.

Побороть сложившуюся практику может общественность, если она активнее будет реагировать на незаконные действия прокуроров, а также законодатели, если они будут принимать такие законы, при которых прокуратура станет работать прозрачно и эффективно.

Прокурорская Правда


Теги статьи: Генпрокуратура

Дата и время 17 сентября 2014 г., 17:03     Просмотры Просмотров: 1372
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus

Важные новости

Украине не хватает 50 млрд грн на перерасчет пенсий в 2017 году Украине не хватает 50 млрд грн на перерасчет пенсий в 2017 году 02.12.2016
На перерасчет пенсий в 2017 году Украине необходимо 50 миллиардов гривен. Подробнее
Сумские фискалы стали заложниками монополизации рынка тканей Бедриковским Сумские фискалы стали заложниками монополизации рынка тканей Бедриковским 26.11.2016
События последних дней, происходящие в ГФС Сумской области, носят явные признаки четко спланированного возмездия за пров… Подробнее
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Если бы выборы в Раду проходили сегодня, кого бы вы поддержали?












Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте