Рейдерство, коррупция в Украине, борьба с коррупцией • Национальный антикоррупционный портал «АНТИКОР»

Автомобильный бум или как украинцы спасали свои деньги

Автомобильный бум или как украинцы спасали свои деньги
Автомобильный бум или как украинцы спасали свои деньги

В декабре 2016 года украинцы побили рекорд по покупке новых автомобилей. 

Весной-летом 2016 года украинцы замерли в ожидании массового ввоза в страну недорогих подержанных автомобилей. Взбудоражило население принятие Верховной Радой в мае Закона№1389-19, согласно которому с 1 августа 2016 года и до 31 декабря 2018 ставки акцизного сбора на импортные б/у автомобили, произведенные до 2010 года, существенно снизили. Было много разговоров о том, сколько именно гражданам удастся сэкономить при покупке б/у авто. А официальные диллеры и автопроизводители подсчитывали будущие убытки. В итоге, в июле в аккурат за месяц до вступления Закона в силу, число сделок на рынке подержанных автомобилей обвалилось на 23%. Впрочем, уже в августе ситуация пошла на поправку. 

Влияние ставок акцизного налога 

Так, в начале сентября пресс-служба Государственной фискальной службы (ГФС) со ссылкой на главу ведомства Романа Насирова сообщила, что с начала августа по сентябрь таможенное оформление по сниженным ставкам прошли 1315 подержанных импортных легковых автомобилей. Это более чем в два раза больше, чем за первых 15 дней августа, когда было растаможено 562 автомобиля. 

Правда, в Ассоциации автопроизводителей Украины (Укравтопром) привели тогда несколько другие цифры. По их данным, в августе на первичном рынке было зарегистрировано всего 270 подержанных легковых автомобилей, что на 78% меньше, чем в августе 2015 года, но на 17% больше показателя июля 2016 года. 

Столь значительную разницу в показателях эксперты объяснили тем, что ГФС, в погоне за планом, скорее всего, учла все растаможенные автомобили, а «Укравтопром» только те, которые уже зарегистрированы в Сервисном центре (МРЭО). 

«Часто покупатель автомобиля заполняет на таможне предварительную декларацию, грузо-таможенную декларацию, пересекает границу и продолжает ездить без регистрации автомобиля в МРЭО, ведь срок постановки авто на учет – 10 дней. Таким образом, растаможить машину могли 30, 31 августа, а поставить на учет уже в сентябре. ГФС же эти машины внесло в августовскую статистику», — объяснил тогда генеральный директор ВААИД Олег Назаренко. 

Но, в любом случае уже последующие месяцы показали, что ситуация на рынке б/у авто действительно выравнивается. Правда, ожидаемого активного завоза машин, бывших в употреблении, явно не произошло. Так, по данным пресс-службы ГФС, за 11 месяцев прошлого года на территорию Украины было ввезено более 11,3 тыс. автомобилей. В то время как, по данным Укравтопрома, за этот период в страну ввезли и поставили на учет (первичная регистрация, когда, например, авто были завезены и в декабре 2015 года, а номера получили уже в январе 2016. – Ред.) 13 247 легковых авто, бывших в эксплуатации. Это всего на 3% больше, чем за тот же период 2015 года. Правда, в Ассоциации подчеркивают, что данные за первые восемь месяцев года вообще показали более чем двукратное падение к прошлогоднему показателю, а вот общий рост был сформирован за три месяца, начиная с сентября, т.е. после снижения ставок акцизного налога. 

Самым популярным автомобилем на первичном рынке секонд-хенда в 2016 году стал Renault Megane, который выбрал 1931 автомобилист. Средний возраст автомобилей этой модели составил пять лет. Автомобили Volkswagen Passat, средний возраст которых четыре года, приобрели 1196 украинцев. Намного скромнее результат у Skoda Octavia, которая замыкает тройку лидеров - ее выбрали 679 автолюбителей. Средний возраст автомобиля составлял пять лет. 

Дырки в законе 

В то же время, в информационно-аналитической группе AUTO-Consulting отмечают рост интереса украинцев к автомобилям премиум-класса. За четыре месяца действия закона о снижении ставок акцизного налога доля этого сегмента увеличилась в 1,5 раза - с 13% до 19% и, в первую очередь, за счет автомобилей среднего сегмента. А вот доступных автомобилей, ради которых все и затевалось, украинцы больше завозить не стали. 

Сложившуюся ситуацию эксперты объясняют тем, что зажиточным украинцам, которые приобретают авто премиум-класса, легче вписаться в рамки нового закона. Ведь документ, в конце концов, был принят с рядом ограничений, в том числе с условием, что авто по сниженным ставкам может купить только одно лицо, которое, к тому же, не может продать его в течение года, иначе акциз придется заплатить полностью. 

Поэтому, грубо говоря, законом в первую очередь воспользовались люди, которые могут позволить себе потратиться на поездку в Европу, уже бывали за рубежом и пр. Те же, кто покупает подержанные авто классом ниже, оказались пока не готовы к самостоятельным поездкам за рубеж. Предприниматели же, которые пригоняют автомобили на заказ, также смогли помочь не всем – многие из них так и не смогли разобраться в довольно противоречивых нормах нового закона. 

Правда, недавно ясность в вопрос, кто все-таки можете растаможить автомобиль по сниженным тарифам и пригнать его через границу внес суд. А именно, Волынский областной суд стал на сторону украинки Людмилы, которая купила Volkswagen Golf 2010 года выпуска уже на таможенном складе, а луцкие таможенники оформлять авто по сниженным акцизам отказались. При этом суд посчитал, что в законе четко не указано, кто должен быть за рулем, ввозя автомобиль на территорию Украины. 

Кроме того, ст.126 Таможенного кодекса говорит, что «иностранные товары, помещенные в таможенный режим таможенного склада, сохраняют статус иностранных товаров». 

Но это не единственная «дыра» в законе. «В Законе №1389-19 сказано, что льготы предоставляются лицу. Не физическому лицу, не юридическому, а просто лицу. Выходит, депутаты дали разрешение на льготное налогообложение «лицам», а это именно субъекты хозяйствования, а не «физические лица», – уверяет Назаренко. 

Отметим, что в Верховной Раде уже вознамерились дополнить документ такими словами: «ставки акцизного налога, установленные настоящим пунктом, применяются для легковых автомобилей, если они ввозятся на таможенную территорию Украины исключительно физическими лицами для личного пользования, которые будут осуществлять их первую регистрацию в Украине». В ноябре глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина подала соответствующий законопроект в парламент, но на рассмотрение его так не поставили. 

Если законопроект не рассмотрят и в этом году, то у украинцев появится реальная возможность воспользоваться услугами перегонщиков, что значительно упростит покупку б/у автомобилей по сниженным ставкам акцизного налога. 

Рынок новых авто 

Пока же, как видно из вышеприведенное статистики, снижение ставок акцизного сбора на импортные б/у автомобили не возымело ожидаемого многими негативного влияния на рынок новых авто. Более того, как сообщает AUTO-Consulting, по итогам 2016 года в Украине было реализовано на 38,66% новых легковых автомобилей больше, чем годом ранее, то есть, 64478. Финальную точку дилеры поставили в декабре, когда сумели нарастить продажи новых автомобилей на 33%, тем самым установив новый рекорд за последние три года. 

Поставщики объясняют небывалый рост продаж нестабильностью курса гривны, которая мотивировала украинцев поспешить приобрести машину, акционными предложениями, а также отложенным спросом. 

«Два года военно-политическая ситуация была нестабильной. Люди и бизнес откладывали покупку вещей длительного спроса (в том числе автомобилей), потому что вдруг придется эмигрировать из страны или не будет хватать денег на лекарства и еду», – говорит Назаренко. 

Учитывая это, 2015 год был для украинского автомобильного рынка просто провальным - продажи новых легковых авто сократились тогда на 52%, до 46500 единиц. 

Тот год был крайне неудачным и для отечественных автопроизводителей. Как сообщал Укравтопром, в 2015 году производство автомобилей в Украине по сравнению с 2014 годом сократилось на 71,3%. В частности, если в 2014 году на украинских автозаводах было собрано 28751 транспортное средство, то в 2015 – всего 8244. Из них легковых автомобилей – 5654 (-78,2% к 2014 году), коммерческих – 1716 (-11,2%), автобусов – 874 (-0,5%). 

Но сейчас украинские автопроизводители из ступора как-то вышли. В ноябре они произвели 777 легковушек, что на 78% больше октябрьского показателя и всего на 7% меньше, чем в ноябре 2015 года. В целом, за одиннадцать месяцев 2016 года в Украине было произведено 3800 легковых авто (Еврокар произвел 3 437 автомобилей, ЗАЗ - 363 единицы, Богдан автомобили не выпускал). 

При этом не исключено, что в 2017 году ситуация на рынке отечественных авто продолжит улучшаться. Ведь в очередной раз пролоббировать интересы автопроизводителей вознамерились госчиновники. Так, 28 декабря Кабинет министров утвердил порядок применения специальных ставок ввозной пошлины на импорт автомобилей из стран ЕС. Вместо предусмотренного условиями Соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС снижения пошлины в течение 10 лет (в 2026 году ставка ввозной пошлины должна опуститься до 0%. – Ред.) правительство предлагает законсервировать 10-процентную ставку ввозной пошлины на автоимпорт из Евросоюза. Как утверждают в Минэкономразвития (МЭРТ), которое инициировало это решение, именно специальные пошлины помогут возродить украинские автозаводы. 

В разъяснении МЭРТ к решению Кабмина говорится, что специальные меры могут применяться в случае выполнения трех условий: если в Украину в течение года ввезут более 45000 легковых автомобилей происхождением из ЕС; совокупный объем импорта легковых авто происхождением из ЕС в Украину в течение последнего года превысит предельный объем всех первичных регистраций легковых автомобилей в стране за тот же период; а также будет причиняться значительный ущерб национальной промышленности. 

При этом, по данным МЭРТ, в 2015 году в Украину импортировали 38900 авто, происхождением из стран ЕС, а за девять месяцев 2016 года - 30 600. 

«Таким образом, если к сентябрю 2017 года, например, количество импортируемых в Украину легковых автомобилей достигнет 45000 единиц и при этом будут соблюдены другие требования, после консультаций с ЕС Украина сможет поднять ставку ввозной пошлины до 10%», - отметили в пресс-службе МЭРТ. 

В то же время, эксперты отмечают, что посчитать точное количество автомобилей, которые поступили с европейских заводов, невозможно. Нужно видеть сертификаты происхождения. Но вероятность того, что импорт легковых автомобилей происхождением из ЕС в 2017 году превысит 45000 единиц, довольно высока. Скорее всего, будут соблюдены и два других условия, задекларированных МЭРТ, то есть на долю авто из Европы придется большая доля авторынка, и импорт из ЕС в разы превысит объемы украинского производства. Таким образом, введение 10% спецпошлины достаточно высокое. 

В свою очередь, в ВААИД уже заявили, что Кабмин не может предоставлять права Межведомственной Комиссии по международной торговле установить дополнительное спецпошлины на авто из ЕС. Такими полномочиями ее может наделить исключительно Верховная Рада, а не Кабмин. А значит дело может решаться в суде. 

К слову, еще одна предновогодняя инициатива госчиновников вызывает недоумение экспертов. Министр инфраструктуры Владимир Омелян пообещал за три года более чем в 20 раз увеличить долю рынка электротранспорта в Украине, то есть, довести ее с 0,7% до 15%. 

Правда, тут он пообещал не только предоставить льготы для украинских производителей, но и простимулировать импорт, чем молниеносно вызвал недовольство «УкрАВТО», которая и без того жалуется на то, что около года назад парламент отменил ввозную пошлину на транспортные средства, оснащенные электрическими силовыми установками. А ведь импортеры хотят еще большего, например отмены НДС. В частности, в декабре в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно масштабного развития рынка электромобилей в Украине», которым предлагается освободить электромобили от уплаты налогов на импорт и пр. 

Чего ждать в новом году 

В любом случае, пока сомнительные инициативы правительства не вступили в силу, эксперты прогнозируют рост авторынка в 2017 году по всем направлениям. Так, корпорация «УкрАВТО» считает, что при условии роста экономики и реальных доходов населения, в новом году рынок новых легковых авто вырастет до 84000. ВААИД прогнозирует рост продаж на 32-38% к нынешним 65000. По словам Назаренко, на это повлияет возрождение кредитования и лизинговых программ банками – в Ассоциации отмечают снижение ставок кредитования. 

Что же касается рынка подержанных автомобилей, то эксперт прогнозирует рост этого рынка на 35%. Правда, произойдет он, скорее, не за счет импорта подержанных авто, а за счет внутреннего рынка - поскольку растет покупка новых авто, а значит, вырастет и продажа б/у автомобилей. 

«Те, кто хотел привезти авто из-за рубежа, уже это сделали. Первая волна прошла. Дальше такого спроса на импорт б/у автомобилей не будет. Авто будут покупать уже на внутреннем рынке», - прогнозирует Назаренко. 

Впрочем, простимулировать импорт б/у авто (а вернее закончить начатое) снова может Верховная Рада - в конце декабря народные депутаты от «УКРОПа» зарегистрировали в парламенте пакет из двух законопроектов об отмене ряда ограничений на ввоз в Украину подержанных автомобилей. 

Как сообщил глава политсовета УКРОПа, нардеп Тарас Батенко, принятие законопроектов существенно увеличит рынок подержанных автомобилей в Украине, ведь они предусматривают введение еще больших льгот на их ввоз. 

Так, например, проект закона о внесении изменений к главе ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно формирования цивилизованного рынка подержанных автомобилей» (рег. ном. 3252) предусматривает продление льготного периода на ввоз подержанных легковых машин по сниженным акцизным ставкам до 31 декабря 2020 года. Также предлагается отменить некоторые ограничения относительно применения льготных ставок, в частности тех, которые предусматривают ввоз только одного авто на год и запрет его перепродажи в течение этого периода. 

Вместе с тем, проект закона о внесении изменений в Закон Украины «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств» относительно формирования цивилизованного рынка подержанных автомобилей» (рег. ном. 5561) предусматривает отмену применения экологических требований «Евро-5» при ввозе старых транспортных средств. Их предлагается заменить обязательным прохождением технического осмотра во время первой регистрации авто. 

Авторы документов уверены, что принятие соответствующих законов позволит сразу открыть рынок подержанным автомобилям из-за границы, и обеспечит возможность прозрачно заплатить налоги на их импорт с доступными ставками и без дополнительных ограничений. 

Рынок автомобилей в Украине 

  продано автомобилей в Украине произведено легковых автомобилей в Украине
11 месяцев 2015 года 41100 шт. 4362 шт.
11 месяцев 2016 года 56934 шт. 3800 шт.

 

Продажи новых автомобилей в Украине

 

  продано новых автомобилей в Украине
2015 год 46443 шт.
2016 год 64478 шт.

 

по данным операторов рынка

 

Андрей Муравский, Политрада

Теги статьи: АкцизАвтоавтомобили

Дата и время 07 января 2017 г., 12:07     Просмотры Просмотров: 1361
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Кто по вашему мнению лучший президент за историю независимой Украины?









Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте