Рейдерство, коррупция в Украине, борьба с коррупцией • Национальный антикоррупционный портал «АНТИКОР»

Пощечина №3/2. К назначению генерал-полковника нацгвардии Степана Полторака министром обороны Украины

Пощечина №3/2. К назначению генерал-полковника нацгвардии Степана Полторака министром обороны Украины
Пощечина №3/2. К назначению генерал-полковника нацгвардии Степана Полторака министром обороны Украины

Итак, как и ожидалось, 14 октября с.г. Верховная Рада одобрила внесенную Президентом Украины Петром Порошенко кандидатуру на должность министра обороны взамен ушедшего двумя днями ранее в отставку (официально – «по собственному желанию») генерал-полковника Валерия Гелетея, возглавлявшего МО страны всего чуть более трех месяцев. Новым министром, кандидатуру которого поддержало довольно слабое большинство в 245 депутатов Парламента, стал теперь уже бывший командующий Национальной Гвардией Украины генерал-полковник Степан Полторак.

Сразу следует сказать, что такое назначение является для Вооруженных Сил Украины прямым – причем тяжелым и публичным - оскорблением. Армия традиционно, еще с советских времен, относится к Внутренним Войскам, на базе которых в марте 2014 г. и сформировано «второе издание» Национальной Гвардии Украины, как к «отбросам». Впрочем, справедливости для ради следует отметить, что военнослужащие формирований МВД столь же традиционно платят ВСУ (а до этого – Советской Армии) не менее «теплыми» и глубокими чувствами. Обе стороны, разумеется, приводят (большей частью «частным порядком») массу как эмоциональных, так и рациональных аргументов в пользу «своей» точки зрения, но честно говоря - у автора нет (по крайней мере - сейчас) ни малейшего желания разбираться: какая из сторон ближе к истине в своем «исторически сложившемся благородном корпоративном негодовании»? Тем более, что вполне даже не исключена вероятность того, что обе этих самых стороны в равной мере далеки от истины. Однако, поставить командующего «войском внутреннего спокойствия» на должность высшего административного руководителя национальных Вооруженных Сил – это (с учетом реально существующих между НГУ и ВСУ, а равно и аппаратами отечественных МВД и МО отношений) примерно то же самое, что «пустить козла в огород».

Разумеется, положение отчасти «смягчается» тем, что это уже не первая «демонстративная кадровая оплеуха», нанесенная «новой властью» Вооруженным Силам. Назначение в июле на должность министра обороны «главного охранника Украины» (дважды занимал пост начальника Управления Государственной охраны), а до того – милиционера-УБОПовца (!) Валерия Гелетея являлось не менее, а пожалуй - даже что и куда более оскорбительным шагом. Да и назначение ранее и.о. министра обороны «главного кадровика» Госпогранслужбы Украины генерал-полковника Михаила Коваля (впрочем, г-н Коваль хоть в ВСУ до 2001 г. служил) произведенное в марте текущего года тогдашним и.о. Президента Украины – Председателем Верховной Рады Александром Турчиновым, вполне укладывается в ту же линию. Добавлю - совершенно порочную линию.

Практически - речь идет уже о системе. Хронически не доверяя руководству (и офицерскому корпусу в целом) национальных Вооруженных Сил, руководство страны назначает им в министры «посторонних генералов», совершенно не думая о том, что эти генералы - не имея никакого авторитета и вызывая откровенные ненависть и даже отвращение в ВСУ - «повисают в воздухе» даже в пределах аппарата «якобы своего» МО. И совершенно же не в состоянии выполнять возложенную на них задачу – контролировать (как политически, так и административно) отечественные Вооруженные Силы.

Кроме того, заслуживает отдельного рассмотрения вопрос компетентности нового министра обороны, как военачальника и (что более важно) военно-административного руководителя. Реальный опыт командования у г-на Полторака ограничивается полком (в еще первой, «образца 1991-2000 гг.», Национальной Гвардии Украины). Командиром тактического соединения (бригады) он стал 24 декабря 1998 г., когда все полки «НГУ №1» были переформированы в бригады специального назначения. Естественно, полноценными тактическими соединениями они от этого так и не стали - да и не могли стать. Дело ограничилось лишь пресловутой «сменой вывески» и не менее пресловутым разбуханием штатов органов управления бригадами и входящих в них батальонов. Затем г-н Полторак, после короткого пребывания в должности начальника управления боевой и специальной подготовки ГУ ВВ – командования ВВ МВД Украины, был переведен на должность начальника Академии Внутренних Войск МВД, которую и занимал 12 (!) лет. Не получая не только нового назначения, но даже и очередного воинского звания (генерал-лейтенант внутренней службы), на которую давала право должность начальника академии. 12 лет в генерал-майорах! Причем не повышал и не давал новых должностей Степану Полтораку никто - ни Леонид Кучма, ни Виктор Ющенко, ни Виктор Янукович. Почему на него пал взгляд г-на Турчинова при поиске кандидатуры на должность командующего «постреволюционными» ВВ (тогда еще) МВД – для автора, честно говоря, полная загадка. Хотя – может как раз потому и пал…

Но как бы там ни было - и в новой должности, наконец ставший генерал-лейтенантом (звание генерал-полковника присвоено Президентом Украины 23 августа 2014 г.) г-н Полторак реально ничем не командовал. В начавшейся через шесть недель после его назначения на пост командующего АТО формирования НГУ были включены в объединенные войсковые группировки оперативного корпуса «Север» (его управление было сформировано на базе управления 8-го армейского корпуса Сухопутных Войск Вооруженных Сил Украины) и оперативного корпуса «Юг» (управление сформировано на базе управления 6-го армейского корпуса СВ ВСУ), подчинявшиеся командованию и оперативному штабу АТО, сформированным, в свою очередь, на базе командования и штаба СВ Украины. При этом боевые потери НГУ не превышали 5% от общего числа потерь украинской стороны в АТО – тяжесть реальной боевой работы против мятежников ложилась почти исключительно на Сухопутные Войска и т.н. «Высокомобильные Десантные Войска» (да-да, это официальное наименование). Впрочем, по некоторым сведениям, в объявленную МВД Украины цифру потерь НГУ не входят потери добровольческих формирований Гвардии (отдельного полка оперативного назначения «Донбасс» и трех т.н. «резервистских батальонов»). Но даже если и так - принципиально картины это, конечно, не меняет.

Итак, как военачальник генерал-полковник Полторак представляет собой ничем доселе не проявившего себя командующего опять же ничем не проявившего себя на войне рода войск. Политического веса он также не имеет. Опыта всестороннего обеспечения войсковых формирований уровня «высшее соединение» и крупнее – тоже. Поэтому абсолютно естественен вопрос – какой вообще смысл в его пребывании в новой должности?...

Вообще говоря, у Президента Украины при решении кадровых проблем МО страны есть два пути – обычно их классифицируют как политический и «технический». Первый предполагает назначение на пост министра влиятельного политика (весьма желательно при этом – имеющего авторитет или по крайней мере - не вызывающего антипатии в Вооруженных Силах). Который, сам сосредоточившись исключительно (ну - почти исключительно) на решении вопросов финансового и правового обеспечения деятельности ВСУ, в остальном доверится подобранной им команде профессионалов (военных и гражданских), которой «не будет мешать работать» и которую будет эффективно поддерживать и «прикрывать» своими политическими весом и авторитетом. Кстати, такой человек в кадровом резерве у Петра Порошенко, вообще говоря, есть – это министр обороны Украины в 2007-2009 гг. Юрий Ехануров. В вопросах оперативного управления войсками он, разумеется, не понимает ровным счетом ничего (впрочем, для этого есть начальник Генерального штаба – Главнокомандующий ВСУ и командующие видами ВС со своими штабами). Но его рекордные с 1992 г. 5200 квартир для военнослужащих ВСУ и членов их семей только за 2008-й год в Украинской Армии очень хорошо помнят до сих пор.

Второй путь состоит в назначении «технического министра». Полностью свободного от «большой политики» и предоставляющего дело политической защиты интересов МО и ВСУ Премьер-Министру, Кабинету Министров Украины в целом и, разумеется, лично Президенту Украины. Но компетентного именно в текущих, рабочих, если угодно - «рутинных» вопросах всестороннего обеспечения национальных Вооруженных Сил. Таким министром может быть, например, офицер с опытом службы начальником Тыла (командующим Командованием Сил Поддержки) или начальником Вооружений ВСУ. В целом, оба варианта имеют и свои очевидные плюсы и свои не менее очевидные минусы, поэтому какой из них однозначно лучше - категорически утверждать нельзя. Что называется - дело вкуса. Поэтому вопрос - по какому пути (политическому или «техническому») идти? - должен быть оставлен на усмотрение Главы Государства. Однако уже сейчас ясно, что новый министр обороны Украины в любом случае категорически не вписывается ни в один из перечисленных вариантов…

Сергей МИДДЕЛЬДОРФ, специально для СЛЕД.net.ua


Теги статьи: Полторак

Дата и время 15 октября 2014 г., 12:10     Просмотры Просмотров: 2099
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus

Важные новости

Новинский получил украинское гражданство по просьбе Порошенко Новинский получил украинское гражданство по просьбе Порошенко 08.12.2016
Помощь в получении украинского гражданства российскому олигарху Вадиму Новинскому оказал в свое время Петр Порошенко. Подробнее
Нацполіція опублікувала дані щодо кількості пограбувань і розбоїв у Києві Нацполіція опублікувала дані щодо кількості пограбувань і розбоїв у Києві 07.12.2016
У Києві порівняно з минулим роком кількість розбійних нападів зросла на 54%, а грабежів – на 61%. Подробнее
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Если бы выборы в Раду проходили сегодня, кого бы вы поддержали?












Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте