Рейдерство, коррупция в Украине, борьба с коррупцией • Национальный антикоррупционный портал «АНТИКОР»

Партийный минимум «Батькивщины»: либеральная экономика при авторитарной власти

Партийный минимум «Батькивщины»: либеральная экономика при авторитарной власти
Партийный минимум «Батькивщины»: либеральная экономика при авторитарной власти

Значительная часть представителей «Батькивщины» – как и ее лидер – выходцы из бизнес-среды, поэтому хорошо знают реалии отечественной экономики. Важный нюанс – их становление как бизнесменов, и соответственно, формирование их экономических взглядов пришлось на 1990-е годы. В этот период в Украине царил правовой хаос, а бизнес строился на изобретении запутанных и полулегальных хозяйственных цепочек.

Частично этот стиль управления после Оранжевой революции был перенесен на государственный уровень. Команда Тимошенко во время ее премьерства работала эффективно, однако не всегда строго по букве закона – начиная с реприватизации, заканчивая борьбой с олигархами и манипуляциями с облигациями. В рамках «государственной необходимости» эта команда легко меняла  установленные правила. Сторонники премьера-Тимошенко называли это смелостью и умением выходить за рамки, противники употребляли слово «беспредел».

При этом нельзя не признать, что, невзирая на авторитарный стиль правления Юлии Тимошенко, именно ее правительство сделало наибольший вклад в либерализацию экономики страны. 

К осени 2014 года команда Тимошенко поредела, но экономическая идеология и риторика «Батькивщины» особо не изменились.

Нынешняя экономическая идеология этой политсилы действительно сильно пропитана различными либеральными идеями: поддержка бизнеса, радикальная дерегуляция, ликвидация монополий и укрепление конкуренции, страховая медицина, либерализация валютной политики, приватизация, внедрение рынка земли, переход к накопительной пенсионной системе и пр.

Разработчики делают особый упор на необходимости радикального сокращения роли государства в перераспределении ВВП. Ориентируясь на американскую модель, они предлагают снизить показатель перераспределения ВВП через систему госфинансов с 48% до 31%. Намерение достаточно обоснованное, поскольку в теории, если государство работает неэффективно, его присутствие необходимо сокращать. Однако на практике 90% денег, аккумулированных государством в своих фондах, оно тратит на социальные расходы. Поэтому, чтобы снизить показатель перераспределения ВВП в Украине через систему госфинансов, необходимо либо в полтора раза увеличить ВВП, либо радикально сократить финансирование социальных расходов.

Акцент на поддержку малого и среднего бизнеса

Экономическая идеология партии базируется на всесторонней поддержке малого и среднего бизнеса. Это абсолютный приоритет, которому уделяется особое внимание. Сохранение упрощенной налоговой системы, дерегуляция, снижение налоговой нагрузки – ключевые обещания партии, которые с высокой долей вероятности будут реализованы в случае участия «Батькивщины» в коалиции.

Ее лидеры уверены, что этот сектор поможет и демократию укрепить, и макроэкономическую стабилизацию обеспечить, и бюджет наполнить. Безусловно, столько внимания данному направлению уделяется не в последнюю очередь благодаря мощному и эффективному лобби его представителей в партии. Спецификой команды Тимошенко было и остается доминирование в ее среде представителей «торгового капитала». Они активно выступают за открытие границ и создание равных условий для импорта и отечественного производства.

Есть и риски. Лидер «Батькивщины» не любит крупный бизнес. Насколько можно судить – довольно искренне, хотя в случае с Юлией Тимошенко твердо уверенным в этом быть нельзя. Такой  холодности есть рациональное объяснение. Во-первых, крупные ФПГ (особенно если политик не является их ставленником) всегда препятствуют централизации власти в руках одного человека, что очень хорошо ощутила Тимошенко во время своего премьерства. Во-вторых, она потратила много сил и ресурсов на поддержку ФПГ в условиях кризиса в 2009 году, однако именно крупный бизнес приложил немало усилий, чтобы она в итоге не стала президентом.

У команды Юлии Тимошенко есть интеллектуальный ресурс и опыт для борьбы с коррупцией. Многие члены партии сами строили бизнес в таких условиях, поэтому понимают, как функционирует теневая часть экономики. Стоит отметить, что именно Юлия Тимошенко достаточно активно и эффективно боролась с коррупцией, когда руководила правительством. Увеличение доходов бюджета на 70% при незначительном росте экономики – показатель хороших успехов ее работы в тот период.  Однако есть опасения, что представители этой команды склонны бороться в основном с теми коррупционными схемами, из которых они уже вышли.

В отношении членов собственной политической силы лидер «Батькивщины» куда менее сурова – члены БЮТ сами были замечены СМИ в теневых схемах, борьба с которыми является сейчас для партии одним из приоритетных обещаний. Теперь партия намеревается строить работу на принципах открытости и прозрачности, внедряя их во все секторы государственного управления. «Батькивщина» обещает сделать публичными государственные закупки, механизм курсообразования, распределение рефинансирования между банками и пр. Единственное, что девальвирует эти обещания, так это печальный опыт 2009 года, когда правительство Тимошенко существенно ограничивало публичный доступ даже к макроэкономическим показателям.

Социальный баланс

По сравнению с предыдущими годами в риторике «Батькивщины» существенно поубавилось социального популизма. Если раньше информационная пропаганда партии делала ставку на повышение социальных стандартов – и Юлия Тимошенко действительно выполнила это обещание, когда была у власти, но часто в ущерб экономике – то сейчас партия выдвигает менее популярные, но достаточно конструктивные инициативы.

В частности говорится о необходимости оптимизации социальных расходов, а не о механическом увеличении социальных выплат. В этом контексте весьма любопытным является обещание провести аудит социальных льгот и выплат. Украине действительно давно стоило бы провести коррекцию перечня получателей в пользу наиболее нуждающихся.

Более того, представители партии говорят о необходимости перераспределения ЕСВ между работодателем и работником, с увеличением фискальной нагрузки для последнего. Это весьма рациональное, но очень «политически невыгодное» намерение.

В целом экономическая идеология «Батькивщины» кажется наиболее парадоксальной среди различных политических сил. При явно выраженных тенденциях их лидера к авторитарному стилю руководства партия, по меньшей мере в теории, выступает за максимальную либерализацию экономических отношений.

Наличие существенного опыта в госуправлении и хорошая ориентация в реалиях отечественного бизнеса делает эту команду потенциально достаточно эффективными управленцами. Однако геополитические игры их лидера, подписавшей печально известные газовые соглашения с РФ, создали для украинской экономики столько проблем, что все их экономические достижения отошли на второй план. Ниже –  ответы «Батькивщины» на вопросы Forbes

О распределении налоговой нагрузки и наполнении бюджета

- За счет изменения налоговой нагрузки на какие группы резидентов вы планируете сбалансировать поступления в бюджет? Планируете ли вы менять налоговую политику по отношению к корпорациям? Каким, по вашему мнению, должен  быть фискальный процент ВВП?

- В Украине фискальный процент составляет  48% ВВП.     В скандинавских странах этот показатель колеблется   от 60 до 70% ВВП, в странах ЕС – на уровне около 50%. Нужно заметить, что чем выше фискальный процент, тем ниже показатель экономического роста.

Мы придерживаемся мнения, что оптимальным для нашей страны является американская модель, в которой этот показатель составляет 31%,   при этом из 100 заработанных бизнесом центов 70 остаются  для   эффективного вложения в экономику.  Это позволяет бизнесу расти, развиваться, создавать новые рабочие места и платить налоги. Следствием является неуклонный рост экономики в среднем на 5%.

Украина входит в 20-ку самых богатых стран по ВВП на количество населения, а по распределению ВВП занимает 173 место. 100 граждан Украины владеют 90% национального богатства страны. Это – недопустимо. Да, мы будем  коренным образом перераспределять налоговую нагрузку для того, чтобы сгладить этот дисбаланс, присущий только колониальным странам.

Мы – за создание мощного среднего класса, так  он является надежной гарантией демократии.

- Коррупционная составляющая бюджета по разным оценкам составляет от 20 до 40%. Отказ от нее позволяет создать профицитный бюджет. Собираетесь ли вы отказаться от этой составляющей, или планируете обращаться в международные финансовые институты за кредитной помощью, чтобы иметь возможность сохранить существующий уровень коррупции?

- Некорректный вопрос, предполагающий, что кредитная помощь автоматически призвана сохранить ужасающий уровень коррупции в нашей стране. Это не так, борьба с коррупцией – первое и необходимое условие получения Украиной экономической поддержки. Уважающие себя кредиторы никогда не предоставят средства, если  не будут уверены в их целевом использовании.  Мы, собственно, на данном этапе, и наблюдаем процесс приостановки финансирования украинской экономики международными донорами.

С коррупцией во всем мире борются несколькими эффективными процедурами. Первое – прозрачность госзакупок- проведение электронных торгов. Второе – внедрение непрямых методов контроля за всеми госслужащими высшего звена и парламентариями, а через 5 лет применение  этого метода ко всем гражданам. Третье – жесткие законодательные меры по предотвращению отмывания денег и остановке незаконных финансовых потоков. Четвертое – принятие закона о процессуальном соглашении – возвращении украденных средств. Пятое – действие закона о необоснованном имуществе.

Шестое – обеспечение качественного правоприменения – через люстрацию судей и коренной реформе правоохранительных органов. Немедленное принятие закона о прокуратуре, соответствующего европейским стандартам.

Седьмое – обязательное широкое участие гражданского общества в борьбе против коррупции и ежедневный общественный контроль за расходованием бюджетных средств.

Кроме того, мы предлагаем дать каждому гражданину Украины простой и действенный механизм, который дает ему возможность бороться с коррупцией. Этот механизм прописан в  законопроекте    о частном уголовном преследовании коррупционных действий.

О сотрудничестве с МВФ

- Кредиты МВФ носят стабилизационный характер, а также открывают возможность привлекать средства на финансовых рынках. С другой стороны требования фонда к экономической политике правительства достаточно спорны. Как вы считаете, является меморандум с МВФ эффективным рецептом для восстановления экономики? Какие рекомендации МВФ вы считаете нецелесообразными?

- МВФ выполняет в международной экономике функцию кредитора, и его программы привязываются к выполнению конкретных условий, призванных запустить экономический рост. Кстати, в 90-х годах рекомендации МВФ сыграли большую роль в макроэкономической стабилизации. 

Спорный характер носят не непосредственно рекомендации – в большинстве своем они экономически обоснованы и верны. Спорный характер имеют мероприятия, определенные властью, под эгидой этих рекомендаций.

Например, МВФ  рекомендует снизить задолженности НАК»Нафтогаз» и оптимизировать работу этой структуры. Фонд не настаивает на повышении тарифов, правительство может снизить задолженность другим  путем. Например, ограничить рентабельность монополистов, устранить воровство, составляющее минимум 40% в каждом тарифе, пересмотреть механизм формирования тарифов,  уменьшить потери тепла при транспортировке теплоносителя , оптимизировать  отапливаемые площади  и т.д. 

Что выбирает правительство?  Самый простой путь, когда ничего не нужно менять, не нужно проводить реформы,  а проще и легче  в разы повысить тарифы для населения. Таким образом,  происходит консервация коррупционных, преступных схем за счет украинцев. И все это под лозунгом «требование МВФ».

Рассмотрим следующую рекомендацию – уменьшить дефицит бюджета в 2014-2016 годах до 4,4 %ВВП.

Это отнюдь  не означает, что всех бюджетников следует отправить в неоплачиваемые отпуска, как это сейчас происходит. Это означает – существенно ограничить уровень компенсаций высшему руководству, устранить существенную разницу между фактически предоставленными сведениями и финансовыми планами, провести качественный аудит социальных выплат и субсидий, прекратить предоставлять социальную помощь обеспеченным, а направить средства тем, кто в них действительно нуждается.

Это не закрытие медицинского пункта в селе и не ликвидация больниц и поликлиник, а, прежде всего, качественное медицинское страхование.

И так – по каждому пункту. Власть идет по пути наименьшего сопротивления прогнившей сверху до низу коррупционной системе, более того, стремится сохранить ее.

И, наконец, любимая «священная корова»  – сфера  государственных закупок  .

В 2013 году госзакупки составили 274,2 млрд грн., откаты в этой сфере – от 15% до 50%, от 50 до 137 млрд.грн.  

- Правительство работает над тем, чтобы эти деньги попали в бюджет и дефицит согласно рекомендациям МВФ был уменьшен?  Может, внедрена прозрачная процедура проведения электронных торгов, при которых воровство было бы минимальным?  Кабмин   принял постановление, регулирующее процедуру закупок через электронную систему? Организован контроль   за действиями чиновников, а попавшиеся на воровстве строго наказаны  большим тюремным сроком, а те  начальники, которые их покрывали, отправлены в политическое небытие?

- Рекомендации МВФ – это дорожная карта, а  наполнение ее смыслами – обязанность власти. Она и наполняет, сохраняя  нетронутой порочную систему. Но это, согласитесь, наша внутренняя проблема, и к Фонду она не имеет никакого отношения.

Мы не согласны с рекомендацией Международного валютного фонда относительно ликвидации упрощенной системы налогообложения, так на данном этапе видим в едином налоге  действенный инструмент для выживания мелкого бизнеса и  сохранения возможностей для роста самозанятого населения и сохранения десятков тысяч рабочих мест. Мы постоянно на встречах с представителями МВФ отстаиваем эту позицию и надеемся быть услышанными.

О регулировании курса

- После проведения политики «плавающего курса» НБУ заявил о возврате к «индикативному» курсу. Какие инструменты по поддержанию гривны и стабильного уровня ЗВР вы считаете наиболее эффективными и адекватными сложившейся ситуации?

- Введение индикативного  курса вполне оправданно может считаться одним из механизмов укрепления гривны. Однако  следующим шагом обязательно должно стать  публичное раскрытие принципа, по которому будет рассчитываться этот курс. Без соблюдения этого условия принятое  решение только усугубит ситуацию. 

НБУ должен четко определить критерии выхода с интервенциями на межбанк и неуклонно   придерживаться взятых на себя обязательств.

Проводить  торги только при трансляции этого процесса  в он-лайн режиме.

Следует прекратить манипуляции со смыслами рекомендаций МВФ. Очень часто все спорные шаги оправдываются именно  требованиями МВФ. Нужно опубликовать эти рекомендации   и убедить и рынок, и бизнес в экономической обоснованности  курсообразования.

Обеспечить публичность и прозрачность механизма  распределения рефинансирования. Это обеспечит невозможность  коррупции в этой сфере и будет дисциплинировать сами финансовые учреждения.

Среди административных мер можно назвать контроль покупки валюты  на Межбанке с четким определением целей, для которых покупается валюта. Приоритетом должны быть    оплата критического импорта и   экстренные  реальных нужды физических и юридических лиц.

Уместным бы был механизм влияния на курс не через интервенции, а через механизм процентных ставок.

- Сегодня правительство эффективно печатает гривну. Должен ли центробанк эмитировать гривны для финансирования расходов правительства? Если да,  то какие это могут быть направления, как может быть осуществлено гарантирования целевого использования средств? В каких объемах вы допускаете такую эмиссию, и на какие проекты она может быть использована? Если вы против включения печатного станка, какие вы видите источники финансирования социальных и инфраструктурных проектов?

- В Украине – война и нам нужны деньги для финансирования  нашей армии.  Во время военных действий есть два пути : эмиссия( такой путь, как правило, заканчивается  экономическим коллапсом) или путь макроэкономической стабилизации (он требует проведения реформ и институциональных изменений).

Макроэкономическая стабилизация сейчас возможна при поддержке государством малого и среднего бизнеса (это обеспечит рабочие места и пополнение бюджета), ликвидации монополий и установления прозрачных   правил, обеспечивающих равный доступ на рынки и честную конкуренцию.

И самое главное – власть должна прекратить красть.

О борьбе с тенью

- Как вы собираетесь бороться с теневой экономикой? Причины ее существования – высокая нагрузка на фонд оплаты труда, откаты, взятки. Есть ли у вас хотя бы какой-нибудь действительно реальный и оригинальный способ борьбы с тенью?

- Нужно честно признать, что государство можно рассматривать как  генератор  гипертрофированных масштабов теневой экономики.  Коррумпированность значительной части  управленческого аппарата,  монополизация  ключевых отраслей  и  репрессивная  налоговая политика в значительной мере являются причиной, по которой бизнес уходит в тень.   Принято считать, что самым многочисленным отрядом «теневиков» является малый и средний бизнес. Это – миф. В общем объеме уплаченных налогов доля МСБ  составляет более  50%  ,  часть в НДС – более 60%. То есть, МСБ платит столько же налогов, сколько платит крупный бизнес.

Более того,  предприниматели готовы платить налоги, но при условии упрощения администрирования, сближения налогового и бухгалтерского учета, соответствия финансовой отчетности международным стандартам, разумного уменьшения налоговой нагрузки, особенно на фонд заработной платы, устранения регуляторных барьеров.

Уже сегодня мы были инициаторами принятия закона,  ликвидирующего  113 разрешительных документов и процедур в сфере хозяйственной деятельности. Это – миллионы долларов  теневых платежей, от уплаты которых мы освободили    бизнес.  По нашей инициативе принят закон, упрощающий не только открытие, а что неизмеримо важно, закрытие бизнеса.  Радикально уменьшено количество лицензий. Установлен мораторий на начисление штрафов и пени по кредитам и налоговым обязательствам для предпринимателей из зоны АТО, ликвидирована арендная плата на землю и помещения   коммунальной формы собственности в зоне ведения боевых действий,   законодательно выписан контроль и критерии предоставления государственной помощи субъектам хозяйствования. 

Зарегистрирован ряд  законопроектов, освобождающих бизнес от уплаты штрафов по состоянию на 1 января 2014 года; уменьшения ЕСВ до 18,6% без расширения базы налогообложения  и разделение единого социального взноса на две части, одну из которых будет платить работодатель (10%), а 8,6% – нанятый работник. Готовится закон о дальнейшем сокращении количества лицензий, об оптимизации оказания государственных услуг, о ликвидации большинства государственных органов контроля над бизнесом.

О налогообложении малого и среднего бизнеса

- Считаете ли вы, что необходимо оставить существующую систему единого налога для физических лиц-предпринимателей. Если нет, то каким образом ее необходимо изменить?

- Единый налог уникальное решение, давшее  в 90-ые годы возможность  экономического  выживания   для миллионов людей.   В момент его введения максимальная сумма, которую официально платили предприниматели в бюджет,  составляла 2-5 грн. Остальное у них изымалось всевозможными контролирующими органами в чиновничий карман. Когда мы определили сумму единого налога в 20-200 грн., то даже самый минимальный взнос вырос в 4 раза! Это единственный налог, сумма поступления  которого неуклонно  возрастала, что признали даже его яростные непримиримые противники.    Предприниматели  безоговорочно  его платили, так как он давал им главное – возможность спокойно работать и не зависеть от произвола  многочисленных   государственных структур.  Кроме того,  единый налог заложил основу среднего класса в Украине, дал возможность бизнесу не просто выжить, но и  расти и развиваться.

В 1998 году предполагалось, что этот налог будет работать  5 лет. А он существует и поныне. Мало того, когда правительство Азарова попыталось его ликвидировать, предприниматели  вышли на Налоговый Майдан. И власть отступила.

Конечно, этот налог нуждается в модернизации. Право работать на нем нужно оставить  1 и 2 группам, семейному бизнесу.  Экономически нецелесообразно консервировать ситуацию,  при которой на едином налоге находятся очень крупные предприятия, оборот которых составляет десятки миллионов долларов.

Единый налог необходимо рассматривать не как систему работы, а как начальную ступень к дальнейшему росту бизнеса.

С кризисом можно бороться не только повышением зарплат, пенсий и соцстандартов – многие страны в кризисные периоды их наоборот сокращали. Считаете ли вы, что нужно вводить программы, которые временно заморозят или снизят доходы отдельных категорий населения ради выхода из кризиса? Какие конкретно действия необходимо предпринимать в этом направлении?

С кризисом не борются  повышением зарплат,  кризис  побеждает только оживление, перезапуск экономики.  Для оценки эффективности работы каждого  высокопоставленного чиновника – губернатора, министра или мэра  должны использоваться не бумажные отчеты и пиар-акции, а несколько критериев, среди которых – уровень развития МСБ и количество созданных рабочих мест. 

О регулировании угольной отрасли

- Себестоимость добычи угля в Украине – одна из наибольших в мире. Ежегодно на дотации отрасли государство тратило около 2 млрд.дол. В связи с конфликтом на Донбассе  Украина начала импортировать уголь, что обходится дешевле. Как вы считаете, необходимо ли в случае освобождения Донбасса восстанавливать работу убыточных шахт?

- Вследствие  военной агрессии в Донбассе Украина потеряла возможность добывать уголь марок А и П, и это привело к уменьшению  угольных запасов на ДКТЭС. За 8 месяцев 2014 года завезено 8,3 млн.т угля на сумму 1059,1 млн. $, то есть,  средняя цена  составляет 127 $,  а с учетом всех таможенных сборов – 1 600 грн. Цена же отечественного угля такого же класса 850 грн., и она значительно меньше, чем стоимость импортируемого.

Решение о целесообразности возобновления убыточных шахт нужно принимать только после того, как эти объекты будут детально исследованы и будет определена степень их разрушения, объема восстановительных работ и источники финансирования.

О пенсионной системе

- Существующая солидарная пенсионная  система приводит к постоянно растущему бюджету пенсионного фонда. Каким образом вы собираетесь решать эту проблему – за счет поднятия пенсионного возраста, то есть уменьшения числа пенсионеров, или проведения пенсионной реформы и постепенный переход на накопительную систему? Если последнее, каким образом возможно безболезненно реализовать переход?

- Солидарная система, если представить ее схематически, представляет собой равнобедренный треугольник, основание которого составляет количество работающих людей, а вершина – количество пенсионеров.  То есть, предполагается, что во много раз  превосходящее количество  работающих обеспечивает поступления в пенсионный фонд для небольшого количества  людей преклонного возраста.

В Украине  13,82 млн. пенсионеров, и практически такое же количество работающих. Да, правильно и нужно говорить о действительном, а не формальном  внедрении частных и государственных пенсионных фондов 2-го и 3-го уровня. Но в существующих условиях   необходимо обеспечить минимизацию рисков, неизбежно возникающих  при их функционировании. Все мы сейчас наблюдаем, как в России   пенсионные накопления россиян идут на поддержку попавших под санкции госкомпаний. Это недопустимо в цивилизованной стране. В   3 уровне необходим жесткий государственный контроль, который гарантировать на данном этапе невозможно.

Уже сейчас необходимо готовить специалистов, способных обеспечить функционирование 3 уровня – актуариев и нарабатывать необходимую законодательную базу, но это  шаги на перспективу.

На первом этапе мы видим главным источником  пополнения пенсионного фонда создание новых рабочих мест, устранение проблемы чрезмерной социальной и налоговой нагрузки на зарплату, снижение единого социального взноса,  и, как следствие, вывод заработной платы из тени.

Нужно  честно на законодательном уровне признать проблему хронического банкротства пенсионного фонда и прописать в защищенных статьях бюджета  выплату пенсий. Ввести   единый и прозрачный принцип    формирования пенсий.   Разместить на официальном сайте пенсионный калькулятор, при помощи которого каждый украинец сможет рассчитать размер своей пенсии и наконец, забрать эту функцию, являющуюся источником коррупции,  у работников пенсионного фонда. Сам фонд и его функции сократить до минимума, оставив лишь те, которые направлены на   обслуживание пенсионеров.

О расходах на армию и регулировании госмонополий

- Какой уровень расходов на армию вы считаете оптимальным?

- По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, на протяжении последних 10 лет Украина стабильно тратила на оборону около 2,7–2,9% своего ВВП. И при этом, как оказалось, к началу военной агрессии со стороны России фактически армии не существовало. Страны НАТО выделяют на армию около 2% ВВП, вновь присоединившиеся к альянсу отчисляют около 1,5%  (часть финансирования  поступает непосредственно от НАТО) и при этих скромных тратах имеют гарантии, предоставляемые системой коллективной безопасности.  Несмотря на небольшое финансовое участие каждой страны, совместные ресурсы огромны, имеет место мультипликатор оборонных затрат.   

Именно этим объясняется тот факт, что, как правило, доля военных расходов более 4% присуща странам даже не «второго», а «третьего» мира, и большие цифры    совершенно не свидетельствуют о высоком уровне боеспособности армии.

Исходя из этих данных, мы придерживаемся позиции, что в условиях истощенной украинской  экономики и отсутствия  возможности осуществлять контроль за расходованием средств, Украина не имеет иного пути, чем присоединение к Североатлантическому альянсу.

Каким вы видите решение проблемы естественных монополий в транспорте? Допускаете ли вы передачу естественных монопольных сегментов частному собственнику, или же настаиваете на сохранении их за государством? Как предотвратить злоупотребление этой монополией в обоих случаях?

Первое. Деятельность всех природных монополий подлежит не  только государственному,  но и общественному регулированию. В связи с этим первоочередной задачей является независимость органа, осуществляющего такое общественное регулирование исключительно в соответствие с требованиями закона.

Для того, чтобы исключить скрытые, а чаще всего, явные корыстные   мотивы пришедших к власти тех или иных политических сил и поставить целью обеспечение экономических потребностей государства, не только глава антимонопольного комитета, но и государственные уполномоченные должны назначаться и увольняться с согласия Верховной Рады Украины.

Второе. Государственное регулирование – это дополнительный фактор в условиях отсталой технической базы и хроническом нежелании  монополистов совершенствовать эффективность технологических процессов, моральном износе используемых технологий и средств производства.  Политика в этой сфере должна быть направлена на  установление предельного уровня рентабельности или прямого ограничения уровня цен на продукцию естественных монополий.

Третье. Предприятия инфраструктурных отраслей – в первую очередь их сетевые, монопольные сегменты – не могут быть приватизированы ввиду стратегической, экономической и социально-политической значимости объектов инфраструктуры. К таким предприятиям, кроме перечисленных вами транспортных, без сомнения, относятся и энергогенерирующие, и  облгазы и облэнерго.

Первоочередную проблему привлечения инвестиционных средств для их модернизации и эффективного функционирования  можно и нужно решать при помощи государственно-частного партнерства. Так поступают во всех экономически развитых демократических странах.

Институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в общественно значимых проектах может иметь различные формы: концессия, аренда (лизинг), соглашение о разделе продукции. Важно соблюдать основной принцип – сохранение у государства достаточного количества действенных рычагов воздействия в случае нарушения условий договоров, а также при возникновении необходимости защиты общественных интересов.

Четвертое. Главный принцип – государство передает субъекту естественной монополии только права владения и пользования объектом своей собственности, оставляя за собой право распоряжаться ею.

О внедрении 3G-связи и рынка земли

- Стоит ли обсуждать выдачу лицензий на 3Г-связь, когда даже в России уже развернуты 4Г-сети. Какие шаги нужно предпринять, чтобы сократить безнадежное отставание в телеком-отрасли?

- Комитет Верховной Рады по вопросам предпринимательства, регуляторной и антимонопольной политики после победы Майдана неоднократно обращался в правительство с письмами, в которых указывал на факт регуляторных ограничений в сфере использования радиочастотного ресурса в Украине, который на данный момент является главой причиной невозможности развития современных телекоммуникационных технологий. Еще в первой декаде марта 2014 г. правительству было предложено внедрить принцип технологической нейтральности, то есть дать право операторам осуществлять внедрение новейших технологий и услуг в уже пролицензированном спектре, который сейчас используется для устаревшего стандарта GSM. Для этого правительству необходимо было принять решение и внести изменение в один документ – в Постановление КМУ от 09.06.06 № 815. На рассмотрение Кабинета Министров был передан проект такого решения, однако по неизвестным причинам, эти предложения остались без внимания.

Как только необходимое решение будет принято – операторы за 6 месяцев введут в эксплуатацию современные сети высокоскоростной передачи данных. Более того, при условии немедленного внедрения принципа технологической нейтральности индустрия готова инвестировать в развитие  9 млрд. гривен.

- Планируете ли вы завершение земельной реформы? Какие ограничения вы считаете необходимыми в этой сфере.

- Мы исходим из  того факта, что земля в Украине –   национальное достояние. В условиях двух  глобальных угроз, представшими перед человечеством – отсутствия питьевой воды и отсутствия продовольствия, земля аграрного назначения приобретает колоссальное не только стратегическое, но и экономическое значение.

Мы выступаем за рынок земли, однако с одним условием – главным покупателем должно быть государство.

Мы категорически против  передачи земель аграрного назначения  в собственность иностранцам и латифундистам. Только на условиях аренды, причем с четко выписанными обязательствами арендатора по созданию инфраструктуры и   рабочих мест.

Автор материала: Виталий Кравченко, Анна Ковальчук, Евгений Шпитко 

По материалам: Forbes.ua


Теги статьи: ВО БатькивщинаБатьківщина

Дата и время 15 октября 2014 г., 18:20     Просмотры Просмотров: 1799
Комментарии Комментарии: 0

Похожие статьи:

Организатором показа фильмов студентам в Николаеве оказалась представитель "Батькивщины"
Депутат Киевсовета Товмасян - разрушитель парков, компрометирует "Батькивщину"
Чем хуже, тем лучше. Как Тимошенко ссорила Украину с МВФ

Сергей Пашинский. От тюрьмы не зарекайся
"Батькивщина" планирует свозить в Киев проплаченных митингующих за деньги Оппоблока, - депутат
Юля в небезпеці: "Батьківщина" заявила про полювання на свою лідерку

"Батьківщина" распространила заявление о масштабной грязной кампании, развернутой против нее
Скільки мільйонів задекларували депутати фракції “Батьківщина”
Тимошенко на полном серьезе уже двинула свою «армию» в бой

Тимошенко заявила, что ее "армия" идет в бой
Партия Тимошенко получит из бюджета 6,5 млн на "расшатывание" власти Порошенко
Помощница депутата от "Батькивщины" создала фейк для кремлевских СМИ

Комментарии:

comments powered by Disqus

Важные новости

Новинский получил украинское гражданство по просьбе Порошенко Новинский получил украинское гражданство по просьбе Порошенко 08.12.2016
Помощь в получении украинского гражданства российскому олигарху Вадиму Новинскому оказал в свое время Петр Порошенко. Подробнее
Нацполіція опублікувала дані щодо кількості пограбувань і розбоїв у Києві Нацполіція опублікувала дані щодо кількості пограбувань і розбоїв у Києві 07.12.2016
У Києві порівняно з минулим роком кількість розбійних нападів зросла на 54%, а грабежів – на 61%. Подробнее
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Если бы выборы в Раду проходили сегодня, кого бы вы поддержали?












Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте