Рейдерство, коррупция в Украине, борьба с коррупцией • Национальный антикоррупционный портал «АНТИКОР»

Поворот не туда. Во что депутаты за полгода превратили надежды Майдана

Поворот не туда. Во что депутаты за полгода превратили надежды Майдана
Поворот не туда. Во что депутаты за полгода превратили надежды Майдана

Нынешние партии и депутаты не готовы менять систему и изменяться сами.

Действующий состав Рады имел полгода, чтобы хотя бы частично реализовать чаяния зимнего народного протеста - переломить хребет старой коррупционной системе и поставить власть на службу людям. Семь месяцев работы парламента после Януковича показали: депутаты не готовы менять систему и изменяться сами.

Евромайдан и Революция достоинства положили начало свержению коррумпированного уклада. Подъем патриотизма и национального самосознания помог народуа самоорганизоваться и выдвинуть представителям политической элиты четкий перечень требований относительно реформ.

Перед парламентом встала задача по преобразованию ожиданий граждан в реальные законы и политические изменения. Ключевой идеей был уход от советской привычки - оторванности власти от избирателей - и переход к открытому общению народных избранников и электората.

Однако лишь часть принятых законов созвучна идеям Майдана, значительное количество провалившихся отбрасывает прогресс страны назад.

Начать с себя

Анализ работы парламента в постмайданный период показывает - главная задача протеста в смысле преодоления коррумпированности управленцев и укрепления народовластия остается невыполненной.

Ни на уровне изменений в Конституцию, предложенных Порошенко, ни на уровне законодательных инициатив не наблюдаются даже фрагментарные попытки усилить влияние граждан на власть. Майдан, в частности, требовал модернизировать Кабмин и очистить его от бюрократизма.

В то же время президентский вариант изменений в Конституцию - законопроект 4178 - включил только изменение процедуры формирования состава правительства. Парламент едва набрал голоса для проведения люстрации судей и чиновников.

Законопроекты 4378-1 о восстановлении доверия к судебной системе и 4359 об очищении власти были приняты 8 и 16 апреля 234 и 231 голосами соответственно. За последний, который включили в повестку дня лишь со второй попытки, полностью проголосовала только "Свобода" - это 35 голосов. "Батькивщина" дала 77 из 86, "УДАР" - 38 из 41.

Депутаты провалили проект по внедрению европейского опыта в имущественной сфере - открытый доступ к информации о правах собственности. Законопроект 4728 поддерживался и неправительственными организациями.

14 мая 2014 года документ полностью провалили - он набрал лишь 108 голосов. "УДАР" дал 18 голосов, "Батькивщина" - 39, хотя обе партии обещали "сделать собственность в стране прозрачной".

Тремя неделями ранее, 25 марта, не был поддержан подобный законопроект 3378 по открытости сведений государственного реестра прав, набравший 207 голосов. Демократические силы также не поддержали проект всем составом.

Парламент не поддержал основательную избирательную реформу, которую требовал Майдан. Введение системы выборов по открытым спискам предлагали два внесенных в парламент законопроекта - 4906-1 и 4906-2. 12 августа 2014 года ВР их провалила 160 и 167 голосами - поддержки промайдановских фракций не хватило.

"Батькивщина" подала еще один компромиссный законопроект 4222 о выборах народных депутатов Украины по открытым партийным спискам. Однако в нем, также проваленном, содержание не соответствовало названию, поскольку об обещанных открытых списках в нем говорилось.

В итоге три депутатских группы - лидеры Кинах, Хомутынник и Еремеев - вместе с Партией регионов и КПУ полностью провалили идею выборов по открытым спискам.

В своей предвыборной программе Порошенко пообещал: "Приложу все усилия в рамках своих конституционных полномочий, чтобы до конца 2014 года состоялись досрочные парламентские выборы исключительно на пропорциональной основе по открытым спискам".

Однако он не подал подобных инициатив, и выборы-2014 пройдут по схеме Януковича, что ставит под сомнение эффективность перезагрузки власти.

Кроме того, были отклонены и сняты с рассмотрения также законопроект 1089 относительно избрания мэров городов в два тура.

Суды и силовики

На волне народного протеста политики обещали разобраться с Конституционным судом, политическая зависимость которого фактически позволила Януковичу узурпировать власть. Тем не менее, за включение в повестку дня законопроекта 4033 по совершенствованию работы Конституционного Суда проголосовали лишь 179 депутатов.

Кроме рассмотренного выше законопроекта 4378-1 о восстановлении доверия к судебной системе, реформа судебной власти включала ряд законопроектов, три из которых не были приняты. №2203-1 предусматривал совершенствование и расширение полномочий Верховного Суда и предоставление возможности гражданам непосредственно обращаться в Верховный Суд с заявлением о пересмотре судебного решения. Он получил лишь 111 голосов.

Еще два законопроекта - 3356-2 и 4033 - предусматривали совершенствование и расширение полномочий Верховного Суда как высшего судебного органа в системе судов общей юрисдикции и совершенствования работы Конституционного Суда. Первый из них набрал лишь 64 голоса и был полностью провален всеми фракциями.

Борьба власти с мирными протестующими обострила потребность в коренной реформе силовых структур. Одной из ключевых инициатив в этой сфере был поданный еще президентом Януковичем законопроект 3541 о прокуратуре, который должен был перевести ее на европейские рельсы. Он был принят лишь в предпоследний день работы Рады-7, 14 октября 2014 года, 316голосами.

Сейчас реформы в правоохранительных структурах стали преимущественно вопросами Кабмина - парламентарии фактически не проявляют инициатив. Затягивание этих процессов и неготовность нардепов браться за разработку сложных реформ грозит потерей окна возможностей для системного изменения защиты прав граждан.

Сохранение шатких моментов законодательства оставляет риски возврата к диктатуре из-за исключительного контроля власти над силовыми структурами.

Прозрачность средств и медиа

Отечественный крупный бизнес оказался не готов к переходу на конкурентную модель. Традиционно успех предприятий зависел от направления бюджетных денег благодаря доступу к власти.

Сопротивление депутатов четко проявилось во время голосования за усиление прозрачности госзакупок предприятий - это законопроект 2207, когда видные представители предпринимательского сектора, такие как Жвания, Кинах, Васадзе, Мхитарян, не голосовали за один по ключевых вопросов антикоррупционных реформ.

В последний день парламента седьмого созыва под давлением активистов у стен ВР Рада смогла принять пакет системных антикоррупционных законов. В указанный пакет входило четыре базовых законопроекта. Нардепы утвердили антикоррупционную стратегию 2014-2017гг., создание Национального антикоррупционного бюро, Нацкомиссии по вопросам предотвращения коррупции и раскрытие конечных выгодоприобретателей бизнеса.

В сфере медиа активисты требовали у первую очередь принять закон о прозрачности медиа-собственности и о разгосударствлении СМИ, а также содействия внедрению независимого общественного вещания.

Проект 2731, поданный еще прежней властью, должен был обеспечить прозрачность собственности в отношении СМИ, запретив владеть ими нерезидентам. Он собрал 322 голоса - регионалы и коммунисты показали бОльшую поддержку, чем промайдановские силы.

Проект 1076 об Общественном телевидении и радиовещании был принят 17 апреля 2014 года 243голосами исключительно за счет поддержки демократической части парламента.

Семь месяцев уклонений

Как видно, новая проевропейская власть практически не занималась разработкой инструментов прямой демократии. В инициированном президентом Петром Порошенко законопроекте 4178 о внесении изменений в Конституцию есть много важных нюансов, однако отсутствует закрепление народного контроля над властью.

Тезисы о народовластии и общественном контроле за властью были четко зафиксированы еще на парламентской кампании-2012 в предвыборных программах партий, в частности, у членов новой власти - "Батькивщины" и "УДАРа". Последний, в частности, обещал ввести три инструмента прямой демократии - народную законодательную инициативу, народное вето и народный вотум недоверия.

Эти идеи, как и многие другие озвученные на Майдане лозунги, не нашли своей реализации в стенах парламента. Сопротивление системы со временем восстановилось, а демократические парламентские фракции из-за политической борьбы отодвинули выполнение задач Майдана и своих программ на второй план.

 

Леся Шевченко, президент фонда "Открытое общество", опубликовано в издании  УП

Перевод: Аргумент


Теги статьи: МайданВерховна радаВерховная рада

Дата и время 24 октября 2014 г., 10:22     Просмотры Просмотров: 1500
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus

Важные новости

Онищенко розповів, скільки Ляшко вимагав грошей за потрібні голосування Онищенко розповів, скільки Ляшко вимагав грошей за потрібні голосування 04.12.2016
Стало відомо чому Ляшко підскочив до президента після голосування за призначення Шокіна генпрокурором Подробнее
МВД опубликовало имена и фотографии полицейских, погибших в Княжичах МВД опубликовало имена и фотографии полицейских, погибших в Княжичах 04.12.2016
МВД обнародовало данные пяти полицейских погибших в перестрелке в селе Княжичи близ Киева. Подробнее
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Если бы выборы в Раду проходили сегодня, кого бы вы поддержали?












Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте