Рейдерство, коррупция в Украине, борьба с коррупцией • Национальный антикоррупционный портал «АНТИКОР»

Воинский долг и квартирные «должки». Чем государство ответит своим защитникам?

Воинский долг и квартирные «должки». Чем государство ответит своим защитникам?
Воинский долг и квартирные «должки». Чем государство ответит своим защитникам?

Проблема обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей откладывалась в долгий ящик на протяжении всего периода независимости. Все как-то не до того было Украине, чтобы в должной мере проявлять заботу о людях в погонах.

Но как быть теперь? Чем государство воздаст своим защитникам и семьям погибших героев? Кто-то может сказать, что эти вопросы несвоевременны и даже провокационны: дескать, квартиры — это непомерный спрос с разрушенной и финансово ослабленной державы. Однако согласно планам власти, озвученным Петром Порошенко, Украина намерена в ближайшие годы увеличить расходы на армию в несколько раз, и если в 2012-м строка бюджета на развитие вооружения и военной техники превышала 2 млрд. грн., то в 2015—2017 гг. на перевооружение и обновление военной техники планируется выделить более 40 млрд. грн. 

Но насчет затрат на человеческие ресурсы речь, увы, пока не идет.

Не будем сбрасывать со счетов и психологический фактор, утвердившийся в стране олигархических порядков: дескать, на квартиры в новостройках могут претендовать лишь непростые граждане и ушлые коррупционеры.

Ущербность таких представлений отчетливым образом прослеживается при изучении материалов судебных дел, касающихся «пропажи» 25 квартир в домах, построенных в 2006 г. в Белой Церкви Киевской области. Они предназначались военнослужащим Белоцерковского гарнизона.

Судебная волокита по этому делу тянется вот уже более 8 лет, десятки судей ломали головы над загадкой «квартирной недостачи», представители Минобороны обивают пороги различных ведомств, чтобы добиться справедливости, получить квартиры или вернуть бюджетные средства, выделенные на строительство. Но все без ощутимого результата для очередников и их семей.

Зато фирма, присвоившая и продавшая квартиры, предназначавшиеся для военнослужащих, успешно возводит новые многоэтажки, вновь осваивая бюджетные миллионы, а ее министерские покровители, мимикрируя, перемещаются из одного обновленного правительства в другое.

Мы подробно изложим лишь одну историю о том, как Минобороны недосчиталось круглой суммы, с учетом инфляции и роста курса доллара эквивалентной сегодня более 8 млн. грн. Однако полагаем, что если тщательно исследовать архивы судов, то для нынешних героев, проливавших кровь за Украину, можно выискать не одну сотню квартир и не один десяток миллионов гривен, в свое время выведенных из бюджета и зарытых в толщах «бесперспективных» судебных дел.

Кроме того, конечно же, далеко не все мошеннические финансовые схемы, внедрявшиеся хваткими бизнесменами и их подельниками из кабинетов Минобороны и других госучреждений, стали предметом судебных разбирательств.

Итак, к конкретике.

Мимо кассы

14.12.2004 г. Минобороны заключило договор о строительстве двух — 117- и 23-квартирного — домов в Белой Церкви с частным предприятием «Эркер». Общая площадь — 7648 и 1441 кв. м, в сумме — немногим более 9 тыс. кв. м.

Цель договора — обеспечение жильем бесквартирных военнослужащих ВС Украины, которое осуществлялось за счет госбюджета. ЧП «Эркер» должно было передать 23 квартиры до 30 сентября 2005 г. и 117 — до 30 декабря 2005 г.

Договор был заключен на основании решения тендерного комитета Минобороны — условия ЧП «Эркер» признали наиболее выгодными. Плательщиком выступало Управление капитального строительства МО.

В соответствии с требованиями ст. 34 действующего тогда закона «О закупке товаров, работ и услуг за бюджетные средства» условия договора не должны отличаться от условий тендерного предложения участника-победителя и не должны меняться после его подписания.

Цена договора — 17 млн. 725 тыс. грн., фиксированная стоимость 1 кв. м общей площади жилья — 1950 грн.

А усредненная стоимость строительства 1 кв м жилья для Киевской области, которая определяется Госстроем Украины, составляла в декабре 2004-го (когда заключался договор) 1851 грн.

То есть Минобороны отнеслось к партнеру, как говорится, со всей душой и пониманием и, учтя возможные риски, связанные с ростом цен и инфляцией, установило стоимость, превышающую официальную усредненную. Только в январе 2006 г. усредненная цена достигла 1953 грн.

На следующий же день после заключения договора (15.12.2004 г.) Минобороны перечислило на счет ЧП «Эркер» 14 млн. 468 тыс. грн., а в июне 2005 г. — еще 2 млн. 370 тыс. Таким образом, за год до окончания строительства авансом было оплачено 85%, а за 6 месяцев до оговоренного срока — 95% стоимости квартир. 5%, как было прописано в соглашении, плательщик обязался перечислить после передачи жилья.

Однако когда пришел срок сдачи объекта, руководство частного предприятия потребовало увеличить оплату за 1 кв. м в 117-квартирном доме до 2450 грн.

2 марта 2006 г. Военная прокуратура Центрального региона Украины подала иск в хозяйственный суд Киевской обл., требуя обязать ЧП «Эркер» выполнить условия договора в полной мере.

А уже в мае 2006 г. ЧП «Эркер» подало иск в хозяйственный суд Киева, требуя изменить пункты договора с Минобороны, в том числе касающиеся цены строительства 1 кв. м жилой площади — увеличить до 2450 грн. вместо принятых 1950 грн. Мотивация — резкое подорожание строительных материалов.

Решением хозсуда Киева (от 20.06.2007 г., судья — Смилянец В. В.) этот иск был удовлетворен.

Почему-то судья поставила требования истца выше требований закона, запрещающего изменять условия договора и согласованной стоимости, и приняла решение о повышении стоимости 1 кв. м жилья и соответственно об уменьшении числа квартир, которые ЧП обязано передать Минобороны.

Интересно, что тогдашний директор Департамента строительства МО Д. В. Исаенко (сегодня — заместитель министра регионального развития, строительства и ЖКХ) распорядился принять квартиры от ЧП «Эркер» по завышенной цене за квадратный метр даже до вступления решения суда в законную силу.

В итоге «мимо кассы» прошло 25 квартир общей площадью 1561 кв. м. По тем временам — на сумму 3 млн. грн. (и около 8 млн. грн., исходя из принятой на сегодняшний день усредненной цены 1 кв. м жилья по Киевской области).

А что же иск военной прокуратуры? Как ни странно, представители прокуратуры и МО дали делу задний ход и на суде заявили об отказе от иска по взысканию всех квартир на условиях договора. Хозсуд Киевской обл. решением от 03.10.2006 г. прекратил производство по иску прокуратуры Центрального региона Украины. Решение представителей прокуратуры и МО об отказе от иска вызывает много вопросов — чью команду они выполняли?

И если бы не принципиальная позиция Управления капстроительства МО (плательщик по условиям договора), которое подало апелляционную жалобу на данное решение хозсуда, то вряд ли бы сегодня об этом деле кто-то вспомнил. При ее рассмотрении апелляционный хозсуд Киевской обл. отменил решение о прекращении производства по иску прокуратуры, но постановил приостановить рассмотрение дела до решения хозяйственного суда Киева по иску ЧП «Эркер». Нынешний руководитель Управления капитального строительства МО Анатолий Илюха (оно находится на стадии ликвидации из-за открытых финансовых вопросов, затянувшейся на годы) уже более 8 лет пытается заставить «Эркер» возместить нанесенный государству ущерб, благодаря ему «проснулась» и военная прокуратура — вскоре она подала кассационную жалобу на решение хозсуда Киева об изменении условий договора.

28.03.2007 г. Высший хозяйственный суд Украины отменил решение судьи В. В. Смилянец и отправил дело на повторное рассмотрение в хозяйственный суд Киева.

ЧП «Эркер» подало новый иск от 19.04.2007 г., и хозяйственный суд Киева постановлением от 06.06.2007 г. (судья А. М. Демидова) остановил рассмотрение первого иска до решения по новому иску ЧП «Эркер».

В новом иске, который (неожиданно!) был принят к рассмотрению опять-таки судьей В. В. Смилянец, «Эркер» вновь потребовал изменить условия договора о фиксированной цене 1 кв. м общей площади. И судья вновь удовлетворила иск в полном объеме, презрев доводы Высшего хозяйственного суда по первому иску.

И только через 2 года, после повторного рассмотрения дела судами всех 3 инстанций хозяйственных судов и принятия решения об отказе удовлетворения требований ЧП, Верховный Суд (постановлением от 15.01.2009 г.) поставил точку в этом вопросе, признав все выдвигавшиеся ЧП «Эркер» требования безосновательными.

Управление капстроительства представило суду документы, свидетельствующие, что резкого подорожания строительных материалов в период выполнения договора в 2005 г. не было. Авансовая оплата в размере 95% суммы договора (а это почти 17 млн. грн.) позволяла закупить стройматериалы и выполнить работы по строительству жилого дома в сроки согласно условиям договора. В свою очередь ЧП «Эркер» не смогло предоставить доказательств о резком подорожании стройматериалов в период строительства.

К тому же после проведения комплексной судебной строительно-технической и экономической экспертиз Киевским институтом судебных экспертиз был сделан вывод, что установить, в какой сумме подтверждаются фактические расходы истца на строительство здания, не представляется возможным. Причина — отсутствие у ЧП «Эркеру» документов первичного бухгалтерского учета, их компания не предоставила эксперту, как того требовал суд.

На этот раз хозяйственный суд Киева (судья Власов Ю. Л.) полностью отказал «Эркеру» в иске решением от 29.11.2011 г.

Вскоре по ходатайству Управления капстроительства МО возобновилось рассмотрение иска Военной прокуратуры Центрального региона Украины, и хозсуд Киевской обл. (13.09.2012 г., судья Подоляк Ю. В.) наконец обязал ЧП «Эркер» передать Минобороны недоданные квартиры общей площадью 1561 кв. м в доме, строившемся для военнослужащих Белоцерковского гарнизона.

Насчет этого решения тоже есть вопросы. Почему, например, суд не применил санкции к должнику за невыполнение условий договора? Ведь требованиями Хозяйственного кодекса Украины (ст. 231) предусмотрен размер штрафных санкций при нарушении хозяйственного обязательства, в котором хотя бы одна из сторон принадлежит к государственному сектору экономики. Санкции применяются при нарушениях, связанных с выполнением государственного контракта. Если финансы идут из госбюджета.

Но прокуратура и Минобороны, видимо, были удовлетворены хотя бы таким положительным решением, выстраданным за 6 лет судебных тяжб. Однако не до конца законный подход суда все же дает повод для сомнений в полной объективности судебного решения и подтверждает практику избирательного применения судами требований законов.

Тем не менее к этому времени квартиры в доме военнослужащих (находящемуся, согласно договору от 14.12.2004 г., в Белой Церкви по адресу пер. Академический, 3), естественно, были проданы и заселены. И следующим решением (от 27.03.2014 г.) суд обязал ЧП «Эркер» передать Минобороны это же количество жилой площади в других домах Белой Церкви.

Не такое уж «доступное жилье»

Заявление об открытии исполнительного производства для принудительного исполнения решения суда было подано в городской отдел Государственной исполнительной службы Белоцерковского горрайонного управления юстиции 8.04.2014 г.

— Но долгое время мы не получали сообщения об открытии исполнительного производства, хотя по закону должны были получить в 3-дневный срок, — говорит нам Анатолий Илюха. — Потому беру на себя смелость полагать, что ЧП «Эркер» имеет определенное влияние и на органы судебно-исполнительной власти, что не должно остаться без внимания МВД. Правоохранительные органы тоже не горят желанием потребовать от ЧП немедленного выполнения решения суда. Белоцерковский горотдел ГУ МВД и прокуратура Белой Церкви в этом вопросе остаются сторонними наблюдателями.

— То есть ЧП «Эркер» просто избегает исполнения решения суда?

— А как это иначе понимать? На требование государственного исполнителя горотдела исполнительной службы Белоцерковского управления юстиции Литвинчука Д. Н. выполнить решение суда о передаче квартир представители «Эркера» ответили, что квартир, указанных прокуратурой, у них в собственности нет.

Похоже, это их метод продолжать тянуть судебную волынку. Теперь они уже подают жалобы в суд на постановление исполнительной службы о наложении штрафа за неисполнение судебного решения. И пытаются оспорить правомерность передачи исполнительного производства в Белоцерковский горотдел ГУ МВД в Киевской обл.

— Суд уже рассмотрел эти жалобы?

— Да, хозяйственный суд Киевской обл. отказал в их удовлетворении решениями от 24.07 и 31.07.2014 г. Но ЧП «Эркер» уже подало очередную кассационную жалобу.

— Полагаю, вы пытались выяснить, как развивается строительный бизнес у частного предприятия? Быть может, дела фирмы плохи и она уже ходит в банкротах?

— Согласно справке из Госреестра имущественных прав на недвижимое имущество от 02.04.2014 г., полученной военной прокуратурой Центрального региона , ведущей надзор за соблюдением законов в военной сфере, в собственности у ЧП «Эркер» имеется более 60 квартир в Белой Церкви. А уже в справке из того же реестра от 03.06.2014 г. сведения на недвижимое имущество ЧП «Эркер» отсутствуют.

— Получается, за два месяца руководство «Эркера» избавилось от собственности, которую должно было передать государству по решению суда?

— Думаю, именно для того и инициировалось заведомо проигрышное дело по обжалованию решений судов и постановлений исполнительной службы о наложении штрафа, чтобы успеть переоформить права владения и не отдавать квартиры Министерству обороны.

Добавлю, что сегодня ЧП «Эркер» размещает рекламу о продаже квартир в новостройках пригородов Киева (в Белой Церкви, Вишневом, Володарке) и, очевидно, процветает. Активно участвует в программе Минрегионстроя «Доступное жилье». В 2012-м учредитель и директор предприятия Найвельт Э. М. баллотировался в ВР.

— Неужели прокуратура не в силах пресечь такие действия и призвать предпринимателей-ловкачей к ответу?

— Я обратился в прокуратуру Белой Церкви с заявлением о правонарушениях должностных лиц ЧП «Эркер», которые уже давно заслуживают уголовного разбирательства, но сотрудники правоохранительных органов почему-то не спешат возбуждать и расследовать уголовное дело.

Хотя госисполнитель горотдела Белоцерковского межрайонного управления юстиции Литвинчук Д. Н. 04.06.2014 г. подал заявление о привлечении руководителя ЧП «Эркер» к уголовной ответственности за невыполнение судебного решения.

А прокуратура Белой Церкви на мою жалобу о непринятии мер по заявлению Литвинчука ответила, что направила ее в Белоцерковский городской отдел ГУ МВД для приобщения к уголовному производству и что она будет контролировать это дело. По той же схеме (спуская на тормозах) прокуратура Киевской обл. отсылает мою жалобу на бездействие прокурора Белой Церкви ему же, а он пересылает ее в Белоцерковский горотдел милиции. Это называется бумажной волокитой.

Результат: вот уже около 5 месяцев ни от прокуратуры, ни от МВД не поступает никаких сведений о действиях этих органов по привлечению виновных за невыполнение решения суда к ответственности.

Без ответа остается и моя жалоба, направленная на имя Генерального прокурора 22.08.2014 г., относительно бездействия глав прокуратуры и милиции Белой Церкви — Мельника Г. И. и Рудюка С. В.

У меня складывается впечатление, что и прокуратура с МВД решили отстаивать интересы частного предприятия, а не Минобороны.

Воинский долг и квартирные «должки»

Выход один — люстрация?

Заслуживает внимания и деятельность бывшего директора Департамента строительства Минобороны Исаенко Д. В., который соглашался со всеми спорными (оспоренными и отмененными впоследствии судами) условиями ЧП «Эркер», в том числе с изменением цены на квадратный метр жилья. Сегодня, как уже было сказано, он замминистра регионального развития, строительства и ЖКХ, а также председатель межведомственной комиссии по программе «Доступное жилье».

К слову, подозревала г-на Исаенко в коррупционной деятельности даже правительственная газета «Урядовий кур’єр». В статьях «Чи потрібні армії такі бізнесмени» (8 декабря 2005 г. №234) и «Про феномен полковницької невразливості» (11.05.2006 г. №86) говорилось о его «прокурорском прикрытии», которое якобы было оплачено квартирами, «преподнесенными» двум прокурорам военной прокуратуры Центрального региона — В. Козачуку и А. Деменко.

Интересно, что и в акте внутреннего служебного расследования деятельности Д. В. Исаенко на посту директора Департамента строительства Минобороны (оно проводилось КРУ на основании обращения СБУ по поручению тогдашнего министра обороны Анатолия Гриценко) указано, что именно действия директора привели к неполучению 1560 кв. м жилья на сумму более 3 млн. грн.

Вероятно, это и послужило основанием для освобождения Исаенко Д. В. с министерской должности.

Однако вскоре после того как правительство возглавил Виктор Янукович, Исаенко был назначен на должность замминистра регионального развития и строительства, где зарекомендовал себя как незаменимый «министерский завхоз», ответственный за капремонт президентских резиденций в Форосе и Карпатах. На этой должности он находится и по сей день.

Вот что на этот счет писал в письме на имя тогдашнего премьер-министра Азарова и Генерального прокурора Пшонки бывший замначальника Управления капитального строительства Минобороны, член Союза офицеров, полковник запаса Евгений Черненко: «Программа «Доступное жилье» — это возможность получить жилье тысячам бывших военнослужащих, которые лучшие годы отдали службе державе...

Считаю, что ряд должностных лиц стали миллионерами на обмане военных, нуждающихся в жилье. ...Исаенко Дмитрий Валерьевич имел активную поддержку со стороны на то время министра обороны Гриценко А. С. и его заместителя Кредисова В. А., с которыми он активно работал и проводил через них идеи по отчуждению фондов и имущества Минобороны...»

В своих обращениях в прокуратуру Евгений Черненко вспоминает и о роли Анатолия Гриценко в этом конфликте, и о директоре филиала компании «Укроборонбуд» (который был создан под непосредственным руководством г-на Исаенко) Мельнике, осужденном за незаконное отчуждение и реализацию имущества Минобороны.

В этом году, уже после обновления власти, полковник Черненко написал заявление относительно «заслуг» г-на Исаенко на имя Генпрокурора О. И. Махницкого. Просил дать правовую оценку деятельности и определить ущерб, нанесенный государству и обороноспособности Украины подконтрольными ему организациями.

Однако прокурорский ответ оказался банальной отпиской об отсутствии необходимости в прокурорском реагировании. Это в который раз вызывает сомнение, что очищение от коррумпированного чиновничества — и в самом деле незыблемый принцип новой власти, а не популистская декларация. И что эту проблему станут незамедлительно решать.

Стоит, пожалуй, добавить, что ответ полковнику запаса Черненко подписал лично В. Козачук, который, согласно данным упоминавшейся выше статьи в «Урядовому кур’єрі», обязан Д. Исаенко решением квартирного вопроса.

Служебные полномочия Исаенко Д. В. и в настоящее время позволяют, скажем так, учитывать и интересы фирмы «Эркер».

Показательный факт: по обращению ЧП «Эркер» в министерском протоколе межведомственной комиссии для жилого квартала в Вишневом (по ул. Машиностроителей) были внесены изменения в графу «предложенная стоимость 1 кв. м»: «цифру 6850 заменить цифрой 7400. Протокол был подписан 30.05.2012 г.

С тех пор по госпрограмме «Доступное жилье» ЧП «Эркер» строит жилье по цене 7400 грн. за 1 кв. м только в Вишневом, а, например, в пгт Володарка и Белой Церкви по 5000 и 6250 грн. за 1 кв. м соответственно.

Чем объяснить такое завышение цены? Не та ли самая это схема, что была обкатана годами раньше с военным министерством?

Подчеркнем, что решение повысить ранее согласованную цену принималось еще в 2012 г., когда такого значительного роста курса доллара, который наблюдался спустя год, даже не прогнозировалось.

Что это, если не лоббирование интересов ЧП «Эркер» Минрегионстроем?

«Примечателен и тот факт, что секретарь комиссии, подписавший протокол по жилому кварталу в Вишневом о повышении цены метра квадратного до 7400 грн., Козловская Н. В., и директор департамента госпрограмм и развития жилищного строительства Минрегионстроя Непомнящий А. Н. работали в Департаменте строительства МО Украины, когда его директором был Исаенко Д. В.», — указывает Евгений Черненко.

В 2012-м предельная стоимость строительства квадратного метра жилья по Киевской обл. — 6435 грн. — была запротоколирована в приложении к основному регуляторному документу госпрограммы «Доступное жилье». Полное название документа — «Порядок использования средств, предусмотренных в бюджете для предоставления государственной поддержки для строительства (приобретения) доступного жилья». И в нем четко указано, что стоимость 1 кв. м общей площади не должна превышать предельную стоимость, определенную в приложении.

Но специально для ЧП «Эркер» вновь было сделано исключение. Предприятие получило за строительство 1 кв. м на 965 грн. больше, чем положено. Разве такие решения повышают престиж госпрограммы и направлены на улучшение доступности жилья?

К объявленной люстрации можно относиться по-разному, этот антикоррупционный механизм, конечно, далеко не однозначен, но в данном конкретном случае какими еще методами реально переломить ситуацию в пользу оставленных без жилья военнослужащих?

У руководства страны постепенно меняется отношение к армии. Сегодня как никогда очевидно, что сила государства зависит от мощи нашего войска. Распоряжениями правительства (от 13 августа и от 23 сентября) на приобретение жилья для семей погибших военнослужащих суммарно выделено почти 29 млн. грн. Исходя из усредненной стоимости строительства 1 кв. м жилья в этом году (5650 грн.), Кабмин поможет примерно 80 семьям, оставшимся без кормильцев.

В такой ситуации 25 квартир от «Эркера» стали бы существенным вкладом в решение проблем с обеспечением жильем семей, чьи отцы и сыновья отдали жизни на службе Отечеству.

http://www.2000.ua/


Теги статьи: Военный налогАто

Дата и время 28 октября 2014 г., 22:16     Просмотры Просмотров: 3080
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus

Важные новости

Украине не хватает 50 млрд грн на перерасчет пенсий в 2017 году Украине не хватает 50 млрд грн на перерасчет пенсий в 2017 году 02.12.2016
На перерасчет пенсий в 2017 году Украине необходимо 50 миллиардов гривен. Подробнее
Сумские фискалы стали заложниками монополизации рынка тканей Бедриковским Сумские фискалы стали заложниками монополизации рынка тканей Бедриковским 26.11.2016
События последних дней, происходящие в ГФС Сумской области, носят явные признаки четко спланированного возмездия за пров… Подробнее
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Если бы выборы в Раду проходили сегодня, кого бы вы поддержали?












Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте