Рейдерство, коррупция в Украине, борьба с коррупцией • Национальный антикоррупционный портал «АНТИКОР»

Метро: киевляне заплатят за отмену жетонов и километровые очереди

Метро: киевляне заплатят за отмену жетонов и километровые очереди
Метро: киевляне заплатят за отмену жетонов и километровые очереди

Проезд в метро будет дорожать. С этим уже не спорят даже столичные власти, обычно до последнего отрицающие повышение цен на проезд. При этом метрополитен все равно останется убыточным (а как иначе?). Ведь прибыль от коммунального транспорта получают исключительно компании-прилипалы.

Допустимые потери

О том, как видит будущее столичного метро местная власть, в эфире телеканала “Киев” рассказывал сам градоначальник.

“Нам необходимо платить зарплаты работникам метро, строить новые станции, о которых мечтают жители целых микрорайонов, нам нужно обслуживать технику и осуществлять ремонт вагонов. На все это требуются средства, — продемонстрировал чудеса логического мышления Виталий Кличко. — Мы будем вынуждены повысить стоимость проезда”.

Чего-то подобного стоило ожидать: в последнее время мантра об убыточности метрополитена звучит все громче. За первые 6 месяцев 2014-го убытки предприятия составили 330 млн грн. Это почти столько же, сколько за весть предыдущий год. Зарплаты, хоть и несущественно, растут, электричество дорожает, а значит, повышается себестоимость услуги. При этом количество льготников, проезд которых оплачивается из бюджета, берется почти с потолка. То есть что-то там чиновники высчитывают, но на основании каких данных, не знает никто.

Настоящие причины катастрофической убыточности подземки ни для кого не секрет. И низкая стоимость проезда — лишь одна из них. Также сказываются махинации с рекламой (метрополитен получает за аренду площадей копейки по официальным тарифам, реальные деньги при этом зарабатывает посредник), черный оборот жетонов, мутная схема компенсации проезда льготников. Кроме того, по словам руководителя “Системы оценивания пассажирских перевозок” Богдана Аганина, около 12% от выручки КМ теряет при сборе денег.

Если же свести все эти причины к общему знаменателю, получится, что метрополитен сидит без прибылей, потому что работает по непрозрачным алгоритмам. Если неизвестно, сколько жетонов на самом деле продается ежедневно, можно воровать. Если никто не знает, сколько льготников воспользовались своим правом, можно воровать. Если финансовая отчетность далека от объективной реальности, но у общественности нет законной возможности это проверить, кто-то обязательно будет на этом зарабатывать.

Подозрительная благотворительность

Но самое грустное, когда городская власть, признавая все выше написанное, предлагает тушить пожар бензином. В апреле прошлого года было подписано распоряжение КГГА №660, которым утвержден победитель инвестиционного конкурса по внедрению проекта «Электронный билет» в общественном транспорте Киева. Контракт подписали с неким ООО “АЛЬФА ПЕЙ ТЕРМИНАЛ”.

Инвестор должен был вложить в проект около 120 млн гривен: адаптировать к электронному билету 650 турникетов, 232 терминала по продаже одноразовых билетов, установить 300 терминалов для пополнения карт. Взамен КМ будет передавать компании 8,4% от выручки. Срок договора — 10 лет.

Теоретически полный переход на электронные билеты призван упразднить теневой рынок внутри метрополитена. Кроме того, это должно помочь пересчитать, наконец, льготников и понять, какую сумму необходимо выделять для этого из городского бюджета, а какую из государственного. Но это в теории. А на практике как обычно вышла глупость.

Сразу же после подписания контракта в “АЛЬФА ПЕЙ” заявили, что готовы потратить от 150 до 400 млн грн. А это намного больше, чем было заявлено.

“Это более чем в три раза превышает заявленные технико-экономические показатели и дает основания сомневаться в прозрачности проекта, — говорится в отчете общественной организации “Публичный аудит”. — Ведь именно при завышении цены создаются условия для получения «откатов», увеличения доли инвестора в проекте, минимизации налогообложения прибыли”.

Шиворот навыворот

Любопытно, что уже сейчас, задолго до окончания проекта, озвученные чиновниками КГГА и общественными активистами цифры заметно отличаются. В “Публичном аудите” подсчитали, что при тарифе на проезд в 2 грн инвестор будет получать 167 тыс. грн в день или почти 61 млн грн в год. То есть вложения окупятся за пару лет, а еще 8 лет компания может рассчитывать на почти чистую прибыль, за вычетом разве что оперативного обслуживания терминалов. А если стоимость проезда поднимут до 4 грн, доход инвестора составит более 121 млн грн в год.

В то же время бывший замглавы КГГА Руслан Крамаренко, при котором, собственно, и был заключен договор с “АЛЬФА ПЕЙ”, говорил, что для инвестора это долго окупаемый проект.

“Подобную схему нам предложили в Европейском банке реконструкции и развития, — пояснял чиновник. — Благодаря банку состоялся визит сотрудников КГГА в Белград, где совсем недавно был внедрен подобный проект и именно по такой схеме. В мировой практике инвестору отдают 8–10% Мы взяли нижнюю планку, поэтому в плане окупаемости для инвестора это долгий проект. Так, вознаграждение, которое получает оператор по сбору выручки в транспорте в Белграде, составляет около 9%. Учитывая, что тарифы на проезд в транспорт Белграда выше чем в Киеве в 2–2,5 раза, период окупаемости сербского проекта составляет 6–7 лет. Учитывая наши исходные условия, в Киеве период окупаемости проекта составит 8–10 лет”.

Ни за что на свете ни один инвестор не будет просто так вкладывать деньги в 10-летний проект, который окупится, когда закончится. А значит, на словах местная власть борется за прозрачность работы коммунального транспорта, а на деле внедряет очередную мутную схему…

Электронная пародия

Все очень любят ссылаться на европейский опыт, но почему-то не перенимают его, а пародируют. Во многих европейских городах для внедрения подобной схемы метрополитены создавали совместные предприятия с профессиональными компаниями. И таким образом не теряли деньги, а зарабатывали их.

Кроме того, прежде чем приступить к реализации проекта, в Европе сначала обосновывают, в чем его польза. Как это скажется, к примеру, на скорости обслуживания одного пассажира, или на сроке эксплуатации оборудования метро, или на себестоимости проезда. В Украине же либо никто не делает такие подсчеты, либо же просто чиновники не озвучивают сомнительные цифры.

Сегодня около 70% пассажиров киевского метро пользуются жетонами. Год назад директор КМ Владимир Федорченко хвастал, что себестоимость жетона — всего 60 копеек. А билета в Европе — более 50% от его цены. И якобы именно поэтому Киев не торопится внедрять новые технологии. Теперь слова Федорченко забыты. Вместо жетонов появятся бумажные чеки со штрихкодами, которые можно будет купить в автоматах.

Одноразовый билет имеет уникальный код, который считывается сканером, вмонтированным в турникет на входе в метро. Но проблема в том, что он действителен всего сутки. То есть взять билет на 2–3 дня будет невозможно, только на сегодня. А вспомните очереди в кассы 1 числа каждого месяца. Теперь так будет каждый день. Масса народа ежедневно начнет выстаиваться в бесконечную очередь за одноразовой бумажкой.

Конечно, внедрять новые технологии нужно. Но ведь в первую очередь необходимо думать о том, что повысит качество работы подземки, решит проблему с сезонным наплывом пассажиров, поможет справиться с нагрузками в непогоду. А то, что предлагают в КГГА сегодня, выгодно только инвестору, но никак не метрополитену или его пассажирам.

Автор материала: Марина Брыль

По материалам: News24ua.com


Теги статьи: МетроКиевкое метроМетрополитен

Дата и время 11 ноября 2014 г., 12:34     Просмотры Просмотров: 2102
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus

Важные новости

Нацполіція опублікувала дані щодо кількості пограбувань і розбоїв у Києві Нацполіція опублікувала дані щодо кількості пограбувань і розбоїв у Києві 07.12.2016
У Києві порівняно з минулим роком кількість розбійних нападів зросла на 54%, а грабежів – на 61%. Подробнее
«Антонов» предложил Трампу свой самолет вместо дорогущего Boeing «Антонов» предложил Трампу свой самолет вместо дорогущего Boeing 07.12.2016
Государственное предприятие «Антонов» предложило свой самолет избранному президенту США Дональду Трампу в качестве новог… Подробнее
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Если бы выборы в Раду проходили сегодня, кого бы вы поддержали?












Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте