Рейдерство, коррупция в Украине, борьба с коррупцией • Национальный антикоррупционный портал «АНТИКОР»

Грозит ли Крыму транспортная катастрофа

Грозит ли Крыму транспортная катастрофа
Грозит ли Крыму транспортная катастрофа

В течение октября-ноября Керченская паромная переправа, которая обеспечивает пассажирское и грузовое сообщение между Крымом и Россией, работала с перебоями. Несколько раз движение паромов приходилось ограничивать из-за погодных условий – сильного ветра или тумана. Временами очередь из грузовиков на подходах к порту достигала тысячи автомобилей, срок ожидания – 27 часов. Бытует мнение, что зимой ситуация с поставками продовольствия на полуостров может оказаться критической из-за остановки главной транспортной артерии, по которой грузы доставляются в Крым из РФ.

Forbes проанализировал, как полуостров решал свои транспортные задачи с момента аннексии. Несмотря на существенное падение объемов грузопотоков, вывоз и ввоз товаров на оккупированную территорию фактически продолжается во всех видах сообщения.

И по воде, и по земле

Грузоперевозки через Керченскую паромную переправу выполняются десятью паромами (ж/д, автомобильными или смешанными) по нескольким основным маршрутам: Порт Кавказ – Керченский морской рыбный порт, порт Темрюк – Керченский морской рыбный порт, порт Новороссийск – Керчь, Зонгулаг – Керчь – Новороссийск. На зиму переправа прерывать свою работу не будет, утверждает пресс-секретарь Министерства транспорта АРК Наталья Разинкина. «Переправа работает в круглогодичном режиме. По статистическим данным, ее простой из-за неблагоприятных погодных условий в период с ноября по май в целом составляет до 30 дней», – сообщили Forbes в пресс-службе ведомства.

По данным Минтранса, пропускная способность Керченской переправы – около 4 млн тонн грузов в год. Это даже меньше, чем перерабатывал лишь один Севастопольский порт Крыма. Тем не менее, именно на этот транспортный коридор больше всего рассчитывает Россия, оккупировавшая полуостров.

Вместе с тем ситуация с транспортом в Крыму не так плоха, как этого можно было бы ожидать. Все-таки полуостров оказался отрезанным от всего цивилизованного мира – как географически, так и политически из-за санкций, вызванных его аннексий. «Все порты у нас работают, мы успешно находим, чем их загрузить», – уверяет сотрудник Государственного унитарного предприятия «Крымские морские порты». Эта структура была создана в июне этого года, уже после аннексии полуострова для управления «морскими» активами. В нее вошли все пять морских торговых портов Крыма, а также Керченский рыбный порт, Госгидрография и Керченская морская переправа.

Так, представитель предприятия прокомментировал слухи о возможном закрытии двух традиционно наименее загруженных портов – Евпаторийского и Феодосийского. На запрос Forbes о более детальных данных по работе всех портов там пока не ответили. Напомним, с момента оккупации Крыма Россией Украина закрыла все международные пункты пропуска на территории полуострова и порты, соответственно, тоже.

Свет на ситуацию с перевалкой немного пролил Крымстат. По его данным, за 9 месяцев 2014 года объем переработки грузов портами составил 4 млн тонн, что на 70% меньше, чем годом ранее. Транзит в портах потерял 80% объемов, зато импорт вырос на 25%. «Количество судозаходов составило 2070, на 52% больше, чем год назад, 84% всех судов – иностранных фрахтователей и собственников», – подчеркивается в сообщении Крымстата. Очевидно, рост импорта и судозаходов связан с сокращением поставок грузов на полуостров с материковой Украины и переориентацией логистики.

Утверждения об иностранных фрахтователях – не блеф. Информация о судозаходах в Крым умалчивается на всех уровнях, но ее источником может послужить, например, общественная инициатива «Майдан иностранных дел». По данным этой организации, количество иностранных судов, нарушивших порядок захода в порты Крыма, на начало августа составляло 86, на начало ноября – уже свыше 130. Больше всего среди них – российских, турецких и греческих, но были также и немецкие, итальянские, румынские, сингапурские, болгарские, египетские, панамские, японские суда.

С точки зрения юриста, партнера Международной юридической службы Interlegal Артура Ницевича, проблема тут в том, что очень сложно заставить заработать механизм привлечения к ответственности нарушителей по ряду причин. И из-за того, что физически они не находятся на территории Украины, которую контролирует центральная власть, и по причине сложности доказательства самого факта противоправного действия в том виде, как оно сформулировано в украинском законодательстве. По сути, создана лишь «бумажная», или «фиктивная» блокада, считает Ницевич.

Падение перевалки в портах – это уход оттуда экспортных грузов. «Мы ушли из Севастополя, так сделали почти все. Во-первых, никто не хочет везти через Крым, во-вторых – сами боимся попасть под какие-то санкции, не сегодня – так в будущем», – говорит представитель одного из крупных зернотрейдеров-экспортеров. По его словам, компания переориентировала перевалку в Одессу и Николаев и не почувствовала это этого неудобств. «Сезон достаточно спокойный, ажиотажа на терминалах нет», – уверяет трейдер. Терминалы портов Крыма были заняты экспортом в основном местного урожая, который составил более 1 млн тонн.

Железнодорожные грузоперевозки за 9 месяцев 2014 года на полуострове составили 2,9 млн тонн, за весь 2013-й – почти 7 млн. В «Укрзализныце» подтвердили, что определенный грузопоток по железной дороге в направлении Крыма есть. И пообещали подробнее ответить на запрос Forbes по этой теме. На момент публикации материала ответы получены не были.

«Я думаю, что речь может идти о перевозках в приватном подвижном составе по контрактам, свои вагоны «Укрзализныця» вряд ли туда направляла», – предполагает один из участников рынка перевозок.

Но с момента принятия закона о свободной экономической зоне в Крыму перевозки на полуостров с континентальной Украины получили легальную основу. В законе прописан порядок оформления грузов – они заходят на полуостров в режиме транзита и освобождены от уплаты таможенных сборов. «Въезд коммерческого автомобильного транспорта оформляется на таможне в Херсоне, железнодорожных грузов – в Мелитополе», – говорит вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АсМАП) Юрий Кучинский. При этом он затруднился оценить текущий объем автомобильных перевозок в Крым. «Выдачу книжек МДП в Крыму взял на себя российский АсМАП, поэтому мы не можем вести учет компаний», – отметил представитель организации. В официальной статистике Крыма отображено 1,2 млн тонн автотранспортных перевозок на фоне 2,6 млн за весь 2013 год.

У участников рынка вызывает сомнения реальность цифр, которые декларирует Крымстат, как минимум по автоперевозкам. «Или они отображают только внутренний оборот АРК», – предполагает один из них. По его словам, автомобилями в Крым транспортировалось «буквально все» – от дорогостоящего оборудования до сельхозпродукции и продовольствия. «Это гораздо более дешевый способ доставки, чем через Керченскую переправу, где цены постоянно растут. Грех им не пользоваться», – отмечает собеседник Forbes. При этом далеко не все грузы оформляются по новым правилам – твердая такса в обмен на пренебрежение сложными формальностями удобна всем участникам процесса.

Сколько нужно Крыму

В составе Украины Крым потреблял товаров на 18 млрд грн в год (структура розничного товарооборота), экспортировал в 2013 году продукции на $905 млн и импортировал на $1,1 млрд. Среди внешнеторговых партнеров полуострова значилось свыше 70 стран. Наибольшая зависимость от импорта – в сфере топлива и промышленного оборудования, суммарно на эти две статьи в прошлом году пришлось 70% всего импорта в АРК. Правда, стоит учитывать, что значительная часть обеспечения осуществлялась с континентальной Украины. Например, при объемах потребления газа примерно в 2-2,4 млрд кубометров в год его внутреннее производство здесь составляет только 1,6 млрд, остальное поставлялось из континентальной части страны.

Полностью ввозились в Крым нефтепродукты – по разным оценкам, потребление составляло от 800 000 до 1 млн тонн в год (200 000 бензина и 800 000 дизтоплива). «Есть зависимость по газу, на которых работают Севастопольская, Камыш-Бурунская ТЭЦ и который также нужен промышленным потребителям, прежде всего заводам Фирташа – «Крымсода», «Крымский титан». Если отключить эти два завода от газа – то в принципе газа собственной добычи Крыму хватит для отопления», – отмечает аналитик Concorde Capital Александр Паращий. А с нефтепродуктами, считает он, проблем быть не должно: в портах достаточно мощностей, чтобы принять их из России.

Большая доля зависимости от Украины была в сфере продовольственных товаров. По данным Министерства агрополитики и продовольствия АРК, Крым не самодостаточен, например, в таких позициях, как сахар (на его территории не выращивается сахарная свекла), растительное масло (из-за нехватки мощностей для переработки подсолнечника), молоко и молокопродукты. Как говорил ранее министр агрополитики и продовольствия АРК Николай Полюшкин, если в прежние годы на территории полуострова производилось около 890 000 тонн молока, которые полностью удовлетворяли спрос, то сейчас в силу разных причин – только 330-340 тыс. Лишь на 45%, по оценкам того же ведомства, Крым закрывает свои потребности в рыбе и рыбопродуктах.

В то же время в МинАП уверяли, что полуостров полностью покрывает свои потребности в мясе, субпродуктах, а также фруктах и овощах, и даже готов их экспортировать. Хотя если смотреть на цифры прошлого года (данные Крымстата) – по всем этим позициям сальдо внешнеторгового баланса АРК было глубоко отрицательным. Позитивным оно оказалось только по зерну (экспорт на $17 млн в 2013 против импорта на $24 000, причем на зерно пришлось 45% всего экспорта), а в непродовольственной группе – по минеральным продуктам (соль, сера, руда, шлаки): $303 млн экспорта, или 34% всего его объема, против $202 млн импорта.

Ситуация с торговлей в 2014 году в Крыму, конечно, существенно изменилась. Данные о товарообороте во внешнем и внутреннем сообщении за этот год неполные и обрывочные. Крымстат за 1 полугодие 2014 дал цифры по обороту розничной торговли уже в рублях – 13 млрд руб за январь-июнь, или примерно 3,8 млрд грн. Может показаться неожиданным, что все последние месяцы, несмотря на непризнании аннексии большей частью цивилизованного мира, Крым вел вполне активную внешнюю торговлю, о чем сообщает тот же Крымстат: в апреле-августе с полуострова было экспортировано товаров на $79 млн, импортировано – на 49 млн.

В географическом разрезе наибольшая доля экспорта пришлась на такие страны, как Швейцария (33%), Панама (23%), Турция (11%), импорта – на Румынию (60%), Германию (13%), Италию (6%), Панаму (5,5%). Также среди стран-торговых партнеров АРК в эти 5 месяцев значатся Австрия, Канада, Китай, Польша, Португалия, США, Азербайджан, Туркменистан, Франция, Финляндия, Южная Африка, Украина и некоторые другие. Помимо сокращения экспорта, импорта, торговли в продовольственной рознице, в Крыму также упала оптовая торговля всеми непродовольственными товарами – примерно в полтора-два раза.

Откуда поступали грузы в Крым до оккупации?

На первый взгляд наибольший товарооборот обеспечивали морские торговые порты. Суммарно пять крымских портов – Севастопольский, Керченский, Феодосийский, Евпаторийский и Ялтинский в 2013 году переработали 13,8 млн тонн грузов. Правда, грузопоток это был в основном экспортный и транзитный, на эти направления пришлось 5,5 и 4,8 млн тонн перевалки. В импортном сообщении порты Крыма приняли только 348 000 тонн грузов (остальное – во внутреннем).

Через крымские порты компании материковой Украины отправляли грузы на экспорт – зерно, металл, химическую продукцию. Особо привлекательным для этого был глубоководный порт Севастополя, использование его причалов позволяло существенно экономить на логистике. Керчь и Феодосия активно работали с транзитными нефтепродуктами. Сейчас экспорт крымских портов благополучно ушел в другие гавани континентальной Украины, зато транзит в объеме около 5 млн тонн в год, похоже, безвозвратно потерян.

Весомая доля обеспечения Крыма приходилась на железную дорогу. Крымская дирекция перевозок до аннексии входила в состав Приднепровской железной дороги. По данным ее пресс-службы, Крым занимал не более 6% в грузообороте ПрЖД, который в год составлял около 220 млн тонн. То есть по ж/д в Крым поступало (или вывозилось оттуда) примерно 7 млн тонн грузов в год. Часть ее шла на порты для последующего экспорта. Сейчас эти грузы заместила собой Керченская паромная переправа.

Объем автомобильных перевозок в и из АРК оценить сложнее всего, поскольку централизованный учет коммерческих перевозок автотранспортом во внутриукраинском сообщении не ведется. Можно предположить, что количество вывезенных/ввезенных грузов автомобильным транспортом примерно соответствовало объему грузовой базы морских портов за вычетом грузооборота железной дороги – то есть около 7 млн тонн в год. Есть основания считать, что значительный его объем сохранился.

Автор материала: Екатерина Гребеник

По материалам: Forbes.ua


Теги статьи: КерчьКрым

Дата и время 11 ноября 2014 г., 21:24     Просмотры Просмотров: 2082
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus

Важные новости

На Прикарпатье офицер ВСУ устроил солдатам "рабскую службу" На Прикарпатье офицер ВСУ устроил солдатам "рабскую службу" 05.12.2016
Военная прокуратура Западного региона обвинила полковника Вооруженных сил Украины Григория Демьянчика в том, что он испо… Подробнее
В ходе перестрелки в Княжичах только в одного сотрудника Госслужбы охраны всадили 38 пуль В ходе перестрелки в Княжичах только в одного сотрудника Госслужбы охраны всадили 38 пуль 05.12.2016
В теле убитого в селе Княжичи Киевской области сотрудника Госслужбы охраны обнаружили 38 пулевых ранений. Подробнее
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Если бы выборы в Раду проходили сегодня, кого бы вы поддержали?












Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте