Рейдерство, коррупция в Украине, борьба с коррупцией • Национальный антикоррупционный портал «АНТИКОР»

Военно-морская немощь: непрофессионализм плюс коррупция

Все нынешнее лето Военно-морские силы Украины пытаются продемонстрировать свою мощь и великолепие убойной «показухой» - то, чем в прежние времена славилась Советская Армия, и чем по наследству пытаются блистать Вооруженные силы Украины. Но, в отличие от советских военных, у их украинских последователей все же гораздо меньше и ресурсных возможностей, и профессионализма. Но самое главное - «коррупционная составляющая» играет свою гибельную роль гораздо более явно. Итог налицо: «показуха» превращается в фарс.

Российский морячок – главный враг украинской «брони»

Апофеозом этого провала стало утопление в Севастопольской бухте злосчастного бронетранспортера БТР-80 войск береговой обороны ВМС Украины во время генеральной репетиции военно-морского парада в конце июля. Инцидент произошел в ходе показательной высадки морского десанта с носовой аппарели российского большого десантного корабля (БДК проекта 775/II) «Новочеркасск». Большего комизма ситуации не представить: утонул плавающий бронетранспортер, - машина по конструкции герметичная, к тому же практически незагруженная (во время «показухи» в ней находились лишь два члена экипажа из трех штатных, десантом и не пахло).

Еще один БТР заглох, будучи не в силах преодолеть несколько десятков метров от корабля до берега, и вытаскивать на сушу его пришлось на буксире. То есть из 10 машин, пытавшихся изобразить высадку морского десанта, 2 вышли из строя – 20% потерь за несколько минут! И не в боевой ситуации или приближенной к ней, а в ходе стопроцентного «балета» (как в войсках называют показушные мероприятия, изображающие уровень боевой подготовки, но имеющие к ней весьма условное отношение).

Больший позор трудно себе представить. Треть от допустимых потерь по нормативам военного времени еще до соприкосновения с противником – это высший пилотаж (при потерях 60% подразделение считается полностью небоеспособным). Воевать с таким войском – мечта любой армии, ведь оно «самоуничтожится» еще до начала боя.

Минобороны попыталось сделать хорошую мину при плохой игре, заявив, что «благодаря слаженным и решительным действиям экипажа боевой машины, дежурных служб и служб аварийно-спасательного обеспечения была осуществлена успешная эвакуация личного состава. БТР оперативно поднят на поверхность». Этот пиар своих «дежурных служб» на фоне позорного происшествия выглядел весьма убого. Но как могло случиться, что плавающий бронетранспортер пошел ко дну, в военном ведомстве скромно умолчали. Как не уточнили и то, что украинский БТР в конечном итоге вытаскивали из воды российским краном – так что дифирамбы надо петь службам не ВМС Украины, а ЧФ России.

Зато командующий ВМС Украины Юрий Ильин сообщил, что «внешний осмотр, который был произведен, показал, что видимых повреждений на бронетранспортере нет». Это значит, инцидент произошел либо вследствие технической неисправности машины, либо из-за ошибки экипажа.

К слову, некоторые украинские СМИ распространили удивительные комментарии «экспертов», объясняющие инцидент. Самой поразительной показалась версия, согласно которой украинская морская пехота опростоволосилась из-за козней экипажа десантного корабля ЧФ РФ, с которого десантировался наш БТР. Дескать, российские морячки, дабы дискредитировать украинские ВМС в глазах общественности, втихомолку чего-то там подкрутили на машинах, вот они и отказались плавать. В защиту этой «гипотезы» приводился тот факт, что с вечера, перед погрузкой на корабль, все бронетранспортеры были осмотрены, и поковыряться ночью в них могли лишь члены экипажа «Новочеркасска». Правда, зачем российским конкурентам в борьбе за военно-морской имидж понадобилось пакостить на репетиции, а не на самом параде (ведь тогда эффект был бы куда более мощным) – сторонники конспирологической теории умолчали.

Самое смешное – то, что некий малоизвестный севастопольский интернет-ресурс, который первым запустил эту «утку», тут же сообщил, что после появления этой «новости» их сайт подвергся мощной хакерской атаке, организованной... российской ФСБ. Комментарии, как говорится, излишни. Хотя, с другой стороны, вариант российской диверсии – куда более приятное для украинской стороны объяснение, нежели признание собственного непрофессионализма и технической отсталости.

Специфика отечественного капитального ремонта


Как бы там ни было, на первом месте оказалась версия технической неисправности бронетранспортера – именно на нее усиленно намекает командующий ВМС Украины Юрий Ильин. Действительно, такое объяснение снимает львиную часть ответственности с украинских военных начальников – ну поломалось «железо», что тут поделаешь? И Родине намек – надо больше выделять бюджетных средств на поддержание технической готовности ВМС, чтобы те не позорились. А украинские моряки, их командование и Минобороны в целом как бы ни при чем.

Но именно вариант поломки «железа» вызывает вопросы. Ведь всего год назад, летом 2012 года, Минобороны гордо рапортовало, что на ГП «Николаевский ремонтно-механический завод» был проведен капитальный ремонт бронетранспортеров для морской пехоты, на что было потрачено 7 млн 590 тысяч гривен из военного бюджета. Начальник Центра бронетанкового управления Генштаба ВСУ генерал-майор Роман Башинский тогда рассказывал, что «эта техника до капитального ремонта полностью выработала свой ресурс, а на заводе ее разобрали до винтика и собрали заново на полностью новых агрегатах. И до следующего капитального ремонта эта техника прослужит 10-15 лет».

Тогда качеством ремонта представители воинских частей остались довольны. Особенно многословен был командир батальона морской пехоты подполковник Александр Конотопенко, который упоенно рассказывал николаевским журналистам: «Какие могут быть впечатления, когда в салоне покупаешь новый автомобиль? Наверно, превосходные. Так же и у меня: когда я вижу отличную технику и знаю, что ей предстоит очень интенсивно работать (например, за прошлый год моя машина прошла 2 тыс.км), я уверен в том, что она не подведет. И мне приятно, что такие красавчики поступят в мою боевую группу».

Не отставали в демонстрации радости от выполнения контракта с МО и сами ремонтники. Генеральный директор ГП «Николаевский ремонтно-механический завод» Олег Скляренко рассказывал, что завод ждет «дальнейшей загрузки предприятия», ведь, по его словам, «мощности у завода - в рабочем состоянии, рабочих рук тоже хватает». И добавил, что руководство украинского ОПК готово подогнать предприятию и иностранных заказчиков - после визита на завод потенциальных клиентов здесь ждут предложений на поставку бронетехники (БРДМов и БТРов) в одну из африканских стран. В общем, по словам Олега Скляренко, «тяжелые задачи решаем сразу, а невозможное - чуть попозже». Но прошел всего год, и БТРы начали тонуть. Что, конечно же, заставляет задуматься: а кому такой ремонт, на который выбрасываются миллионы гривен, вообще нужен?

Но проблема не только в БТР. На той же репетиции присутствовал, помимо российского БДК, и украинский однотипный (проект 775) большой десантный корабль «Константин Ольшанский». По нашим данным, согласно первоначальному сценарию парада, «Константин Ольшанский» и российский «Новочеркасск» должны были выйти на середину бухты и демонстрировать высадку десанта в количестве 20 бронетранспортёров (10 с каждого корабля), которые, выйдя из аппарелей БДК, должны были преодолеть по воде несколько сотен метров, ведя стрельбу холостыми патронами. Однако неожиданно вышла из строя ходовая часть украинского БДК, и сценарий парада в экстренном порядке изменили.

Но вот неувязочка: БДК «Константин Ольшанский» не далее как 16 мая этого года вышел в море для проведения ходовых испытаний после комплексного заводского ремонта на ПАО «Черноморский судостроительный завод»! Тогда Минобороны Украины бравурно заявляло, что, согласно договору, ПАО «Черноморский судостроительный завод» осуществило доковый ремонт корабля, ремонт корпуса корабля, спецтехники, а также ремонт по линии электромеханической боевой части. «Мы благодарны николаевским корабелам за проведенную работу по восстановлению технической готовности корабля. Реализованный комплекс мероприятий позволит уже в ближайшее время продолжить выполнение кораблем задач в составе боевого ядра украинских ВМС», – радовался первый заместитель командующего ВМС Украины вице-адмирал Сергей Елисеев.

И вот прошло каких-то два месяца, и только что отремонтированный корабль вдруг отказался участвовать в «балете» в Севастопольской бухте. Получается, что миллионы гривен, затраченные Минобороны на ремонт этого БДК (по нашим данным – порядка 4 млн грн) были выброшены на ветер? Про странности распределения заказов на ремонт кораблей ВМС Украины «СЛЕД» недавно писал (http://sled.net.ua/korvet/dlya/oligarkha/2013/23/07 ), но сейчас возникает вопрос вообще об эффективности использования этих колоссальных средств, выбрасываемых на фоне провала социальной политики в армии и на флоте и общего хронического недофинансирования Вооруженных сил Украины....

Правда, позже командующий ВМС Украины Юрий Ильин придумал объяснение, почему десантный корабль «Константин Ольшанский» остался стоять на рейде. «Ольшанский» на рейде только с точки зрения безопасности, потому что два десантных корабля такого водоизмещения на таком узком фарватере использоваться не могут, поэтому мы с командующим приняли решение, что высаживаем оба подразделения из одного корабля», — заявил Юрий Ильин.

Что и говорить, к такому объяснению подкопаться трудно. Непонятно, правда, зачем в таком случае понадобилось высаживать украинские БТР с российского корабля. Ведь раз уж решили, что «балет» играет украинская морская пехота, логичным было бы показать ее действия с украинского БДК. Или командование ВМС Украины уверено, что и в реальных боевых ситуациях украинский десант будут катать корабли ЧФ РФ?

Странности «военной элиты»


Хотя если в случае с затоплением БТР техника не причем, и проблема в уровне подготовки экипажей, складывается еще более неприятная картина. Ведь тогда получается, что даже элита украинского флота – морская пехота – далека от профессионализма.

Вот и немногим ранее, в середине июля этого года, в ходе американо-украинских учений «Си Бриз 2013» в Крыму доблестная украинская морская пехота также демонстрировала умение обращаться с боевой техникой – но не на параде, а в «обстановке, приближенной к боевой». Легкое недоумение зрителей вызвала сцена высадки морского десанта на БТРах с моря (с большого десантного корабля «Константин Ольшанский») близ поселка Черноморское. В ходе «войны», происходившей на расчищенном пляже, один БТР застрял в песке.

Военные чины успокаивали: да ничего страшного, ну подумаешь, боевая машина застряла в песке, что тут такого? Со стороны, действительно, особого повода для ажиотажа не заметишь. Но проблема в том, что в подобных условиях случиться такая ситуация могла лишь по одной причине: механик-водитель при выезде на песок должен был уменьшить давление в шинах машины, но этого не сделал. А это – уровень базовых знаний для водителя БТР, которые вкладываются в первые недели обучению вождению на бронетранспортерах. И то, что украинский даже не солдат-призывник, а военнослужащий контрактной службы (именно ими комплектуется сегодня украинская морская пехота) не знает этих азов – это приговор украинским Военно-морским силам.

Мы уже не напоминаем, что в реальной боевой обстановке выход боевой машины из строя в ходе десантной операции фактически означает гибель не только ее экипажа, но и всего десанта. Но именно этот эпизод свидетельствует об общем крайне неудовлетворительном уровне подготовки украинских военных – и это при всех декларациях руководства Минобороны о том, что в последние годы объемы боевой подготовки в ВС Украины якобы резко возросли. Учтем также, что экипажи, принимающие участие в подобных учениях, - это лучшие из лучших, да и самим маневрам предшествуют многие часы репетиций. А потому какого уровня подготовки можно ожидать от «обычных» военнослужащих – остается догадываться.

В этой ситуации трудно винить украинских морпехов. Не они отвечают за финансирование собственной боевой подготовки и свое техническое обеспечение. Но тем чинам в штабе ВМС и Минобороны Украины, которые несут за это непосредственную ответственность, стоит понимать, что плохо обученная армия и флот становятся опасными и для себя же, и для мирного населения. И далеко не все происшествия и аварии, вызванные технической неисправностью вооружения и техники, а также непрофессионализмом личного состава, заканчиваются без жертв...

В целом же имеем неутешительный итог. Перманентное недофинансирование украинской армии и флота уже никого не удивляет, и является причиной вопиющей слабости и неготовности украинских военных к выполнению основных задач. Но коррупционные игры военных чиновников, которые «неэффективно используют» даже достающиеся ВС Украины бюджетные крохи, окончательно добивают украинскую военную мощь. Точнее – немощь.

Борис ТАКАЕВ

СЛЕД.net.ua


Теги статьи: Вооруженные силы

Дата и время 02 августа 2013 г., 00:00     Просмотры Просмотров: 2033
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus

Важные новости

На Прикарпатье офицер ВСУ устроил солдатам "рабскую службу" На Прикарпатье офицер ВСУ устроил солдатам "рабскую службу" 05.12.2016
Военная прокуратура Западного региона обвинила полковника Вооруженных сил Украины Григория Демьянчика в том, что он испо… Подробнее
В ходе перестрелки в Княжичах только в одного сотрудника Госслужбы охраны всадили 38 пуль В ходе перестрелки в Княжичах только в одного сотрудника Госслужбы охраны всадили 38 пуль 05.12.2016
В теле убитого в селе Княжичи Киевской области сотрудника Госслужбы охраны обнаружили 38 пулевых ранений. Подробнее
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Если бы выборы в Раду проходили сегодня, кого бы вы поддержали?












Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте