Рейдерство, коррупция в Украине, борьба с коррупцией • Национальный антикоррупционный портал «АНТИКОР»

Бывший замначальника PR-департамента РЖД Виталий Кривенко пропускал рекламный бюджет монополии через свою "Лайсу"

Бывший замначальника PR-департамента РЖД Виталий Кривенко пропускал рекламный бюджет монополии через свою "Лайсу"
Бывший замначальника PR-департамента РЖД Виталий Кривенко пропускал рекламный бюджет монополии через свою "Лайсу"

Как выяснил РБК, основным владельцем компании «Лайса», получившей 15-летний контракт на продажу всей рекламы «Российских железных дорог», был Виталий Кривенко, работавший заместителем начальника корпоративных коммуникаций РЖД.

Сам Кривенко, давний соратник гендиректора ТАСССергея Михайлова, уверяет, что приобрел долю в «Лайсе» уже после того, как покинул монополию

Загадочная "Лайса"

«Лайса» с 2006 года является официальным представителем ОАО «РЖД» «в сфере рекламно-информационной деятельности на всей сети железных дорог», указано на сайте агентства. Восемь лет назад компания выиграла объявленный монополией конкурс на реализацию всех ее рекламных возможностей. На какой срок и на каких условиях «Лайса» стала эксклюзивным рекламным подрядчиком, тогда не сообщалось. 

Лишь из материалов судебных разбирательств, в которых участвовала «Лайса», можно узнать, что конкурс №232 от 30 марта 2006 года был закрытым, то есть в нем участвовали только компании, получившие приглашение от РЖД. По результатам конкурса 28 сентября 2006 года ОАО «РЖД» заключило с ЗАО «Железнодорожное рекламное агентство «Лайса» генеральный договор №623к/т на осуществление рекламно-информационной деятельности на объектах монополии. Контракт, указано в судебных материалах, был подписан в соответствии с распоряжением №2611р «Об организации рекламно-информационной деятельности на объектах ОАО «РЖД». 

Это распоряжение, однако, было принято позже, чем оформлен сам договор, — только 29 декабря 2006 года. 

Договор с «Лайсой» действует до 31 декабря 2016 года, следует из судебных материалов, но дополнительное соглашение предусматривает пролонгацию еще на пять лет. Именно поэтому в апреле этого года «Лайсу» купила «Сити Сайн Групп». 

ООО «Сити Сайн Групп», по данным ЕГРЮЛ, на 50% принадлежит ООО «Региональные проекты», учредителями которого являются Ромео Геворкян (50%), Баграт Газарян (49%) и Игорь Гончаров (1%). Владелец других 50% «Сити Сайн Групп» –Сергей Колушев, основатель и исполнительный директор PR-агентства Eventica. Оно известно в первую очередь как организатор некогда очень престижного мероприятия — Российского экономического форума в Лондоне, участниками которого в прошлом десятилетии были и высокопоставленные чиновники, и топ-менеджеры крупнейших отечественных компаний. 

В октябре этого года учредители ООО «Сити Сайн Групп» приняли решение о присоединении этой компании к ЗАО «Железнодорожное агентство «Лайса». 

Гендиректор «Сити Сайн Групп», с мая возглавивший также и «Лайсу», Армен Газарян ранее отказывался сообщить, у кого была приобретена компания. Он лишь уточнял, что было куплено только российское юрлицо, на которое оформлен договор с РЖД.

Владельцы "Чупаросы"

«Лайса», как указано на ее сайте, работает на рекламном рынке с 1994 года. До сентября 2006-го, когда она стала эксклюзивным рекламным подрядчиком монополии, ее учредителем СПАРК называет ООО «Техинвест», основным владельцем которого, по данным на 2004 год, являлся Фонд поддержки научных исследований и разработок на железнодорожном транспорте. Затем владельцем «Лайсы» стала кипрская «Си Ти Дримз Лтд», а с 2008 года ее сменила также кипрская «Чупароса Инвестментс Лтд». Именно «Чупароса» минувшей весной и выступила продавцом «Лайсы». 

Учредителям «Чупаросы», в свою очередь, являются компании, зарегистрированные в других иностранных юрисдикциях, чьи бенефициары по открытым источникам не прослеживаются. Структуру собственности «Чупаросы» раскрыло в своих материалах ОАО «РВ-Медиа», 74,9% которого на 30 сентября этого года принадлежит «Лайсе», а оставшиеся 25,1% — ОАО «РЖД — Развитие вокзалов», которое через ООО «Система Сервис» сейчас контролирует Сергей Пак. 

По состоянию на 31 декабря 2013 года бенефициаром 47,5% «Чупаросы» через цепочку компаний был, по сведениям «РВ-Медиа», Виталий Витальевич Кривенко, 42,5% — Василий Юрьевич Толстиков. Бенефициары оставшихся 10% «Чупаросы» не раскрываются. Известно лишь, что 1,24% принадлежит кипрской «Рио Лтд», учрежденной, в свою очередь, компанией на Барбадосе, а 8,76% — зарегистрированной на Британских Виргинских островах «Голден Игл Инвест Лтд».

"Номер шестнадцатый"

Виталий Кривенко — один из многолетних партнеров нынешнего гендиректора ФГУП «ИТАР-ТАСС» Сергея Михайлова. В PR-агентство «Михайлов и партнеры» Кривенко пришел еще в 1993 году. 

«Через пару недель после тех событий [октября 1993-го] Антон [Нискин; один из основателей агентства «Михайлов и партнеры»] звонит и говорит, что они с Михайловым затеяли новое дело, им нужен человек, — вспоминал Кривенко в выпущенной к 20-летию агентства книге «От создателей культа». — Я говорю: Антоша, я тут каким боком, я же в рекламе ни бэ, ни мэ... А он уверяет, что это и не реклама вовсе, а совсем-совсем новое дело, невиданное-неслыханное...» 

В 2000 году Кривенко стал гендиректором «Михайлов и партнеры» (Михайлов при этом оставался управляющим партнером). «Агентство изначально было дуалистично по своему устройству благодаря тандему Михайлова и Кривенко, — пишет в книге «От создателей культа» работавшая в агентстве с 1995 по 2008 год Елена Филякина. — И весь коллектив выстраивался по незримым силовым линиям этих двух полюсов. Были люди Кривенко и были люди Михайлова, совершенно полярные по своим типажам». 

В 2004-м Сергей Михайлов покинул созданное им агентство, став сначала советником президента РЖД, а затем в 2006-м — начальником департамента корпоративных коммуникаций. В том же году в РЖД на должность заместителя Михайлова переходит и Кривенко. «Мне говорили: зачем уходить, ты тут первый, а в РЖД твой номер шестнадцатый... Но я уже не мог рулить ни физически, ни психологически. Ты приходишь на работу, а у тебя там одна педаль под столом — газ [...] По большому счету я сделал для агентства все, что мог», — объяснял свой выбор в книге «От создателей культа» Кривенко.

Михайлов проработал в РЖД до сентября 2012 года, когда распоряжением премьера Дмитрия Медведева был назначен гендиректором ТАСС. Кривенко покинул РЖД в октябре 2011 года, уточнили в пресс-службе монополии. Но по сентябрь 2012-го Кривенко по-прежнему входил в совет директоров ОАО «Газета «Гудок», принадлежащего РЖД, свидетельствуют материалы этого ОАО. 

Сейчас Кривенко, по данным СПАРК, возглавляет московское представительство британской Axioma Capital LLP. 

В ЗАО «Михайлов и партнеры. Управление стратегическими коммуникациями» Кривенко в 2002 году, по данным СПАРК, принадлежало 5%. В апреле этого года акционерами ЗАО являлись зарегистрированные на Кипре компании, в том числе и «Рио Лтд» (8,2%). Эта компания по состоянию на 31 декабря 2013 года была и одним из владельцев «Лайсы». 

Кривенко сообщил РБК, что, после того как покинул РЖД, вновь стал совладельцем агентства «Михайлов и партнеры», но размер своей доли не уточнил.

Нарушений не выявили

Конкурс в марте 2006-го проходил в соответствии с требованиями федерального законодательства, ответила на запрос РБК пресс-служба РЖД. Она утверждает: конкурсные процедуры всегда проходят многоуровневую проверку и многократно аудировались компетентными государственными органами, в том числе и по вопросам о бенефициарах. После запроса РБК, сообщили в пресс-службе монополии, была проведена внутренняя проверка по выбору «Лайсы» рекламным подрядчиком РЖД, и «никаких нарушений выявлено не было»: в период работы в РЖД Кривенко не был акционером «Лайсы». 

Сергей Михайлов также заверил РБК, что, работая в РЖД, Кривенко не мог быть бенефициаром «Лайсы». Сам Кривенко заявил, что стал совладельцем «Лайсы» только в декабре 2012 года. «Я, разумеется, знал, что это за компания», — добавил бывший топ-менеджер РЖД. У кого был приобретен пакет, Кривенко уточнить отказался. Не стал он рассказывать ничего и про своего партнера по «Лайсе» Василия Толстикова. 

Пресс-служба РЖД не ответила на вопрос РБК, работал ли Толстиков когда-либо в структурах монополии. Опрошенные РБК знакомые Кривенко говорят, что фамилия Толстиков им не известна. 

Василий Юрьевич Толстиков, по информации СПАРК, является президентом Северо-Западной федерации межрегиональной федерации хоккея. Он же является гендиректором петербургской компании «Сталь-Инвест», которая, как указано на ее сайте, оказывает «консультационные услуги по управлению активами на российском и международных финансовых рынках». В ООО «Сталь-Инвест» Толстикову, по данным ЕГРЮЛ на март 2013 года, принадлежало 34%. В «Сталь-Инвесте» корреспондента РБК не смогли связать с гендиректором.

$30 млн минимум

Сумму, за которую была продана «Лайса», Кривенко не назвал, отметив лишь, что это была «достаточно выгодная инвестиция». 

В начале этого года на «Лайсу» претендовал крупнейший в стране оператор наружной рекламы Russ Outdoor, рассказывал РБК источник, знакомый с руководством к «Лайсы». Russ Outdoor хотел купить только 51% «Лайсы», что не устроило продавца, подтверждает источник, близкий к Russ Outdoor. 

Russ Outdoor оценивал весь бизнес «Лайсы» примерно в $30 млн (около 1,07 млрд руб. на конец марта этого года), «Сити Сайн Групп» заплатила больше, утверждает второй собеседник РБК. 

Кривенко интерес Russ Outdoor к «Лайсе» не прокомментировал. Отказались от комментариев и в пресс-службе Russ Outdoor. 

С рекламными конструкциями, установленными в полосах отвода железнодорожного полотна, «Лайса», по данным исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик», по итогам 2013 года была 15-м по доходам оператором наружной рекламы в стране. Ее возможную прошлогоднюю рекламную выручку «ЭСПАР-Аналитик» оценивает в 278,5 млн руб. Для сравнения: у лидера рынка Russ Outdoor — почти 8,4 млрд руб. 

На октябрь 2013 года «Лайса» располагала 240 рекламными поверхностями общей площадью 9,6 тыс. кв. м, из них 148 поверхностей общей площадью 7,9 тыс. кв. м находились в Москве, свидетельствуют результаты мониторинга «ЭСПАР-Аналитик» в 50 крупнейших городах страны. На октябрь этого года число поверхностей снизилось до 186 по всей России и до 93 в Москве, их площадь сократилась до 8,2 тыс. и 6,5 тыс. кв. м соответственно. За январь–октябрь этого года выручка «Лайсы» могла составить, по оценке «ЭСПАР-Аналитик», почти 229 млн руб. 

Но наружная реклама — лишь часть бизнеса «Лайсы». Компания также размещает рекламу внутри железнодорожных вокзалов, расклеивает стикеры в электричках и поездах дальнего следования и т.д. В 2013 году выручка ЗАО «Железнодорожное рекламное агентство «Лайса» по РСБУ, по данным СПАРК, достигла 601 млн руб., прибыль от продаж — 215,5 млн руб., чистая прибыль — 167,5 млн руб. 

Бывшие собственники «Лайсы» пока получили не все причитающиеся, по их мнению, деньги. В минувшем октябре кипрская «Чупароса» подала в Арбитражный суд Москвы иск к ЗАО «Железнодорожное агентство «Лайса» на 27,4 млн руб. 

Гендиректор «Сити Сайн Групп» и «Лайсы» Армен Газарян на запрос РБК не ответил. Речь идет о части дивидендов за предшествующий сделке период, которые должны были получить прежние владельцы «Лайсы», объяснил Кри­венко. 

Очередное слушание по этому спору состоится в феврале 2015 года.

http://www.compromat.ru


Теги статьи: РЖДКривенко

Дата и время 19 декабря 2014 г., 18:36     Просмотры Просмотров: 2134
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus

Важные новости

«Антонов» предложил Трампу свой самолет вместо дорогущего Boeing «Антонов» предложил Трампу свой самолет вместо дорогущего Boeing 07.12.2016
Государственное предприятие «Антонов» предложило свой самолет избранному президенту США Дональду Трампу в качестве новог… Подробнее
Кто контролирует распределение газа в Украине Кто контролирует распределение газа в Украине 07.12.2016
«Дмитрий Фирташ и партнеры» контролируют больше 70% монопольного рынка распределения природного газа в регионах. Бизнес… Подробнее
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Если бы выборы в Раду проходили сегодня, кого бы вы поддержали?












Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте