Рейдерство, коррупция в Украине, борьба с коррупцией • Национальный антикоррупционный портал «АНТИКОР»

Бюджетно-налоговые мучения: что и как поменяется в двух ключевых Кодексах Украины

Бюджетно-налоговые мучения: что и как поменяется в двух ключевых Кодексах Украины
Бюджетно-налоговые мучения: что и как поменяется в двух ключевых Кодексах Украины

Сегодня Верховная Рада приняла в первом чтении новую редакцию Бюджетного кодекса. Но, несмотря на это, принятие бюджетной и налоговой реформ до сих пор под большим вопросом. А без них принятие госбюджета-2015 выглядит, как минимум, аферой. Потому развитие ситуации таково, что в новый год мы вступим без госбюджета. Большая часть нардепов отказывается принимать предложения Кабмина Арсения Яценюка просто так. Особенно это касается изменений в Налоговый кодекс.

Правительство Арсения Яценюка наступило на старые грабли, разработав и подав в Верховную Раду проект госбюджета на 2015 год на основе новой законодательной базы – налоговой и бюджетной. И это, не говоря уже об остальном пакете законопроектов – всего их 44, которые в частности, предусматривают продолжение процесса дерегуляции, усовершенствование системы госзакупок. Очевидно, что без предварительного принятия этих 44 инициатив плюс изменения в Кодексы, голосовать за бюджет-2015 совершенно бессмысленно.

Аналогичная история уже была в 2009 г., когда правительство Юлии Тимошенко предложило изменения в Бюджетный кодекс, заявив о децентрализации. Но Президент Виктор Ющенко ветировал бюджетную реформу – и в 2010 г. Украина вошла без бюджета. Главный финансовый документ страны вносил уже Кабмин Николая Азарова.

Сейчас новые депутаты уже отказываются бездумно поддерживать правительственные реформы, что было традиционно для старого созыва парламента. Возможно, определенная поддержка и нашлась бы, не проигнорируй Кабмин предложения депутатов, например, к Налоговому кодексу.

Общеизвестно, что готовились законодательные поправки в закрытом режиме. Только депутаты (а не представители общественности) могли вносить свои предложения, но не имели доступа к работе с самими документами – пока те не были внесены в парламент.

И здесь профильным комитетам не оставалось ничего иного, кроме анализа и критики “теневой” версии реформ.

Уже с самого утра вторника, 23 декабря, депутаты после поверхностного анализа одного из основных документов (проекта изменений к Налоговому кодексу) заявили: работа нескольких недель просто не учтена. А сам проект еще больше “закручивает гайки” для бизнеса и усиливает налоговое давление на граждан.

Фискальная толкотня

Депутаты-члены комитета по вопросам налоговой и таможенной политики еще за неделю до подачи проект Кодекса в парламент заявили о принципиальных моментах, которые нужно доработать, а которые и вовсе не будут поддержаны.

Было предложено не менять действующие нормы, устанавливающие полномочия контролирующих органов. Существенной доработки требовали нормы по легализации доходов граждан – процедуры одноразового декларирования и непрямых методов оценки доходов физлиц.

Депутаты категорически отказывались поддерживать предложения о введении т.н. “института стукачества”, когда налоговый агент-продавец должен был отчитываться перед налоговыми органами о всех покупках его клиентов на сумму более 25 тыс. грн.

Также среди неподдерживаемых норм оказалось расширение базы налогообложения налогом на недвижимость, признание пива алкоголем, ограничения для плательщиков единого налога, продление льготы по уплате НДС для зернотрейдеров.

В результате стало только хуже. При анализе доходов и расходов физлиц налоговики будут учитывать также и доходы лиц, совместно проживающих с контролируемым объектов, “связанных с ним совместным бытом и имеют взаимные права и обязательства”.

Кроме того, в рамках проведения одноразового декларирования доходов и наличных денег, которые нужно положить на банковский счет не менее, чем на год, появился новый вид налога, который отбивает желание досрочно снимать эти средства – 3% от объема снятых денег.

Не отменено предложение по взиманию сбора с валюты для физлиц, погашающих валютные кредиты.

Более того, введен транспортный налог, ликвидированный в 2009 г. Предметом налогообложения в очередной раз стал объем двигателя, а не стоимость автомобиля. Кабмин предложил с машин до 5 лет и объемом бензинового двигателя в 3 л, а дизельного – в 2,5 л брать по 25 тыс. грн в год.

Из новых предложений – 5%-ный налог на наследство, если его объем превышает 1 млн грн. Придумали и новый сбор за клеймение ювелирных изделий в размере 10% от стоимости драгметалла.

Бизнес же получил от Кабмина новые нормы в виде усиления ответственности за нарушение сроков регистрации налоговых накладных, введение требования подачи отчетности по НДС в электронном виде для всех плательщиков. Ограничения с “единоналожников” так и не были сняты.

Отметим, что предложения по включению лишь 30% затрат крупного бизнеса на приобретение товаров, работ и услуг у предпринимателей приведет к тому, то они просто откажутся работать с малым бизнесом.

В то же время, правительство решило снизить ренту по добыче газа, залегающего на глубине более 5 тыс. м. Такое игнорирование работы депутатов вызвало желание у членов комитета заслушать министра финансов Наталью Яресько. Однако и на заседание комитета она не пришла, в очередной раз отправив туда своего заместителя, основного автора налоговой реформы Дениса Фудашкина. Но депутаты не слушают Фудашкина, поскольку считают, что он не имеет полномочий принимать окончательные решения, а поэтому какое-либо обсуждение с ним предложений – пустая трата времени.

Игнорирование министром финансов работы с депутатами привело к тому, что на заседании налогового комитета из Кодекса были исключены спорные нормы и Раде было рекомендовано принимать документ в первом чтении без этих норм.

Нормы, которые были изъяты:

- предложения по легализации;

- введение электронного администрирования НДС;

- новый налог на наследство;

- продление режима по уплате НДС для зернотрейдеров.

Также было решено оставить в действующей редакции нормы налога на недвижимость. То есть, с 2015 г. может не быть налогообложения коммерческой недвижимости, а только жилья – при сохранении минимального необлагаемого порога (120 кв м для квартир и 250 кв м для домов).

Депутаты хотели, но не смогли исключить норму о введении 5%-ного розничного налога на подакцизные товары.

Бюджетная якобы децентрализация

В целом, изменения в Бюджетный кодекс не вызывают такого отторжения у депутатов, как изменения в Налоговый, хотя критики тоже хватает.

Главная новация бюджетных изменений – изъятие части налога на доходы физлиц в госбюджет, что ранее применялось по отношению к Киеву (50% изъятия) и вызывало массу критики, как “новация Кабмина Азарова”. Учитывая, что НДФЛ сегодня является ключевым бюджетообразующим налогом, критика со стороны местных советов сыплется со всех сторон.

Напомним, если изменения в Бюджетный кодекс пройдут второе чтение и будут подписаны Президентом, то в Киеве будет оставаться 40% НДФЛ, в городах областного значения и районах – 60%, а в областных бюджетах – 15%. Предполагается, что 10% от налога на прибыль частных предприятий перекроют эти минусы. Но на местах считают иначе.

Так, спикер Запорожского облсовета Виктор Межейко заявил РБК-Украина, что областной бюджет не досчитается в доходной части нескольких сот миллионов гривен. “Самой большой потерей станет снижение отчислений от подоходного налога… Да, общины получили компенсации в виде налога на недвижимость и других поступлений, но не получили механизма, как их изымать”, – сказал Межейко.

Предполагалось, что основными налогами для местных бюджетов станут налог на недвижимость и розничный акциз. В Минфине уверены, что эти налоги дадут местным бюджетам дополнительные 6 млрд грн. Но профильный комитет изъял норму по налогу на недвижимость, предложив голосовать Кодекс в первом чтении без нее.

Депутатов смутило то, что полномочия по определению льгот, ставок и необлагаемого порога площади недвижимости переданы на места. А это при наработке изменений в Бюджетный кодекс было одним из требований местных органов власти.

Эксперт по вопросам бюджета Ассоциации городов Александр Слобожан уверен, что опасения депутатов были беспочвенны. “Если бы это было так (применение максимальных ставок налогов), то местная община подняла бы своего руководителя на вилы… Этим решение комитет в один момент лишил местные бюджеты одного из источников дохода”, – сказал РБК-Украина Слобожан.

С ним согласен эксперт в сфере фискальной децентрализации, соавтор поправок в Бюджетный кодекс Сергей Марченко. Он уверен, что даже отсутствие окончательного реестра недвижимости и опыта администрирования этих налогов не помешало бы местным органам власти начать их сбор. “На местах были бы заинтересованы как можно быстрее запустить реестр. А со льготами – кому платить и в каком объеме – определились бы. Сейчас говорят, что пенсионеры не смогут платить такой налог на недвижимость. Но ведь никто не мешает включить их в перечень льготников”, – подчеркнул Марченко.

Кроме того, на первом этапе целесообразно было поставить минимальный налог на недвижимость – до 50 грн, чтобы снять социальное напряжение, оценив при этом динамику наполняемости местной казны.

В то же время, споры вокруг розничного акциза закончились ничем – и он остался в проекте БК, принятом сегодня в первом чтении.

Позитивные изменения могут ожидать районные бюджеты и добровольно объединенные общины. Напомним, законопроект по объединению общин принят в первом чтении летом этого года, второе чтение он так и не прошел – и был отправлен парламентом на повторное второе чтение.

В частности, райбюджеты и бюджеты добровольно объединенных общин смогут оставлять 60% от НДФЛ, а также выйдут на прямое взаимоотношение с госбюджетом. Сейчас любые субвенции проходят через область.

Помимо этого, местные органы власти получат право администрировать единый налог, доходы от платы за лицензии, админштрафов, госпошлин, 50% доходов от ренты за специальное использование воды и 25% от ренты за пользование недрами (сейчас 50%).

Реформа предусматривает, что местные органы не будут из собственного бюджета финансировать делегированные им государством полномочия – здравоохранение и образование. По оценкам Ассоциации городов, в Киеве на эти цели в год уходило в среднем 8 млрд грн. “До 40% собственного ресурса уходило на оплату делегированных государством полномочий”, – отметил Сергей Марченко.

“После реформы, местные органы власти могут дополнительно за свои средства финансировать школы или больницы, но могут и принять решение об их закрытии, а полученные из центра направлять на покупку автобуса, например, для школьников, чтобы возить их в соседнее село на учебу”, – пояснил Марченко.

Также предусматривается автономность процесса утверждения местных бюджетов 

Минфин не будет вмешиваться в процесс планирования доходной и расходной части местных бюджетов. Сроки утверждения местных бюджетов не будут зависеть от принятия госбюджета.

Может быть введено новое понятие индекса налогоспособности местных и областных бюджетов. Если сейчас Минфин пытается угодить всем бюджетам и недостающие им средства по возможности компенсировать из госказны, то при применении предложенной формулы финансирование изменится.

“Если нет отклонений от индекса, и он составляет 90%, то такой бюджет не будет дофинансирован из бюджета, если 80%, то до норматива в 90% дотянут. Если община богатая, и ее индекс составляет 150%, то 110% – оставляет себе, а 40% – пополам между бедными общинами и госбюджетом”, – пояснил суть изменений Марченко.

Впрочем, часть депутатов считает, что изменения в Бюджетный кодекс не соответствуют сути законопроекта – децентрализации. “Изменений полномочий не произошло. Изменений в закон “О местном самоуправлении” не подано. Также децентрализация – это когда государственные налоги становятся местными. Особых изменений не произошло. А налог на прибыль, как был общегосударственным налогом, так им и остался, изменился лишь механизм распределения”, – сказал нардеп от “Блока Петра Порошенко” Павел Ризаненко.

Его коллега по фракции Максим Ефимов считает, что правительство “скрестило ужа с ежом”. Он считает, то именно изменениями в Бюджетный кодекс необходимо заложить стимулы на развитие предпринимательства. Кроме того, по мнению Ефимова, территориям, которые принимают переселенцев, необходимо увеличить госфинансирование.

Отметим, в изменениях Бюджетного кодекса Кабмин прописывает норму, что в отношении Луганской и Донецкой областей будет действовать особый статус. Все расходы из госбюджета, в том числе, по выполнению трансфертов будут выполняться после возвращения оккупированных территорий под контроль Украины.

К критике изменений Бюджетного кодекса присоединилась и автор соответствующих инициатив в 2009 г. – Юлия Тимошенко. Он считает, что проект Кабмина предусматривает снижение собственных поступлений бюджетов и, соответственно, полномочий органов местного самоуправления по формированию своих бюджетов.

“Если в это 2014 г. собственные поступления составляли 111,5 млрд грн, на 2015 г. -104 млрд грн. Нам будут рассказывать про увеличение доходов местных бюджетов на 39 млрд грн, но это все на бумаге, это еще не закрепленные налоги”, – сказал нардеп Тимошенко, дважды экс-премьер.

Также важно отметить, что в изменениях в Бюджетный кодекс нет нормы, регулирующей сроки выполнения платежных поручений местных бюджетов в системе Госказначейства. Это чревато повторением практики отказа проплачивать обязательства местных бюджетов. И осутствие таких норм в новой версии кодекса снимает всю ответственность с должностных лиц органов казначейства.

Отметим, в предыдущей версии изменений в Кодекс, поданной в парламент в августе, такая норма была и предусматривала конкретные сроки осуществления платежей: по защищенным статьям местных бюджетов – в течение двух операционных дней, по другим расходам – пяти дней.

Кроме того, так и остался неурегулированным вопрос о списании непогашенной задолженности местным бюджетам по среднесрочным займам. Экспертами предлагался срок в один месяц, в течение которого Кабмин должен был разработать и внести в парламент соответствующий законопроект.

Возможно, предварительная точка в спорах вокруг Бюджетного и Налогового кодексов будет поставлена в воскресенье. На 28 декабря запланировано принятие обоих бюджетов во втором чтении.

Но в коалиции скептически относятся к такой перспективе. Так, во фракции “Народного фронта” расстраиваются, что их коллеги не хотят поддерживать предложения правительства, что чревато не предоставлением очередного транша МВФ и сложностями с выполнением государством своих обязательств.

Наталия Непряхина, politica-ua


Теги статьи: БюджетГосбюджетБюджетный комитетЯценюк

Дата и время 26 декабря 2014 г., 10:37     Просмотры Просмотров: 1980
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus

Важные новости

Украине не хватает 50 млрд грн на перерасчет пенсий в 2017 году Украине не хватает 50 млрд грн на перерасчет пенсий в 2017 году 02.12.2016
На перерасчет пенсий в 2017 году Украине необходимо 50 миллиардов гривен. Подробнее
Сумские фискалы стали заложниками монополизации рынка тканей Бедриковским Сумские фискалы стали заложниками монополизации рынка тканей Бедриковским 26.11.2016
События последних дней, происходящие в ГФС Сумской области, носят явные признаки четко спланированного возмездия за пров… Подробнее
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Если бы выборы в Раду проходили сегодня, кого бы вы поддержали?












Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте