Рейдерство, коррупция в Украине, борьба с коррупцией • Национальный антикоррупционный портал «АНТИКОР»

Гибридная война в Восточной Европе. Невоенное измерение. Энергетический компонент. Часть 4

Гибридная война в Восточной Европе. Невоенное измерение. Энергетический компонент. Часть 4
Гибридная война в Восточной Европе. Невоенное измерение. Энергетический компонент. Часть 4

О необходимости «принуждения Кремля к миру». Энергетический аспект.

Брисбен показал, что Запад оказался не способен перейти к превентивным действиям по отношению к России. Политика Запада по-прежнему реактивна. Более того, Кремль получил очередной традиционный мессидж о возможности отмены санкций, если Россия изменит свое поведение. Это очередной стратегический промах Запада.

Возможным представляется следующий план ассимметричных действий, исключающих военный компонент со стороны Запада:

- гибридная война России против Украины идентифицируется ЕС и НАТО, а также ведущими странами G7 как агрессия в соответствии с определением ООН;

- классификация российских действий как агрессии позволяет ввести финансовые санкции и заморозить активы российских банков в США и Европе;

- российские банки отключаются от международной межбанковской системы коммуникаций и платежей SWIFT (по аналогии с тем, как это было сделано в отношении иранских банков в 2012 году);

- санкции распространяются на сферу торговли нефтью, нефтепродуктами, газом и углем;

- принципиальный отказ ЕС от проекта «Южный поток» с одновременной реанимацией проекта «Набукко».

Последние три позиции чрезвычайно важны для эффективного сдерживания агрессии. Министр экономического развития России Алексей Улюкаев заявлял в средине сентября, что не верит в то, что Россия будет исключена из SWIFT. "Это, я бы сказал, военные действия на самом деле", - заявил министр. При этом российский министр отметил, что Россия должна быть готова и к маловероятным сценариям[1]. Также Москва не верит, что ЕС ограничит импорт углеводородов из России, поскольку они исключены в результате усилий бывшего еврокомиссара Г.Эттингера из режима санкций. Таким образом, Запад должен прилагать усилия на тех направлениях, которые является чувствительными для России, а не на тех, которые причиняют ей дискомфорт, но не только не в состоянии остановить ее агрессию, а наоборот стимулируют ее.

Если же описанный комплекс мер не будет реализован, то Россия может, к примеру, превентивно предпринять шаги по ограничению поставок углеводородов на рынок ЕС (хотя это и приведет к дальнейшему снижению выручки, но будет соответствовать росийской логике «мы за ценой не постоим»).

Справочно о «Южном потоке»

«Южный поток» является чувствительным для Кремля и «Газпрома», поскольку предполагает большие размеры откатов при выполнении строительно-монтажных работ. Стоимость «Южного потока» вместе с двумя модулями «Южного коридора» от Ямала до Черного моря оценивался в конце 2013 года в EUR56 млрд.[2] и имеет дальнейшую тенденцию к росту. В октябре 2014 года было объявлено, что стоимость проекта может вырасти еще на EUR7,5 млрд. Итого бюджет мегапроекта модет составить EUR63,5 млрд. Минимальная норма отката при выполениии строительных работ в нефтегазовом секторе РФ составляет 22%[3]. Это означает, что сумма нелегального вознаграждения подрядчикам, менеджерам, коррумпированным политикам и чиновникам в России и Европе может составить минимально EUR14 млрд.

Исходя из значимости «Южного потока» для Кремля, можно предположить, что сценарий третьего газового кризиса предусмотрен в качестве решающего аргумента для того, чтобы склонить ЕС поддержать этот проект. Поэтому остается вопросом времени, когда Россия задействует «газовое оружие» вновь. 

Примечание. Отказ России от «Южного потока» не должен порождать иллюзий. «Турецкий вариант» призван сохранить расписанные под «получателей» откаты. А овладение ГТС Украины снова становится для РФ важной задачей, которая может быть достигнута как путем военной оккупации Украины, так и принуждением к сдаче ГТС «Газпрому» в обмен на «мир» по путински.

Последствия газовых кризисов в Европе можно в значительной степени сравнить с последствиями арабского нефтяного эмбарго 1973 года. Поэтому континент требует выработки системы мер доверия, по аналогии с тем, как это имело место в военной сфере в 70-е–80-е годы прошлого века. Что можно было бы предложить в качестве мер, ограничивающих использование энергоресурсов в качестве «энергетического оружия»?

1.     НАТО, Европейская Комиссия, МЭА, Секретариат Энергетического Сообщества должны усилить взаимодействие в сфере энергетической безопасности. Необходимо осмысление проблематики энергетической безопасности не только через призму коммерческих споров хозяйствующих субъектов, но и через призму использования энергоресурсов и инфраструктуры как инструментов политического влияния, которые склонны применять страны с авторитарными режимами для реализации своих стратегических целей.

2.     Для предупреждения прерываний в поставках энергоресурсов в будущем и использованию энергетической инфраструктуры как средства ведения «энергетических войн», должна быть инициирована система мер доверия, подобно тому, как это было в 70-80-е годы в военной сфере. Обеспечение стабильности и безопасности в Европе, процесс сокращения вооруженных сил и вооружений состоялись благодаря тому, что был создан режим доверия, основанный на информационном обмене, в том числе достаточно чувствительными данными (численность, структура вооруженных сил, типы и виды ОиВТ, дислокация).

3.     Предоставление доступа к телеметрической информации о физических параметрах движения потоков энергоресурсов способствовало бы увеличению прозрачности цепочки «экспорт – транзит – импорт». Должна быть установлена бипараметрическая он-лайн система мониторинга телеметрических данных (Working Pressure, Daily Gas Volume), которые поступали бы из соответствующих газоизмерительных станций (ГИС) по взаимному согласованию сторон. Указанные параметры должны быть доступными для всех сторон технологической цепочки РФ – Украина – ЕС. Сопоставление параметров даст возможность выявления проблемных зон на всем пути перемещения газовых потоков и четко установить ответственного в случае нарушения трафика.

Надо отдать должное Секретариату Энергетической Хартии. С начала марта, то есть, почти сразу после начала российской агрессии против Украины, Энергетическая Хартия стала привлекать внимание к возросшим рискам для газовых поставок в Европу. Создав Контактную Группу, Генеральный Секретарь У.Руснак предложил Энергетическую Хартию в качестве платформы для обмена информацией и повышения прозрачности транзитных потоков. Но эта инициатива по обмену данными о газовых потоках в режиме реального времени не была поддержана заинтересованными сторонами, в том числе Еврокомиссией.

 

Общая схема обеспечения прозрачности движения трасграничных газовых потоков

(обмен данными в онлайн режиме)

Нельзя не согласиться с оценкой Мартина Харта из Эстонского международного центра оборонных исследований: «Европейцы могут противостоять российским диверсиям только если правительства стран НАТО и ЕС будут взаимодействовать. Пока Москва может вступать в двусторонние договоренности с отдельными странами по газу, атомной энергетике или военно-техническому сотрудничеству, президент Путин может разделять Европу»[4]. Ему вторит Янис Берзиньш: «Россия воспринимает Германию и Францию как лучших европейских союзников, а не врагов, в многополярном мировом порядке, где США постепенно теряют статус мирового гегемона».

Универсальная формула защиты от применения энергоресурсов в качестве «энергетического оружия» выглядит следующим образом: интегрированная трубопроводнаяинфраструктура + реверсное использование существующих трубопроводов +стратегические запасы + диверсификация источников и путей поставок энергресурсов.

Ключевое значение будут иметь стратегические резервы газа. ЕС и Украина во взаимодействии с МЭА должны рассмотреть вопрос создания Восточно-Европейского сегмента Стратегических газовых резервов ЕС, используя возможности группы западноукраинских ПХГ с включением этих хранилищ в систему стратегических резервов газа, если таковые будут созданы в ЕС. Украинская система ПХГ может сыграть роль базовой на востоке пространства EU/ECT, для стран Центральной Европы, которые наиболее зависимы от поставок газа из России. В свое время, страны ОЭСР защитили себя от «нефтяного оружия» через создание системы стратегических нефтяных резервов. Теперь пришла очередь сделать аналогичную систему и в газовом секторе. Роль Украины здесь является чрезвычайно важной.

Справочно о значении ГТС Украины для энергетического пространства ЕС/ЭнС

Особое значение для ЕС имеет ГТС Украины. Ее значение определяется не только транзитной ролью. Важнейшее значение имеют ПХГ с общим активным объемом в 31 млрд. куб. м. Именно они позволяют обеспечивать поставки в период пикового потребления газа в ЕС в зимний период. Не менее значимым является также и высокий уровень интерконнектинга магистральных трубопроводов, что обеспечивает бесперебойность поставок газа в случае аварий или других ЧП. Это то, чего нет в других маршрутах транспортировки, именуемых «Газпромом» как альтернативные к украинским газопроводам: Ямал – Европа, «Blue Stream», «Nord Stream», «South Stream». Авария на любом из этих направлений автоматически приведет к прекращению поставок газа. Примеры. В 2007 году в Украине имели место два серьезных технических инцидента на магистральном газопроводе Уренгой – Помары – Ужгород. На ликвидацию последствий аварий в обоих случаях понадобилось более 2 недель. Однако, газоснабжение ЕС не прекращалось ни на минуту, вместо аварийного газопровода были задействованы параллельные нитки двух других – „Прогресс” и „Союз”. Точно так же было и в 2014 году, когда в мае и июне имели место диверсионные действия на газопроводе Уренгой – Помары – Ужгород, которые не повлекли за собой прерывания поставок газа в ЕС.Следует отметить, что для полного прерывания поставок газа в ЕС с территории Украины необходимо произвести одновременный подрыв в 29 местах объектов ГТС, что является практически невыполнимой задачей.

ЕС и США совместными усилиями (в т.ч. через формат G7) должны склонить РФ принять в качестве условий для отмены санкций следующие позиции:

- допуск экспертов международной Мониторинговой группы на приграничные ГИС для контроля за движением газовых потоков, предназначенных на экспорт в страны ЕС и Энергетического Сообщества;

- обеспечение свободы транзита газа Центральной Азии в ЕС через территорию России;

- переход на схему передачи российского газа европейским потребителям на российско-украинской границе, которая одновременно является восточной границей Договора Энергетического Сообщества;

- демонополизация газового сектора России и допуск независимых производителей газа РФ на внешние рынки;

- возврат России в формат Договора Энергетической Хартии с его ратификацией.

В случае отказа РФ от принятия выдвинутых условий, санкции ЕС будут расширены, затронут сектор торговли углеводородами и ядерную энергетику:

- предупредить Россиию о превентивном сокращении объемов импорта газа из РФ в связи с ее намерениями по экспорту газа в рамках западного маршрута в КНР;

- сокращение импорта нефти, нефтепродуктов и газа из РФ в ЕС на 10% в 2015 году, на 12% в 2016-ом, на 15% в 2017-ом.

- замораживание проектов строительства новых энергоблоков АЭС российского дизайна в странах ЕС.

ЕС необходимо проработать меры по укреплению своего энергетического базиса по следующим направлениям:

- форсировать создание Энергетического Союза в пространстве ЕС/ЭнС. 

- совместными усилиями США, Канады и ЕС ускорить появление СПГ из Северной Америки в Европе;

- отказ от практики предоставления исключений из 3-го Энергопакета для трубопроводных проектов из стран, не являющихся членами ЕС.

Под эгидой МЭА и Энергетической Хартии целесообразно разработать проект моногостороннего соглашения о механизме раннего предупреждения на основе бипараметрической системы обмена данными о движении трансграничных газовых потоков.

ЕС должен восстановить Украине пакет предложений в рамках реализации Меморандума о сотрудничестве в энергетической сфере от 01.12.2005 г. об оборудовании магистральных газопроводов в пунктах пересечения украинско-российской границы, которая является границей энергетического пространства ЕС/ЭнС, газоизмерительными станциями, в соответствии с разработанным в 2005-2006 г.г. проектом, одобренным Еврокомиссией, EБРР и EИБ.

РФ не остановится в своих экспансионистских действиях, как она не остановилась после военной агрессии в Грузии и спустя 6 лет начала агрессию против Украины. Европу ожидают новые искуссно замаскированные конфронтационные шаги Москвы в Центральной Азии, на Каспии, Южном Кавказе, на Балканах, в странах Балтии, в Арктике. Там где коммуникации и ресурсы. Там, где есть вызов генерируемому Россией собственному монополизму. Следующим очагом военных действий, может стать Каспий и Южный Кавказ, поскольку проекты добычи и транспортировки газа в этих регионах являются конкурирующими для российских поставок в Европу. Поэтому, не исключен силовой вариант действий России, к чему она склонна. Реально ЕС и НАТО будут беспомощны в этих регионах, если не остановят гибридную агрессию России против Украины сечас.  

*****

Концентрированно вектор противодействия России высказал бывший президент Польши, Нобелевский лауреат Л. Валенса: «Мир должен найти в себе солидарную силу, которая заставила бы Путина вести себя достойно XXI века… Надо разобраться, что с российским газом и товарооборотом»[5].

В конечном счете стоит вспомнить кое-что из истории Европы. Гитлер после ликвидации в марте 1936 года Рейнской демилитаризованной зоны сказал: «48 часов после марша в Рейнскую область были самыми изматывающими в моей жизни. Если бы французы вошли в Рейнскую область, нам пришлось бы ретироваться с поджатыми хвостами. Военные ресурсы, находившиеся в нашем распоряжении, были неадекватны даже для оказания умеренного сопротивления»[6]. Поскольку немецкий фюрер не был остановлен ни после Рейна, ни после Судет, ни после аншлюсса Австрии, дальше была война. 

Центр глобалистики "Стратегия ХХI" http://geostrategy.org.ua


Теги статьи: КремльВойна

Дата и время 27 декабря 2014 г., 14:26     Просмотры Просмотров: 1537
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus

Важные новости

Украине не хватает 50 млрд грн на перерасчет пенсий в 2017 году Украине не хватает 50 млрд грн на перерасчет пенсий в 2017 году 02.12.2016
На перерасчет пенсий в 2017 году Украине необходимо 50 миллиардов гривен. Подробнее
Сумские фискалы стали заложниками монополизации рынка тканей Бедриковским Сумские фискалы стали заложниками монополизации рынка тканей Бедриковским 26.11.2016
События последних дней, происходящие в ГФС Сумской области, носят явные признаки четко спланированного возмездия за пров… Подробнее
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Если бы выборы в Раду проходили сегодня, кого бы вы поддержали?












Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте