Рейдерство, коррупция в Украине, борьба с коррупцией • Национальный антикоррупционный портал «АНТИКОР»

БТР – 4: трещины на репутации

БТР – 4: трещины на репутации
БТР – 4: трещины на репутации

Судно “Se Pacifica“, ходящее под флагом Сингапура, 2 января вернуло в Одессу 42 украинских БТР – 4Е, от которых отказался покупатель – Иракское правительство. Причина – глубокие трещины в броне. Их хорошо видно на этих фото с блога Андрея Тарасенко.

Специалисты указывают на особый характер этих трещин: они появились не по сварочным швам, а по плоскости листа. Есть две версии по поводу возникновения брака. Первая касается того, что при производстве была нарушена технология сварки и возникли нежелательные напряжения в материале.

Это могло произойти, например, из-за слишком низкой температуры в цехах производителя (Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. Морозова (ХКБМ), которое сэкономило на отоплении помещений. Вторая версия объясняет трещины тем, что ХКБМ получил уже бракованный броневой лист.

В самом ХБКМ наотрез отказались комментировать ситуацию и посоветовали обратиться в государственный концерн “Укроборонпром“, который курировал контракт с министерством обороны Ирака. “Укроборонпром” в ответе на информационный запрос от INSIDER отметил, что “информация, которая запрашивается, является конфиденциальной. Относительно реализации очередного этапа контракта ГК “Укроборонпром” сообщит официально”.

Мухтана Фалих: украинские инструкторы некомпетентные

Сам контракт предусматривал поставку 420 штук БТР-4Е. Соглашение на сумму $ 457 млн был заключен еще в 2009 году, а первые машины были отправлены в 2010-м.

“Украина передала Ираку около 200 бронетранспортеров”, – сообщил 20 февраля 2013 гендиректор ХКБМ Александр Веретенников.

Он также сказал, что следующая партия из 40 единиц уже прошла акт приемки у покупателя. На фото ниже видно, как украинская бронетехника ожидает отправку прямо в Одесском порту.

Собственно наши БТР понравились иракским военным. Вот как они мило взяв друг друга за ручку фотографируются на ее фоне.

Об особенностях эксплуатации украинской техники рассказал полковник иракской армии Мухатана Фалих (Muthanna FS). По его словам, “оружие это очень хорошее и мощное, но был целый ряд проблем с пушкой, к тому же слишком сложный процесс снаряжения боекомплекта для нее”.

Господину Фалиху очень понравились также управляемые противотанковые ракеты, но он раскритиковал украинских инструкторов: “Они были недостаточно компетентными. Когда мы расспрашивали их, они пытались уклониться от ответов и говорили, что это не наша специализация, или говорили, что расскажут обо всем на следующем занятии”.

Черный год для “Укрспецэкспорта”

Первые проблемы начались 26 апреля 2013, когда Ирак получил очередную партию БТР-4 и нашел в корпусе трещины. Это те самые сорок штук, о которых говорил гендиректор ХКБМ Александр Веретенников.

Разгружать товар покупатель отказался, и судно Se Pacifica целых три месяца простояло в Персидском заливе, пока Украина и Ирак пытались договориться, но из этого ничего не получилось.

Главный экспортер вооружения – государственная компания “Укрспецэкспорт” попыталась скрыть катастрофу. В своем комментарии “Укринформу” от 2 августа она заявила: “Выполнение украинско-иракского контракта проходит в штатном режиме”.

Гендиректор ” Укрспецэкспорта” Дмитрий Перегудов был уволен 12 июля – то есть в самый разгар позорного скандала с БТР-4. Причины увольнения, думаю, объяснять не надо.

Под председательством Перегудова “Укрспецэкспорт” просто взорвался скандальными новостями. В декабре 2012 чиновника госкомпании, курировавшего разработку и производство двигателей для бронетехники, застрелили в Доминиканской республике. Как он там оказался руководство объяснить не смогло.

В феврале 2013 двух представителей “Укрспецэкспорта” задержали в Казахстане за взятку местному генералу в $ 200 тысяч. Оба получили по шесть лет заключения. 10 октября следственная группа СБУ в сопровождении спецподразделения “Альфа” на основании соответствующего судебного решения осуществила в ГК “Укрспецэкспорт” и ГП “Укроборонсервис” выемку ряда документов. Говорят, что обыски были связаны с деятельности бывших руководителей Дмитрия Саламатина и Дмитрия Пляцука.

Пикантность ситуации с Se Pacifica в том, что судно, кроме БТР-4, также везло партию украинского металла (70 тысяч тонн) в Индию. Из-за трехмесячной задержки индийский суд решил оштрафовать владельца судна на $ 500 000. Появилась угроза, что весь груз просто арестуют и пустят с молотка за долги.

21 октября гендиректор ХКБМ Александр Веретенников был вынужден отвечать на неудобные вопросы журналистов телеканала “Украина”. “Мы отправили продукцию, но не получили за нее средства”, – сказал он. – Связано это с конкурентной борьбой и определенными процессами в Ираке”.

Одного взгляда на мимику господина Веретенникова достаточно, чтобы понять масштабы его растерянности. Причины ее понять не трудно, ведь за месяц до того появилась информация, что от продукции ХКБМ отказался также Азербайджан. В Баку заявили, что в БТР-4 серьезные проблемы со сваркой. Сразу два провала с заказчиками несомненно способны полностью уничтожить репутацию украинского производителя: с такой историей найти следующего клиента за рубежом будет трудно.

Немного конспирологии

Появление трещин в украинской брони, конечно, имеет свои технологические причины, и именно их считает главными экс-министр обороны Анатолий Гриценко. По его словам, во всей истории виноват исключительно завод ХКБМ. Но 24 сентября 2013 российский сайт “Военный информатор” обнародовал новость, согласно которой, вместо украинских БТР-4, Ирак планирует приобрести российские БТР-82.

Русский информационное агентство “Regnum” даже поставила эту новость первым номером в список самых громких военных скандалов недели. Влиятельный британский журнал “Army technology” обнародовал 13 декабря 2013 рейтинг лучших бронетранспортеров мира.

На соседних позициях в нем находятся Украинский БТР-4 и российский БТР-82А. О намерениях России в сфере экспорта бронетранспортеров можно судить по словам офицера СБУ и бывшего гендиректора ГК “Укрспецэкспорт” (в 2005-2010 годах) Сергея Бондарчука.

“Для России украинский ВПК является конкурентом на мировом рынке вооружений. Именно поэтому проекты, которые обсуждались по сотрудничеству в военно-промышленном комплексе, не имеют перспектив, потому что мы – конкуренты”, – говорит Бондарчук.

По его словам, Российская Федерация не может допустить, чтобы высокотехнологичная отрасль Украины имела развитие, и сделает все, чтобы заблокировать сотрудничество Украины с западными оборонно-промышленными компаниями.

Автор материала: Олег Шинкаренко

По материалам: Theinsider.com.ua


Теги статьи: УкрспецэкспортБтр

Дата и время 14 января 2014 г., 00:00     Просмотры Просмотров: 4513
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Кто по вашему мнению лучший президент за историю независимой Украины?









Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте