Рейдерство, коррупция в Украине, борьба с коррупцией • Национальный антикоррупционный портал «АНТИКОР»

Русско-эфиопский пилот, или Как сын царского поручика создал ВВС Эфиопии

Русско-эфиопский пилот, или Как сын царского поручика создал ВВС Эфиопии
Русско-эфиопский пилот, или Как сын царского поручика создал ВВС Эфиопии

Мы уже рассказывали о тесных связях между Россией и Эфиопией, установившихся с конца XIX века.

В период модернизации эфиопского государства при императоре Менелике II русские военные советники сыграли важную роль в укреплении национальной армии, победе над итальянскими колонизаторами и в освоении глубинных территорий страны. Спустя почти полвека, в 1930-е-1940-е годы, русскому человеку снова довелось внести основополагающий вклад в дело создания в Эфиопии национальных военно-воздушных сил.

Речь идет о человеке удивительной судьбы — Михаиле Ивановиче Бабичеве, который в эфиопской новейшей истории получил известность под адаптированным к местному произношению именем «Мишка Бабичефф».

Русский поручик и эфиопский генерал

Михаил Иванович Бабичев родился 14 октября 1908 года в Эфиопии. История семьи его родителей заслуживает отдельного повествования. Отец героя нашей статьи, Иван Филаретович Бабичев был младшим офицером (по одним данным — корнетом, по другим — поручиком) 25-го Казанского драгунского полка. Молодой кавалерист в 1898 г. был назначен в состав эскорта российской дипломатической миссии в Эфиопии. В те годы Российская империя усиленно развивала связи с православной восточноафриканской страной, и российские дипломатические миссии были частыми гостями при дворе императора Менелика II. Однако Ивана Бабичева служба в посольской охране вряд ли удовлетворяла — молодой человек авантюрного склада интересовался Эфиопией и грезил о более серьезных приключениях. Так он познакомился с Николаем Леонтьевым — также русским офицером, давно служившим при эфиопском дворе и бывшим одним из создателей модернизированной эфиопской армии. Леонтьев также был в прошлом кавалерийским офицером, но нашел свое настоящее призвание в службе при эфиопском императорском дворе и внес огромный вклад в укрепление эфиопской государственности.

Вместе с Леонтьевым, который стал генерал-губернатором экваториальных провинций Эфиопии, Иван Бабичев участвовал в знаменитом путешествии на озеро Рудольф. Правда, для этого ему пришлось бросить службу при посольстве, самовольно покинув расположение дипломатической миссии. Подобный проступок не мог остаться без внимания и соответствующей реакции российского военного начальства — Иван Бабичев был уволен с военной службы. Вышестоящее командование предписало ему вернуться в Россию для дальнейшего разбирательства, но очарованный Эфиопией молодой человек данному приказу, естественно, не подчинился и остался в Африке. Официальное прощение от российских властей он получил только в 1904 году, однако на Родину возвращаться не стал и продолжил жить в Эфиопии, тем более, что при императорском дворе его карьера развивалась куда более стремительно, чем она могла бы развиваться в Российской империи.

Негус Эфиопии даровал Ивану Бабичеву дворянский титул. Более того — активно участвовавшему в развитии эфиопской армии российскому офицеру было даровано от императора поместье в Аде — пригороде Аддис-Абебы, где Иван Бабичев построил усадьбу. Площадь участка поместья достигала 100 акров. Кроме того император подарил Бабичеву значительные лесные угодья. Выходец из России, подобно своему старшему товарищу Леонтьеву, занял пост губернатора провинции Валлега. Она располагалась на крайнем юго-западе Эфиопии — на кенийской границе. Кения в то время была британской колонией и одной из важнейших задач эфиопского правительства в провинции Валлега было наблюдение за активностью британских агентов, стремившихся к расширению влияния Великобритании в этом регионе страны. 

Русско-эфиопский пилот, или Как сын царского поручика создал ВВС Эфиопии

— семья Бабичева

При императорском дворе Эфиопии Иван Бабичев сделал головокружительную карьеру для бывшего иностранного подданного. Он получил воинское звание «фитаурари» — одно из наиболее высоких в эфиопской армии, дававшее право командования авангардными подразделениями или даже возможность занимать пост командующего отдельной армией. А.К. Булатович в своей книге воспоминаний определяет звание «фитаурари» как аналогичное европейскому званию «генерал-майор» (Булатович А. К. От Энтото до реки Баро. Отчёт о путешествии в юго-западные области Эфиопской империи в 1896-1897 гг. — СПб.: тип. В. Киршбаума, 1897). Во-вторых, Бабичев породнился с императорской фамилией Соломонидов. Его женой стала Воизеро Текабеч Уолде Цадик — свояченица негуса Менелика II. В браке с Иваном Бабичевым Воизеро Текабеч Уолде Цадик родила пятерых детей, каждый из которых получил как эфиопское, так и русское имя. Это были трое дочерей — Маруся (Атцеде Мариам), Соня (Харегуевойн) и Елена (Хелен) и двое сыновей — Виктор (Тевондбенай) и Михаил (Миша). Жил Бабичев в роскоши, достойной настоящего восточного вельможи, которым он, собственно, и стал, превратившись в родственника эфиопского императора, генерала императорской армии и губернатора провинции. 

Следует отметить, что Бабичев стал далеко не единственным русским офицером в числе создателей вооруженных сил Эфиопии в начале ХХ века. Так, в 1919 году в Эфиопии оказалась группа русских эмигрантов — офицеров во главе с полковником Ф.Е. Коноваловым. Среди них был А.Н. Фермор, в России командовавший эскадроном Лейб-гвардии Уланского полка, а в Эфиопии ставший инструктором конного подразделения императорской гвардии Эфиопии. 

Как создавалась эфиопская авиация

Мишка Бабичефф в юношеском возрасте решил пойти по стопам отца и стать профессиональным военным, тем более для представителя русско-эфиопской аристократической фамилии это было наиболее желательным выбором профессии. В годы его юности наибольшей популярностью пользовались бронетанковые войска и авиация. Мишка сначала хотел поступить в танковое училище и стать офицером — танкистом, но затем увлекся воздухоплаванием. Тем более, что как раз на рубеже 1920-х — 1930-х гг. в Эфиопии началось создание собственных военно-воздушных сил. Официально годом создания ВВС Эфиопии считается 1929 год. Непосредственное руководство процессом формирования ВВС страны взял на себя принц Хайле Селассие. Еще в 1922 году он побывал на британском авиашоу в Адене, где полетал на самолете и после этого загорелся идеей создать в Эфиопии военно-воздушные силы. 18 августа 1929 года в Аддис-Абебу прибыл первый самолет — Potez 25 А2. Спустя две недели в страну прибыл еще один самолет — Junkers W33c. Конечно, тягаться с крупными державами в плане оснащения ВВС Эфиопия не могла, однако собственными самолетами императорская армия предпочла обзавестись. Был поставлен вопрос и о подготовке летного состава из числа граждан Эфиопии. Среди молодых эфиопских граждан, пожелавших служить в авиации, был и Мишка Бабичефф. 

Русско-эфиопский пилот, или Как сын царского поручика создал ВВС Эфиопии

— пилот ВВС Эфиопии Мишка Бабичефф

Для обучения летному делу создали группу эфиопских курсантов, тренировавшихся под руководством иностранных инструкторов. В сентябре 1930 года Мишка Бабичефф совершил свой первый самостоятельный полет, после чего, в октябре 1930 года, ему было присвоено воинское звание лейтенанта военно-воздушных сил Эфиопии. Для повышения квалификации Бабичефф был направлен во Францию — в Военно-воздушную академию, которую он закончил в 1932 году с отличием и вернулся на Родину. Нельзя не отметить, что в те годы именно Франция была одним из ближайших союзников Эфиопии. Она оказывала материально-техническую и организационную помощь Эфиопии, причем история франко-эфиопских отношений к этому времени насчитывала несколько десятилетий и своими корнями уходила в колониальное противостояние в Восточной Африке — Франция соперничала с Великобританией и если Великобритания поддерживала Италию, претендующую на эфиопскую территорию, то Франция, оппонируя англичанам и итальянцам, оказывала помощь негусу в создании и укреплении собственных вооруженных сил. Помимо русских военных инструкторов, в обучении эфиопской армии участвовала бельгийская военная миссия из 10 инструкторов, прибывшая в страну в 1929 году. Эфиопских офицеров стали принимать во французскую военную школу Сен-Сир. Кроме того, в ВВС Эфиопии прибыли на службу два французских пилота. 

В течение нескольких лет общее количество самолетов в составе ВВС Эфиопии было увеличено, но никогда не превышало 20 самолетов. По некоторым данным, численность самолетов в эфиопской военной авиации колебалась между 12 и 18 единицами, причем некоторые из них были неисправными. Большинство самолетов было представлено французскими деревянными Potez. В 1928-1936 гг. именно они составляли основу авиапарка эфиопской военной авиации. К 1934 г. в распоряжении командования ВВС Эфиопии находилось 6 самолетов — бипланов Potez. Трое из них были «персонифицированы» — получили имена собственные. Первый Potez 25.53 прибыл в Эфиопию 18 августа 1929 года и получил имя Nesre Tafari. В начале 1934 г. он разбился на ипподроме. Второй Potez 25.53 был доставлен в Аддис-Абебу 22 сентября 1929 года из Джибути и получил имя Nesre Asfassowen. Его пилотировал француз Поль Корригер. Этот самолет был поврежден при посадке в Харэре в 1930 году, после чего его перевели в почтовую службу. Третий Potez 25.53 был привезен также 22 сентября 1929 года из Джибути и получил имя Nesre Makonnen. В июне 1930 г. в Аддис-Абебу привезли три Potez 25 Hispano-Suiza. 
Среди летчиков ВВС Эфиопии в 1929-1936 гг. основную массу составляли приглашенные европейские и американские специалисты. Эфиопов было четверо — Мишка Бабичефф, Бахру Каба, Асфав Али и Тесфайе. Помимо них в ВВС Эфиопии проходили службу Анри Малье, барон фон Энгель и барон Карл Густав фон Розен, Людвиг Вебер и ряд других иностранных авиационных специалистов. 

Мишка Бабичефф был назначен командующим военно-воздушными силами Эфиопии незадолго до очередной итало-эфиопской войны. В описываемый период фашистская Италия возобновила агрессивную колониальную политику в Восточной Африке, надеясь на расширение своих колониальных владений. Как известно, в состав итальянских владений в Северной и Восточной Африке входили Ливия (Киренаика, Триполитания и Феццан), Эритрея, Итальянское Сомали. Однако Эфиопию итальянцы хотели «прибрать» еще в конце XIX века. Тогда эфиопской армии удалось, в конце концов, отстоять независимость государства, однако приход к власти фашистов активизировал в Италии реваншистские настроения. Во-первых, итальянское руководство стремилось объединить колонии Сомали и Эритрея, которые с захватом Эфиопии стали бы составлять единое территориальное пространство. Во-вторых — возобновление колониальной экспансии против Эфиопии для Италии было делом чести, поскольку после поражения в битве при Адуа в 1895 году Италия чувствовала себя униженной. Ведь поражение итальянской армии нанесли не вооруженные силы какой-либо европейской державы, а эфиопы, которых, несмотря на их христианское вероисповедание и тысячелетнюю историю, европейские колонизаторы всегда воспринимали как отсталых дикарей. Естественно, что Муссолини и его окружение видели необходимость в совершении очередного акта агрессии против Эфиопии, рассчитывая в этот раз не только отомстить за поражение сорокалетней давности, но и включить Эфиопию в состав Итальянской колониальной империи. 

Итало-эфиопская война

В 1934 году стало ясно, что конфликта с Италией избежать не удастся. В связи с этим император Эфиопии Хайле Селассие стал предпринимать ускоренные мероприятия по дальнейшему укреплению вооруженных сил страны. Последние в этот временной период представляли собой следующую картину. Около десяти тысяч военнослужащих насчитывала императорская гвардия Эфиопии, организованная по принципу современной регулярной армии. Помимо императорской гвардии, в состав эфиопских вооруженных сил входили территориальные войска, расквартированные в провинциях и подчинявшиеся их губернаторам, и ополчение — племенные формирования во главе с племенными вождями. 

Русско-эфиопский пилот, или Как сын царского поручика создал ВВС Эфиопии

— императорская гвардия Эфиопии

Всего Эфиопия могла выставить примерно 400-700 тысяч солдат и офицеров, однако среди них лишь четверть обладала достаточной военной подготовкой. По европейскому образцу была обучена лишь императорская гвардия и те военнослужащие, кто ранее служил по контракту в итальянских войсках в Эритрее и Сомали. Подавляющее большинство ополченцев не имело никакой военной подготовки и, более того, даже нормальной системы тылового обеспечения — им предписывалось приходить на сборные пункты с собственными запасами провизии. Многие воинские части были вооружены не то что устаревшими ружьями, а луками со стрелами, копьями, арабскими и эфиопскими национальными мечами и саблями. Естественно, что не имели они и современного обмундирования и нормальной экипировки. На вооружении эфиопской армии находилось около 400 тысяч винтовок и ружей, 200-300 ручных и станковых пулеметов, 200 артиллерийских и 50 зенитных орудий, 5 легких танков. Связь эфиопской армии была представлена семью радиостанциями. Что касается военно-воздушных сил Эфиопии, которыми командовал герой нашей статьи, то они насчитывали примерно 12 единиц авиационной техники. 

Показательно, что европейские державы в 1935 году отказались продавать Эфиопии оружие и военную технику, тем самым показав, что они находятся в фактическом сговоре с Италией и не возражают против колониального порабощения Эфиопии итальянскими фашистами. Европейские державы в большинстве своем не поддержали и поданную Советским Союзом идею о введении эмбарго на поставку в Италию нефти и нефтепродуктов. Таким образом, помимо Советского Союза и нескольких небольших стран Европы и государств Азии и Латинской Америки, в защиту Эфиопии не выступила ни одна крупная европейская держава. Даже Франция, имевшая давние политические связи с Эфиопией и помогавшая ей в годы первой итало-эфиопской войны, в этот раз не стала оказывать негусу поддержку. Более того — французы, в обмен на поддержку Италии в Тунисе, передали итальянцам отрезок территории, с которого впоследствии осуществлялось наступление итальянских вооруженных сил на территорию Эфиопии. 

По сути дела, итало-эфиопская война означала фиаско такого института международной политики как Лига Наций, на которую в межвоенный период первоначально возлагались большие надежды в сфере поддержания мирных и добрососедских отношений между странами мира. Помимо Германии, Австрии и Венгрии, которые оказывали непосредственную поддержку Италии, поставками нефти, металла, машин и оборудования, хлопка в Италию занимались и Соединенные Штаты Америки, преследовавшие сугубо интересы экономической выгоды. Великобритания отказалась закрыть проход по Суэцкому каналу для итальянских кораблей, в результате чего итальянский флот без особых проблем смог заходить в красноморские порты Эритреи через канал, не огибая Африку. Наконец, Франция задержала в Джибути груз оружия, который все же удалось заказать негусу. 

К 1935 году в распоряжении ВВС Эфиопии находились следующие экземпляры авиационной техники: 4 французских двухместных самолета Potez 25 А2 (они не имели вооружения и нуждались в проведении серьезного ремонта); 2 голландских моноплана Fokker FVIIa (находились в приемлемом состоянии, но испытывали нехватку запасных частей, применялись в качестве транспорта военно-медицинской службы); немецкий самолет Junkers W33c; французский моноплан Farman; итальянский спортивный самолет Breda Ba.15; английский пассажирский самолет Beechcraft Staggerwing; моноплан Ethiopia-1 (первый эфиопский самолет, собранный из заграничных деталей под руководством шведского летчика Людвига Вебера — личного пилота императора Эфиопии). Шведы вообще внесли серьезный вклад в дело оснащения и реформирования эфиопских вооруженных сил, в том числе и военной авиации. В 1935 году в Эфиопию прибыла шведская военная миссия в составе пяти офицеров. Именно благодаря шведам во многом была усилена подготовка эфиопской армии. В Холете открылась военная школа эфиопской армии, в которой обучалось 138 курсантов, составивших основу офицерского состава эфиопской императорской гвардии.

Что касается вооружения ВВС, то эфиопская авиация располагала лишь сотней десятикилограммовых бомб. Понятно, что против итальянской авиации эфиопские ВВС выглядели ничтожно. Италия сосредоточила против Эфиопии огромную воинскую группировку численностью почти в полмиллиона военнослужащих — 350 тысяч солдат и 14,5 тысяч офицеров, 60 тысяч человек вспомогательного персонала. ВВС Италии, размещенные в Восточной Африке, насчитывали 510 самолетов, танковые подразделения — 300 танков, артиллерия — 800 артиллерийских орудий. Помимо итальянских солдат, в составе сосредоточенной группировки находились «аскари» — военнослужащие туземных подразделений итальянской армии, в первую очередь эритрейских, но также ливийских и сомалийских. В ночь на 3 октября 1935 г. итальянские войска вторглись на территорию Эфиопии. Наступление осуществлялось по трем направлениям — с территории Эритреи и из Итальянского Сомали. Эфиопские ВВС практически полностью были уничтожены итальянской авиацией еще на земле. Да и если бы они не были уничтожены — никаких шансов против итальянской авиации, превосходившей эфиопскую в десятки раз по численности самолетов, — эфиопские ВВС не имели. 

Естественно, что эфиопская армия, во много раз проигрывавшая в вооружении, боевой выучке войск, организации снабжения, не смогла одолеть итальянские вооруженные силы. Немаловажную роль в этом сыграли и противоречия эфиопского военного командования. Отсталость Эфиопии проявлялась в том, что при назначении командующих армиями за основу брался принцип знатного происхождения и личного родства. В результате представители знатных семейств, не обладающие необходимым уровнем военной подготовки и личных качеств, оказывались на постах командующих армиями и крупными соединениями, а талантливые офицеры оттеснялись на второй план. Наконец, имело место и предательство отдельных феодальных владетелей, которым, по сути, не было разницы к кому находиться в вассальной зависимости — к итальянскому королю или эфиопскому негусу. Так, на итальянскую сторону перешел султан Аусы. Его предательство во многом сыграло определяющую роль в продвижении итальянских войск на территорию Эфиопии. 

Русско-эфиопский пилот, или Как сын царского поручика создал ВВС Эфиопии

— эфиопские ополченцы

Однако, при этом надо отдать должное мужеству эфиопских солдат и младших офицеров. Плохо вооруженные, практически необученные, они компенсировали недостаточное развитие вооруженных сил страны удивительной личной доблестью. Очень часто именно личная храбрость эфиопских воинов способствовала тому, что при всей разнице в уровне и качестве вооружения, эфиопским войскам удавалось теснить и даже разбивать итальянские воинские части. В частности, в решающей битве при Май-Чоу 31 марта 1936 года эфиопам даже удалось в начале боя немного потеснить итальянцев, хотя последние сосредоточили против эфиопских войск группировку с 276 танками, 210 артиллерийскими орудиями и сотнями самолетов. Эфиопский император Хайле Селассие, живописуя храбрость подчиненных ему солдат, отмечал, что эфиопы не боялись идти с холодным оружием против артиллерии и танков противника, но ничего не могли сделать против отравляющих веществ, которые итальянская армия в большом количестве применяла во время эфиопской кампании. 

Тем не менее, в конечном итоге превосходство итальянской армии привело к сокрушительным поражениям эфиопских войск. Император Эфиопии делал тщетные попытки воззвать к мировой общественности: «Неужели народы всего мира не понимают, что борясь до горестного конца, я не только выполняю свой священный долг перед своим народом, но и стою на страже последней цитадели коллективной безопасности? Неужели они настолько слепы, что не видят, что я несу ответственность перед всем человечеством?.. Если они не придут, то я скажу пророчески и без чувства горечи: Запад погибнет..» (Цит. по: Итало-Эфиопская война / http://web.archive.org/web/20070214001052/http://hronos.km.ru/sobyt/1935iew.html). Однако, воззвания Хайле Селассие оставались без надлежащей реакции со стороны западных государств. В конечном итоге, император покинул страну. Он возглавил правительство Эфиопии в изгнании и через территорию Французского Сомали выбрался в Палестину, а затем — в Европу. 

1 июня 1936 года Эфиопия вошла в состав объединенной колонии Итальянская Восточная Африка. Король Италии Виктор Эммануил был провозглашен также и императором Эфиопии. Однако, несмотря на формальное провозглашение страны итальянской колонией, на ее территории продолжались боевые действия, осуществлявшиеся остатками императорской армии и ополчения под руководством эфиопских военачальников и аристократов. Партизанская война на территории Эфиопии имела большой размах и заставляла итальянское военное командование держать на территории страны внушительную армию. 

Ситуация изменилась в конце 1940 года. Начало Второй мировой войны и вступление в нее Италии означало конфронтацию с прежде воздерживавшимися от помощи Эфиопии мировыми державами. Конфликтовать с Великобританией для Италии, которая никогда не считалась серьезной в военном отношении страной, было уже не по силам. Ведь британские войска превосходили итальянскую армию и по вооружению, и по численности, и по боевой выучке. 12 июля 1940 года британское правительство официально признало Эфиопию своим союзником, после чего приступило к подготовке освобождения территории Эфиопии от итальянских оккупантов. Тем более, что присутствие итальянских войск в Эфиопии создавало угрозу безопасности британских колоний в Восточной Африке. 
Русско-эфиопский пилот, или Как сын царского поручика создал ВВС Эфиопии— император Эфиопии Хайле Селассие
2 декабря 1940 года командующий британскими вооруженными силами на Ближнем Востоке А. Уэйвелл отдал приказ о вторжении на территорию Эфиопии. В течение нескольких месяцев британским войскам, вторгшимся в Эфиопию с трех направлений — из Кении, из Англо-Египетского Судана и из Адена через Британское Сомали, удалось освободить значительную часть страны, включая и столицу Аддис-Абебу. Поддержку британцам оказывали эфиопские войска, в том числе и перешедшие на их сторону итальянские туземные части, укомплектованные эфиопами. 15 января 1941 г. император Хайле Селассие вернулся в Африку — он прибыл в Англо-Египетский Судан, откуда предполагал руководить действиями эфиопских войск. В течение двух дней, с 4 по 6 апреля 1941 г., продолжались бои за столицу Эфиопии Аддис-Абебу. Город был освобожден эфиопскими войсками, а 5 мая 1941 г. в столицу страны вернулся император Хайле Селассие. Мишка Бабичефф был возвращен на должность командующего Военно-воздушными силами Эфиопии, награжден высокими государственными и военными наградами Эфиопии, а позже возглавил Национальное управление гражданской авиации.

Посольство в СССР

В 1944 г. Мишка Бабичефф переквалифицировался в дипломаты. Возможно, это было связано с проблемами со здоровьем. В 1044-1947 гг. Бабичефф находился на работе в СССР, где занимал должность временного поверенного в делах Эфиопии. Показательно, что здесь, на родине своего отца, Бабичефф нашел свою любовь. Тридцативосьмилетний бывший главком эфиопской авиации в начале 1946 г. познакомился с Людмилой Нестеренковой — студенткой Московского государственного института иностранных языков имени Мориса Тореза, а 6 апреля 1947 г. у них родился сын Александр. К сожалению, ухудшившееся здоровье эфиопского дипломата дало о себе знать. В январе 1948 года Бабичеффа поразил тяжелый инсульт. Эфиопского летчика и дипломата парализовало. 

Из Советского Союза родственники вывезли Бабичеффа в Швецию, в неврологическую клинику. В Стокгольме Бабичеффа прооперировали и состояние здоровья немного улучшилось — он смог ходить и разговаривать. Однако работать в дипломатической миссии больной человек, разумеется, уже не мог, и его было решено эвакуировать в Эфиопию. 25 ноября 1948 года он вернулся в Аддис-Абебу. Однако Людмила и родившийся у них сын Александр так и не смогли выехать с отцом и мужем. Дело в том, что 15 февраля 1947 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР и Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами». Поэтому супруге и сыну Бабичеффа выезд из Советского Союза закрывался. Более того, Людмиле вернули ее девичью фамилию, а у сына изъяли свидетельство о рождении и выдали новое — на девичью фамилию матери. 

Русско-эфиопский пилот, или Как сын царского поручика создал ВВС Эфиопии

— Мишка Бабичефф и Людмила Нестеренкова

Через десять лет после рождения сына Людмила Нестеренкова вышла повторно замуж — за врача Гаджи Шахназарова, аварца по национальности. Сын Бабичеффа был переведен на фамилию отчима и стал зваться Александром Гаджиевичем Шахназаровым (Юхова В. Тайны эфиопского двора. Интервью с А.Г. Шахназаровым // Итоги. № 44 (908). 4.11.2013.). Мишка Бабичефф жил в Эфиопии и скончался 23 декабря 1964 года в возрасте 56 лет. Его могила находится на Кладбище Героев в Аддис-Абебе. Отец Мишки Иван Филаретович Бабичев умер незадолго до смерти сына — в 1955 году, в возрасте 84 лет. Родственники Ивана Филаретовича до сих пор проживают в Эфиопии и хранят память о своем знаменитом русском предке и эфиопском государственном деятеле.

Эфиопские ВВС после Бабичеффа

Что касается детища Бабичеффа — Военно-воздушных сил Эфиопии, то их возрождение началось после окончания Второй мировой войны. Поскольку в результате итало-эфиопской войны от ВВС Эфиопии практически ничего не осталось, то создавать военную авиацию пришлось заново. В 1944 г. группа афроамериканцев — ветеранов войны основала авиационную школу в аэропорту Лидета в Аддис-Абебе. Было приобретено несколько военных самолетов, покупку которых правительство оплатило за счет военной помощи США и Великобритании. 

В школе обучалось 75 эфиопских курсантов. Однако официально за помощью в создании ВВС Эфиопия обратилась к Швеции. Очевидно, сыграло роль два фактора. Во-первых, Швеция была нейтральной страной, во-вторых — шведы принимали участие в создании первых ВВС Эфиопии. Так, Людвиг Вебер был первым личным пилотом императора. Важную роль в подготовке эфиопских летчиков сыграл барон Карл Густав фон Розен — шведский авиатор, племянник жены германского военного деятеля Германа Геринга, бывший профессиональным военным и долгое время служивший в Красном Кресте. Шведская военная миссия готовила эфиопских военнослужащих в 1935 году — перед самим началом итало-эфиопской войны, что эфиопское руководство также помнило и эти заслуги шведских военных инструкторов всегда подчеркивало. В конечном итоге, именно шведы сыграли ключевую роль в создании новых императорских ВВС Эфиопии. Личный состав эфиопской военной авиации обучали шведские инструктора, они же способствовали приобретению самолетов и формированию бомбардировочной и транспортной авиационных эскадрилий ВВС Эфиопии. Кстати, последние к началу 1950-х годов насчитывали около 1 тысячи человек личного состава и включали учебный центр и два названных подразделения — бомбардировочную и транспортную эскадрильи. Несколько позже, уже при поддержке США, была сформирована истребительная авиационная эскадрилья ВВС Эфиопии. 

В 1953 году было подписано соглашение о сотрудничестве Эфиопии с Соединенными Штатами Америки в военной области. Большое значение заключение этого соглашения имело для Военно-воздушных сил Эфиопии. Американское командование направило в Эфиопию группу офицеров и сержантов ВВС. Для повышения квалификации в США было направлено 25 эфиопских летчиков. Особенно значимую роль американская военная помощь имела в 1960-е — 1970-е годы, когда соседнее Сомали стало наращивать свою военную мощь, опираясь на поддержку Советского Союза. В то время социалистический режим генерала Мохаммеда Сиада Барре в Сомали рассматривался Советским Союзом как прогрессивный, в связи с чем СССР оказывал Сомали всестороннюю помощь и оружием, и военными специалистами. 

Для создания противовеса советскому влиянию в Восточной Африке, Соединенные Штаты Америки решили поддерживать императорскую Эфиопию. Была организована поставка реактивных истребителей F-5A из Соединенных Штатов. Снабжая эфиопскую армию оружием и осуществляя подготовку эфиопских военнослужащих, американцы рассчитывали превратить древнюю империю в антисоветский и антисоциалистический форпост в Восточной Африке. Кстати, примечательно, что будущий коммунистический руководитель Эфиопии Менгисту Хайле Мариам в 1967-1970 гг. также проходил подготовку в США — на курсах офицеров службы артиллерийского вооружения в Форт-Ливенворте (Канзас). 

После эфиопской революции 1974 года, когда монархия в стране была свергнута, началось ослабление сотрудничества с США. В 1977 г. к власти пришел коммунистический режим подполковника Менгисту Хайле Мариама, Эфиопия обратилась за поддержкой к Советскому Союзу. Советское руководство, прежде сотрудничавшее с Сомали, оказалось в сложной ситуации — две воюющие между собой страны претендовали на статус стран социалистической ориентации и стремились к сотрудничеству с СССР. Однако выбор в конечном итоге был сделан в пользу Эфиопии — сказались не только большая перспективность Эфиопии по сравнению с Сомали, но и наличие давних культурных связей между Россией и Эфиопией. Большую помощь в развитии и укреплении ВВС Эфиопии в годы сомалийско-эфиопской войны оказала также Куба, пославшая своих инструкторов и специалистов на помощь Эфиопии. 

В настоящее время на вооружении эфиопских ВВС находится значительное количество самолетов советского и российского производства. В Эфиопии проходят чествования ветеранов Второй мировой войны. Помнят эфиопы и о давней дружбе между двумя странами, воплощенной в удивительном человеке со странным для эфиопов именем Мишка Бабичефф, создавшем национальные военно-воздушные силы Эфиопии.

Использованы фотографии из архива А.Г. Шахназарова, опубликованные в издании: Юхова В. Тайны эфиопского двора. Интервью с А.Г. Шахназаровым // Итоги. № 44 (908). 4.11.2013.

topwar.ru

 


Теги статьи: БабичевРоссияЭфиопия

Дата и время 31 декабря 2014 г., 10:05     Просмотры Просмотров: 2325
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus

Важные новости

Нацполіція опублікувала дані щодо кількості пограбувань і розбоїв у Києві Нацполіція опублікувала дані щодо кількості пограбувань і розбоїв у Києві 07.12.2016
У Києві порівняно з минулим роком кількість розбійних нападів зросла на 54%, а грабежів – на 61%. Подробнее
«Антонов» предложил Трампу свой самолет вместо дорогущего Boeing «Антонов» предложил Трампу свой самолет вместо дорогущего Boeing 07.12.2016
Государственное предприятие «Антонов» предложило свой самолет избранному президенту США Дональду Трампу в качестве новог… Подробнее
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Если бы выборы в Раду проходили сегодня, кого бы вы поддержали?












Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте