Рейдерство, коррупция в Украине, борьба с коррупцией • Национальный антикоррупционный портал «АНТИКОР»

Взятки Елисоветского: им нет числа


Украина переживает момент истины. Разоблачения деятельности и личной жизни команды Януковича во главе с экс-гарантом открыли глаза многим и на многое. Если раньше мы просто знали о разделении общества на бедных громадян и богатых чиновников, то теперь еще и увидели это.

Но за сенсационными открытиями жизни чиновников в столице в тень ушли аналогичные дела государевых людей в регионах. Согласитесь, на фоне Межигорья, антуража квартир генпрокурора Пшонки и министра энергетики Ставицкого просто меркнут какие-то там миллионные взятки главного транспортника Донетчины. Тем не менее, сегодня, под прикрытием всеукраинской суматохи, «дело Елисоветского» успешно разваливают.

Поэтому новому руководству прокуратуры Донецкой области адресуется… Хрестоматийные факты многотомного «дела Елисоветского»… Так и тянется рука начать в стиле трогательных пресс-эссе областной милиции (которые покорили души журналистов региона) – Светало…

Утро 30 июля 2013 года для транспортников Донецкой области было не менее шокирующим, нежели февраль-2014 в масштабах страны. Все знали, все шептались, но никто не мог поверить, что меч правосудия замахнется на святое – на главного чиновника. Не «муляжно», как это принято в Донбассе, а по-взрослому.

Этим июльским утром в собственном кабинете на получении взяток был задержан начальник Донецкого областного управления Государственной инспекции Украины по безопасности на наземном транспорте (Укртрансинспекции) Игорь Елисоветский. Взятки в этом случае брались у руководителей двух транспортных предприятий, представляющих Донецк и Макеевку. От первого Елисоветский получил 5 тыс. грн, от второго – 4 тыс. грн. В ходе обыска в служебном кабинете чиновника денежные средства были найдены и изъяты.

Тут же возбудили уголовное дело по части 4 ст. 368 УК Украины – «принятие предложения, обещания или получение неправомерной выгоды должностным лицом», часть 4 предусматривает лишение свободы от 5 до 10 лет с конфискацией имущества.

То, что дело «крышуется», было понятно с первых минут. И если бы информация о задержании не просочилась в СМИ, то мало кто бы сегодня знал о масштабах «хабарництва» в транспортной сфере Донетчины. По старой традиции «крышей», скорее всего, выступала областная прокуратура. Об этом свидетельствует упорное молчание данного ведомства по «делу Елисоветского». От прокуратуры журналисты получили по сути только одно заявление 31 июля, которым та признавала факт задержания и факт двух взяток. Потом тема Елисоветского шла под грифом «секретно» – пресс-служба прокуратуры от комментариев о ходе расследования отказывалась, собственные наши источники говорили о строжайшем запрете обсуждать тему с журналистами, да и сам бывший прокурор области Сюсяйло от прямых вопросов на пресс-конференциях отмахивался стандартной фразой «идет следствие, по завершению вы все узнаете».

Но официально СМИ никакой информации так и не получили: ведомства отказывались комментировать выпуск Елисоветского под залог, промежуточные судебные заседания и пр. Все приходилось узнавать собственными силами, получая регулярные «намеки» силовиков держаться подальше от этой темы.

Елисоветский разрабатывался силовиками в течение восьми месяцев. По данным управления ГСБЭП ГУМВД Украины в Донецкой области, всего в ходе проведения следственно-розыскных действий задокументировано более 100 фактов получения взяток на общую сумму свыше 600 тыс. грн. Месячный «сбор» с коммерческих структур, осуществляющих деятельность на рынке перевозок, составлял около 200 тыс. грн. И это только то, что удалось зафиксировать официально.

В транспортной сфере Донетчины действовал своеобразный прейскурант, по которому пассажирские перевозчики платили мзду чиновникам региональной Укртрансинспекции:
– выдача лицензии – 500 грн/шт;
– выдача лицензионных карточек – 100 грн/шт.;
– согласование паспорта маршрута – 500-1000 грн/шт.;
– не выявление нарушений в ходе проверки по вопросу соблюдения перевозчиком или транспортным предприятием лицензии – 3-15 тыс. грн (в зависимости от количества машин в автопарке);
– не выявление нарушений во время перевоза пассажиров – 100-300 грн ежемесячно за каждую единицу техники или 3-8 тыс. грн. с каждого АТП. Для крупных АТП – 10-20 тыс. грн. ежемесячно;
– не применение штрафов к нелегальным пассажирским перевозчикам (работающим без лицензии) – 500-2000 грн ежемесячно за каждое транспортное средство;
– помощь в выигрыше конкурса, проводимого Донецкой ОГА, на получение выгодного маршрута – 16-25 тыс. грн за каждый график маршрута.

Взятками были обложены практически все перевозчики. Но в отличие от транспортной системы региона, криминальная махина Елисоветского была отлажена и работала как часы. Естественно, для ее безупречной деятельности требовался «обслуживающий персонал». И правоохранителям удалось установить главных персон этой «транспортной ОПГ». В частности, в деле фигурировали следующие лица:
– Александр Рыщенко, замдиректора Департамента развития базовых отраслей промышленности Донецкой ОГА;
– Игорь Житинский, член конкурсного комитета Донецкой ОГА по распределению маршрутов пассажирских перевозок;
– Игорь Мех, начальник отдела лицензирования и административных услуг;
– Сергей Мандрыка, заведующий сектором организации перевозок наземным транспортом;
– Джалал Мамедов, учредитель и руководитель ряда транспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки;
– и др.

Следует отметить, что все указанные чиновники продолжают работать на своих местах.

Перевозчики и отдельные члены конкурсного комитета Донецкой ОГА по распределению маршрутов открыто заявляли, что Елисоветкий был главным куратором данных конкурсов и акцентировали на массовых нарушениях при их организации. «Этот человек полностью готовил конкурсы, на которых осуществлялось только единое голосование, то есть “нужные” перевозчики оставались на конкурсе в единственном экземпляре. Это в 80% случаев. Информация, которая подавалась такими участниками конкурса, просто фальсифицировалась», – констатировал один из членов конкурсного комитета Александр Долматов, приводя конкретные примеры махинаций.

Елисоветского задержали 30 июля, а 2 августа он уже гулял на свободе, выйдя под залог в 57 тыс. грн. Первоначально его временно отстранили от должности главы Укртрансинспекции в Донецкой области на 2 месяца. Но из-за пристального внимания к его персоне со стороны СМИ и появляющимся в уголовном деле новым фактам Елисоветскому прошлой осенью пришлось написать заявление «по собственному».

Однако это не подорвало работу «криминальной системы». Ведь быть подследственным, а потом и подсудимым у нас в стране, ох, как дорого. А главным источником дохода главного транспортника Донетчины был все-таки его хоть и нелегальный, но «бизнес». Поэтому, вопреки надеждам перевозчиков, сложившаяся практика по взиманию ежемесячных податей с транспортников не прекратилась, а тарифы «податей» даже выросли.

«Дело Елисоветского» начали разваливать с момента начала досудебного производства. Уже в конце августа у журналистов была информация, что на руководителей двух транспортных компаний, которые являются главными свидетелями и официальными заявителями, оказывается давление. Цель давления – отказ заявителей от ранее данных показаний.

«По утверждению перевозчиков, все эти действия (увеличение размера взяток и давление на свидетелей) якобы организовывает и контролирует Елисоветский, который получил заверения от покровителей, что расследование уголовного дела будет прекращено… Перевозчики опасаются назвать имена этих “покровителей”, так как они представляют высшие чины Донецкой области. При этом есть информация, что после открытия уголовного производства “покровители” оказывают давление на прокуратуру, милицию, суд, и в результате отдельные факты получения взяток “группой Елисоветского”, которые были выявлены ранее, не берутся во внимание при доказывании вины главаря созданной ОПГ», – писал «Цензор.НЕТ».

Все понимают, что такое чиновничье ОПГ не могло работать само по себе и само на себя. Без руководства как центральной Укртрансинспекции, так и глав Донецкой области здесь не обошлось. О полном перечне «покровителей» Елисоветского можно только догадываться, но одного из них вычислить не представляет труда. Так, за неделю до задержания чиновника к тогдашнему министру инфраструктуры Владимиру Козаку обратился замдиректор департамента ДонОГА Александр Рыщенко, чтобы донести до министра благодарность Елисоветскому за подписью ныне бывшего губернатора области Андрея Шишацкого. То есть в тот период, когда правоохранители фиксировали сотни фактов взяток, глава области делал вид, что в отрасли все прекрасно и в подтверждение этого выражал благодарности руководителю региональной Укртрансинспекции.

Чтобы хоть как-то обелить Елисоветского и его покровителей, члены «транспортного ОПГ» один раз попытались организовать митинг в поддержку подозреваемого и лишний раз «засвечивая» губернатора. «Мы поддерживаем политику губернатора по наведению порядка в транспортной отрасли. Мы поддерживаем политику управления транспорта», – скандировал в августе Игорь Житинский, уверявший, что задержание Елисоветского – заказ, а само уголовное дело сфабриковано.

Но как бы ни пытался Житинский защищать своего «босса», факты – вещь упрямая.

В распоряжение «УРА-Информ.Донбасс» поступило видео получения Елисоветским денег. На нем речь идет о нескольких «целевых» встречах главы региональной Укртрансинспекции, проходивших в его кабинете и в комнате отдыха. Судя по таймеру, на видео зафиксированы события 1, 12, 19, 29, 30 апреля и 8 мая 2013 года. Учитывая, что силовики разрабатывали Елисоветского на протяжении восьми месяцев, представленные фрагменты можно рассматривать лишь как трейлер к сериалу «Елисоветский & Co».

Обратите внимание на первые кадры, датированные 30 апреля. В человеке, передающем «что-то» Елисоветскому вполне усматривается все тот же Игорь Житинский.

О «деле Елисоветского» уже известно достаточно, чтобы экс-глава региональной Укртрансинспекции получил «до 10 лет с конфискаций». Однако, по нашим данным, дело находится на грани развала. Как сообщил источник в правоохранительных органах, кроме непосредственного «откупа» Елисоветский в ход пустил имевшиеся у него козыри – информацию против находившегося под следствием олигарха Владислава Дрегера.

Напомним, Дрегер был задержан 25 апреля 2011 года. Ему инкриминировали рейдерский захват в 2006 году Зуевского энергомеханического завода (Харцызск, Донецкая область). Так вот, после захвата завода новым директором от команды Дрегера был поставлен именно Игорь Елисоветский. Дрегер находился в Лукьяновском СИЗО 2,5 года, и его дело по рейдерству все никак не могли отправить в суд, не хватало доказательной базы.

И, по нашей информации, в конце прошлого года недостающие данные по захвату Зуевского энергомеханического предоставил именно Елисоветский. Предоставил в обмен на гарантии развала уголовного дела о его собственных «достижениях». Но сегодня не ясно, что для бывшего главного транспортника региона было выгоднее – находиться тюрьме за взятки или гулять (как он это сейчас делает) на свободе.

Дело в том, что в результате последних политических событий Владислав Дрегер как главный конкурент старшего президентского сына Александра Януковича (сеть автовокзалов Донецкой и иных областей после задержания Дрегера перешли в собственность «Семьи») 24 февраля решением Донецкого апелляционного суда был освобожден из СИЗО с изменением меры пресечения на подписку о невыезде. И, думается, у бывшего работодателя будет несколько серьезных вопросов к своему бывшему подчиненному.

С 12 марта в Донецкой области новый прокурор. Николай Франтовский находится в должности меньше месяца. Понятное дело, что первые дни были посвящены организационным и ознакомительным вопросам. К тому же не дают расслабиться и массовые пророссийские митинги, проходящие в Донецке, штурмы админзданий, в том числе и самой прокуратуры. При такой череде событий, с одной стороны, нет возможности сконцентрироваться на резонансных уголовных делах, с другой – используя момент смены власти, найдутся желающие под шумок зачистить отдельные тома таких уголовных дел.

На первой же встрече с журналистами Николай Франтовский определил вектор своей работы – поднять уровень областного ведомства до европейского и вернуть доверие рядовых граждан к органам прокуратуры. И вот, чтобы повернуть доверие, в частности, перевозчиков Донецкой области достаточно малого – довести «дело Елисоветского» до объективного судебного решения.

УРА-Информ.Донбасс

 


Теги статьи: Елисоветский

Дата и время 24 марта 2014 г., 10:28     Просмотры Просмотров: 3797
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus

Важные новости

Украине не хватает 50 млрд грн на перерасчет пенсий в 2017 году Украине не хватает 50 млрд грн на перерасчет пенсий в 2017 году 02.12.2016
На перерасчет пенсий в 2017 году Украине необходимо 50 миллиардов гривен. Подробнее
Сумские фискалы стали заложниками монополизации рынка тканей Бедриковским Сумские фискалы стали заложниками монополизации рынка тканей Бедриковским 26.11.2016
События последних дней, происходящие в ГФС Сумской области, носят явные признаки четко спланированного возмездия за пров… Подробнее
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Если бы выборы в Раду проходили сегодня, кого бы вы поддержали?












Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте