АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 10°C
Харьков: 8°C
Днепр: 13°C
Одесса: 17°C
Чернигов: 7°C
Сумы: 7°C
Львов: 12°C
Ужгород: 12°C
Луцк: 11°C
Ровно: 12°C

Таможня берет Добро! Украинская таможня продолжает собирать коррупционный сбор

Таможня берет Добро! Украинская таможня продолжает собирать коррупционный сбор
Таможня берет Добро! Украинская таможня продолжает собирать коррупционный сбор

Начиналось все радикально и резко. Сразу после победы на президентских выборах Виктора Януковича, не взирая ни на какие юридические и правовые нормы, был объявлен «общий стоп» по всем портам Украины. Абсолютно все грузы стали. Они просто напросто не оформлялись в порту. Контейнера простаивали неделями и месяцами, вынуждая импортеров платить немалые деньги за простой и хранение грузов. Причины простоев власть имущими назывались разные: то «печать найти не могут», то «нужно с Киевом согласовать», то просто «ожидайте».  Были введены новые понятия : такие как «выезд» - от 200 у.е. с одного контейнера. Потом к этим платежам добавилась такая статья – как «служба быта» - тоже около 200-300 с контейнера. (Для справки: в день из порта Одесса выезжает около 400-500 контейнеров).

Те кто не хотели платить – стояли и ждали так называемое «Добро», которое, как известно, дает только таможня! Понятно, что народ волновался и сигнализировал о коррупции. Но внутренняя безопасность таможни, СБУ и прочих гос.органов просто умывали руки.

 А импортеры продолжали терпеть убытки в виде хранения в порту, демереджа за несвоевременный возврат контейнера в порт, простоя водителям контейнеровозов, а также не выполненных контрактов перед клиентами. Ну а если это «скоропорт» – тут уже и говорить не о чем.

 Поэтому постояли-постояли импортёры – месяц-другой, «попали» на 2500-4000 долларов (!) дополнительных затрат на каждом контейнере и согласились «ехать», оплачивая все «сверхурочные».

 Проработали так пару месяцев, а там новый « гоп стоп» с повышением. Теперь «выезд» стоит не 200-500 с контейнера, как было раньше, а 2000 американских баксов с одного контейнера.

 Чтоб не утомлять читателя избыточными терминами, скажу просто: тех то качал права и требовал работать по закону, ждал сюрприз – тарифы ему поднимали в несколько раз.

 Модный брокер

Именно с этого момента начинает свою историю новая компания, под названием «модные брокеры», или «списочные», или «блатные». Названия разные - смысл один: между определёнными компаниями были разделены группы товаров, и по ним установлены цены, как по прейскуранту. Эти цены в комплексе получались ниже, чем сами импортёры могли растаможить по ПРЯМЫМ Контрактам, так как с этого момента – понятие Прямых контрактов полностью аннулировалось.

 Это не прикол, украинская таможня поднимала цены как хотела, не глядя не на историю работы импортёра, ни на пакет документов. А «модные брокеры» могли предложить интересную цену. И импортеры были вынуждены пользоваться их услугами.

 К примеру, рассмотрим прямой контракт с Китаем на двери металлические эконом сегмент. Если все делать по закону то импортёр затратит 6800 долларов на растаможку одного контейнера. При нововведении «модных фирм» у импортёра цена в регионе поднимается в ДВА раза до 13000-15000 у.е. за контейнер.

 Итого, только с одного контейнера китайских дверей, на разных ступенях пирамиды оседало примерно 4000 у.е.

Аналогично по светильникам, метизам, мебельной фурнитуре, мебели, хоз. товарам, посуде, мотозапчастям, автозапчастям, детстким игрушкам, не брендовой одежде и обуви, бытовой технике, часть продуктов питания. Список можно долго продолжать. А разница по данным товара доходила до 40 000 у.е. на контейнере ( одежда, обувь, хоз.товары).

 По итогу что имели: 1. Бюджет недополучал средства, 2. Такого рода оформления проходили без приходных документов для импортёра (т.е. работа «по-черному»). 3. Повышение цен для конечного потребителя.

 Зачистка несогласных

Я думаю многие помнят поголовные обыски в квартирах, офисах, машинах чиновников разного уровня. Нашумевшие истории об одном чиновнике, который пытался выпрыгнуть из окна и бежать, но сломал ногу, второй пытался выехать в Молдавию с запечатанными купюрами в ящиках из под соков. И миллионы, миллионы не переданных денег «наверх»!!!

 По странному совпадению все обыски происходили примерно 5-7 числа каждого месяца, когда фирмы, работающие под знамением «модных» должны были приносить мзду за прошлый месяц смотрящим, последних брали на горячем. Были даже громкие убийства в голову, в собственной машине….

 Схема ясна – «убирали» всех, кто не угоден, кто «крысятничал», тем самым вновь прибывшие к таможенной власти личности устроили показательные выступления.

 Система рельса

В один прекрасный день появилось новое понятие – «рельса». Мы Вас не выпускаем, так как «горит рельса». Что за «рельса»? откуда в таможенной базе «рельса»? Не ясно. Ясно одно – уж точно не железнодорожная…. И вот тут стало веселее. Были установлены новые правила игры для всех, ну или почти для всех... Вслед за «рельсой» появилась таможенная таблица тарифов. Представьте себе, что все товары, которые импортировались в Украину, не зависимо от условий контракта, размера партии и прочего – все выпускались глядя в так называемую «таблицу».

 В ней всё четко: графа с названием товара, графа с первыми четырьмя цифрами ТНВЭД (т.е. вся группа) – и колонка с ценой!!! Т.е. имея цену на яблоки при покупке в Польше – 0,45 евро за кг., импортёр должен был оформлять по 0,97 евро за кг. Строительные метизы - в Китае повсюду на всех сайтах и выставках продаются по цене от 1 до 1,25 у.е. за кг, а согласно «таблицы» – 2,62 у.е. за кг! ПВХ трубы в Китае - 1,6у.е. кг, в Украине их заставляют оформлять по 3,8у.е. за кг. Переплаты колоссальные!!!! Откуда такие цены? Кто их определил? Согласно каких расчетов и норм?! Эти вопросы остаются и по сей день без ответа. И так по всем товарам, вплоть до детских носков и памперсов. А конечный потребитель опять страдает с итоговой ценой на товар.

 Но, было бы наверное и не плохо государственной казне зарабатывать такие налоги, но при таких схемах не зарабатывают лично таможенники, а они уже привыкли жить хорошо. Что же делать?

 И тут появляется «таблица с уточнениями». В ней - две графы: минимальный тариф и максимальный тариф. Вы уже догадались кто решает, кто и сколько платит? Правильно. Разница вилке платежей составляет примерно 2000 -3000 у.е. На некоторых товарах до 15 000у.е.

 Выход один: эту разницу предлагали делить пополам, но не импортёрам, а опять же воскресшим из неоткуда тем самым «модным» фирмам. Их выпускали по нижней цене таблицы, а те в силу благодарности, 50% от сэкономленных денег передавали опять же «наверх». «Модные», правда, за несколько месяцев успели закрыть старые фирмы и открыть новые, т.е. с новыми названиями, а владельцы всё те же - Васи, Лёши, Кости, и прочие - даже номера телефонов не удосужились сменить.

 Т.е. импортёры не имели такой возможности оформляться по низкой шкале, такую преференцию имели только «избранные самим президентом». И опять же стало выгодно работать с «модными», ведь для импортёра экономия в 2000 у.е., даже в 500 у.е. - очень существенна. Ведь импортёр тратиться на кадры; на официальное трудоустройство; на создание рабочих мест на производствах, в супермаркетах, розничных магазинах; на оплату поездок своих сотрудников в командировки в Китай, Корею, Тайвань для поиска лучших условий и лучшей цены товара; создание офисов за границей для контроля качества и количества покупаемого товара. Список можно продолжать…

 И сколько мы не бьёмся во все двери, уже даже головой, никто не слышит импортёра. Горячие линии уже вообще не горячие, а так - вяло фиксируют проблемы и не более. Таможня вообще уши закрыла. И глаза, кстати, тоже. Кроме карманов, конечно.

 В ожидании чуда

И вот он! Пробил час! Евромайдан! Сверг царя, правда ценою пролитой крови. По всей стране прокатились кадровые перестановки. Новой властью даны клятвы и обещания: взяткам – нет! Воров – на нары! И прочее, в этом же духе, по стандартному сценарию.

 И все в ожидании чуда. Особенно импортёры! Вот оно - время, когда нас услышат, когда к нам прислушаются, когда дадут нормально и честно работать! Все вздохнули полной грудью, начали в спешке увеличивать заказы за границу, пересчитывать цены, исходя из прямой цены контракта, подписывать новые соглашения с крупными клиентами…

 Но честности новых чиновников хватило всего на несколько недель! И снова – до боли знакомое всем слово «таблица»! Её даже не удосужились поменять во внешнем облике.. только в конце добавили новые позиции товара. Остановилась полностью вся работа импорта. Уже теперь по всей Украине, у всех - и «модных» и не модных…

 Всё остановилось после селекторного совещания всех начальников региональных таможен по всем городам Украины, с новым и.о. Таможни – Науменко Виталием Петровичем.

 21 марта 2014 года в Киеве, новый начальник Таможни (с 08,03,14 разъединили Министерство Доходов и Сборов на Таможню и Налоговую) собирает первое за всё время существования независимой Украины Открытое Собрание с (!) брокерами Украины. Прошу заметить - с брокерами, а не импортёрами. Зачем слушать мнение импортёров, если нужно зарабатывать деньги с брокерами?! Но некоторые импортёры все таки «прорвались» сквозь баррикаду таможни и оказались в актовом зале на Дегтярёвской 11-Г. в назначенное время.

 С трибуны нам чётко, внятно и громко заявили - «Таблицы нет!!!». - «Ну как же нет» - поднялся шум среди немногочисленных импортёров, собравшихся в зале – «Нам только на прошлой неделе подняли контрактную цену, согласно Табицы после селектора с вами. Подняли без объяснений. Основание: Приказ из Киева – оформлять по таблице» - говорила Полтава, Львов, Житомир, Николаев, Херсон. Видимо те не многие импортёры, которые смогли прорваться на собрание. А ситуация была одна и та же – по всей Украине.

«Бред, - твердит Виталий Петрович, - Это перегибание палки на местах. Я не давал такого указания. Да, я против минимизации тарифов, но Таблицу я не возвращал». Хорошо говорить «это не я, это на местах», кивая на своих подчинённых. Выходит, по всей Украине, во всех городах таможенники дураки и не понимают, что им говорит начальник?! А по итогу ещё и действуют без согласования с ним?!

 После непродолжительной беседы, которая длилась 15 минут - ровно столько Науменко оставил времени на прямые вопросы к нему от брокеров и импортёров. Видимо понимал, что в Зале Таможни может начаться новый Майдан ! Глава Таможни удалился, якобы советоваться с представителем таможни из Польши, как усовершенствовать таможню. Заметим, что Виталий Петрович собрал народ со всей Украины: Львов, Ужгород, Харьков, Суммы, Николаев, Херсон, Одесса и прочие города, т.е. многие проехали не одну сотню км. в надежде быть услышанными, а по итогу – 15 минут на всех - на всех 225 человек.

 В сухом остатке

Переплаты колоссальные. Опять летят в хлам все надежды на новую власть и улучшения положения в стране. А за что тогда погибали люди, за что проливалась кровь? За то что бы одни сменили других и продолжали грабить страну и народ?!

 Как итог, можно добавить мнение импортёров - как они видят выход из сложившейся ситуации по тарифам. Импортёры а не брокеры - ведь именно импортёры приносят деньги в бюджет страны. Брокера просто являются связующим звеном между импортом и таможней (по крайней мере так должно быть)…

 Добавим, что к проблемам с таможней, у импортёров, да видимо и экспортёров добавились проблемы с поставщиками/покупателями, которые не готовы сотрудничать со страной, которая стоит на пороге войны.

 И всё таки вопрос остаётся риторическим: за что боролась и погибала «небесная сотня»? За что стояли люди на Майдане, требуя демонтажа коррупционного режима Януковича?

 Несмотря на то, что руководство украинской таможни четко заявило на

конференции брокеров в Киеве, что т.н. таблицы с тарифами не существует, руководители таможен на местах в регионах, видимо не получали указание что то менять, и продолжают производить таможенную очистку грузов по расценкам из таблицы!

То есть, называя вещи своими именами, взимают коррупционный сбор.

Отсюда назревает логичный и нелицеприятный вывод. Либо новое руководство страны и главный таможенник не контролируют подотчетное ведомство, либо участвуют в коррупционных схемах. Третьего не дано.

Олег Добров для ОРД 02


Теги статьи: Таможня

Дата и время 01 апреля 2014 г., 11:50     Просмотры Просмотров: 5033
Комментарии Комментарии: 0

Похожие статьи

Главу Винницкой таможни поймали на взятке и проверяют на причастность к контрабанде орехов
Луценко: СБУ разоблачила коррупционеров в руководстве Винницкой таможни
Каким должен быть закон о легализации авто на «бляхах»

Империя контрабандиста Альперина не боится рейдов ГПУ и СБУ
Журналисты выяснили, как минсоцполитики освобождало от налогов контрабанду
Польские таможенники берут взятки за пропуск контрабандных сигарет из Украины?

Глава АМКУ ответил Гройсману: "Если бы к аукциону со стороны ГФС были допущены не 2 компании, а больше, процедура не была бы отменена"
Профсоюз таможенников объявил предупредительную забастовку
Премьер грозит уволить Терентьева и «всех его прикрывателей»

Контрабандный хаб в Одесской таможне нанес бюджету ущерб на 6 млн гривен
Сколько украинцы готовы платить за растаможку авто
Черниговская фирма оформила вагоны по цене $1 млн вместо $2 млн, а затем продала их за $230 тыс

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

На чьей вы стороне в событиях под Радой?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.719461