Рейдерство, коррупция в Украине, борьба с коррупцией • Национальный антикоррупционный портал «АНТИКОР»

Что получит Global ports в Ильичевском морском порту. Причины поглощения

Что получит Global ports в Ильичевском морском порту. Причины поглощения
Что получит Global ports в Ильичевском морском порту. Причины поглощения

Эксперты считают завышенной цену 50% “Контейнерного терминала Ильичевска”, по 3-летнему опциону на выкуп которых датско-российская компания может заплатить $60 млн. Но не исключают переоценки актива на фоне падающих объемов перевалки у терминала

2 сентября была объявлена M&A-сделка между крупнейшими игроками стивидорного бизнеса в СНГ. Кипрский оффшор первого в РФ портового оператора Global ports (среди совладельцев — датская группа A.P. Moller-Maersk и структуры российского холдинга Н-Транс) за $291 млн покупает 100% акций своего конкурента, “Национальной контейнерной компании” (НКК). Продаваемая компания с владельцами в лице бизнесмена Андрея Кобзаря и управленцев группы First Quantum располагает контейнерными терминалами на российском Северо-Западе годовой пропускной способностью в 1,89 млн TEU.

Причины этого поглощения — на поверхности. НКК к моменту сделки накопила огромный для сектора чистый долг в размере $912 млн. Погашать его необходимо в течение последующих пяти лет, что довольно сложно при EBITDA компании в $164 млн за 2012-й. Прошлый год для НКК вообще нельзя назвать удачным: выручка снизилась на 20% до чуть более $253 млн, чистая прибыль — на 41% до порядка $97 млн.

Сделка не обошла стороной и украинскую портовую сферу — в части 50% прав собственности на “Контейнерный терминал Ильичевск” (КТИ, расположен в Ильичевском морском торговом порту), опцион по приобретению которых был оценен сторонами в $60 млн. Пока этот актив выведен из предмета общей сделки, но договоренность предусматривает, что указанный пакет может быть выкуплен Global ports на протяжении трех лет.

Цена и оценки

По итогам I полугодия-2013 доля КТИ, на 100% формально принадлежащего First Quantum, в украинском контейнерном грузопотоке составила 28,62%. При всей внушительности показатель отражает все же спад в деятельности компании. КТИ постепенно теряет свои объемы в пользу ГПК Украина (“Гамбург порт консалтинг Украина” — один из операторов контейнерного терминала в Одесском порту; подконтрольна гамбургской HHLA). По нашим оценкам, объемы грузопереработки на ГПК за первые шесть месяцев 2013-го увеличились на 26% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (АППГ). А вот КТИ за то же время потерял почти 7% своих объемов. Еще один заметный игрок сектора — “Бруклин-Киев Порт” (БКП) — снизил перевалку в отчетный период на 9%.

При номинальной пропускной способности в 0,85 млн TEU за последний год КТИ перевалил 0,21 млн TEU. Если учитывать этот объем и фактическое распределение между 20-ти и 40-футовыми контейнерами, а также существующие ставки погрузочно-разгрузочных работ (ПРР), то оценка стоимости всех 100% “Контейнерного терминала Ильичевска” в $120 млн выглядит разумной, исходя из ставки дисконта 12,5%. При учете более высокой ставки (как для украинских активов — 15%) стоимость снижается до $106 млн.

Объявленная цена за 50% КТИ выглядит достаточно выгодной для продавца. Но с точки зрения ситуации, складывающейся в портовой сфере Украины — грядущая дерегуляция тарифов, в ходе чего совсем не исключено их довольно заметное снижение, и тренд с падением объемов перевалки на КТИ — она выглядит все же завышенной и преждевременной.

Активное качество

Существующие обязательства КТИ предусматривают, что компания должна провести реконструкцию первого и второго причалов Ильичевского морского торгового порта (МПТ) с вложениями до $100 млн с 2015 года. Кроме того, КТИ должен перейти на другую форму сотрудничества с портом — аренду или концессию. (Сейчас компания взаимодействует с этим портом по договору о совместной деятельности. Данная форма сотрудничества, кстати, была предметом нешуточных судебных споров между структурами НКК в Украине и Ильичевским МТП. В итоге в сентябре 2012-го компания суд у порта выиграла, сохранив за собой право использования перевалочных мощностей, но финансовое и хозяйственное состояние НКК и КТИ за время судебных разбирательств это явно не улучшило — Ред.)

Идеальная форма сотрудничества для портового/стивидорного инвестора — получение активов в концессию. Но когда это может быть реализовано на примере КТИ и Ильичевского МТП, и в какие сроки, пока утверждать нельзя. На данный момент в Украине не зафиксировано ни одного заключенного “портового” договора концессии. А инвестиции, запланированные к внесению КТИ в 2015 году в развитие двух причалов, воспринимаются, мягко говоря, как неуместные.

С вводом в строй первой очереди строительства на Карантинном молу Одесского МТП, компания ГПК (основной конкурент КТИ) может позволить себе переваливать весь украинский контейнерный грузопоток единолично. К тому же и без этого проекта в сегменте сейчас наблюдается явный избыток мощностей. На данный момент портовые контейнерные мощности Украины обладают пропускной способностью 2,2 млн TEU, в то время как по 2012 году фактически было перевалено 751 тыс. TEU.

Так что реконструкция двух причалов не предоставляет КТИ никаких преимуществ. Напротив, просматривается реальный риск, что созданные в ходе этого дополнительные мощности будут простаивать в среднесрочной перспективе.

Сценарий выкупа

С нашей точки зрения, вероятный сценарий развития событий с продажей КТИ — попытка ускорения нынешними собственниками КТИ реализации означенного опциона. Для них скорейшая продажа 50% компании просто необходима, пока не укрепилась еще негативная тенденция в отношении доходов и объемов перегрузки именно этого терминала. Скажем, если за первую половину 2013-го общеукраинская перевалка контейнеров в морпортах выросла на 4,9% к АППГ, то в случае с КТИ зафиксирован спад в 7%.

Хотя, думается, в Global Ports намерены рассмотреть все аспекты этой части сделки, включая коррекцию долей рынка после нее, а также изменения по тарифам на ПРР и юридической стороны функционирования КТИ в акватории Ильичевского МТП. Вероятно, будет выбрана большая часть времени из трех лет действия по данному опциону. В этот период возможно согласование иной фактической/продажной стоимости актива. По нашему мнению, оценочная стоимость КТИ будет неуклонно снижаться в связи с потерей доли рынка и ценовой конкуренцией с другими контейнерными терминалами страны.

В руках нынешнего собственника КТИ сейчас проигрывает конкуренцию ГПК и БКП. Альянс морских линий Maersk, MSC и CMA CGM, которые вместе занимают в Украине 49% контейнерного рынка (объем за 2012 год — 332 тыс TEU), при выборе терминала для обслуживания своих контейнеровозов будет выдвигать приоритет для аффилированных операторов. “Бруклин-Киев Порт”, одним из акционеров которого выступает CMA CGM, располагает преимуществом перед всеми остальными. Однако БКП, стесненный в наращивании мощностей, не сможет обслуживать весь объем перевалки “по альянсу”.

В этом смысле заход Global ports на КТИ мог бы оставить последний на плаву при конкуренции с БКП и ГПК за грузопотоки альянса. Объяснение то же: акционером Global ports является APMT, терминальное подразделение Maersk, еще одного участника названного альянса. И отношения собственности вполне могут подвигнуть альянс к сохранению судозаходов на Ильичевск с предоставлением гарантий перевалки определенных объемов.

После реализации опциона на обеспечение полного грузопотока для КТИ со стороны альянса рассчитывать, конечно, не приходится. Но и сохранение существующего status quo было бы неплохим выходом для “Контейнерного терминала Ильичевска”. Не говоря уже о возможности конкуренции за те грузопотоки MSC, которые на данный момент обслуживает ГПК.

Автор материала: Андрей Соколов

По материалам: Delo.ua


Теги статьи: Ильичевский портGlobal ports

Дата и время 06 сентября 2013 г., 00:00     Просмотры Просмотров: 2443
Комментарии Комментарии: 0

Похожие статьи:

«Чудо-инвестор» оставил Черноморский порт без кранов и миллионных прибылей
«Похоронная команда» в порту «Черноморск» (Ильичевский порт) усилена
Ильичевский морской порт переименовали в рамках декоммунизации

БЕЗНАКАЗАННОСТЬ АФЕР ЮРИЯ КРУКА
Аферу Крука в Ильичевском порту расследуют уже второй год: виновные не наказаны
Бомба для директора или жажда возвращения…

Бабло побеждает зло: из Ильичевского порта в оккупированный Крым и обратно
ООО «Транссервис» третий месяц не оплачивает Ильичевскому порту «инфраструктурный сбор»
Генпрокуратура: в Ильичевском порту наладили поставки в Крым в обход таможни

Ильичевский порт умышленно банкротят?
Директор Ильичевского порта хочет перевести 280 миллионов гривен в скандальный Platinum Bank
Черноморск под угрозой техногенной катастрофы по вине компании Рисойл

Комментарии:

comments powered by Disqus

Важные новости

Украине не хватает 50 млрд грн на перерасчет пенсий в 2017 году Украине не хватает 50 млрд грн на перерасчет пенсий в 2017 году 02.12.2016
На перерасчет пенсий в 2017 году Украине необходимо 50 миллиардов гривен. Подробнее
Сумские фискалы стали заложниками монополизации рынка тканей Бедриковским Сумские фискалы стали заложниками монополизации рынка тканей Бедриковским 26.11.2016
События последних дней, происходящие в ГФС Сумской области, носят явные признаки четко спланированного возмездия за пров… Подробнее
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Если бы выборы в Раду проходили сегодня, кого бы вы поддержали?












Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте