Рейдерство, коррупция в Украине, борьба с коррупцией • Национальный антикоррупционный портал «АНТИКОР»

Укрспецэкспорт - кому война, а кому мать родная, как защитнички воруют

Укрспецэкспорт - кому война, а кому мать родная, как защитнички воруют
Укрспецэкспорт - кому война, а кому мать родная, как защитнички воруют

Кто бы ни был при власти, кто бы не рулил страной, такое предприятие как «Укрспецэкспорт» всегда будет лакомым кусочком для власть имущих.Дерибаны, откаты, распилы, тайные схемы по отмыванию денег — все в одном флаконе. Да еще и засекретить можно — как-никак ведь госпредприятие, работающее с «оборонкой». Тут пилил всегда и при всех. Тут пилил бывший министр обороны Саламатин, к распилу причастны пости все ведущие политические фигуры страны. А воз и ныне там. Сейчас УСЭ передали в новые руки. Но мы сомневаемся, что работа предприятия станет прозрачней, Я ЛЮБЛЮ ВИННИЦУ прошлось по основных сканадлах и распилах пистолетно-автоматной и ракетно-таковой кормушки власть имущих. На фоне громыхающих в последнее время вокруг активности Украины на международном оружейном рынке скандалов, украинский экспортер вооружений — ГК «Укрспецэкспорт» — уверенно наращивает темпы продаж. Не столько давно в госкомпании сообщили, что считают успешными достигнутые в 2012 году финансово-экономические показатели.

  

В частности, согласно официальному сообщению «Укрспецэкспорта», объем торгово-посреднической деятельности компании и ее дочерних предприятий в прошлом году составил 1 млрд 24 млн дол, что почти на 20 млн дол превышает выручку 2011-го года. Основными потребителями продукции военного и специального назначения украинского производства остаются страны Азии, куда поставляется 47% всего экспорта, 23% оборота приходится на государства Африки, 21% — СНГ, 6% — Европы и 3% — Америки. Всего ГК «Укрспецэкспорт» сотрудничает с 78 странами мира, при этом крупнейшими партнерами является Индия, Ирак, Китай, Казахстан, Таиланд и Российская Федерация. У семи нянек… Собственно, продажа оружия всегда была особой статьей внешнеэкономической деятельности Украины, которой любая украинская власть уделяла особое внимание. Ведь нынешние достижения «Укрспецэкспорта», когда в 2011 году годовые объемы продаж достигли 1 млрд долл, а в 2012 году перешагнули этот показатель, — вовсе не головокружительный успех, а лишь тенденция к некоторому росту. Например, за год до прихода к власти в Украине Виктора Януковича, в 2009 году, по данным украинского Агентства по вопросам ОПК, страна также наторговала вооружениями на 1 млрд долл (международные структуры вроде SIPRI насчитали лишь 400 млн долл, но они не учитывали поставку комплектующих и услуги по ремонту и обслуживанию по ранее заключенным контрактам). В 2008 году на фоне мирового кризиса был явный провал (233 млн долл), но за год до этого, в 2007-м, Киев наторговал на 800 млн долл. Учитывая перманентный рост цен на вооружение и военную технику, это вполне сопоставимо с нынешним «рекордом». То есть, показатели в этой сфере у Украины всегда были впечатляющими. Ажиотаж же вокруг нынешнего якобы безудержного роста показателей объясняется лишь желанием нынешней власти продемонстрировать свои успехи. Как бы там ни было, гарантированные доходы от продажи оружия, как ни странно это звучит, всегда были главным препятствием для реформы украинской «оборонки» в целом и механизмов его продажи в частности. Суть в том, что эти ощутимые финансовые потоки всегда являлись предметом противостояния различных центров силы в государстве. Так, за контроль над ними перманентно сражались «промышленники» (т.е. представители самого ОПК), спецслужбы и военные, а на верхнем уровне — президент державы и люди из его окружения, правительство во главе с премьер-министром, а также иные игроки, действующие через лобби в Верховной Раде и органах исполнительной власти. В итоге складывалась парадоксальная ситуация. С одной стороны, долгие годы все – начиная от чиновников и политиков, и заканчивая неправительственными экспертами – твердили о том, что украинскому ОПК и торговле оружия не хватает централизации и координации, что резко повысило бы эффективность «оружейной» деятельности державы. Отсутствие единого координационного органа фактически принуждало украинский ОПК находиться в свободном плавании, борясь за заказы и выживая лишь благодаря собственным усилиям. При президенте Викторе Ющенко даже были сделаны попытки создания единого центра в «оборонке». В частности, об этом особо активно заговорили после 2005 года, когда стало окончательно ясно, что ОПК не может эффективно работать, пока в Украине де-факто не реализовывается единая государственная промышленная политика. Пытаясь создать четкую структуру производства и экспорта украинского вооружения, еще 20 июля 2007 года СНБОУ приняло стратегическое Решение «О ходе реализации Государственной программы реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года». Им предписывалось до 1 октября 2007 года создать национальное агентство по вопросам ОПК «со сосредоточением в сфере его управления государственных предприятий, которые осуществляют в установленном порядке хозяйственную деятельность в сфере разработки, изготовления, реализации, ремонта, модернизации и утилизации вооружения, военной техники, военного оружия и боеприпасов к нему, а также корпоративных прав, которые принадлежат государству в уставных фондах акционерных обществ, которые осуществляют в установленном порядке хозяйственную деятельность в указанной сфере». Но эти благие намерения очень быстро сошли на нет. До 1 октября 2007 года никто ничего не создал, а планы создать национальное агентство отменил сам же СНБО своим решением от 15 февраля 2008 года. В общем, как это было со многими инициативами времен Ющенко, благие намерения остались лишь болтовней. Одна из главных причин этого – указанное противостояние в вопросе контроля над финансовыми потоками, которое тогда очень резко проявлялось между Ющенко и премьером Юлией Тимошенко с участием иных заинтересованных сторон. Бедлам со спецслужбами «Укрспецэкспорт» как весьма лакомый кусок (через него традиционно проходило 80-85% контрактов с зарубежными покупателями, да и остальное контролировалось его «дочками») стал одним из самых ярких проявлений этой политики перетягивания «оружейного» одеяла, причем задолго до «оранжевой» власти. В частности, сам факт создания этой госкомпании в 1996 году был безусловно положительным моментом – в начале независимости Украину на внешних рынках вооружений представляли три отраслевых внешнеторговых организации, которые входили в состав ведомств, но контролировались «заинтересованными сторонами». Это «Укринмаш» при Министерстве машиностроения, ОПК и конверсии (позже перешло в состав и под контроль созданного Минпромполитики), «Прогресс» при Министерстве промышленности (в сфере влияния СБУ, затем – Службы внешней разведки, после ее создания в 2004 году на базе выведенных из СБУ Департамента разведки и Главного управления разведки) и «Укроборонсервис» при Министерстве внешнеэкономических связей и торговли («куратор» - Минобороны). Заметим, что самым серьезным предприятием из этих трех было ГП «Прогресс», которое поначалу занималось торговлей редкоземельными металлами, а затем понемногу выступило как серьезный экспортер вооружений. Именно «прогрессовцы» под заботливым кураторством СБУ заключили первый в истории Украины крупный оружейный контракт на 650 млн долл по продаже танков Пакистану. Из этой схемы выпадала очень важная спецслужба в лице Главного управления разведки МО Украины, аналог которой в СССР (ГРУ) курировал весь экспорт вооружений. Кстати, в России именно ГРУ продолжило курировать эту сферу с распадом Советского Союза, причем под руководством генерала от разведки Александра Котелкина был создан экспортерный монстр в лице «Росвооружения». Но если в России остались все центральные органы управления и управленческие кадры военной разведки с их весом и связями, то в Украине ГУР создавалось на базе среднего командного звена и отдельных элементов системы военной разведки. Именно поэтому военные разведчики остались не у дел, хотя затем принимали (и принимают, но чаще на вторых ролях) активное участие в оружейном бизнесе, с чем до последнего времени были связаны отдельные скандалы. Для того, чтобы упорядочить торговлю оружием, в августе 1996 года Постановлением Кабмина и была создана ГК «Укрспецэкспорт», а перечисленные компании вошли в ее состав. Кроме объективной потребности в координации работы экспортеров оружия, это был и важный шаг по взятию всей сферы торговли оружия под контроль СБУ – глава «Укрспецэкспорта» Андрей Кукин (руководил компанией в 1996-1998 гг) до назначения гендиректором был начальником Второй службы Главного управления военной контрразведки СБУ. Однако создание «единого центра» было сразу же нивелировано последующими организационными мероприятиями. В частности, три базовых компании в составе «Укрспецэкспорта» получили статус дочерних, а затем к ним присоединились и Государственное внешнеторговое и инвестиционное предприятие «Промоборонэкспорт», а также Государственное хозрасчетное внешнеторговое предприятие «Спецтехноэкспорт». Все эти пять «дочек» «Укрспецэкспорта» самостоятельно заключали договора с украинскими производителями и контракты на поставку их продукции с иностранным покупателем. Эти контракты лишь проходили согласование с самим «Укрспецэкспортом», что позволяло при номинально едином «центре» все равно проворачивать махинации с полученными от продажи оружия средствами. Ведь реально экспортом оружия занимались сразу шесть субъектов – «Укрспецэкспорт» и пять его «дочек». Потому все «заинтересованные лица» остались довольны, а украинская сфера торговли оружием осталась на долгие годы в некоем «сером» статусе. Кстати, при Ющенко «Укрспецэкспорт» возглавил управленец от Ющенко – Сергей Бондарчук (во время президентской кампании 2004 года – доверенное лицо оппозиционного кандидата Ющенко на Волыни), обеспечив президентский контроль над основными оружейными контрактами. По странному стечению обстоятельств (хотя странного тут ничего нет), именно он после смены власти в 2010 году стал «главным банкиром» партии Ющенко «Наша Украина». Хотя затем сыграл и известную роль в ее расколе, сопровождавшемся, как помним, бурным скандалом. Вертикаль от Януковича Этот бедлам в оружейном бизнесе прекратился с приходом к власти Януковича – понятно, с сомнительным эффектом для страны, но с несомненной пользой для «Семьи». На тот момент в состав оборонно-промышленного комплекса входило 161 предприятие (те, кто выпускает конкретно оружие и военную технику, кроме них в ОПК числились и сотни предприятий, выпускающие продукцию двойного назначения). Из них в состав Минпромполитики входило 76 предприятий, Минобороны – 44 предприятия, Фонд госимущества – 14, Национального космического агентства – 13, в состав Госкомпании «Укрспецэкспорт» — 6, Госслужбы спецсвязи и защиты информации – 4, СБУ – 3 и МВД – 1. При этом сложилась парадоксальная ситуация, когда долгое время одновременно с «совдеповской» системой госуправления предприятиями существовала рыночная внешнеэкономическая схема реализации продукции. Стремясь взять под жесткий контроль все финансовые потоки в стране, новая властная команда, конечно же, не обошла вниманием и «оборонку». Создание жесткой вертикали в виде госконцерна «Укроборонпром» (куда, естественно, вошел и «Укрспецэкспорт») было только первым шагом. Возглавивший «Укрспецэкспорт» Дмитрий Саламатин до своего перехода на руководство «Укроборонпромом» блестяще выполнял главную задачу – переподчинил на себя все дочерние предприятия. Сам Саламатин в комментариях СМИ объяснил процесс ликвидации дочерних предприятий необходимостью контролировать внешнеторговую деятельность спецэкспортеров, которая до этого носила хаотичный характер. В ответ на неудобные вопросы журналистов он раздраженно отвечал: «Если вы — руководитель в компании, вы должны контролировать все в организационном и финансовом плане. Я обязан был это сделать. До сих пор в сфере экспорта, импорта товаров и услуг военного и специального назначения сразу несколько компаний конкурировали друг с другом, демпинговали. Какова должна быть логика? Мы что, должны плодить управленческий аппарат? Нет, мы должны оптимизировать работу спецэкспортеров». Саламатина не заботило, что ранее с руководителями этих компаний были заключены трудовые договора, — они «неожиданно» уходили по собственному желанию. Ну а кто артачился, все равно оставался с носом: их предприятия ликвидировались «в рамках реструктуризации», а заказы и выполнение контрактов передавалось «своим» структурам. К слову, «заточенный» как доверенное лицо Януковича под оружейный бизнес, Саламатин продолжил бурную деятельность на этом фронте и в кресле министра обороны, занимаясь вопросами ОПК (к которому глава Минобороны имеет совершенно косвенное отношение) куда более активно, нежели бесконечными проблемами армии. При том, что сменивший его на посту главы «Укрспецэкспорта» (как и на посту «Укроборонпрома») Дмитрий Перегудов отличается не меньшей лояльностью к «Семье», чем сам Саламатин. В ходе «оптимизации» имевший серьезный вес благодаря прежнему кураторству от СБУ-СВР «Прогресс» преуспел намного больше остальных, не попав под саламатинский каток. В частности, в декабре 2010 года Дмитрий Саламатин официально подписал приказ о ликвидации ГП «Прогресс». Однако затем ликвидация предприятия была приостановлена. В конечном итоге, в сентябре 2011 года, основателем Государственного предприятия “Специализированная внешнеторговая фирма “Прогресс” 27 июля 2011 г. было заявлено о прекращении юридического лица дочернего предприятия государственной компании “Укрспецэкспорт” ГП “Прогресс” путем присоединения к госкомпании ”Укрспецэкспорт”. С этим объединением была поставлена жирная точка с «выстраиванием вертикали» от Януковича в оружейном бизнесе. «Семья» взяла его под полный контроль. Туфтовые победы Итог всех этих преобразований мы видим сегодня. Руководство «Укрспецэкспорта» (как, кстати, и «Укроборонпрома»), хвастаясь успехами последнего времени, громко заявляет: мол, «папередники» загубили на корню торговлю оружием, но под мудрым предводительством Виктора Януковича и назначенного им руководства ОПК, украинский экспорт вооружений воспрянул, и показатели рвутся вверх. Эти заявления транслировал и Саламатин, и сменившее его в обеих компаниях нынешнее руководство. Так, весной этого года в ГК «Укрспецэкспорт» бодро докладывали: показатель продаж оружия в 2012 году стал самым высоким за 16 лет деятельности этой структуры. «Компания выполнила определенные Президентом Украины задачи по содержанию и увеличение показателей, достигнутых в 2011 году» — рапортовали в ГК. Как мы уже говорили, по поводу безудержного роста продаж наши торговцы оружием явно приукрашивают – показатели последних двух лет не так уж и отличаются от более ранних. Однако чтобы понять всю глубину лжи, стоит более внимательно изучить контракты, на которых в 2011-2012 гг Киев заработал основные средства, и которые станут основой оружейного экспорта и в 2013 году. Итак, на сегодня такие контракты существуют с четырьмя странами мира — Таиландом, Ираком, Индией и Китаем. С Таиландом контракт о поставке очередной партии бронетехники, согласно которому украинская сторона изготовит и поставит в эту страну 49 единиц основного боевого танка “Оплот”, был подписан в сентябре 2011 г. Стоимость контракта — более 200 млн долл. Перед этим, в мае 2011 года был подписал контракт на дополнительную поставку в Таиланд 121 бронетранспортер БТР 3-Е1 и машин поддержки на этой базе стоимостью более 140 млн долл. Эти контракты впечатляют, но, увы, к началу военно-технического сотрудничества Украины с этой страной команда Януковича имеет очень сомнительное отношение. Уже потому, что таковое началось за три года до прихода к власти Виктора Федоровича. А именно, еще в 2007 году Таиланд приобрел у Украины 96 бронетранспортеров БТР-3Е1 на четыре миллиарда бат (порядка 130 млн долл). Правда, тогда с получением заказанных машин возникли проблемы. В частности, по данным Минобороны Украины, задержка поставки БТР была связана с тем, что Германия отказалась поставлять в Украину комплектующие. Однако Минобороны Таиланда тогда объяснило сохраняющуюся, при всех проблемах с выполнением того контракта, заинтересованность в украинских БТР. Аргументы были понятны – отличные характеристики украинских вооружений при их довольно скромной цене. Так в сентябре 2010 года Таиланд и получил партию украинских бронетранспортеров БТР-3Е1. Тогда же было заявлено, что помимо самих бронетранспортеров Таиланд также будет получать запчасти, дополнительное оборудование и гарантийное обслуживание на протяжении трех лет. С Ираком та же картина: к началу военно-технического сотрудничества с этой страной нынешнее руководство «Укрспецэкспорта» (как и предыдущее в лице Саламатина) не имеет никакого отношения. Речь идет о договоренностях 2009 года, заключенных между Украиной и Ираком с подачи США, выделивших Багдаду деньги для закупки техники и вооружений. Сделка предусматривает поставку в Ирак в течение трех лет около 400 единиц бронетанковой техники, в частности БТР-4, до 10 самолетов Ан-32, а также предоставление услуг по ремонту и модернизации авиационной техники. Сейчас реализовывается контракт на поставку товаров военного назначения и предоставление услуг в сфере военно-технического сотрудничества на сумму свыше 550 млн долл. А всего США выделили на программу перевооружения иракской армии $3 млрд, из них в рамках этого и последующих контрактов $2,48 млрд достанется Украине. Все это – заслуги не нынешней власти. Относительно Индии, на сегодня в активе украинских «оборонщиков» лишь два контракта – многолетний контракт на модернизацию партии 105 военно-транспортных самолетов еще советского производства Ан-32 на общую сумму 400 млн долл, и на поставку в 2012-2013 гг ракет средней дальности класса «воздух-воздух» Р-27. Первый контракт – из той же серии: он подписан в 2009 г, первая партия в 5 самолетов передана в 2011 г. Второй контракт – на поставку ракет на сумму $246 млн долл – правда, заключен весной 2012 г, но также по «горячим следам» предыдущего контракта. При этом «ракетный контракт» не лишен нюансов. Так, упомянутые ракеты Р-27, производимые украинской Государственной акционерной холдинговой компанией «Артем», собираются с использованием российских комплектующих (а сами эти ракеты были в свое время разработаны в российском КБ «Вымпел», ныне ОАО «Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Вымпел» им. И.И.Торопова»). Более того: в сентябре 2012 г стало известно, что ГАХК «Артем», как единственный на территории СНГ изготовитель управляемых ракет средней дальности класса «воздух-воздух» Р-27 разных модификаций, которые применяются для вооружения всех модификаций самолетов МиГ-29, Су-27, Су-30 российского производства, готовится интегрироваться в российскую «Корпорацию «Тактическое ракетное вооружение». То есть «индийский ракетный контракт» будет выполнять по сути не украинское, а украино-российское предприятие. Китай в этом списке также не стал исключением. Самый крупный контракт с этой страной на 350 млн долл касается строительства на украинском ФСК «Море» четырех десантных кораблей на воздушной подушке. Дата заключения контракта – 2009 год. Таким образом, как мы отмечали, создание вертикали в украинском ОПК и сфере продажи вооружений весьма отвечает объективным потребностям этой сферы. И нынешняя власть формально эту задачу выполнила, но – сугубо в своих интересах. И эта последняя оговорка портит всю картину, поскольку главным в кадровых назначениях в этой вертикали является не профессионализм расставляемых на ключевые посты управленцев, а их личная преданность Януковичу. Отсюда итог: хвастаться этим господам остается только успехами предшественников, лихо записывая их на свой счет. Когда же они продемонстрируют собственные победы, и покажут ли их вообще – покрыто мраком тайны.
Скандал. «Укрспецэкспорт» ищет правовые возможности вернуть в Украину своих сотрудников, осужденных в Казахстане за взятки…
Государственная компания «Укрспецэкспорт» намерена в рамках действующего украинского и международного законодательства принять меры для возвращения в Украину двух сотрудников ГК, осужденных во вторник в Казахстане на шесть лет за дачу взятки высокопоставленному казахскому военному. «Дальнейшие практические шаги госкомпании по данному вопросу будут осуществляться в рамках действующего законодательства Украины и Казахстана, а также соответствующих международных соглашений, в частности, Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношений», - говорится в заявлении. «Мы будем изучать правовую возможность вернуть сотрудников компании в Украину», - подчеркивают в «Укрспецэкспорте». Обвинительный приговор сотрудникам «Укрспецэкспорта» Александру Школяренко и Александру Хрулеву вынесен специализированным межрайонным военным судом по уголовным делам г Алматы во вторник. «Граждане Украины признаны виновными по ст 312 ч 5 (дача взятки в особо крупном размере), за что получили по шесть лет лишения свободы в колонии строгого режима с конфискацией имущества», - сообщила агентству «Интерфакс-Казахстан» пресс-секретарь Военного суда Казахстана Шолпан Шикетаева в среду. Бывший начальник Главного управления вооружений Вооруженных сил Казахстана генерал-майор Алмаз Асенов признан виновным в получении взятки от указанных лиц. Он осужден на 11 лет заключения с отбыванием наказания в колонии строгого режима с конфискацией имущества и лишен воинского звания. Согласно материалам дела, казахстанские спецслужбы задержали А.Асенова при получении взятки в размере $200 тыс. В рамках возбужденного по данному факту дела 26 января в аэропорту Астаны были арестованы сотрудники «Укрспецэкспорта» А.Школяренко и А.Хрулев, которые и дали взятку А.Асенову за содействие в реализации экспортных контрактов и ремонта авиационной техники, в том числе самолета Ан-72 пограничной службы Комитета нацбезопасности. Ведомственный самолет Ан-72 погранслужбы КНБ Казахстана потерпел крушение на подлете к Шымкенту 25 декабря прошлого года. На его борту находились 27 чел., в том числе врио директора Погранслужбы Турганбек Стамбеков и руководители подразделений регионального пограничного управления «Онтустик». Все они погибли. По оценкам украинских военных экспертов, коррупционный скандал в Казахстане, в который вовлечена госкомпания «Укрспецэкспорт», не несет прямых угроз перспективам украинско-казахстанского военно-технического сотрудничества (ВТС), однако оно будет развиваться с учетом влияния фактора геополитических интересов РФ. В числе имеющих влияние на данную ситуацию факторов украинские эксперты называют происходящее сейчас в силовом блоке Казахстана переформатирование, включая кадровое. «Не исключено, что упоминаемый в СМИ фигурант скандала - начальник Главного управления вооружений ВС Казахстана попал в эти «жернова», а «Укрспецэкспорт» в этой связи может стать невольным заложником внутренних казахских разборок», - сказал агентству ведущий эксперт украинского Центра исследования армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР) Сергей Згурец. Вместе с тем, считает он, в данной ситуации присутствует и российский фактор: на фоне перспектив ухудшения ситуации в Афганистане после вывода войск Альянса Казахстан рассматривается Москвой как «форпост», ей крайне важно усилить союзнические отношения с Астаной, а также собственное присутствие на казахстанском оружейном рынке. «В этом контексте для РФ вытеснение Украины с этого рынка - тактическая и стратегическая задача», - сказал он. Между тем, считает эксперт ЦИАКР, делать негативные прогнозы относительно двустороннего украинско-казахстанского ВТС в данной ситуации было бы некорректно: в последние годы его наполнение включает, в том числе, поставки Казахстану украинских средств ПВО, ремонт казахской военно-транспортной и военной авиации, а также привлекательную для казахской стороны программу по организации серийного производства в этой стране украинских БТР-4. При этом, по оценкам С.Згурца, в случае успешной совместной реализации программы БТР-4 Казахстан выйдет на 3-е место стран-покупателей украинских вооружений на рынке СНГ после РФ и Азербайджана.
Президент отменил постановление Кабмина
Война между Секретариатом президента и Кабинетом министров перешла на личности. В смысле, в бой вступили первые лица государства. Нет, пока не к лицом к лицу, которого не увидать, но уже весьма резко. Так, Виктор Ющенко приостановил действие указа Кабинета министров относительно очень интересной компании «Укрспецэкспорт». Об этом сообщил заместитель главы секретариата президента Виктор Бондарь. «Президент впервые был вынужден применить к постановлению Кабинета министров собственный указ и отменить действие постановления от 20 сентября 2006 года», – заявил представитель секретариата. Что же произошло? Как сообщает «Украинская правда», заместитель главного секретаря президента (ну, прям младший помощник старшего дворника!) заявил, что «…внесенными изменениями президент и Совет нацбезопасности фактически были устранены от решения вопросов деятельности государственной компании. В такой ситуации президент был вынужден отменить действие постановления и привести его в соответствие к Конституции». «Именно президент обеспечивает национальную безопасность Украины», – отметил он. А то! Так обеспечивает – прямо слов нет! Вот только фирма «Укрспецэкспорт» уже при Ющенко, а так же до него засветилась в нескольких скандалах с продажей оружия то ли налево, то ли на правое дело – Украину обвиняли в торговле оружием с Ираком. Туда, например, ушли «Кольчуги». И до сих пор непонятно – кто конкретно руководил поставками оружия и кому шли деньги? Ведь не государству – это и педальному коню понятно. Об этом наверняка знает гендиректор «Укрспецэкспорта» Валерий Шмаров, да молчит –  его изрядно в прошлом году напугали. Опять же, понятно, что из-под контроля ТАКую фирму никто выпускать не собирается. Но какая классная у нас Конституция! Все, что на руку президенту, точнее, Виктору Ющенко – все это в Конституции прописано и надо сии писания защищать. А вот то, что президенту Ющенко не нравится – этого как бы нет. Например, вопросы языка, или там преподавания «христианской этики» детям Украины. Никто не сомневается, что в Конституции прописана, к примеру, фраза «Януковича – на мыло!» если поискать, конечно. Так на то и Конституционный суд поставлен. Бондарь сообщил, что в понедельник в Конституционный Суд было отправлено соответствующее представление относительно этого указа. То есть, пусть КС растолкует Кабмину, что президент не велит без него указы строчить. Кстати, заместитель главного секретаря отметил, что указ Кабмина был подписан в понедельник и с этого же дня вступил в силу. То есть, снова противоречие – Указ вступил в силу, а президент его отменил? Кстати, если верить спикеру Морозу, то вариант законопроекта «О Кабинете Министров Украины» от Секретариата Президента в Верховной Раде не зарегистрирован. «Версии законопроекта «О Кабинете Министров» Секретариата Президента я не видел, и проекта этого Закона Секретариата никто не видел, поскольку он не зарегистрирован в Верховной Раде», – сказал Сана Саныч. Зато есть правительственный законопроект. Так что работать надо лучше секретарям и секретаршам вместе с заместителями и помощниками. А то вон Кабмин указы и законопроекты выпускает, а в Секретариате только опосля спохватываются и ну эти все циркуляры опротестовывать. Спать меньше надо! “Укрспецэкспорт»: что стоит за иллюзией процветания?
В «Укрспецэкспорт» молчат по поводу возврата Ираком украинских БТР-4
«Укрспецэкспорт» не комментирует сообщения СМИ о возврате в Украину третьей партии БТР-4, отправленной в Ирак в начале года. В госкомпании «Укрспецэкспорт» не подтверждают, но и не опровергают сообщения СМИ о том, что отгруженная в Ирак в феврале по итогам приемки иракским заказчиком третья партия новых украинских БТР-4 в составе 40 машин, возвращается в Украину. «На данный момент мы не комментируем эти сообщения. Информация проверяется», — сообщили Интерфакс-Украина в пятницу в пресс-службе госкомпании. Вместе с тем, источник агентства в оборонном секторе, комментируя данную информацию, сказал : «достоверность информации может быть определена в течение недели». По его словам, в случае, «если техника действительно прибудет в Украину, то в соответствии с эксплуатационной документацией по контракту, ей будет предоставлено необходимое техническое обслуживание». В пятницу ряд украинских СМИ со ссылкой на представителя судовладельца судна, которое должно было доставить иракскому заказчику очередную партию БТР-4 в составе 40 машин, сообщили, что корабль с военной техникой возвращается в Украину после нескольких месяцев простоя в Персидском заливе в связи с нежеланием заказчика принимать технику из-за якобы обнаруженных в корпусах БТР-ов трещин. В 2009 году Украина заключила масштабный контракт объемом свыше $550 млн на поставку военной техники, и в частности, 6-ти многоцелевых Ан-32 и 420 ед. БТР-4, в Ирак. Основными исполнителями контракта выступают входящие в состав госконцерна «Укроборонпром» ГП «Завод им.Малышева» (Харьков), и Харьковское конструкторское бюро машиностроения им.Морозова (ХКБМ), а также ГП «Антонов» (Киев). Поставка авиатехники заказчику завершена в 2012 году. Поставка бронетехники начата Украиной весной 2011 года: заказчику передано в общей сложности 128 ед. БТР-4, включая 40 машин, отгруженных иракской стороне в феврале по итогам технической приемки бронетехники в Украине.
Информация о незаконных поставках Украиной оружия в Ливию - провокация, - «Укрспецэкспорт»
Украина на законных основаниях и открыто поставляла военное имущество в Ливию, а нагнетание негатива в СМИ является четко спланированной провокацией. Об этом говорится в информации ГК «Укрспецэкспорт». «Дочерним предприятием ГК «Укрспецэкспорт» - ГП ГХВИФ «Укринмаш» на основании соответствующего заключения Государственной службы экспортного контроля Украины был заключен контракт на поставку для нужд Министерства обороны Ливии имущества военного назначения», - сообщает концерн. Министерство обороны Ливии, как конечный пользователь военного имущества, предоставило украинской стороне Сертификат конечного пользователя. Этот документ легализован консульским департаментом МИД Ливии и консульским отделом Посольства Украины в этой стране. В сентябре 2013 года Государственной службой экспортного контроля Украины предоставлено соответствующее разрешение на осуществление экспортной поставки в Ливию. «Судно для транспортировки предоставлено компанией-заказчиком. После загрузки военного имущества на борт право собственности на груз перешло компании-заказчику. Каких-либо догрузок военного имущества, кроме вышеупомянутого, на территории Украины не осуществлялось», - говорится в сообщении. ГК «Укрспецэкспорт» отмечает, что реальный груз судна полностью соответствует объемам, указанным в соответствующих разрешительных документах. Все действия по реализации контракта осуществлены в строгом соответствии с национальным и международным законодательством. Украинским спецэкспортером полностью выполнены правовые требования, установленные Советом Безопасности ООН по осуществлению ВТС с Государством Ливия. «Информационные манипуляции в СМИ вокруг ВТС Украины с Ливией - явная, безосновательная провокация. ГК «Укрспецэкспорт» считает подобные действия попытками дискредитировать Украину как ведущего мирового спецэкспортера и производителя продукции военного и спецназначения», - заявляет «Укрспецэкспорт». Напомним, ранее в прессе появилась информация, что 9 ноября греческие пограничники перехватили корабль "Nour M" под флагом Сьерра-Леоне, якобы перевозившего большое количество стрелкового оружия из Украины в одну из «горячих точек».
«Укрспецэкспорт» и «Укроборонпром»: "корыта" для новоявленных «оружейных баронов»
8 ноября 2013 года украинские СМИ взорвало сообщение европейских масс-медиа о задержании Береговой охраной Греции в Эгейском море судна NOUR M с большой партией автоматов Калашникова модификации АК-47 - около 20 тысяч штук, шедшего из украинского порта непонятно куда - то ли в турецкий Искендерун, то ли в Сирию, то ли в Ливию. По уточнению европейских СМИ, документов на провоз оружия у экипажа судна не было.  Судно везло оружие из Украины – по крайней мере, вышло оно из специализированного порта «Октябрьск» в Николаеве (а не из Николаевского морского порта, как сообщили некоторые СМИ). Этот штришок очень важен. Дело в том, что порт «Октябрьск» всегда специализировался именно на погрузке вооружения и военной техники, направляющихся на экспорт – по этой причине порт работает в режиме усиленного экспортного, пограничного и таможенного контроля. А раз так, то если контрабанда оружия действительно имела место, то организована она была с ведома (или, скорее, по указке) с самого «верха» в Киеве. Доказательством стало то, что через несколько дней госкомпания «Укрспецэкспорт» таки дала «разъяснения» по поводу того, что груз, дескать, действительно шел в Ливию, но совершенно законно. Из чего прямо вытекает, что греческая Береговая охрана – сволочи и провокаторы. Ведь, как утверждают украинские экспортеры, «все действия по реализации контракта осуществлены в строгом соответствии с национальным и международным законодательством. Украинским спецэкспортером полностью выполнены правовые требования, установленные Советом Безопасности ООН по осуществлению ВТС с Государством Ливия». Правда, отчего тогда экипаж судна не предъявил грекам документы, оформленные «в строгом соответствии с национальным и международным законодательством» - остается покрытым мраком тайны. А ведь тогда и никакого скандала бы не было. Что, соответственно, заставляет задаться вопросом: а существуют ли вообще такие документы в природе? Смущает в этой истории и то, что сообщение о задержании судна появилось 9 ноября, а «Укрспецэкспорт» дал свои «разъяснения» только через три дня. Много, однако, потребовалось времени госкомпании, чтобы придумать ответ на злобную «клевету». «Стрелочник» номер один «Укрспецэкспорту» как основному экспортеру украинских вооружений в подобных случаях, придумывая «отмазки», явно стоило бы активнее шевелиться – учитывая, что всего месяц назад именно «Укрспецэкспорт» стал фигурантом не менее резонансных событий, в которых на сегодня точка так и не поставлена. Речь идет об обыске, который провели украинские спецслужбы в офисах ГК «Укрспецэкспорт» и ГП «Укроборонсервис» 10 октября 2013 года. Как официально сообщалось, тогда следственная группа СБУ в сопровождении спецподразделения «Альфа» на основании соответствующего судебного решения произвела выемку ряда документов в кабинетах руководства этих компаний. В «Укрспецэкспорте» тогда не придумали ничего лучшего, чем распространить самую нелепую и тупую из всех возможных «отмазок». «Следственные действия состоялись в рамках расследования уголовного дела в отношении одной из компаний, не входящей в состав ГК «Укроборонпром». Данная компания является контрагентом ГК «Укрспецэкспорт», поставляющим комплектующие и запасные части», - было сказано в официальном сообщении госкомпании. Пытаясь выгородить себя и своих боссов из ГК «Укроборонпром», в «Укрспецэкспорте» даже не задумались над тем, что сами ляпнули. Ведь если даже какая-то компания-контрагент была замешана в каких-то левых схемах и попала в прицел СБУ, то обыски в «Укрспецэкспорте» могли проводить только по одной причине: в офисе этой ГК находились документы, подтверждающие данные незаконные схемы. А значит, пытающийся скорчить из себя невинную овечку «Укрспецэкспорт» явно может иметь к ним самое прямое отношение. Более того: как известно, «Укрспецэкспорт» является основным в украинском ОПК посредником в сделках по продаже оружия, который обслуживает эти контракты. А потому если какая-то компания-контрагент пыталась незаконно продать вооружения или даже комплектующие или запчасти, воспользовавшись услугами «Укрспецэкспорта», то ответственность за незаконную сделку «Укрспецэкспорт» несет точно такую же, как и неназванная компания. Поэтому играть в «стрелочника» ей явно не стоит. Приключения «Укрспецэкспорта» в камбоджийских джунглях Однако, как мы говорили, в «Укрспецэкспорте» подобные скандалы, имеющие дурной запах, комментируют так, что лучше бы промолчали. В любом случае, складывается устойчивое впечатление, что эта госкомпания просто погрязла в темных операциях с оружием, которые явно требуют реагирования высшего украинского руководства – ведь речь идет, в конечном итоге, об имидже Украины на международном рынке вооружений. Однако даже и там, где, как кажется руководству «Укрспецэкспорта», в его сделках и планах все чисто и гладко, то и дело натыкаешься на просто фантасмагорические сцены, смахивающие на театр абсурда. И остается загадкой – неужели «Укрспецэкспорт» настолько погряз в темных схемах продажи оружия, что о правилах легального рынка вооружений уже и не помнит? Вот совсем недавно «Укрспецэкспорт» официально заявил, что «в ходе Международной выставки морской и оборонной промышленности «Naval & Defence 2013» в г. Пусан (Республика Корея) представители ГК «Укрспецэкспорт» провели ряд встреч. В частности, состоялись переговоры с представителями ВМФ Королевства Камбоджа. В ходе встречи обсуждались аспекты развития ВТС Украины и Камбоджи, а также возможности производства на украинских предприятиях речной и морской техники для нужд этой страны. Украинская сторона инициировала проведение презентации продукции национальных предприятий ОПК, в том числе ГК «Укроборонпром», на территории Камбоджи. Также была высказана готовность принять делегацию камбоджийских сил ВМФ в Украине». Казалось бы, такому сообщению стоит только радоваться: еще бы, в списке клиентов «Укрспецэкспорта» появилась еще одна «веселая» страна – уж как-то в последнее время украинские экспортеры, не имеющие поводов хвастаться успехами на рынке России или Запада, ударились в дружбу с различными папуасами. Но вот какая незадача. Всего пару лет назад Киев вовсю отбивался от обвинений в продаже оружия... в ту самую Камбоджу! А именно, в сентябре 2010 года Украину уличили в продаже партии из 100 украинских танков и бронетранспортеров этой стране. Об этом первой сообщила камбоджийская газета Phnom Pehn Post, и эту информацию подхватили российские СМИ. Согласно этой информации, бронетехника прибыла в порт Сиануквиля, но какие именно машины поставили украинцы — не уточнялось. Критика же украинских поставок основывалась на том, что на тот момент Камбоджа начала реализовывать программу модернизации вооружений, наращивая военный потенциал. По мнению аналитиков, это было связано с возобновлением конфликта с Таиландом из-за спорного участка территории, прилегающего к индуистскому храму Преа Вихеа. Обе стороны разместили на границе своих военных, между которыми шли вооруженные столкновения. В Украине эту информацию яростно опровергли, указав, что никаких контрактов с Камбоджей на поставку вооружений не существует в природе – ведь они могли бы сорвать только начавшееся серьезное сотрудничество с Таиландом, куда Киев сегодня усиленно продает свою бронетехнику. Мол, против Украины началась очередная информационная кампания, призванная сорвать или, по крайней мере, оттянуть реализацию планов перевооружения Таиланда современной бронетехникой! А заодно – опорочить светлое имя украинских экспортеров оружия. К тому же поставки вооружения сторонам конфликта (даже если против них не введены санкции ООН или иных международных организаций) противоречили сразу двум международным документам. Речь идет о критериях, указанных в Кодексе поведения экспортеров вооружений ООН, и аналогичном Кодексе ЕС - оба документа не позволяют заключать подобные сделки, поскольку они способствуют эскалации конфликта. И вот, ранее вовсю отбиваясь в подозрениях относительно «оружейной дружбы» с Камбоджой, сейчас украинские экспортеры вдруг начали этой дружбой хвастаться! С чего бы это? Ответ видится в том, что на фоне провальной политике «Укрспецэкспорта» на легальном рынке оружия, он стремится выпятить любые, даже самые сомнительные достижения в продажах, лишь бы показать свою работу. При этом ни моральные, ни правовые нюансы фигурирующих в такой напыщенной саморекламе сделок, руководство госкомпании, судя по всему, совершенно не смущают. Пыль в глаза от «Укроборонпрома» А вот также совсем недавно украинские СМИ облетело еще одно радостное сообщение: официальная делегация ГК «Укроборонпром» посетила с визитом Республику Танзания, где провела ряд встреч с военным руководством страны. Сообщая об этом, глава делегации, заместитель генерального директора ГК «Укроборонпром» Максим Глущенко хвастался: мол, во время переговоров украинская делегация представила возможности предприятий ГК «Укроборонпром» по поставкам вооружения и военной техники для нужд Минобороны Танзании. Как отметил М.Глущенко, стороны договорились о подписании Меморандума об углублении сотрудничества в сфере экспорта и импорта товаров и услуг военного и специального назначения. «Украина традиционно занимает сильные позиции на рынке Африканского континента. Мы стремимся усилить присутствие украинского ОПК в Африке. С этой целью мы будем углублять военно-техническое сотрудничество в этом регионе, в частности с Танзанией и рядом других стран», - отметил Максим Глущенко. Да здравствует украино-танзанийская дружба! Это сообщение прошло в украинском информационном поле с такой помпой, как будто какая-то супердержава решила перевооружить свою армию за счет исключительно украинских танков-кораблей-самолетов. Тогда как господину Глущенко, перед тем как преисполняться пафосом и величием, стоило хотя бы для приличия спросить у встречавшегося с ним министра обороны Танзании Шамси Вуаи Находхи: а что на сегодня представляет собой ваша армия? Ответ бы, надо полагать, сильно озадачил бы зама гендиректора «Укроборонпрома». Ибо ВС Танзании на сегодня – это 30 тыс человек личного состава, пять десятков стареньких основных боевых танков, 10 бронированных разведывательно-дозорных машин и три десятка БТР. И рассчитывать на то, что танзанийская армия готовит какой-то невиданный прорыв в собственном перевооружении, едва ли стоит: эта беднейшая страна уже который год болтается в районе 150-го места в мире по военным расходам с жалким военным бюджетом в мизерную сумму порядка 20 млн долл. Да уж, солидный «партнер», сказать действительно нечего. Впрочем, от самого «переговорщика» Максима Глущенко едва ли стоит ожидать понимания оружейной темы. Как характеризовало его год назад одно из украинских изданий: «В 27 лет этот мальчик умудрился стать руководителем флагмана отечественного вертолетостроения - ГП «Авиакон» и успешно развалить его. Немного официальной статистики: ГП «Авиакон» буквально за период работы этого «вундеркинда» превратился на конгломерат убытков: объем изготовленной продукции составил 57,7% к предыдущему году, а объем реализованной продукции – 64% к аналогичным показателям прошлого года. Экспортные поставки продукции снизились до 87,6 %. Результат – падение прибыли предприятия до 45 % по соотношению к прошлому году, при этом объем перечисленных налогов и обязательных платежей сократился на 40%. Не понимая специфики бизнеса и не отремонтировав на своем веку ни единого вертолета, Максим Глущенко постоянно ищет ответ на один гамлетовский вопрос: а какая его личная доля в контракте? Судя по убыткам предприятия - ответ находит регулярно». И вот через полгода после «работы» на «Авиаконе» сей новоявленный юный «оружейный барон» взлетает на уровень заместителя гендиректора ГК «Укроборонпром»! За какие заслуги – не будем сейчас анализировать. Факт в том, что вот такие «переговорщики» и ездят по разным танзаниям и камбоджам, пуская пыль в глаза украинским налогоплательщикам. С очевидной целью: широко разрекламировать сомнительные достижения украинских экспортеров вооружений. Ну и щаодно – и это главное – отвлечь внимание общественности от скандалов с дурным душком, постоянно вспыхивающих вокруг «Укрспецэкспорта» и «Укроборонпрома».
"Укрспецэкспорт": выстраивание вертикали
В конце 2010 года в Украине началось объединение предприятий военно-промышленного комплекса Украины в единую структуру. 28 декабря Виктор Янукович подписал указ о создании государственного хозяйственного объединения "Укроборонпром". По замыслу в эту структуру должны войти все предприятия по разработке, производству, обслуживанию и экспорту военной и специальной техники и боеприпасов. С государственной точки зрения, создание "Укроборонпрома" вполне логичный и правильный шаг. Объединение военно-промышленного комплекса в единую структуру должно повысить эффективность работы государственных предприятий и их присутствие на внешних рынках. В России – одного из главных конкурентов Украины на рынке вооружений – ВПК было объединено в "Рособоронэкспорт" еще в 1993 году и привело к значительному увеличению экспорта вооружений. 4 января 2011 года по представлению правительства главой "Укроборонпрома" был назначен теперь уже бывший руководитель "Укрспецэкспорта" Дмитрий Саламатин. Следует напомнить, что господин Саламатин, известный своим активным и жестоким участием в парламентских боях,  до сих пор совмещает должности в исполнительной власти с мандатом народного депутата Партии регионов, что является прямым нарушением Конституции. Очевидно, ни для Виктора Януковича, ни для Николая Азарова это обстоятельство не является нарушением закона. Между тем, господин Саламатин занялся объединением ВПК, не дожидаясь указа президента. Напомним, в июне минувшего года народный депутат был назначен главой государственной компании "Укрспецэкспорт", которая до сих пор единолично представляла интересы Украины на внешнем рынке вооружений. Как известно, на практике, агентами Украины традиционно выступают пять дочерних предприятий "Укрспецэкспорта": "Прогресс", "Промоборонэкспорт", "Спецтехноэкспорт", "Укринмаш", "Укроборонсервис". А также компания "Таско-экспорт", которая стала ДП "Укрспецэкспорта" летом прошлого года. Каждое из этих предприятий специализируется на рынках конкретных стран и регионов. Упрощенная схема продажи вооружений выглядит следующим образом: дочернее предприятие получает согласование ГК "Укрспецэкспорт" на проведение сделки, самостоятельно заключает договора с заводом-поставщиком или производителем в Украине и контракт на поставку вооружений с иностранным покупателем. Фактически, помимо роли уполномоченного государственного посредника, компания "Укрспецэкспорт" играет также роль регулятора внешнеэкономических сделок. Основную же работу выполняют дочерние предприятия. Через них же проходят значительные финансовые потоки, контроль над которым обеспечивают руководители ДП. С приходом Дмитрия Саламатина началось масштабное переподчинение дочерних предприятий. Сам Саламатин в комментарии "Украинской правде" объяснил процесс ликвидации дочерних предприятий необходимостью контролировать внешнеторговую деятельность спецэкспортеров, которая до этого носила хаотичный характер. "Что значит - я пытался подчинить себе? Если вы - руководитель в компании, вы должны контролировать все в организационном и финансовом плане. Я обязан был это сделать. До сих пор в сфере экспорта, импорта товаров и услуг военного и специального назначения сразу несколько компаний конкурировали друг с другом, демпинговали. Какова должна быть логика? Мы что, должны плодить управленческий аппарат? Нет, мы должны оптимизировать работу спецэкспортеров. Нам не нужно семь компаний. Мы оставим ровно столько, сколько нужно", заявил Саламатин. Между тем ситуация усложнялась тем, что ранее с руководителями ведущих ДП были заключены трудовые договора. Поэтому руководители компаний либо уходили по собственному желанию, либо предприятия ликвидировались "в рамках реструктуризации", а их фронт работ передавался директорам более лояльных структур. Так в сентябре прошлого года показательно было ликвидировано дочернее предприятие "Промоборонэкспорт". Затем кадровые перестановки коснулись ДП "Укроборонсервис" и "Прогресс", на которых традиционно концентрировались основные финансовые потоки. Директор "Укроборонсервиса" Алексей Шарапов официально покинул свой пост по собственному желанию. Его уход сопровождался возбуждением уголовного дела в отношении руководителей ДП в связи с поставками зенитных управляемых ракет в Грузию и сотрудничеством "Укроборонсервиса" с частной украинско-российской фирмой "Параллакс". В итоге "Укроборонсервис" возглавил помощник вице-премьер-министра Владимира Сивковича – Дмитрий Пляцук. Но самые странные кадровые перестановки произошли на ДП "Прогресс". "ПРОГРЕСС" По информации источников "Украинской правды" 30 декабря минувшего года Дмитрий Саламатин официально подписал приказ о ликвидации ДП "Прогресс" и "Укринмаш". Более того, 13 января этот документ планировалось опубликовать. Но по неизвестным причинам ликвидация предприятия на данный момент приостановлена. Возможно, в связи с тем, что сразу после нового года постановлением Кабинета министров ДП "Прогресс" вошло в состав "Укроборонпром" как отдельное предприятие. Фирма "Прогресс" считается одним из самых успешных украинских предприятий на международном рынке вооружений. Этому предприятию удалось заключить первый "большой" контракт независимой Украины на поставку вооружений – 320 танков Т-80УД в Пакистан. Кроме того, фирма плотно работает с рынками Ближнего Востока, Азии и Африки. Следует отметить, что за всеми пятью дочерними компаниями "Укрспецэкспорта" изначально были закреплены государственные структуры, которые считались их негласными покровителями и/либо поставщиками. К примеру, стратегическим партнером "Укринмаша" является Минпромполитики, а "Укроборонсервиса" - Минобороны. ДП "Прогресс" традиционно считается вотчиной Службы внешней разведки (СВР). После назначения Дмитрия Саламатина главой "Укрспецэкспорта" на ДП "Прогресс" начались "кадровые катаклизмы". За четыре месяца – начиная с июля по ноябрь 2010 года, на предприятии сменилось 5 (!) руководителей. До назначения Саламатина ДП "Прогресс" возглавлял ставленник предыдущего руководителя "Укрспецэкспорта" Сергея Бондарчука – Тарас Шийко, который вынужден был покинуть свой пост по собственному желанию сразу после смены руководства "Укрспецэкспорта". В конце июня, согласно приказу Дмитрия Саламатина, ДП "Прогресс" возглавил Михаил Морозов. Проработав немногим больше месяца, Морозов был уволен, а его место занял Андрей Немирович. Продержавшись чуть больше двадцати дней, Немирович тоже ушел – по собственному желанию и уступил кресло Сергею Проскуркину. В конце ноября минувшего года дня главой ДП "Прогресс" был назначен Евгений Голубенко. На сегодняшний день он рекордсмен на этой должности. Но поразительная текучка кадров сказалась и на нем: Голубенко был назначен с приставкой "тво" - "тимчасово виконуючий обов’язки". Дмитрий Саламатин объяснил кадровую политику на "Прогрессе" тем, что "никому не удавалось разобраться, что там вообще происходит". "Люди не могли работать. Посмотрите: все контракты, которые они вели, – проблемные. По некоторым контрактам деньги были получены еще в 2004-м, а поставок нет до сих пор. Но это еще не все. Любое дочернее предприятие должно согласовывать свою деятельность с головной компанией. Долго время руководство "Прогресса" не давало нам доступа к этой информации. Они скрывали, с кем общаются и с кем ведут переговоры в процессе исполнения контрактов". Между тем, источники "Украинской правды" утверждают, что сегодня роль первой скрипки на предприятии играет не директор ДП, а его заместитель – Валерия Матюха, назначенная одновременно с директором Евгением Голубенко. Валерия Матюха – бывший народный депутат фракции Партии регионов. В 2006 году она была зарегистрирована 177-м номером списка ПР и стала самым молодым парламентарием Украины – на тот момент ей едва исполнилось 25 лет (1981 г.р.). За год работы в Верховной раде Матюха зарегистрировала семь законодательных актов, среди которых – законопроект о назначении судей на административные должности, постановление о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Виктора Шишкина и изменения в закон "О защите животных от жестокого обращения ". На внеочередных выборах в парламент 2007 года Валерия Матюха была зарегистрирована 402-м номером списка Партии регионов и в парламент не прошла. Читателям Валерия Матюха может быть известна по двум эпизодам. Первый раз ее фамилия появилась в прессе в 2006 году во время расследования дела об убийстве замначальника УБОП Донецкой области полковника Романа Ерохина. Различные источники утверждали, что народный депутат обеспечивала алиби одному из обвиняемых в убийстве полковника. Официально эта информация не подтверждалась. Второй раз о Матюхе заговорили в августе минувшего года, когда разгорелся конфликт вокруг помещений компании "Термохолод", расположенных в здании "Укрспецэкспорта" . На тот момент Валерия Матюха занимала должность советника главы "Укрспецэкспорта" Дмитрия Саламатина. По словам директора "Термохолода" Юрия Киселева, Матюха предложила ему прийти на совещание, где планировалось обсудить спор вокруг помещений. Как утверждает Киселев, дискуссия закончилась тем, что Дмитрий Саламатин ударил его по голове офисным креслом. Позднее Генпрокуратура обещала разобраться с вышеописанным инцидентом, но результаты проверки до сих пор неизвестны. По сведениям "Украинской правды", Валерия Матюха не имеет опыта работы в сфере торговли вооружениями и военной техникой. Чем было продиктовано ее назначение на должность заместителя ДП "Прогресс", остается непонятным. Стремительная карьера Матюхи может объясняться ее трудовой биографией. С середины 2005 года она работала юристом в ТОВ "Юридическое агентство "Либера". Примерно тогда же юристом в "Либере" работала нынешняя замглавы администрации президента Елена Лукаш. Собственно говоря, Валерия Матюха не скрывает своей дружбы с Еленой Лукаш и ее сестрой, членом Центризбиркома, Татьяной Лукаш. Напомним, супруг Елены Лукаш на данный момент возглавляет Службу внешней разведки, в сферу влияния которых находится ДП "Прогресс". Проваленная сделка Одним из самых больших успехов ВПК Украины за последние годы считается заключение сделки по поставке вооружений Министерству обороны Ирака. В 2009 году госкомпания "Укрспецэкспорт" объявила о подписании контракта на экспорт более 400 единиц бронетехники на общую сумму 550 миллионов долларов США. Этот контракт называли сделкой года, а все лавры по подписанию документа отошли к бывшему главе "Укрспецэкспорта" Сергею Бондарчуку. Между тем, по информации "Украинской правды", в действительности эти соглашения готовились и подписывались фирмой "Прогресс". В распоряжении редакции оказались копии контрактов, заключенных между "Прогрессом" и министерством обороны Ирака. Согласно этим документам, украинская сторона обязывалась поставить в Ирак: "Ладья" – В 2006 ГОДУ НЕ ПРОШЕЛ ИСПЫТАНИЯ - 420 бронетранспортеров БТР-4Е с боевым модулем "Парус" на сумму 457 миллионов 500 тысяч долларов США. - шесть военных самолетов АН-32Б на сумму 99 миллионов долларов США Кроме того, по информации "Украинской правды", был подписан еще один контракт на обслуживание и ремонт авиационной техники на сумму 3 миллиона 600 тысяч долларов США. Таким образом, общая сумма трех контрактов составляла 560 миллионов 100 тысяч долларов США. Источники "Украинской правды" утверждают, что в эту сумму вошли 13% комиссии посредника. Здесь следует сделать небольшое уточнение. Участие посредников в сделках по поставкам вооружений – традиционная мировая практика. Как объясняют эксперты рынка, посредники являются одновременно и гарантами завершения сделок и перевалочными пунктами для "откатов" руководителям предприятий и ведомств, участвующих в сделке. По сути, это полулегальная схема коррупции в сфере торговли вооружениями и военной техникой. Как правило, посредников называет покупающая сторона. Суть операции заключается в следующем. Допустим, страна Х желает заключить контракт на поставку вооружений в страну Y. В ходе переговоров между ведомствами двух стран (например, "Укрспецэкспортом" и Минобороны Ирака), покупающая сторона в качестве условия заключения сделки просит перечислить процент от суммы контракта и указывает на конкретного посредника Z, через которого должен вернуться "откат". Как правило, посредник Z – это либо оффшорная компания, либо учреждена оффшорными компаниям. Дальше при подготовке сделки страна-продавец Х заключает с посредником Z отдельный контракт на оказание каких-либо услуг. К примеру, в Украине наиболее распространенным является заключение договоров на оказание услуг по "маркетинговому исследованию рынка". Стоимость таких услуг равняется проценту, который вернется покупателю ("откат" покупателя). "Укрспецэкспорт": война с посредником Теперь вернемся к сделке между ДП "Прогресс" и Минобороны Ирака. Посредником в этой сделке выступила некая американская компания. "Украинской правде" удалось узнать ее название, однако во избежание судебных исков мы не считаем целесообразным указывать ее напрямую. Достаточно ограничиться лишь тем, что у компании нет ни официального сайта, она не упоминается ни в одном перечне предприятий, традиционно торгующих оружием. Номера телефонов и электронная почта, которые выдают поисковые сервера "Украинской правде", на данный момент не обслуживаются. Но что самое интересное, интересы американской компании представляет гражданин Украины. Согласно контрактам, этой компании должно было отойти 13% от суммы перечислений за поставку техники в Ирак. В том числе и от суммы авансовых платежей. По информации "Украинской правды", в конце лета 2009 года Министерство обороны Ирака, согласно подписанным контрактам, перечислила на счета ДП "Прогресс" аванс в размере 112 миллионов 20 тысяч долларов США (20% от суммы сделки). Около 14 миллионов из этой суммы должен был получить посредник. Однако после назначения Дмитрия Саламатина главой "Укрспецэкспорта" эта схема была пересмотрена. По информации "Украинской правды", в июле минувшего года по поручению Дмитрия Саламатина, посредника поставили в известность, что украинская сторона не намерена выплачивать 13% от дальнейших перечислений со стороны Минобороны Ирака. Во время личной встречи с представителем посредника Саламатин заявил, что существующие договоренности не могут быть выполнены, поскольку были достигнуты с бывшим главой "Укрспецэкспорта" Сергеем Бондарчуком. По сведениям редакции, на этой же встрече Дмитрию Саламатину было заявлено, что в случае разрыва отношений с посредником, контракты выполнены не будут. По всей видимости, глава "Укрспецэкспорта" не поверил в такой сценарий развития ситуации. В беседе с "Украинской правдой" господин Саламатин сообщил, что не считает отстранение посредников угрозой для выполнения контрактов: "Нам инкриминируют, что мы отстранили посредников и поставили под угрозу выполнение контрактов. О чем это? Мы ведь отвечаем за результат! В то же время, мы понимаем, что отодвинули от "корыта" многих опытных, но корыстных людей, которые годами работали на этом рынке и использовали свой потенциал не только и не столько в интересах государства… И, очевидно, у нас теперь достаточно недоброжелателей". Между тем в ноябре переговоры с иракской стороной все еще не предвещали ничего плохого. В первой декаде ноября, согласно условиям сделки, началось обучение персонала Минобороны Ирака по программе обслуживания АН-32Б. А накануне в Украине побывала инспекция Минобороны Ирака и осмотром техники осталась довольна. Первый тревожный сигнал прозвучал спустя месяц. 19 декабря в Украину прибыла большая делегация чиновников Минобороны Ирака и военных специалистов, чтобы подписать акты о принятии 11 БТРов и двух самолетов АН-32Б. 5 января в Багдаде должен был состояться парад в честь дня независимости Ирака, на котором планировалось показать новую военную технику, в т.ч. украинские БТРы. Вся техника, предназначавшаяся для экспорта, была готова к осмотру. Но тут случилось непредвиденное. Во время осмотра военной техники чиновники Минобороны Ирака проявили неожиданно острый интерес к срокам сборки и тактико-техническим характеристикам продукции.
«Укрспецэкспорт» сознался: в Греции арестовали украинское оружие
Украина признала своими 20 тысяч автоматов Калашникова и другое оружие, арестованное на борту судна Nour M возле берегов Греции. Оружие реализовано согласно контракту между Украиной и Ливией, сообщает "Укрспецэкспорт". Судно для транспортировки спецзаказа предоставил ливийский заказчик. После загрузки на борт право собственности на оружие перешло компании-заказчику. Реальный груз военного имущества, арестованного греческими пограничниками, полностью соответствует объемам, указанным в разрешительных документах. Других догрузок вооружения в украинских портах не было, говорится в сообщении "Укрспецэкспорта". 8 ноября береговая охрана Греции задержала в Эгейском море сухогруз Nour M, шедший из Украины под флагом Сьерра-Леоне. Поводом для задержания стала информация о перевозке в 59 контейнерах партии 20 тыс. автоматов АК-47 и взрывчатых веществ без соответствующих документов. Судно Nour M вышло из украинского порта Октябрьск 25 октября.

отдел аналитики сайта Я ЛЮБЛЮ ВИННИЦУ


Теги статьи: Укрспецэкспорт

Дата и время 20 мая 2014 г., 20:27     Просмотры Просмотров: 5196
Комментарии Комментарии: 0

Похожие статьи:

Подробности дела на $7,5 млн: скрывающийся в Англии экс-глава "Укрспецэкспорта" уверяет – все заработал сам
«Укрспецэкспорт» сотрудничает с сомнительными офшорами?
Щупальца «спрута». «Укрспецэкспорт» продолжает сотрудничать с оружейной мафией

ЕКС-ГЛАВА "УКРСПЕЦЕКСПОРТУ", ЯКОГО ПІДОЗРЮЮТЬ В КРАДІЖЦІ МІЛЬЙОНІВ, ПОПРОСИВ ПРИТУЛКУ У БРИТАНІЇ
"Укроборонсервис" объяснил, почему выбрал страховую фирму Порошенко-Кононенко
Укроборонсервис застраховал сотрудников почти на 24 млн грн в компании Порошенко

Экс-глава "Укрспецэкспорта" Сергей Бондарчук, укравший $7,5 млн, найден в Лондоне
Интерпол объявил в розыск экс-главу "Укрспецэкспорта"
Сергей Бондарчук с подельниками скрывается от военной прокуратуры не в АТО, а в Великобритании

МВС оголосило в розшук екс-голову "Укрспецекспорту"
Генпрокуратура Украины расправляется с врагом Путина?
За що арештували екс-голову «Укрспецекспорту» Сергія Бондарчука

Комментарии:

comments powered by Disqus

Важные новости

Онищенко розповів, скільки Ляшко вимагав грошей за потрібні голосування Онищенко розповів, скільки Ляшко вимагав грошей за потрібні голосування 04.12.2016
Стало відомо чому Ляшко підскочив до президента після голосування за призначення Шокіна генпрокурором Подробнее
МВД опубликовало имена и фотографии полицейских, погибших в Княжичах МВД опубликовало имена и фотографии полицейских, погибших в Княжичах 04.12.2016
МВД обнародовало данные пяти полицейских погибших в перестрелке в селе Княжичи близ Киева. Подробнее
04 декабря 2016 г.
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Если бы выборы в Раду проходили сегодня, кого бы вы поддержали?












Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте