Рейдерство, коррупция в Украине, борьба с коррупцией • Национальный антикоррупционный портал «АНТИКОР»

“Воздушные замки” железной дороги: помогут ли “Укрзализныце” запланированные обновления

“Воздушные замки” железной дороги: помогут ли “Укрзализныце” запланированные обновления
“Воздушные замки” железной дороги: помогут ли “Укрзализныце” запланированные обновления

Министерство инфраструктуры решило всерьез заняться железной дорогой, и в частности самой прибыльной частью перевозок — грузовой. 15 мая министр инфраструктуры Максим Бурбак “удивил” отрасль и озвучил планы закупки грузовых вагонов: за два года железнодорожный парк планируется пополнить новыми 11,85 тыс. единицами украинского производства.

По словам министра, в этом году планируется обеспечить создание надлежащих условий для приобретения для железнодорожной отрасли 2,8 тыс. полувагонов и 2,4 тыс. зерновозов, а в следующем году — 3,65 тыс. полувагонов и 3 тыс. зерновозов. В целом же на обновление подвижного состава (как пассажирского, так и грузового) планируется привлечь под государственные гарантии 12,5 млрд гривень ($1,06 млрд по курсу НБУ на 20 мая). Помогут ли эти средства госмонополисту в сфере ж/д перевозок “Укрзализныце” (УЗ)?

Впечатляющие масштабы

Акцент сделан на грузовые вагоны по простой причине — именно грузоперевозки обеспечивают основные поступления “Укрзализныци”. По данным госкомпании, в 2012 году доход УЗ от грузовых перевозок по МСФО составил порядка 40 млрд грн ($3,4 млрд). Тем временем грузовой вагонный парк продолжает устаревать — при общем уровне износа в 86% здесь показатель составляет 88%.

“УЗ” — все же государственная компания, поэтому исходя из логических соображений, на замену парка пассажирских вагонов деньги должно выделять государство. И нельзя сказать, что “Укрзализныця” вовсе забыла об обновлении состава. “Иногда УЗ закупает вагоны, но это — грузовые вагоны, купленные за собственные средства”, — объясняют в пресс-службе госадминистрации железнодорожного транспорта. По данным старшего аналитика ИГ “Арт Капитал” Алексея Андрейченко, в 2012 году госмонополист закупил 204 грузовых вагона, в 2013 году — 723 вагонов. В противовес этому, за последние два года ведомство не обзавелось ни одним пассажирским вагоном, объясняя проблемы с обновлением парка с убыточными пригородными перевозками льготных категорий пассажиров. Так, по заявлению пресс-службы УЗ, задолженность облгосадминистраций за перевозку льготников в пригородных поездах за 4 месяца 2014 текущего года уже превысила 73 млн грн ($6,23 млн).

Но власти не ограничились планами по закупке грузовых вагонов. По словам Бурбака, правительством поручено Министерству финансов проработать вопрос выделения 1,2 млрд грн ($102,1 млн) из государственного бюджета на обновление пассажирского подвижного состава, из них 400 млн грн ($34,14 млн) планируется направить на закупку двух межрегиональных электропоездов двойного питания производства Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ). Ведь вопрос закупки отечественных ускоренных поездов производства КВСЗ поднимал ровно год назад экс-премьер-министр Николай Азаров, который поручил в мае 2013 года министерствам приобрести два электропоезда.

С пассажирским составом ситуация также не радостная. На сегодняшний день 55,5% инвентарного парка пассажирских вагонов УЗ эксплуатируются сверх установленного нормативного срока (более 28 лет), доля вагонов в возрасте от 10 до 20 лет составляет 2,3%, до 10 лет — 5,7%. По мнению Андрейченко, оставшиеся из бюджетных средств 800 млн грн (почти $68,3 млн) пойдут на пассажирские вагоны и дизель-поезда. “Если за средства будут покупать только пассажирские вагоны, то можно закупить порядка 50 единиц”, — размышляет эксперт.

Вагонные долги

Однако бюджетными средствами Мининфраструктуры не намерено ограничиваться. В этот раз, по словам Бурбака, на модернизацию и обновления железнодорожного подвижного состава планируется привлечь под государственные гарантии 12,5 млрд грн ($1,07 млрд). Андрейченко предполагает, что заимствование будет осуществляться у международных банков, при этом процент, под который УЗ будет брать в долг, будет ниже за счет гарантии государства.

“Такой механизм вполне может быть реализован при согласии правительства, однако надо понимать, что долг под госгарантии — это почти то же самое, что государственный долг, объем которого находится на контроле не только у правительства, но у международных организаций, которые предоставляют Украине помощь. Поэтому возможность использования такого ресурса — не безгранична”, — констатирует аналитик.

Вышеприведенные цифры, которые на первый взгляд выглядят оптимистично, теряются на фоне заявленных УЗ планов по обновлению подвижного состава. Ранее в “Укрзализныце” прогнозировали, что в период с 2011 по 2021 год для обновления подвижного состава необходимо около 178 млрд грн ($15,14 млрд). Из этой суммы только 68 млрд грн ($5,8 млрд) потребуется на закупку новых локомотивов, 65 млрд грн ($5,53 млрд) — грузовых вагонов, 37 млрд грн ($3,14 млрд) — пассажирских вагонов, 8,7 млрд грн (почти $740,3 млн) — электро- и дизель-поездов. Поэтому сумма, озвученная Бурбаком, лишь “капля в море”.

Спасательный круг для “Укрзализныци”?

Аналитик ИГ “Арт Капитал” отмечает, что даже в случае выполнения заявленных обещаний покупка 6 тыс. грузовых вагонов в год позволяет только остановить рост износа, но не уменьшит его уровень. “Для того чтобы снижать величину износа парка грузовых вагонов, необходимо покупать больше единиц. В частности, для того чтобы полностью обновить парк за 10 лет, надо покупать около 15 тыс. вагонов в год”, — утверждает Андрейченко.

Что касается пассажирских вагонов, для остановки роста износа необходимо как раз рассчитанное аналитиками ежегодное количество в 50 единиц. “Можно сказать, что планы УЗ и Мининфраструктуры установлены на минимально допустимом уровне, чтобы остановить устаревание парка”, — резюмирует представитель “Арт Капитала”.

Впрочем, сейчас ко всей программе следует относиться с определенной долей скепсиса, так как финансовое состояние Украины на данный момент тяжелое, и ресурсы сильно ограничены. Тем не менее, доступ к международной помощи, который стал возможен после выделения кредита МВФ, по мнению экспертов, значительно улучшил шансы проведения таких инвестиционных проектов если не в этом году, то в ближайшем будущем.

Автор материала: Инна Рослик

По материалам: Delo.ua


Теги статьи: Укрзализныця

Дата и время 21 мая 2014 г., 23:07     Просмотры Просмотров: 2178
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus

Важные новости

На Прикарпатье офицер ВСУ устроил солдатам "рабскую службу" На Прикарпатье офицер ВСУ устроил солдатам "рабскую службу" 05.12.2016
Военная прокуратура Западного региона обвинила полковника Вооруженных сил Украины Григория Демьянчика в том, что он испо… Подробнее
В ходе перестрелки в Княжичах только в одного сотрудника Госслужбы охраны всадили 38 пуль В ходе перестрелки в Княжичах только в одного сотрудника Госслужбы охраны всадили 38 пуль 05.12.2016
В теле убитого в селе Княжичи Киевской области сотрудника Госслужбы охраны обнаружили 38 пулевых ранений. Подробнее
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Если бы выборы в Раду проходили сегодня, кого бы вы поддержали?












Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте