Рейдерство, коррупция в Украине, борьба с коррупцией • Национальный антикоррупционный портал «АНТИКОР»

Люстрация: провести нельзя заговорить

Люстрация: провести нельзя заговорить
Люстрация: провести нельзя заговорить

Украина остро нуждается в очищении и обновлении государственных структур. Но, к сожалению, кадры, которые «решают все», не желают покидать насиженные места. Подтолкнуть их к этому может только люстрация. 

Слово «люстрация» стало особенно популярным в последнее время. Впрочем, в обиходе оно появилось не сегодня и, пожалуй, громче всего звучало в 2005 году. К сожалению, за девять лет так и не были созданы ни органы, ее проводящие, ни механизмы, по которым должно происходить очищение власти. Почему так происходит? Опыт каких стран, и в каких сферах проведения люстрации, может использовать Украина? Как не позволить превратить этот важный инструмент для модернизации власти в очередной способ борьбы с «неугодными»?

Ответы на эти вопросы на текущей неделе искали гости проекта «Восток+Запад», инициированного информационным агентством УНИАН, телеканалом УНИАН-ТВ и Телевизионной службой новостей телеканала «1+1».

Время не терпит

Так, народный депутат ІІІ-VI созывов Верховной рады, представитель президента в Верховной раде (2005-2006 гг.) Юрий Ключковский напомнил, что впервые о люстрации на Украине, как и во многих постсоветских странах, заговорили еще в 1991 году, «как раз в то время, когда не только говорили, но и осуществляли люстрацию в большинстве посткоммунистических и постсоветских стран».

Он обратил внимание на тот факт, что «люстрация» – термин больше политический, чем правовой. В правовом же отношении необходимо говорить о правовой ответственности людей. «Для этого нужно установить основания такой ответственности», – заметил он.

Так, в начале 90-х, у соседей Украины под люстрацию подпадали не только лица, которые занимали официальные должности, но и все, кто был связан, даже тайно, с системой безопасности тоталитарных режимов. «Эти люди не имели права доступа потом к публичной службе, к публичным должностям, к работе в публичной сфере», – отметил Ключковский.

Однако, если ряд государств, образовавшихся после распада СССР, начали ее проведение (кто более успешно, кто – менее), то у нас ее просто заговорили. В результате, в 2005 году необходимость очищения власти вновь появилась на повестке дня. Но и в этот раз ситуация развивалась аналогично началу 90-х и с таким же результатом на выходе. «Нам очень не хотелось бы, чтобы при третьем разговоре опять заговорили это дело, и чтобы люстрация все же состоялась. Но для того, чтобы она состоялась, она должна быть очень продуманной, справедливой и реалистичной…Очень важно понимать, кого это коснется, за что и какие последствия принесет», – считает он.

Кроме того, по мнению политика, люстрацию необходимо проводить сегодня в кратчайшие сроки, иначе, через какое-то время, она может стать невозможной. Он напомнил, что, как правило, люстрация проводится на сломе старого и резкого перехода к чему-то новому в государстве. Учитывая, что в современной Украине цель люстрации – избавиться от людей, формировавших преступный авторитарный режим Виктора Януковича, затягивать с этим не стоит. Иначе часть этих людей ассимилируются с новой властью, и провести модернизацию уже не представится возможным.

Впрочем, в некоторых случаях, по мнению Юрия Ключковского, не нужна и процедура люстрации. «Нужен ли специальный закон о люстрации, чтобы изменить спецслужбы? Нет. Если сотрудник спецслужб работает на другое государство – это государственная измена и его нужно не увольнять с работы, а судить», – напомнил экс-депутат.

Большинство депутатов саботируют закон о люстрации

В свою очередь, народный депутат от ВО «Свобода», автор одного из люстрационных законопроектов Андрей Ильенко считает, что закон все же необходимо принять. Однако даже в депутатском корпусе полно тех, кому это крайне невыгодно. «Законопроектов о люстрации было подано несколько. Но, к примеру, наш ставили на внесение в повестку дня Верховной Рады. И это поддержали где-то 170 депутатов. То есть, только 170 человек хотели обсудить этот вопрос в парламенте», – рассказал он и добавил, что речь тут не идет о принятии документа, а просто лишь о его обсуждении в сессионном зале.

По словам Ильенко, тот факт, что соответствующие законопроекты даже не попадают в повестку дня парламента, свидетельствует о том, что большинству депутатов это не выгодно, поскольку, видимо, «в этом есть личный интерес». В этой связи, по его мнению, нынешний созыв Верховной Рады рассмотрит законопроекты о люстрации, разве что, под давлением еще одного Майдана. «Никаких иллюзий нет. В этом парламенте принять закон о люстрации, наверное, теоретически, можно, но это под давлением какого-то еще одного Майдана. В других случаях я не вижу сегодня такой возможности», – сказал депутат.

Кроме того, парламентарий обратил внимание, что «люстрацией сегодня называют все, что угодно, и, к сожалению, тема постепенно начинает заговариваться». В результате, по его словам, можно будет оказаться в ситуации, когда «очень скоро нам просто объявят: «Ребята, забудьте вообще, какая люстрация? Нам нужно страну спасать, объединяться».

Тем не менее, Ильенко считает, что именно проведение люстрации по всей стране может ее объединить. «За это будут выступать и на Востоке, и на Западе. Мы должны объединяться, но не с предателями и подлецами», – сказал он и добавил, что люстрация как раз выявит этих подлецов и предателей, что и «станет процессом очищения».

Первыми Украина должна «чистить» СБУ, суды и правоохранителей

В свою очередь, председатель Люстрационного комитета Егор Соболев также считает, что закон о люстрации Украине нужен и что проведение очищения займет немало времени. По его словам, Украине, в первую очередь, следует частично использовать опыт Польши, Чехии и Грузии. «Опыт Польши для нас интересен в вопросе образования центрального антикоррупционного бюро. Его создали как новый орган, и он оказался весьма эффективным», – напомнил он.

Чехи и грузины, по словам Соболева, также пошли путем создания органов власти заново. «Чехи сделали это со своей спецслужбой, грузины – с милицией. У них получилось. И по результатам видно, что это эффективно. Но для этого нужна была политическая воля», – сказал он и добавил, что люстрация – это не только увольнение большого количества людей из тех или иных структур, это построение государства заново.

«Я только что встречался с сотрудником СБУ, который рассказывал мне, что украинская спецслужба дальше работает на Россию…Пока у нас заново не будет создана украинская спецслужба, мы не победим в Донбассе. Более того, болезнь может распространиться на Киев и на другие области, потому что все эти агенты, которые часто называются «нашими генералами СБУ, нашими агентами спецслужбы», дальше действуют на территории всей Украины», – сказал Соболев.

Для очищения органов государственной власти Люстрационный комитет предлагает два подхода. Во-первых, переаттестацию сотрудников судов и правоохранительных органов, с привлечением к этому общественности. Поскольку именно небезразличные граждане знают обо всех злодеяниях нерадивых чиновников, правоохранителей, силовиков на местах.

Во-вторых, ограничение доступа к государственной службе людей, которые занимали руководящие должности в комсомольских и компартийных органах Советского Союза, людей, которые сотрудничали с КГБ, агентов школ КГБ. Предлагается также менять структуру СБУ, изменить кадровый состав и повысить заработные платы.

Риски некачественной люстрации

В то же время, президент аналитического центра «Политика», бывший заместитель главы секретариата президента Украины, представитель президента в Верховной раде (2009-2010) Игорь Попов считает, что сегодня не стоит бороться с комсомольцами и коммунистами, так как «это было актуально в 1991 году». По его словам, если, действительно, запретить всем, кто последние четыре года был у власти, занимать руководящие должности, как говорится в законопроекте о люстрации, то «это развалит госаппарат». «Не все они занимались коррупцией, но, если всех убрать, это развалит госаппарат», – сказал он.

«Риск люстрации – избирательный подход, когда будет объявлено, что это люстрация, а на самом деле это будет войной между кланами, война за должности. А второй риск – то, что будут назначать некомпетентных людей, которые не смогут справляться со своей работой. Тогда на ключевую публичную должность назначают некомпетентного человека, вроде где-то по квотам или его кто-то рекомендовал, а он оставляет коррупционеров, работавших ранее, или по квотам назначают непубличных заместителей, которые сидят на всех потоках», – отметил эксперт.

В этой связи, по его мнению, в борьбе с коррупционерами, вина которых пока не доказана, важно участие общественности. «Общественность должна быть тем звеном, которое стоит между фактом вынесения кандидатуры на ту или иную должность и указом, назначающим ее на должность», – сказал он.

В результате дискуссии участники круглого стола пришли к выводу, что процесс люстрации должен быть довольно быстрым и проводиться при непосредственном участии гражданского общества. Только это позволит очистить государственный организм от метастаз коррупции, а украинцам поверить, что люстрация прошла не по «квотному принципу», а честно.

По материалам: Unian.net


Теги статьи: Люстрация

Дата и время 16 июня 2014 г., 17:27     Просмотры Просмотров: 1926
Комментарии Комментарии: 0

Похожие статьи:

23-летняя главная люстраторша Калынчук обвинила Порошенко в нарушении закона о люстрации
Проверка чистоты рядов украинских прокуроров забуксовала
Судебные перлы в делах о люстрации и коррупции

Фонд госимущества в Одесской области возглавляет экс-разведчик из России
Вопросы люстрации: коррупционер Фощий времен Януковича-Ставицкого рвется к власти
Конституційний суд знову намагається скасувати люстрацію

Люстрация по-новому ? Или кого прочат на должность начальника полиции Киевской области
Не дожидаясь вердикта Конституционного суда люстрированные налоговики и прокуроры оспаривают свои увольнения по закону "Об очищении власти" в ЕСПЧ
Судный день. Чего боятся люди в мантиях

Паша-500. Диплом моряка выдаёт люстрированный чиновник
В Украине люстрированы почти 1 тыс. человек, в т. ч. 40 судей, - Минюст
Козаченко: Через судову систему можна і досі узурпувати владу - як при Януковичі

Комментарии:

comments powered by Disqus

Важные новости

Онищенко розповів, скільки Ляшко вимагав грошей за потрібні голосування Онищенко розповів, скільки Ляшко вимагав грошей за потрібні голосування 04.12.2016
Стало відомо чому Ляшко підскочив до президента після голосування за призначення Шокіна генпрокурором Подробнее
МВД опубликовало имена и фотографии полицейских, погибших в Княжичах МВД опубликовало имена и фотографии полицейских, погибших в Княжичах 04.12.2016
МВД обнародовало данные пяти полицейских погибших в перестрелке в селе Княжичи близ Киева. Подробнее
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Если бы выборы в Раду проходили сегодня, кого бы вы поддержали?












Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте