Крупнейший украинский перевозчик – «Международные авиалинии Украины» – получил нового конкурента.  Компанию «Ютэйр-Украина», которая приостановила полеты из Киева во Львов в начале мая, сменила авиакомпания «Урга». Ее связывают с семьей бывшего главы Минэнергоугля Эдуарда Ставицкого. Компания собирается летать во Львов  шесть раз в неделю на самолетах Saab-340. Если эксперимент окажется успешным, география полетов расширится на Донецк, Луганск, Ужгород и Черновцы.

Опытный новичок

Очередной экономический кризис и военные действия на востоке страны сильно подкосили спрос на авиаперевозки. Больше всех досталось компании «Ютэйр-Украина» – украинской «дочке» одной из крупнейших российских авиакомпаний. По экономическим причинам она приостановила полеты в Одессу, Харьков, Луганск и Львов, а после того, как Донецкий аэропорт попытались захватить силы ДНР, перестала летать и в столицу Донбасса.

Эстафету подхватили новички. В апреле полеты в Одессу начала компания Yanair. Львовское направление из Жулян взяла на себя авиакомпания «Урга», ее первый полет состоялся 18 июня.

«Урга» – известный игрок на рынке. Компания  была создана  еще в 1993 году, но до последнего времени занималась туристическими чартерами, а также перевозками миротворцев и грузов для нужд ООН. Теперь ее аппетиты распространились и на рынок внутренних пассажирских перевозок. В ее авиапарке – 21 воздушное судно: девять Sааb-340, пять АН-26Б, пять АН-26Б-100, один АН-24РВ  и Cessna-172R. За счет чего «Урга» рассчитывает закрепиться на рынке, с которого уходят «регулярные» перевозчики?

«Львов был нашей рекомендацией, – говорит заместитель коммерческого директора «ЮТэйр-Украина» Владимир Катерный. – Для наших бортов АТR-72 было не совсем рентабельно летать с загрузкой 50%, а для Saab-340 это имеет смысл». В самолете «ЮТэйра» – 70 кресел, «Урги» – 34. Такой же самолет использует Yanair на рейсах между Одессой и Киевом.

«Ютэйр» не только консультирует нового перевозчика. Между компаниями действует код-шеринговое соглашение. По словам Катерного, спрос на львовское направление сохранился – на первые рейсы проданы почти все билеты.

Компании могут расширить партнерство. Гендиректор «Урги» Александр Галинский заявил вчера о планах взять в лизинг три самолета CRJ-200, которые сейчас находятся у «Ютэйра». Компания использовала их на международных рейсах, говорит Катерный.

Кто стоит за новым перевозчиком? 94% акций авиакомпании принадлежит фирме «Сириус-2013».  Глава наблюдательного совета «Урги» Анатолий Ставицкий – отец опального экс-министра энергетики Эдуарда Ставицкого, который, как и другие «семейные» чиновники, находится в розыске. В марте  нынешнего года  во время обыска в квартире  экс-министра нашли 42 килограмма золота и  $4 млн  наличными.

Крупнейший акционер – фирма «Сириус 2013», ее юридический представитель – Игорь Иванченко. «Наші гроші» также связывали его с экс-министром.

Миноритарный акционер перевозчика – греческая Lyktos Group of Companies – весной обвинил семью Ставицкого в выведении денег с «Урги» и доведении ее до банкротства. В компании это опровергли, но официальные результаты ее работы и правда ухудшились. В 2012 году «Урга» получила 113,7 млн гривен дохода и 10,6 млн прибыли. Доход в 2013-м – 138 млн, убыток – 8 млн гривен.

По словам Галинского, в будущем «Урга» намерена расширить географию полетов – самолеты компании начнут летать в Донецк, Луганск, Черновцы и Ужгород. Для перевозок планируют использовать те же Saab-340.

«Чем больше полетов – тем лучше для нас», – отмечает гендиректор компании «Мастер-Авиа» (управляет аэропортом «Киев» в Жулянах) Алексей Яковец. Но вряд ли увеличение географии произойдет раньше осени. «Я думаю, что наше нынешнее расписание сохранится до сентября, но все зависит от спроса и ситуации в стране», – рассказал он Hubs.

Есть ли бизнес?

Гендиректор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий сомневается в экономической эффективности полетов. «Себестоимость пассажирокресла Saab-340 примерно в два раза выше, чем у АТR-72, на которых летал«ЮТэйр». Кроме того, обязательно нужен партнер, который повезет пассажиров дальше по миру, а в Жулянах его нет».

По такой модели работают, например, МАУ и «Днеправиа». Компания Игоря Коломойского подвозит пассажиров из городов, в которые не летает крупнейшая авиакомпания Украины. Между перевозчиками действует код-шеринг по внутренним направлениям, рассказал коммерческий директор «Днеправиа» Сергей Посылаев. Компания сейчас летает из Киева в Харьков, Днепропетровск и Ивано-Франковск. В июле открывает направление Киев-Херсон.

Украинские авиаторы продолжают искать точки соприкосновения, чтобы выжить на падающем рынке. В «ЮТэйр» не исключают код-шеринговых соглашений с «Днеправиа» и Yanair. «Об альянсах речь не идет, компании пытаются сохранить свое присутствие на рынке», – говорит Катерный.

 

Hubs в блиц-режиме побеседовал с гендиректором авиакомпании «Урга» Александром Галинским:

Работала ли компания когда-то на рынке регулярных перевозок или это новый опыт?

Наша компания выполняла регулярные перевозки, но достаточно давно: восемь-десять лет назад. Мы летали из Жулян в Риеку и Кривой Рог, из Кривого Рога и Николаева – в Стамбул.

Сейчас не самое удачное время для выхода…

У нас было несколько мотивов. Во-первых, на линии уже летал «ЮТэйр-Украина» и рейс, что называется, обкатанный. После того, как они ушли, было жалко бросать наработанную линию. По договоренности с ЮТэйр-Украина мы на нее стали, летаем вместе с ними по код-шерингу. Во-вторых, они летали на ATR-72 – это семидесятиместный самолет, у них была неполная загрузка. Мы изучили статистику, для 34-местного самолета даже с учетом нынешнего спада загрузка должна быть на уровне 90%. И второе: согласно требованиям Госавиаслужбы, мы должны выполнять не менее 20% полетов на внутреннем рынке.

Когда компания может начать полеты по другим направлениям?

Мы еще в феврале обсуждали с «ЮТэйр-Украина» идею поставить наш самолет на их рейс Жуляны-Луганск, подписали код-шеринг по этому маршруту, но ситуация изменилась.

Эксперты называют Saab-340 не слишком экономным самолетом…

По стоимости запчастей он сопоставим с ATR-72, но по расходу топлива он экономнее. У ATR расход топлива 700-800 кг в час, у нас – 400-450. Кроме того, оплата за взлет-посадку рассчитывается в зависимости от массы самолета, поэтому аэропортовые сборы ниже.

Кто владелец компании? Есть ли среди собственников Эдуард Ставицкий?

У нас два акционера: «Сириус 2013» и Lyktos Group of Companies. С Эдуардом Ставицким я никогда не общался. Я работаю в компании с 1994 года. Независимо от того, кто акционер.

Hubs