Рейдерство, коррупция в Украине, борьба с коррупцией • Национальный антикоррупционный портал «АНТИКОР»

Последняя пленарная неделя в парламенте. Кто и как делит бюджетные средства в Украине

Последняя пленарная неделя в парламенте. Кто и как делит бюджетные средства в Украине
Последняя пленарная неделя в парламенте. Кто и как делит бюджетные средства в Украине

Эта неделя будет последней пленарной перед летними каникулами в парламенте. Для народных избранников эта сессия может оказаться последней полноценной – внеочередные выборы в парламент могут состояться уже в октябре этого года. Об этом на сессии парламентской ассамблеи Совета Европы заявил Петр Порошенко.

Накануне роспуска парламента и досрочных выборов Forbes проанализировал, кто из действующих депутатов больше всего влиял на распределение бюджетных средств. К тому же существует большая вероятность встретиться с ними и в Верховной раде восьмого созыва.

Самый многочисленный

Вес законодательной власти в Украине часто определяется влиянием на формирование государственного бюджета. Основные лоббистские усилия в парламенте сконцентрированы на бюджетном комитете. Он самый большой по численности в Верховной раде и насчитывает 37 человек (сегодня 36, так как Татьяна Слюз сложила полномочия). В текущем созыве предыдущая власть имела и имеет в комитете 22 места – 20 остались за Партией регионов и два – КПУ.

В Украине и Бюджетный кодекс, и регламент Верховной рады при формировании бюджета определяющую роль отводят исполнительной власти. Кабмин контролирует все финансовые потоки и готовит проект бюджета на каждый год. Народным депутатам отводится роль статистов, которые должны узаконить бюджетные подходы Кабмина. Де-юре, согласно Бюджетному кодексу, депутаты могут влиять на процесс, но де-факто этого не происходит. Все обсуждение проходит в первом чтении, а при предыдущей власти – даже без обсуждения.

Текущий состав участников бюджетного комитета вряд ли можно назвать профильным: из 36 (37) человек базовым финансово-экономическим образованием владеет менее трети. Всего один член комитета, «ударовец» Павел Ризаненко обладает финансовым образованием международного уровня.

Согласно логике, депутат – член бюджетного комитета должен инициировать профильные законопроекты, касающиеся изменений текущего бюджета и совершенствования бюджетного процесса (Бюджетного кодекса).

Тем не менее, анализ депутатских инициатив в этом направлении показывает – члены бюджетного комитета в подавляющем большинстве не интересовались внесением изменений в Государственный бюджет или Бюджетный кодекс, а если и готовили соответствующие предложения, то безрезультатно. Они или не были рассмотрены парламентом, или были отвергнуты.

Самыми результативными оказались Евгений Геллер и Александр Пресман. Первый был успешен в силу своей должности – главы комитета, а второй благодаря чуткому вниманию к потребностям Минюста (364 и 123 млн гривен) и МИД (6 млн гривен).

Регионал Константин Павлов подставил плечо Минфину и успешно провел вопрос уменьшения поступлений в бюджет и увеличения внешнего долга Украины на 19 млрд гривен. Выделить на президентские выборы 1,9 млрд гривен помог Евгению Геллеру член «Батькивщины» Владимир Шкварилюк.

По-настоящему успешный лоббистский законопроект в сфере изменения бюджета был принят с подачи члена ПР – Артура Мартовицкого. За счет атомных энергетиков в пользу угольных генералов было направлено 1,5 млрд гривен.

Успешные изменения государственного бюджета, принятые парламентом с подачи членов бюджетного комитета, направлены исключительно на перераспределение средств внутри исполнительной власти и госпредприятий.

Forbes внимательно изучил рабочую таблицу депутатских предложений к проекту госбюджета на 2014 год.

Из 37 членов комитета только 18 внесло свои предложения. Одним из самых активных депутатов комитета оказался Александр Пресман. Сфера его интересов при подготовке бюджета была самая широкая: от финансирования Администрации президента и Института физкультуры до освещения улиц и премии Т.Г.Шевченко.

Виктор Жеребнюк больше всего уделял внимание финансовой помощи Винницкой области. О родных регионах беспокоились и Владимир Шкварилюк (Ивано-Франковская обл.), Олег Медуница (Сумская обл.), Евгений Геллер (Донецкая обл.) и др.

В инициируемых депутатами поправках, как и в случае с законопроектами о внесении изменений в бюджет, превалируют социально-популистские и ведомственные интересы.

Оксана Калетник, первая замглавы комитета по вопросам бюджета, считает, что если оценивать деятельность бюджетного комитета по пятибалльной шкале, его оценка близка к нулю. По ее мнению, деятельность комитета должна строиться на проведении консультаций, круглых столов, конференций, инициированных самим комитетом.

«Бюджет – это инструмент взаимодействия с обществом. Чем внятнее и правильнее работает общество, тем процент отъема от ВВП бюджетного наполняющего меньше. А эффективное использование средств – это показатель выполнения тех программ, которые являются сутью деятельности отраслевых министерств», – подчеркивает она.
Обычно на госпрограммы выделяют деньги «на все», а потом, как в пинг-понге, перебрасывают с одной статьи на другую. «Это все существует годами, и ничего не делается для того, чтобы что-то изменить. А чтобы что-то менять, нужен конструктивный диалог, – поясняет Калетник. – В сложившихся реалиях бюджетный комитет играет роль дымовой завесы между исполнительной властью и обществом, ведь изначально он заложен как площадка для диалога, где можно все рассмотреть». По ее словам, после революции отношения внутри комитета не поменялись, и депутаты не стремятся выступать единым фронтом.

«Никакой системный работы бюджетного комитета по Бюджетному кодексу я не наблюдал», – солидарен с ней и Павел Ризаненко, член бюджетного комитета от УДАРа. В качестве примера он приводит закон о бюджете на 2014 год, который принимался еще при Викторе Януковиче, и который комитет рассмотрел только один раз.

«Единственным результатом работы бюджетного комитета было то, что он придумал сделать приложение 11 к закону про бюджет, в котором расписал 1 млрд гривен», – говорит нардеп. Эти деньги должны были идти в Фонд регионального развития на капитальные расходы, но бюджетный комитет расписал сумму на детальные капрасходы по округам мажоритарщиков из бюджетного комитета или же других депутатов.

«Подкуп, по сути, непрямой, но капрасходы расписали именно по округам депутатов-мажоритарщиков. Новая власть это приложение отменила», – напоминает он. При прошлой власти регулярно проводились заседания на протяжении пленарной недели – различные согласования перераспределений в бюджетном комитете, сейчас таких согласований в правительстве мало.
Тендерное направление

Одно из основных направлений распределения бюджетных средств – госзакупки. В 2013 году объем госзакупок составил 185 млрд гривен против 428 млрд в 2012-м. Такое стремительное уменьшение объемов объясняется, с одной стороны, сокращением госзакупок под влиянием кризиса, а с другой – переводом денежных потоков в тень, минуя тендера. Кроме того, 2012 год был уникальным, так как большое количество объектов по подготовке к Евро-2012 также прошли через тендера.

В таблице ниже представлена информация о тендерах, прошедших в период текущей каденции депутатов. Источник данных о победителе – общественный проект «Наші гроші». Связь фирмы-победителя тендера с депутатом – членом бюджетного комитета не означает, что тендер прошел с нарушениями или что имел место сговор с чиновником. Целью было определить наличие связи между членами бюджетного комитета и госзакупками.

«Есть задача – проголосовать за или против тех или иных перераспределений. Чтобы голосование было безболезненным, вокруг него было поменьше криков, нужно сделать какое-то количество депутатов лояльными к себе, которые дадут и свои голоса. Этим и можно объяснить то, что победы на гостендерах депутатов бюджетного комитета – результат договоренностей», – констатирует Оксана Калетник.

Виктор Чумак, глава комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, отмечает, что связь между победителем и организатором тендера «не красит ни членов бюджетного комитета, ни аффилированные структуры, которые участвуют в тендерах и выигрывают их».

«В политику идут люди, чтобы решать не политические вопросы, а решать проблемы своего бизнеса, защищать свои бизнес-интересы. Это явный показатель того, что давно в Украине назрело отделение бизнеса от политики, – отмечает он. – Чем больше будет в политике бизнесменов, тем больше будет таких примеров. Людям надо доносить: увидел в списке бизнесмена – не голосуй за него.

В дальнейшем в рамках децентрализации бюджетный процесс может существенно измениться. Обещанное укрепление местного самоуправления невозможно без перераспределения финансовых потоков в пользу территориальных общин. По словам министра финансов Украины Александра Шлапака, Бюджетный кодекс будет меняться параллельно административной реформой. Это изменит формы влияния на бюджетный процесс.

Днепропетровская панорама


Теги статьи: БюджетНародные депутаты Украины

Дата и время 01 июля 2014 г., 10:11     Просмотры Просмотров: 2284
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus

Важные новости

Онищенко розповів, скільки Ляшко вимагав грошей за потрібні голосування Онищенко розповів, скільки Ляшко вимагав грошей за потрібні голосування 04.12.2016
Стало відомо чому Ляшко підскочив до президента після голосування за призначення Шокіна генпрокурором Подробнее
МВД опубликовало имена и фотографии полицейских, погибших в Княжичах МВД опубликовало имена и фотографии полицейских, погибших в Княжичах 04.12.2016
МВД обнародовало данные пяти полицейских погибших в перестрелке в селе Княжичи близ Киева. Подробнее
04 декабря 2016 г.
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Если бы выборы в Раду проходили сегодня, кого бы вы поддержали?












Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте