Рейдерство, коррупция в Украине, борьба с коррупцией • Национальный антикоррупционный портал «АНТИКОР»

Старые генеральные планы Киева

Старые генеральные планы Киева
Старые генеральные планы Киева

Недавно на одном из форумов нашел ссылку на сайт института «Киевгенплан», где собраны карты генпланов Киева предыдущих лет. Так как карты представляют большой интерес с точки зрения истории и развития Киева, я решил провести небольшой их анализ — что было спроектировано, что построено, а что так и осталось на бумаге.

Генеральный план 1936 года

 Генеральный план 1936 года — наиболее масштабный по переменам и по отличиям от современного Киева, хотя некое планировочное сходство все же есть. Центральная часть города такая же как и сейчас, разве что между Софиевской и Михайловской площадями изображена огромная площадь, запланированная за счет сноса Присутственных мест, видны контуры двух симметричных правительственных зданий на месте Михайловского собора (одного из которых является современным МИДом).

Печерск тоже более-менее похож на современный — изображен будущий бульвар Леси Украинки (проложенный через старую малоэтажную застройку только в конце 50-х), виден так и не воплощенный сталинский ансамбль Печерской площади. Правда, площадь пересекает неосуществленная магистраль от Красноармейской через северный Зверинец и до будущего моста Патона. После пересечения с будущим бульваром Дружбы Народов, бульвар Леси Украинки завершается просторной круговой развязкой с парком.

Юг и юго-запад в те годы не отдавался под застройку новыми районами, да и ничего интересного там не предполагалось. Стоит лишь заметить, что Одесской трассы еще нет, и дорога на юг идет по старому Васильковскому пути через территорию нынешнего ВДНХ.

В западной части города изменений гораздо больше — юго-западная трасса (Борщаговская улица и проспект Комарова) запланирована как бульвар, на участке между нынешними Индустриальным мостом и НАУ изображена огромная площадь (площадям, как видим, тогда уделяли большое внимание; еще одну крупную площадь можно увидеть на Соломенке). У западной границы города изображено некое кольцо, к сожалению, рассмотреть подпись нет возможности; еще одно такое кольцо, в два раза крупнее, изображено на месте Нивок и Сырецкого лесопарка.

На северо-западе видны две радиальные трассы, похожие на нынешние улицы Мельникова, Щусева, Стеценко и Фрунзе с Вышгородской.

Один из самых интересных моментов в данном генплане — Труханов остров, разделенный на целых четыре части! Все они соединены мостами, а на центральном острове создана очередная масштабная площадь.

А теперь перейдем к Левому берегу. Первое, что бросается в глаза, это новый порт на месте Русановки и Березняков. Как мне кажется, не лучшее место для порта. Соцгород расширен вдвое за счет территории нынешнего Северо-Броварского (Комсомольского) массива, Харьковское шоссе проходит по югу Старой Дарницы, а на Воскресенке строится железнодорожный разъезд с веткой на северо-восток.

На более поздних планах вплоть до 1966 года он еще присутствует, а вот в наше время виден только на спутниковом снимке в виде треугольника, образованного железнодорожной кривой, улицей Марка Черемшины и дачной улицей «Пилот».

Генеральный план 1947 года


Послевоенный генплан города представлял собой практически то же самое, что и в 1936 году, разве что на шаг ближе к сегодняшнему дню. Отличия:

  • Бульвар Дружбы народов (Автострада) приобрел современную трассу, более спрямленную;
  • Появились Борщаговка и Нивки, хотя в довольно абстрактном виде;
  • Запроектирован район на месте Сырецкого лесопарка, примерно там, где сейчас расположена северная часть Нивок с микрорайонами Цветоводство-1 и Цветоводство-2;
  • Всю территорию нынешней Воскресенки занимает новая железнодорожная ветка с разъездами;
  • На плане Соцгорода исчезли «косые» проспекты Мира и Гагарина, все улицы пересекаются под прямым углом, чуть севернее Ленинградской площади небольшой парк;
  • Каналы на Трухановом острове значительно уменьшились в размерах.

Генеральный план 1966 года

 

Генплан 1966 года — первый шаг к современному Киеву. Здесь мы уже видим такие привычные глазу районы как Оболонь, Троещина (правда, с совершенно незнакомой прямоугольной сеткой улиц), Харьковский, Лесной (вытянутый вдоль Броварского шоссе), Виноградарь...

Киев окружает замкнутая Кольцевая дорога (44 года назад!). Добрая половина запроектированных жилых массивов так и не была построена — на месте Русановских садов, ряд массивов вдоль левого берега Днепра к югу от Осокорков (в современном генплане они тоже есть), Пирогово, Жуляны (очевидно, с переносом аэропорта). А сколько новых трасс! Радиальная трасса от Подола до Виноградаря через Сырец с несколькими тоннелями, продолжение Дягтяревской от проспекта Победы через промзону в сторону Окружной, трасса от бульвара Леси Украинки через Протасов яр в сторону Теремков, также с тоннелями, оба моста — Дарницкий и Подольско-Воскресенский с прилегающими проспектами, проспект Ватутина, уходящий в область. Кстати, железнодорожный разъезд на Воскресенке все еще присутствует в планах — теперь отходящая от него ветка огибает Троещину с востока и уходит на север, из-за нее Воскресенка лишалась микрорайона Кибальчич.

А на Трухановом острове совсем исчезли каналы, зато прибавились у Троещины и Оболони — на месте Радужного массива, вдоль проспекта Маяковского и Оболонского проспекта. Как хорошо продуманы все транспортные связи — воистину генплан космической эпохи! В таком Киеве я бы пожил :)

Генеральный план 1986 года


1986 год — это почти уже современный Киев. Практически все современные районы построены, направления и радиусы определены, ничего сверхнового не придумаешь, поэтому проектировщики пошли в область. На этом плане мы видим, что границы Киева расширились аж до Лютежа, который по-видимому стал еще одним спальным районом Киева (интересно, а как туда добираться от Большого Киева?), Вышгород прирос еще двумя районами размером с сам городок, и вдоль Обуховской трассы выросло нечто огромное, очевидно, тоже с транспортными проблемами.

Петропавловская и Софиевская Борщаговки уничтожены, на их месте лесопарки. Бортничи также постигла печальная участь, на их месте огромная промзона. Кольцевая все еще замкнутая, как и на плане 1966 года, на юго-востоке она прорезает так и не построенные южные Осокорки на месте озер и лугов.

Вдоль Левого берега проходит трасса, сначала по ветке железной дороги, а потом переходящая в улицу Оноре де Бальзака на Троещине, приросшей одноименным селом. Воскресенский железнодорожный разъезд наконец исчез, уступив место многоэтажкам на улицах Кибальчича и Закревского.

Тоже интересный вариант развития Киева, но меньше мне понравившийся, скорее из-за того, что он больше всех похож на современный Киев.

 КиевВласть


Теги статьи: КиевГенплан

Дата и время 08 июля 2014 г., 11:02     Просмотры Просмотров: 2408
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus

Важные новости

В ходе перестрелки в Княжичах только в одного сотрудника Госслужбы охраны всадили 38 пуль В ходе перестрелки в Княжичах только в одного сотрудника Госслужбы охраны всадили 38 пуль 05.12.2016
В теле убитого в селе Княжичи Киевской области сотрудника Госслужбы охраны обнаружили 38 пулевых ранений. Подробнее
Онищенко розповів, скільки Ляшко вимагав грошей за потрібні голосування Онищенко розповів, скільки Ляшко вимагав грошей за потрібні голосування 04.12.2016
Стало відомо чому Ляшко підскочив до президента після голосування за призначення Шокіна генпрокурором Подробнее
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Если бы выборы в Раду проходили сегодня, кого бы вы поддержали?












Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте