Рейдерство, коррупция в Украине, борьба с коррупцией • Национальный антикоррупционный портал «АНТИКОР»

Кабмин вводит режим предельной экономии

Кабмин вводит режим предельной экономии
Кабмин вводит режим предельной экономии

Эффект антикризисных законов, которые парламент принял в конце марта, чтобы спасти страну от дефолта, исчерпался за три месяца.

Необходимость финансировать военную операцию на Востоке и невыполнение плановых показателей бюджета заставляют правительство изобретать методы еще более жесткой экономии, чтобы покрыть бюджетную недостачу в 31 млрд гривен.

По подсчетам министра финансов Александра  Шлапака, проведение АТО обходится бюджету в 1,5 млрд гривен ежемесячно. «Мы считаем минимально необходимой суммой 9,1 млрд до конца этого года», – сказал министр, одной фразой дав понять две вещи: что придется еще больше затянуть пояса и что военная операция на Донбассе точно не будет молниеносной.

Бюджетные поступления не дают возможности изыскать дополнительный финансовый ресурс – фактически, даже о получении запланированных доходов речь не идет. На 1 июля падение ВВП составило 5%, прогноз до конца года – минус 6,5% при изначальных ожиданиях в минус 3%. Это проседание уже формирует невыполнение доходной части на 14,5 млрд гривен к концу года. За первое полугодие налоговые поступления составили 122, 5 млрд гривен, или 96,8% от плана. Поступления от внутреннего НДС – 40,5 млрд, или 92% от плана. Основная причина недобора – замедление темпов экономического развития. Причиной отклонения от плановых показателей по импортному НДС (43,4 млрд за полугодие, или 93,2% от плана) является сокращение объема импортных операций. Например, объемы импорта за январь-апрель 2014-го составили всего 78% от показателя за аналогичный период 2013 года. Налога на прибыль предприятий поступило 24,8 млрд гривен, что меньше на 5,6 млрд гривен в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Все это вкупе с курсом гривны, который ожидался на уровне 10 грн/$, а реально доллар стоит 12 гривен, сформировало дополнительные расходы бюджета – 31 млрд гривен.

Для покрытия дефицита предлагалось «продать что-нибудь ненужное». На прошлой неделе правительство обнародовало программу приватизации, в рамках которой объявило о планах выручить 15 млрд гривен за 164 объекта госсобственности. Но сами депутаты признают, что достижение этого показателя – из разряда фантазий. «Бюджету не хватает около 14,5 млрд [до конца года], поскольку нужно финансировать армию, – пояснил Алексей Кайда, депутат от «Свободы», в эфире телеканала «Рада». – Но то, что удастся в текущей конъюнктуре закрыть дыру в бюджете приватизацией – сомнительно». По его словам, даже в мирные времена при плане приватизации в 10 млрд в бюджет поступало в лучшем случае 5-6 млрд. С учетом времени, необходимого на подготовку к конкурсу, прием заявок и соблюдение процедуры, шансы на то, что все объекты будут реализованы в этом году – минимальны. Откуда же правительство планирует взять деньги? 

Льготная ревизия 

Вчера были обнародованы два правительственных законопроекта, направленных на решение проблемы  недостатка средств в казне. Одним из них пересматриваются статьи расходов госбюджета, второй  урезает льготы для большинства секторов экономики. Согласно законопроекту «О  внесении изменений в Налоговый кодекс Украины», за счет отмены льготных режимов правительство планирует положить в госказну до конца 2014-го дополнительные 11,4 млрд гривен и привлечь в бюджет 2015 года около 32,7 млрд гривен.

Идут «под нож» льготы по налогу на прибыль институтов совместного инвестирования (инвестфондов), отменяется сниженная ставка налогообложения по операциям с ценными бумагами и деривативами, лишаются льгот отельеры и предприятия электроэнергетики, в том числе те, которые используют возобновляемые ресурсы. Увеличиваются ставки за пользование недрами – до 70% вне зависимости от глубины добычи (сейчас 28% для газа из залежей до 5 км и 15% – более 5 км); меняются условия налогообложения – на плату за пользование недрами для нефти и газового конденсата – 5261 грн/тонна и 2160 грн/тонна соответственно вместо процентных ставок (18%, 39%, 42% в зависимости от глубины залегания). Эффект для бюджета – 9 млрд гривен. Еще 2 млрд должны составить поступления от экологического налога. 

Содержит документ и несколько новостей для аграриев. Все – плохие.  Как сообщал Forbes, крупные агрохолдинги предложено лишить права на спецрежим – с 1 января 2015 года они должны будут перейти на общую систему налогообложения. Кроме того, до 1 января 2015-го продолжается срок действия невозврата НДС при экспорте зерна. «Данный законопроект фактически ликвидирует спецрежим по уплате НДС для сельхозпроизводителей, а также ФСН, оставляя их лишь для небольших предприятий (1000 га в обработке, 20 млн гривен годового оборота)», – констатирует Владимир Макар, глава Украинской аграрной ассоциации. По его словам, де-факто это означает полную отмену господдержки АПК, поскольку мелкие производители мало влияют на общие результаты работы отрасли. «Фактически льготы государство забирает у более чем 90% производителей валовой сельхозпродукции, не считая домохозяйств», – дополняет президент Украинского клуба аграрного бизнеса Алекс Лисситса. Макар уверен – со временем бизнес адаптируется, разобьет свои земельные банки на множество мелких предприятий и уйдет в тень. Поэтому ожидаемой экономии государственных средств не произойдет.

Разработчики постарались подсластить пилюлю бизнесу, введя мораторий на проверки до конца года – для их проведения правоохранительным органам потребуется особое разрешение Кабинета министров. Однако монополию на проверки сохраняет государственная Фискальная служба – на нее необходимость запрашивать санкцию правительства не распространяется.

Также следует признать, что вводя программу экономии для всей страны, чиновники предлагают начать с себя. Законопроект «О внесении изменений в закон Украины «О государственном бюджете на 2014 год» предполагает сокращение расходной части бюджета почти на 40 млрд гривен. Достичь экономии планируется, в том числе, за счет урезания расходов на госаппарат. Чиновников ожидают  увольнения, сокращение или отмена надбавок и премий, отпуск за свой счет или уменьшение рабочей недели с соответствующей коррекцией окладов. Годовые расходы в бюджете заложены на уровне 378 млрд гривен, из которых за полгода потрачено 174,4 млрд гривен, или 46% от годового объема. На следующие шесть месяцев Минфин предлагает превзойти результат экономии первого полугодия и потратить не более 164,8 млрд гривен.

Рассмотреть оба документа Рада может в четверг, 24 июля. Процесс не обещает быть легким, если документ не претерпит изменений. «Хотите секвестр бюджета – сделайте секвестр коррупции и секвестр олигархов. Но планируется секвестр гуманитарной сферы!» – возмущается нардеп Николай Томенко. К примеру, Минфин предлагает передать финансирование техникумов и училищ местным бюджетам, а Национальную Оперу отдать на содержание Киеву. «Откуда у них на это средства? Давайте искать деньги там, где они есть», – призывает Томенко. 

Владимир Литвин также не готов безоговорочно одобрять план сокращения расходов. «Давайте не подвязывать ко всему сектор безопасности и обороны. Недавно мы уже проголосовали и урезали социальные выплаты. Совесть надо иметь», – эмоционально заявил политик.

Уполномоченный депутатской группы «За мир и стабильность» Виталий Грушевский предлагает, прежде чем еще больше «закручивать гайки», проанализировать структуру расходования госсредств. В частности, заслушать отчет Минобороны о количестве полученных из бюджета денег и направлении их трат. «Перечень компаний, которые принимали участие в тендерах, и по какой цене они предлагали необходимые для армии вещи, – перечисляет он. – Сколько было получено от всех международных финансовых институтов, и на какие профильные министерства пошли деньги. И есть вопрос по «Нафтогазу» – есть госдолг, так дайте ответ, какие компании задолжали  НАКу».

Глава комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник не исключает, что комитет поддержит законопроект, но ответственность за его последствия возлагает на правительство: «Если мы и дальше будем принимать поправки в Налоговый кодекс раз в квартал, ни к чему хорошему для промышленности это не приведет».  

Спасибо и прощайте

Внесение изменений бюджет и отмена льгот может стать дембельским аккордом Верховной рады 7-го созыва. О роспуске парламента депутаты говорят, как о неизбежности, заявляя о готовности большинства голосовать за самороспуск. План Б на случай, если депутаты заартачатся, озвучил Андрей Кожемякин (фракция «Батькивщина»). «Зайти, развалить [коалицию], потом 30 суток, потом 24 августа… Президент объявляет о том, что он подписывает указ [о роспуске], 26-го августа – роспуск и т.д.», – сказал он в ходе заседания согласительного совета 21 июля.

Валерий Сушкевич, глава комитета парламента по вопросам пенсионеров, ветеранов и инвалидов, отмечает, что вводя жесткую экономию для всех отраслей, правительство не гнушается потратить  средства на избирательную кампанию. По оценке Александра Турчинова, бюджет парламентских выборов – около 1,5 млрд гривен. «Я как «социальщик» не понимаю, как  можно сейчас потратить деньги на выборы? 1,5 млрд – это страшная цифра!  Да, я проголосую за секвестр, потому что надо спасти страну. Но у меня вопрос: на что мы потратим эти деньги?!» – восклицает Сушкевич. Он также опасается, что предвыборная борьба будет способствовать разъединению общества, а не его консолидации.

Давид Жвания полагает, что чем быстрее будут назначены  перевыборы – тем лучше для страны в целом. А ждать для этого окончания войны на Востоке – бесперспективно. «Чем быстрее мы проведем выборы, тем быстрее закончим  войну», – прямо заявил он. По его словам, дестабилизация на Востоке создает дымовую завесу, которой пользуются для отстаивания личных интересов. «Каждый ссылался на кровь, на войну, на матерей… Это искусство спекуляции. 450 человек обманывают население, Украину. Ссылаются на войну, а на самом деле спасают свои шкуры», – резюмирует он.

Форбс


Теги статьи: ЕкономікаКабмин

Дата и время 22 июля 2014 г., 10:42     Просмотры Просмотров: 2074
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus

Важные новости

Украине не хватает 50 млрд грн на перерасчет пенсий в 2017 году Украине не хватает 50 млрд грн на перерасчет пенсий в 2017 году 02.12.2016
На перерасчет пенсий в 2017 году Украине необходимо 50 миллиардов гривен. Подробнее
Сумские фискалы стали заложниками монополизации рынка тканей Бедриковским Сумские фискалы стали заложниками монополизации рынка тканей Бедриковским 26.11.2016
События последних дней, происходящие в ГФС Сумской области, носят явные признаки четко спланированного возмездия за пров… Подробнее
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Если бы выборы в Раду проходили сегодня, кого бы вы поддержали?












Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте