АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 3°C
Харьков: 3°C
Днепр: 6°C
Одесса: 6°C
Чернигов: 2°C
Сумы: 2°C
Львов: 2°C
Ужгород: 4°C
Луцк: 2°C
Ровно: 2°C

Кризис в Украине завершится лишь устранением президента, – Умланд

Кризис в Украине завершится лишь устранением президента, – Умланд
Кризис в Украине завершится лишь устранением президента, – Умланд

Превращение Украины в парламентскую республику решило бы как нынешний злободневный вопрос, так и более глубокую и давнюю проблему политической системы.

Так считает Андреас Умланд, кандидат исторических и политических наук, старший научный сотрудник Института евро-атлантического сотрудничества в Киеве и главный редактор книжной серии «Советская и постсоветская политика и общество» издательства «Ибидем» в Штутгарте.

В чем суть сегодняшнего внутриполитического вызова для Украины? Как разрешить правительственный кризис прагматично и быстро? Какой способ может стать устойчивым?

Продолжающемуся политическому кризису постмайданной Украине в начале февраля 2016 г. положила начало громкая отставка министра экономики Айвараса Абромавичуса, вызванная махинациями приближенного Петра Порошенко (Игоря Кононенко), а не Арсения Яценюка. Таким образом, идея того, что смена премьера, а не президента решит проблему, всегда казалась несколько странной, если не манипулятивной.

Такое впечатление усиливается на фоне того, что вероятный будущий премьер-министр Украины, спикер Верховной Рады Владимир Гройсман, также известен как ставленник Порошенко.

После недавних нелепых обвинений Порошенко в адрес «New York Times», открытий о нем в «Панамских документах», ряда других политических казусов и ошибок за последние несколько месяцев (Сакварелидзе, Фирсов, Томенко и так далее), трудно себе представить, что Порошенко может просто продолжать свое президентство так же, как он это делал с 2014 года.

Элегантным способом избежать новых президентских выборов, ненужных сейчас Украине (и, как указано ниже, вообще), стала бы конституционная реформа, отменяющая украинский институт президентства в его нынешней форме. Президент должен превратиться из лидера страны в номинального главу государства с четко ограниченными полномочиями и без собственного административного аппарата, который следует заменить небольшим техническим секретариатом. Этот совершенно новый и лишенный своих ранних полномочий «президент» мог бы быстро избираться Верховной Радой или собранием народных депутатов и региональных депутатов, например, 423 депутатами Рады и 423 депутатами областных рад.

Важно отметить, что такие изменения соответствовали бы и заключениям относительно недавних, релевантных качественных и количественных политологических исследований. Видные эксперты по политическим системам и постсоветскому пространству в результате крупных исследований установили тесную причинно-следственную связь между успехом демократизации и конституционной слабостью или полным отсутствием всенародно избранного президента в политической системе юных демократий.

Наиболее значимые тексты в этой сфере, пожалуй – сборник статей Роберта Элги и Софии Мёструп «Semi-presidentialism in Central and Eastern Europe» (Полупрезидентство в Центральной и Восточной Европе), вышедший в Манчестерском университетском издательстве в 2008 году, и статистический анализ посткоммунистических стран Стивена Фиша «Strong Legislatures, Strong Democracies» (Чем сильнее парламенты, тем сильнее демократии), опубликованный в 2006 году в ведущем американском периодическом издании по демократизации «Journal of Democracy».

Фиш, например, завершает свою статью словами: «Полученные данные наглядно демонстрируют, что сильная законодательная власть – это однозначное благословение для демократизации». Относительно глубины взаимосвязи между мощью парламента и степенью демократизации, Фиш отмечает: «Корреляция очень высока. Сила национальной законодательной власти – это значимый, а может, и самый главный институциональный ключ к демократизации».

Исходя из этого, Фиш рекомендует: «Практический вывод из полученных результатов очевиден. Политики, желающие демократизировать свою страну, должны сфокусироваться на создании сильного законодательного органа. В политических системах со слабыми парламентами главным приоритетом демократов должно быть проведение конституционных реформ, направленных на укрепление законодательной ветви власти».

Следует подчеркнуть, что результаты исследований как Елги и Мёструп, так и Стивена Фиша базируются на эмпирических исследованиях, т.е. на реальном опыте сопоставимых с Украиной стран. Большинство же из того, что можно услышать в современных украинских общественных дебатах в защиту института президента, напротив, базируется на размытых политических умозаключениях, неуместных межкультурных сравнениях (например, с США) или смелых контрафактических догадках. Иногда то или иное конституционное регулирование даже оправдывается историческими спекуляциями или метафизическими рассуждениями.

Хорошая идея. Только, к сожалению, трудновоплотимая.

По материалам: Informator.news


Теги статьи: ПорошенкоКризис

Дата и время 03 мая 2016 г., 17:39     Просмотры Просмотров: 2217
Комментарии Комментарии: 0

Похожие статьи

Активисты пришли к особняку Порошенко в поисках пропавшего соратника Саакашвили
Предательство Порошенко: «Это не абстрактная зрада, а непосредственная подлость, с именами и фамилиями преданных»
Ляшко хочет стать Президентом и помириться с Россией

Мэр Конотопа в пух и прах разнес Порошенко
Переговоры Украины с Польшей: сделан важный шаг к примирению
Нардепи закликали Президента втрутитися в ситуацію з Сінним ринком

Офицеры, если вы готовы потерять честь и достоинство ради жирного борова, подумайте о своих детях — Богуцкая
Турчинов и Порошенко заранее решили, кто станет главой Госбюро расследований
Небоженко: Мы должны «наесться» Петром Алексеевичем, чтобы выработалось противоядие

В Украине под руководством президента происходит реванш коррупционеров — заявление нардепа Сергея Лещенко
Порошенко продолжает похищать людей — Сакварелидзе
Главный бренд Порошенко занял третье место по стоимости в Украине

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

На чьей вы стороне в событиях под Радой?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.087989