АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал

Вымогательство узаконят. Власть проталкивает закон о частных судисполнителях

Вымогательство узаконят. Власть проталкивает закон о частных судисполнителях
Вымогательство узаконят. Власть проталкивает закон о частных судисполнителях

21 апреля 2016 года Верховная Рада во втором чтении отклонила пакет из двух законопроектов по реформированию исполнительной системы, главной новацией которых было введение института частных судебных исполнителей. За нормативы проголосовали всего 170 депутатов при минимально необходимых 226 голосах.

И слава Богу, поскольку такое, по сути, узаконивание коллекторства могло привести к тяжелейшим последствиям для миллионов рядовых граждан. Но успокаиваться рано, поскольку обязательства по проведению реформы исполнительной службы Украина взяла на себя в рамках ассоциации с ЕС и переговоров с МВФ и на ее выполнение у страны осталось полгода.

Правда, реформа исполнительной системы отнюдь не означает введение частных исполнителей, что является, по сути, приватизацией сугубо государственных функций. Но, как известно, отечественная олигархическая власть привыкла трактовать различные нормы так, как ей это выгодно.

Новые попытки возобновить сотрудничество с МВФ ознаменовались, в том числе, активизацией в вопросе введения частных судебных исполнителей. Еще в августе 2015 года соответствующие законопроекты были внесены Порошенко как неотложные и 8 октября прошлого года были приняты в первом чтении, а в марте-апреле 2016 года активизировалась подготовка норматива ко второму чтению, но принятие решения, повторим, было отложено.

Теперь звучит набивший оскомину тезис о том, что без введения частных исполнителей, дескать, МВФ не даст очередной транш в размере всего-то 1,7 млрд долларов. Хотя Украина и так уже давно живет без кредитов МВФ. Не говоря уже о том, что увязка кредитования МВФ и введения частных исполнителей представляется не просто сомнительной, но и, мягко говоря, надуманной. Ведь об условиях кредитования широкой общественности известно лишь то, что они непрерывно обсуждаются и изменяются. Трудно сказать, когда и в связи с чем среди условий появилось требование ввести частных исполнителей и существует ли такое условие вообще, но следует вспомнить, что катастрофический рост тарифов на коммунальные услуги, который долгое время рекламировался как условие МВФ, в конечном итоге оказался затеей прежде всего отечественной власти и олигархов, что даже нашло отражение в коалиционном соглашении, заключенном при формировании правительства Яценюка после досрочных парламентских выборов 2012 года.

Осталось еще ввести частные суды, прокуратуру и органы внутренних дел!

Кроме того, предлагается открыть доступ к некоему «единому реестру должников», что противоречит Конституции, является вопиющим нарушением прав человека и норм действующего законодательства.

Законопроекты о частных исполнителях -- ярчайшее свидетельство того, что в Украине неуклонно деградируют государство и социальная система в целом. Все глубже погрязая в коррупции, государство не способно выполнять функции, которое должно выполнять только оно и никто другой. Это обстоятельство используется для демагогии на тему необходимости приватизации всего и вся, включая неотъемлемые государственные функции. За подобной демагогией обычно стоят шкурные интересы определенных социальных групп и конкретных лиц.

Шкурный интерес маскируют красивыми лозунгами о крайней необходимости срочнейшей реформы судебной системы и связанных с ней сфер. Но за «реформу», как и водится, взялись «с заднего конца». Вместо того чтобы начать с наведения порядка прежде всего в насквозь коррумпированных судах, власть зело озаботилась тем, чтобы, так сказать, узаконить коррупцию в исполнительной службе, исполняющей решения коррумпированных судов, фактически возводя в закон вымогательство.

В условиях тотальной коррупции в судебной и правоохранительной системеах Украины и в государстве в целом введение частных исполнителей станет не чем иным, как узаконенным вымогательством, да еще в условиях прогрессирующей массовой нищеты, когда долги миллионов граждан, в частности за коммуналку и не только, будут стремительно расти! По сути, олигархическая власть готовит еще один механизм экспроприации граждан, наряду с катастрофическим повышением тарифов на газ, электроэнергию и коммунальные услуги, а также с галопирующей инфляцией и обвальной девальвацией национальной валюты в последние два года.

Суета меркантильных интересов

Справедливости ради следует отметить, что ситуация с исполнением судебных решений в стране действительно критическая. Из-за перегруженности государственных исполнителей, на каждого из которых в месяц приходится до 120 дел при зарплате 2-3 тысячи гривен, в Украине не выполняется около 70% судебных решений. Поэтому ответчики-должники часто «решают вопрос» путем дачи взятки, после чего о необходимости исполнения судебного решения как бы «забывают».

Даже кристально честное решение суда исполнить более чем проблематично, особенно ежели не давать взятки, а действовать в правовом поле, смиренно дожидаясь исполнения судебного решения государственными исполнителями.

В результате только долги бизнеса государственному бюджету оцениваются в 55 млрд гривен. Просроченная задолженность заемщиков по банковским кредитам, по состоянию на 1 июля 2015 года, когда Порошенко подал законопроекты в Раду, составляла почти 189 млрд гривен, в том числе долги физических лиц — 167,5 млрд гривен. В целом же сумма долговых обязательств, по которым в Украине были открыты исполнительные производства, оценивается в 400 млрд гривен. Таким образом, налицо огромные суммы, на выбивании которых можно хорошо поживиться, и именно это, очевидно, является главной причиной того, что «реформу» начали именно с этого!

14 августа 2015 года в разгар летних вакаций в Верховной Раде были зарегистрированы два законопроекта — № 2506а «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов власти» и № 2507а «Об исполнительном производстве». Субъектом права законодательной инициативы и инициатором законопроектов выступил Президент.

Следует, разумеется, отметить, что проекты эти сочинял, конечно же, не сам Порошенко лично. Лоббистов и просто "интересантов" в этом вопросе хватает. В пояснительной записке к законопроекту № 2506а отмечается, что документ разработан мощным авторским коллективом, в который вошли, в частности, эксперты рабочей группы некоего Совета по вопросам судебной реформы, являющегося консультативно-совещательным органом при Президенте. При этом были доработаны законопроекты Кабмина с участием представителей Министерства юстиции, ряда народных депутатов и экспертов. Такой обширный круг желающих поучаствовать в этом рутинном юридическом вопросе наводит на обоснованное подозрение, что столь многочисленными авторами движет не только бескорыстная тяга к совершенствованию законодательной базы.

В свою очередь, в пояснительной записке к законопроекту № 2507а говорится, что и здесь круг авторов не менее широк. В этом документе также отмечается, что он подготовлен во исполнение заданий, определенных Стратегией реформирования судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов на 2015-2020 годы, которая утверждена указом Порошенко от 20 мая 2015 № 276.

Бросается в глаза следующий весьма показательный факт. Указ Порошенко издан в мае, но из всех мер по судебной реформе в ускоренном темпе до августа подготовили именно законопроекты, вводящие частных исполнителей и прочее связанное с этим, скажем прямо, «вымогалово». Собственно, на этом «реформы» остановились... Очевидно, именно разворачивание частного бизнеса по выколачиванию долгов является самым «вкусным» в обозначенной «реформе».

«О чем поется в этой песне»

Впрочем, пояснительные записки к обоим законопроектам содержат дежурные красивые фразы. Утверждается, что принятие документов обеспечит построение современной, эффективной и действенной системы принудительного исполнения судебных решений и решений других органов в соответствии с европейскими стандартами. Это также создаст конкуренцию между государственными и частными исполнителями, что будет способствовать уровню профессионализма исполнителей и качества выполнения судебных решений, снижению уровня заформализованности процедур, оптимизации стадий исполнительного производства и сроков проведения исполнительных действий. И — что циничнее всего! — увеличит уровень доверия общества к системе принудительного исполнения решений судов в целом.

Не менее и даже более циничным является намерение внедрить в сферу исполнительного производства рыночные отношения. Дескать, государственный исполнитель выбьет долги, условно говоря, за 5%, а «бригада пацанов» типа «частные исполнители» за 4,5%, причем пацаны в средствах и методах достижения, как известно, щепетильностью не страдают, а потому выполнят работу быстрее. Повторим, что сие есть не что иное, как полная и окончательная деградация насквозь коррумпированного криминально-олигархического государства, которое отдает на откуп, откровенно говоря, бандитским структурам неотъемлемые государственные функции, попутно легализуя бандитизм «законами», которые напичканы красивыми «европейскими» фразами.

Важнейшей новацией предлагаемых законопроектов является введение института частных судебных исполнителей. Их правовой статус и организация деятельности определяются в проекте закона «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов». Предлагается наделить частников практически теми же правами, что и государственную исполнительную службу. Частники получат право взыскивать любые долги юридических и физических лиц, обращая взыскание на их денежные средства и/или имущество, естественно, только при наличии соответствующего решения суда. Работать частные исполнители будут за процент от взыскиваемой с должника суммы. Вполне возможно, что полем деятельности частных исполнителей станут не только просроченные банковские кредиты, но и долги по коммуналке. И это в условиях гигантского роста тарифов на услуги ЖКХ и обнищания населения прежде всего по вине власти!

Впрочем, деятельность частников будет иметь ряд ограничений. Право взыскивать долги государства, местного самоуправления, предприятий с долей государства 25% и более, а также коммунальных предприятий остается исключительно за государственными исполнителями. То есть государство предусмотрительно вывело себя за пределы компетенции частных исполнителей, что вызывает множество вопросов.

Кроме того, власть решила не обострять социальную обстановку, а потому частникам не предоставляется право выселять граждан из жилья. Это смогут делать только государственные исполнители. Но частники получат право конфисковать другое имущество должников, например, автомобили, бытовую технику, драгоценности.

Еще один любопытнейший нюанс: взыскивать долги с чиновников и депутатов будут иметь право исключительно государственные исполнители. Частников к этому занимательному действу допускать не будут. Сие ограничение специально прописано в проекте закона и тоже вызывает массу вопросов.

Итак, согласно предлагаемым законопроектам частные исполнители будут получать 5% от суммы долга или стоимости взысканного имущества, а также гонорар, размер которого будет устанавливаться договором между взыскателем и исполнителем.

А готовые «кадры» для формирования рядов частных исполнителей в лице нынешних так называемых коллекторов в наличии имеются. Подобный «бизнес» изначально дурно пахнет, ибо подобен, образно выражаясь, питающимся падалью стервятникам. По ряду причин, прежде всего из-за череды кризисов и обвальной бедности в Украине, у нас этот бизнес особого развития не получил. И слава Богу, поскольку в стране, ведущей войну и напичканной оружием, подобная активность может привести к массовой стрельбе боевым оружием на поражение. По некоторым данным, оставшиеся коллекторы переключились на обслуживание интересов российских банков, которые уже давно имеют базы должников, сформированные по категориям. Кстати, многое из того, что власть намерена ввести с принятием указанных законопроектов, соответствует именно российской практике, давно существующей в стране-агрессоре.

Но коллекторы никаких реальных юридических прав не имеют. И опять-таки, слава Богу! Зато, переквалифицировавшись в судебные исполнители, в случае принятия указанных законопроектов, они получат огромные полномочия: изымать и арестовывать имущество и денежные средства на счетах, налагать запрет на распоряжение движимым и недвижимым имуществом, устанавливать штрафы и прочее.

В условиях тотальной коррупции подобные новации чреваты непредсказуемыми последствиями. Также возникает возможность того, что мафиозно-олигархические структуры будут создавать «карманных» исполнителей, которые под видом исполнения судебных решений будут заниматься рейдерством и рэкетом.

Словом, вместо того, чтобы совершенствовать и очищать от коррупции государственную исполнительную службу, ей создается частный конкурент, что приведет к полному беспределу.

В этом смысле огромную опасность несет еще одно новшество, предлагаемое в указанных проектах. Речь идет о формировании некоего Единого реестра должников, который будет открыт для всех заинтересованных структур и лиц. База будет содержать информацию о должниках перед банками, алиментщиках, должниках за ЖКХ и так далее. Широкий доступ к подобной информации является нарушением Конституции в части прав человека, а также нарушает нормы действующего законодательства о защите персональных данных, о банковской тайне и так далее. Но находящихся ныне при власти «демократов» подобное грубейшее нарушение демократических норм и правовой нигилизм, похоже, совершенно не смущают.

Ситуация осложняется тем, что широкие массы плохо разбираются в подобных материях или вообще не наслышаны о том, что им готовят еще один способ экспроприации в виде новой нормативной базы об исполнительном производстве, да еще в условиях тотальной коррупции в судебной системе. Подобные новации власти необходимо срочно рубить на корню, в том числе путем массовой, скажем откровенно, классовой борьбы. Но к подобным организованным формам социальной борьбы отечественные массы обывателей не готовы, они способны только орать нецензурные «кричалки» в адрес Путина!

К чему это ведет, или Еще раз о деградации государства

Ведь с принятием подобной юридической базы ситуация может стать неуправляемой. Разного рода монополисты, например, газовые и энергопоставляющие компании, контролируемые, как правило, олигархами, получат возможность зарегистрировать на связанных лиц фирмы по выбиванию долгов и по реализации конфискованного в счет покрытия долга имущества.

Факты вопиющих злоупотреблений в государственной исполнительной службе всплывали не раз. Среди них и противоправное освобождение должников от уплаты долга путем фальсификации документов об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и реализация арестованного имущества в сговоре с торговой организацией по значительно заниженной стоимости и прочее. Если подобное происходит в государственной службе, то можно себе представить, что будет твориться, если исполнение судебных решений отдать на откуп мафиозным структурам, контролируемым олигархами и криминалитетом.

Несмотря на, мягко говоря, сомнительность указанных законопроектов, они были с первого раза взяты парламентом за основу 8 октября голосами 246 депутатов.

Обращают на себя внимание аргументы, которые выдвинул в пользу принятия законопроектов министр юстиции Павел Петренко. Презентуя эти документы, Петренко сыпал красивыми словами, цитировал древнегреческого философа Платона и договорился до того, что заявил: «Приняв пакет законов в сфере исполнения судебных решений, мы улучшим жизнь украинцев». Возможно, он где-то даже прав: жизнь тех, кто имеет деньги нанять частных исполнителей, а заодно и оплатить нужное решение суда, действительно улучшится!

В качестве одного из аргументов Петренко отметил: «В Украине только 20% судебных решений исполняются, и эта проблема касается всех органов власти. Очевидно, что человек, прошедший множество бюрократических процедур, имеет право на исполнение вынесенного по его делу судебного решения». При этом министр, ничтоже сумняшеся, обходит тот факт, что если в Украине 80% судебных решений не выполняется подконтрольной его министерству исполнительной службой, то это говорит о гнилости системы и вообще, как минимум, о профессиональной непригодности самого Петренко в частности. Но это совершенно не говорит о том, что государственную исполнительную систему следует подменить частной, скажем откровенно, «рэкетней»!

При этом Петренко, как и водится, сослался на «передовой опыт развитого Запада», прежде всего Польши, где после введения частных исполнителей уровень исполнения судебных решений якобы достиг 80%. Но, во-первых, Польша — это далеко не всегда образец для подражания. Во-вторых, далеко не во всех европейских странах есть частные судебные исполнители, а сравнение их с частными нотариусами, которое приводит Петренко, мягко говоря, хромает на обе ноги. В-третьих, делегирование частным структурам неотъемлемых функций государства вообще является крайне дискуссионным вопросом в мире, и это присуще скорее англосаксонской правовой системе, прежде всего, американской, но отнюдь не континентальной европейской практике. А что Польша скопировала американскую систему — так известно, что современная Речь Посполитая находится, по ряду причин, под сильнейшим американским влиянием.

И, наконец, абсолютно ложным является навязываемое в последнее время, в том числе через СМИ, мнение о том, что частные судебные исполнители -- это требование МФВ, без выполнения которого нам следующий транш не дадут. МВФ требует навести порядок в исполнении судебных решений с целью, например, защиты интересов инвесторов. Несомненно, это справедливое требование, если, конечно, решения судов справедливы, а с этим у нас проблема. Но это значит, что следует наводить порядок в государственных структурах, в том числе в государственной исполнительной службе, а не совершать суетливые телодвижения на тему приватизации неотъемлемых функций державы.

В любом случае ни в одной развитой стране Запада, где существуют частные исполнители, нет такого дичайшего, можно сказать, африканского уровня коррупции, какой имеет место в Украине. И пока уровень коррупции в нашей стране не будет снижен хотя бы до уровня той же Польши, а лучше Германии, ни о каких частных исполнителях и речи вести нельзя.

Если учесть, что в должниках в Украине числятся до 95% населения, особенно после катастрофического повышения тарифов на коммунальные услуги, то с принятием законов о частных судебных исполнителях социальная ситуация может стать непредсказуемой. Очевидно, одного Донбасса нашей «элите» мало...

Указанные законопроекты были подготовлены для второго чтения, но 21 апреля 2016 года, повторим, принятие решения в парламенте было отложено. По сути, принятие нормативов «поставлено на паузу». Но процесс принятия может быть возобновлен в любой момент. Тем более что имеется такой удобный для этого повод в виде «требований МВФ» и «обязательств по евроассоциации»...

ФРАЗА


Теги статьи: Верховна радаВымогательство

Дата и время 09 мая 2016 г., 14:23     Просмотры Просмотров: 1907
Комментарии Комментарии: 0

Похожие статьи

Уйти в отставку: что происходит за спиной у Гройсмана в Верховной Раде
Парубия вывели на чистую воду: вся правда в одном фото
В Кривом Роге доцент кафедры попалась на взятке в $400

Директор госпредприятия задержан за вымогательство 1,5 млн
В Винницкой области копы из отдела киберпреступности вымогали взятку в 50000 грн
Банда в Харьковской области собирала «налоги» с фермеров, угрожая их семьям

СБУ задержала на Волыни поселкового голову, занимавшегося вымогательством
Нардеп попередив про аферу з проштовхуванням президентом змін одночасно до 5-ти Кодексів
«Мене звуть Роза з Таїланду»: нардепа під час засідання Ради підловили за пікантним листуванням

Депутати виженуть журналістів зі своєї їдальні й перевдягнуть їх у костюми
Савченко явилась в Раду в космическом комбинезоне цвета хаки
Украинец: хотелось бы посоветовать госпоже Сюмар и ее коллегам по парламенту носить на лбу наклейку «Депутат»

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Что нужно сделать с Саакашвили?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.077718