АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал

Бахмутские казаки. Кто они? Страница истории одной подзабытой российско-украинской войны

Бахмутские казаки. Кто они? Страница истории одной подзабытой российско-украинской войны
Бахмутские казаки. Кто они? Страница истории одной подзабытой российско-украинской войны

В свое время Царское правительство пыталось создать симбиозное Бахмутское казачество, которое состояло бы из представителей слобожан и донцов. Этот план потерпел фиаско, а в Санкт-Петербурге в очередной раз убедились, что малороссы и великороссы — не один народ.

Осенью прошлого года городской совет Артемовска Донецкой области принял решение обратиться к Верховной Раде с просьбой восстановить его старое название — Бахмут. Жители города буквально кровью заслужили право на возврат этого исторического наименования, доказав во время событий весны — лета 2014 года, что они хотят остаться с Украиной, а не в составе марионеточного образования российских террористов.

Интересно, что в древности этот город тоже был краеугольным камнем вооруженного конфликта между украинскими (слободскими) и российскими (донскими) казаками. Царское правительство пыталось примирить соседей и даже создать симбиозное Бахмутское казачество, которое состояло бы из представителей слобожан и донцов. Этот план потерпел фиаско, а в Санкт-Петербурге в очередной раз убедились, что малороссы и великороссы — не один народ.

Впервые о «сторожке Бахмутке» в документах московитов упоминается в 1571 году. Она была местом временного пребывания пограничников, охранявших территорию Московского государства от набегов с юга крымских татар и других кочевых племен.

Но как полноценное поселение Бахмут основали казаки Изюмского слободского полка примерно в 1680-1690-х. Это было время, когда украинское казачество с запада, а российское — с востока активно вытесняли кочевников в сторону Крыма и колонизировали их земли. Именно на территории современных Донецкой и Луганской областей и сошлись две волны завоевателей и колонизаторов. В Бахмуте и возникших вокруг него хуторах они основали соляной промысел, который был тогда серьезным источником дохода.

Кордон между Запорожским и Донским казацкими войсками на востоке наметился довольно быстро вдоль естественной границы — реки Кальмиус. Эта линия сохранилась и в административно-территориальном делении Российской империи: на Кальмиусе заканчивались земли Екатеринославской губернии и начинались земли Донского войска.

А вот определиться с границей украинских и российских этнических земель на севере оказалось труднее: поселение двух народов здесь перемешались.

Бахмут был украинским казацким городом, но там селились и россияне. Неподалеку стояла их крепость Тор (нынешний Славянск), где жили также слободчане. Между населением двух поселений постоянно вспыхивали конфликты, и еще 1702 царь Петр I приказал «бахмуцких жителей русских — ведати торскому приказному человеку, а черкас (как тогда часто называли украинских казаков. — Авт.) — полковнику Изюмского полка Шидловскому».

Перепись 1703-го показала, что в Бахмуте жили семьи 112 слободских казаков, 36 россиян и 2 донца. Очевидно, именно такой состав населения и побудил Петра I окончательно передать Бахмут в подчинение Изюмскому полковнику Федору Шидловскому. С тех пор слободские казаки не пускали донских добывать соль на своих территориях.

Это стало поводом для так называемого Булавинского восстания, которое в советской истории традиционно изображали как крестьянское выступление против господствующих слоев Российской империи. Кондрат Булавин происходил из нынешнего села Трехизбенка Луганской области, которое тогда принадлежало Войску Донскому, а отец будущего бунтовщика был там станичным атаманом. В 1705 году Булавин во главе донского казачьего отряда захватил Бахмут, а себя объявил местным атаманом.

Петр I приказал войскам наказать мятежников, но выставленный против донцов русский отряд был разбит. С тех пор началось массовое восстание донских казаков против царской власти. Слобожане защищали свои земли, а затем остались на стороне Петра I. Лишь после разгрома повстанцев в сражении у урочища Кривая Лука на Северском Донце, которое произошло 8 июля 1708 года, Изюмскому слободскому полку удалось отбить Бахмут. Вскоре здесь была построена слободская крепость, на вооружении которой находились 60 орудий и 16 мортир.

Но споры и вооруженные конфликты за солеварни между слобожанами и донскими казаками не прекращались. Конец насилию был положен только в 1715 году, когда Бахмутские и Торские промыслы передали в государственную казну, подчинив Соляному управлению. Вокруг Бахмута появлялись новые рудники и хутора, их надо было охранять от грабителей — калмыцких и ногайских племен, кочевавших по степям Приазовья. Местных жителей для этого было мало, а эпизодическое пребывание в Бахмуте разных отрядов (компаний) из слободских казацких полков тоже не влияло существенно на охрану промыслов.

Чтобы решить эту проблему, а заодно и положить навсегда конец противоборству слобожан и донцов, царское правительство в 1745 году решило создать особое Бахмутское казачество. Для этого в Бахмут и Тор (современный Славянск) было переселено 712 казаков: 388 — из Войска Донского и 324 — из слободских полков. Но донцы в основном почему-то не удержались на новом месте.

Очевидно, из-за каких-то конфликтов, документы о которых не сохранились. Однако вместо них появилось немало бывших запорожцев, которые решили здесь поселиться. Вероятно, в очередном противостоянии с донскими казаками слобожан поддержала Запорожская Сечь, и именно поэтому часть ее казаков перебралась в Бахмут.

Сенатским указом от 27 октября 1748 года был создан Бахмутский конный казачий полк. В его составе должны состояли полковник, по три ротмистров, хорунжих и есаулов, полковой писарь и 300 казаков. Командиром назначили «бахмутскаго ротмистра Ивана Шабельскаго» из слободских казаков. Упомянуто в этом документе и о количестве казаков, которые остались на поселении после прибытия сюда в 1745 году: «...А в показанное трехсотенное число рядовых казаков к имеющимся ныне наличным 254 человекам 46 человек набрать тех де бахмутских, торских и мояцких казаков из казацких детей и свойственников в казацкой службе годных».

Интересно, что в указе фигурируют как отдельного социального положения маяцкие казаки. Это слобожане, которые жили в так называемом Маяцком городке (ныне село Маяки Славянского района Донецкой области). Там тоже добывали соль.

Вскоре полк оказался недостаточным для охраны многочисленных соляных промыслов и границы, поэтому к Бахмуту в подкрепление местным казакам ежегодно отправлялась конная сотня от слободских полков.

В связи с новыми завоеваниями Российской империи на юге современной Украины необходимость в существовании Бахмутского полка впоследствии отпала. Как и Слободского казачества. В течение 1764-1766 годов указами Екатерины II они были упразднены. Из слободских полков создали гусарские, а Бахмутский переформировали в Луганский пикинерный.

Тогда же на бывшей территории Бахмутского казачества были основаны массовые поселения сербов — беглецов из-под турецкого гнета. Из них набрали новый Бахмутский гусарский полк.

Бывшим Бахмутским казакам пришлось отслужить в российской армии по 15-25 лет. Они принимали участие в двух войнах с Турцией, походах против Польши и подавлении восстания Пугачева. Когда Луганский пикинерный полк находился в Оренбургском крае, им предложили там поселиться и снова стать свободными людьми. Некоторые согласились и пополнил ряды Оренбургского казачества (где уже служило немало украинских переселенцев).

Но большинство после многолетней службы пикинерами вернулась домой — в Бахмут, ставший центром одного из уездов новосозданной Екатеринославской губернии.

Город оставался сугубо украинским и во времена Российской империи. Весьма показательно, что во время переписи 1897 года 61,75% его жителей (11 928 человек) назвали себя украинцами. В период Украинской Народной Республики (1917-1918) в Бахмуте действовали отряды Свободного казачества и располагался 3-й Гайдамацкий полк, где служил известный в будущем поэт Владимир Сосюра. В 1920-е здесь действовало украинское подполье, которое уничтожилисоветские карательные органы.

Бахмут — яркая страница нашей истории, которая рассказывает о многолетней борьбе за пределы Украины. И бои за Артемовск (Бахмут) с российскими террористами и сепаратистами в 2014-м — достойное ее продолжение.

В документах 1765 года удалось найти описание двух бахмутских казаков, которые, не желая «переформировываться» в пикинёры, бежали из города. Благодаря ему можно точно реконструировать облик тогдашних бахмутцев. Один носил серый чекмень, голубой бешмет, белые шаровары, черные сапоги, черную шапку с зеленым верхом. Это одежда слобожанского образца. А второй, вероятно, был запорожцем: в зеленом чекмене, желтых сапогах и красной шапке с черной оторочкой.

Ярослав Тынченко, опубликовано в издании Тиждень.UA

Перевод: Аргумент


Теги статьи: Бахмутские казакиКазаки

Дата и время 28 мая 2016 г., 12:09     Просмотры Просмотров: 1714
Комментарии Комментарии: 0

Похожие статьи

В “ЛДНР” казаки устроили бунт: отказываются выполнять приказы российских офицеров
Позднее прозрение: «Не стоил Крым войны с Украиной»
"Нам сказали, что бандеровцы со Львова едут резать русских": казак об участии в аннексии Крыма и оккупации Донбасса

Краснодарский казак: Путин как Шура Балаганов. У него в кармане 100 тыс. лежит, а он у бабушки три рубля крадет
"Не допустить Майдана": в Ростове казачки побили нагайками сторонников Навального
Террористических казаков Якутии наградили за убийство украинцев на Донбассе

ФСБ попросила российских казаков направить добровольцев на Донбасс
Кубанское казачество массово игнорирует призывы атаманов ехать на Донбасс воевать
Российские «казаки» уже боятся ехать на Донбасс, – разведка

«Полевой командир» Гайдей-«Рим» вновь сумел улизнуть?
В окупованому Севастополі на держслужбу планують залучити 300 казаків
Избиение Путина: в Украине появился оригинальный сувенир

Комментарии:

comments powered by Disqus
25 сентября 2017 г.
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Что нужно сделать с Саакашвили?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.063913