АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 10°C
Харьков: 8°C
Днепр: 9°C
Одесса: 13°C
Чернигов: 10°C
Сумы: 8°C
Львов: 10°C
Ужгород: 11°C
Луцк: 11°C
Ровно: 11°C

Как спасти украинский лес

Как спасти украинский лес
Как спасти украинский лес

Незаконная рубка лесов и сбыт древесины, хищения и контрабанда лесоматериалов стали для Украины серьезной проблемой. Нечетко прописанные законы и масштабная коррупция еще больше подливают масла в огонь.

Сегодня реальный объем незаконных рубок в сотни раз превышает официально зафиксированный.

Который, который, по оценке Гослесагентства, составляет 24,1 тыс. куб. м. Это еще одно свидетельство неэффективного регулирования отрасли приводит к преступно-нерациональному использованию этого природного ресурса. По разным данным, на леса приходится около 16-17% от общей площади страны (около 10,6 млн гектаров), что значительно меньше, чем средний показатель по Европе (35,4%).

Поэтому, в отличие от многих европейских стран, лес в Украине выполняет прежде всего экологические функции, а государственная политика должна быть направлена на увеличение лесных площади. Эта позиция, кстати, была в очередной раз задекларирована в подписанном в Верховной Раде Украины Коалиционном соглашении (этот документ среди прочего предусматривал возвращение формирования государственной политики лесопользования в компетенцию Министерства экологии и природных ресурсов).

Однако государственную политику в сфере использования лесов до сих пор формирует Минагропромполитики, целью которого является прежде всего развитие, а не защита леса как экосистемы. За последние несколько лет объемы воспроизводства лесов составили в среднем 50 тыс. га (в 2015-м, например, было воссоздано 60,4 тыс. га, в том числе лесоразведение проведено на площади 2,5 тыс. га).

Но из-за незаконных рубок этого оказалось мало для прироста. В течение прошлого года официально зафиксировано около 8000 случаев незаконных рубок. Уничтожение и повреждение древостоев достигает 32,3 тыс. куб.м. Это чрезвычайные масштабы. Только по сравнению с 2014 годом цифра увеличилась почти вдвое.

По данным Госстата, ущерб от незаконной рубки лесов вырос с 47,6 млн грн в 2014 году до 114,2 млн грн в 2015 году. При этом надо понимать, что статистика в основном включает незаконные рубки, которые осуществляются местным населением, а потому эти данные не могут претендовать на полную достоверность. Обычно официальные показатели занижены.  

Проблемы лесного хозяйства и пути их решения Чтобы разобраться в причинах такой, прямо скажем, нездоровой ситуации в отрасли, надо внимательно посмотреть на современную практику ведения лесного хозяйства и законодательные реалии. Недостатков можно обнаружить немало. Первый из которых - это некачественное нормативное регулирование.

В Украине размер санкций за "лесные" преступления не является адекватным и не менялся с момента вступления в силу Уголовного кодекса, несмотря на увеличение объемов незаконно добытой древесины в последние годы. Особенно это касается размеров штрафов за незаконную рубку леса, которые на сегодня составляют от 850 до 1700 грн. Кроме того, нет действенных механизмов привлечения к уголовной ответственности должностных лиц, причастных к незаконной лесохозяйственной деятельности.

Превентивная функция ответственности остается не реализованной. Однако усовершенствование ответственности - лишь один из аспектов проблемы. Важным законодательным инструментом для борьбы с браконьерским рубками является усиление контроля за оборотом древесины и внедрение системы электронного учета леса.

Фиксировать все рубки, в том числе незаконные, в Украине собираются не один год, однако необходима система, внедрение которой началось в 2013 году, но которая до сих пор должным образом не функционирует. Это при том, что электронный учет древесины остается едва ли не единственным возможным способом эффективно отслеживать рубки деревьев в лесхозах и их дальнейшие перевозки - как по стране, так и за границу. Основной проблемой внедрения системы является то, что в нее включена лишь часть лесопользователей.

Преодоление этой проблемы сделает невозможным продажу нелегальной древесины, ведь в специальных чипах будет заложена вся необходимая информация о древесине: породе, названии сортимента, сорте, а также данные о том, когда и кто ее срубил. В результате любая колода без чипа автоматически будет восприниматься как следствие нелегальной рубки.

Таким образом, маркировка древесины облегчит работу лесной охране и сотрудникам правоохранительных органов по выявлению незаконно добытого сырья. В идеале после полного внедрения системы продать дерево без чипа и соответствующих документов будет невозможно. 

Усложнит продажу краденого леса и система сертификации сырья. Сертификат будет гарантией не только экологичности древесины, но и подтверждать, что вырубка леса не была самовольной. Также сертификация позволит покупателю и фискальным органам понять, откуда пришел товар и кто его реализует.

Стоит отметить, что существующая уже более 10 лет в Украине система сертификации пока не может решить проблему махинаций во время вырубки леса - опять же, из-за ее фрагментарности. На сегодня площадь сертифицированных лесов составляет 3,147 га, то есть около 30% лесов.

В идеале, когда сертификация охватит весь лесной фонд страны, продавать несертифицированную древесину на внешнем и внутреннем рынке Украины будет невозможно. Как продавать лес? Камнем преткновения на пути к детенизации отрасли является также система купли-продажи леса.

Сегодня значительная часть последнего продается по прямым договорам, без признаков конкуренции, что препятствует установлению справедливой цены на древесину, открывает возможности для манипулирования объемами древесины и стимулирует ее нелегальную продажу.

В итоге мы получаем не только коррупционную ренту и нечестную конкуренцию на рынке, но и искаженное представление об отечественном рынке лесоматериалов. Как видим, практика реализации древесины, которая существует в Украине, мешает не просто развитию отрасли, но и формированию политики сохранения леса как экологического актива. Ситуацию можно и нужно менять путем введения конкурентных инструментов реализации древесины - аукционов.

В Европе опыт, практика проведения аукционов для реализации природных ресурсов является распространенной. Например, основным методом торговли древесиной в Великобритании являются электронные аукционы, доступ на которые могут получить все желающие. В Литве оптовая продажа древесины - а это 90% от общих объемов - также реализуется на аукционах, проводимых на электронной площадке Генеральной дирекции государственных лесов Литвы.

Положительным моментом такого механизма является то, что продажа древесины осуществляется совершенно прозрачно, по рыночной цене, от чего государство только выиграет. К подобному выводу, похоже, пришли и в правительстве.

Так, в Кабмине уже несколько месяцев серьезно обсуждается инициатива урегулировать рынок необработанной древесины путем введения ее продажи через аукционы по рыночным ценам. В частности, согласно предложению, аукцион должен происходить в два этапа: - для резидентов Украины без права дальнейшего экспорта (таким образом продукция гарантированно попадет к украинскому производителю); - невостребованный объем после проведения аукциона для резидентов предлагается для нерезидентов Украины - на экспорт.  

По нашим оценкам, эти очень правильные инициативы безусловно помогут уменьшить объем незаконных рубок. Но для достижения устойчивых положительных результатов в лесном секторе этого все же будет недостаточно. Дело в том, что современное нормативное поле позволяет "легализовать" незаконные вырубки и избегать за это ответственности.

Самым популярным инструментом "легализации" были и остаются "псевдосанитарни рубки", которые в последние годы составляют почти 50% всех рубок. Поэтому к моменту наведения порядка в их регулировании инициатива Кабинета Министров Украины относительно моратория на проведение санитарных рубок является абсолютно оправданной. Это поможет в течение периода действия моратория увидеть реальные объемы и закономерности рынка древесины.

Эффективное регулирование лесного хозяйства возможно при условии системного подхода. Нужна и адекватная система санкций, и действенные механизмы обеспечения неотвратимости наказания, и система учета и контроля за оборотом древесины, и система сертификации, и комплексный подход к управлению лесными ресурсами, который не представляется возможным отдельно от других природных ресурсов.

Так, например, если исправить недостатки механизмов привлечения к ответственности без изменения системы учета и контроля за оборотом древесины, или если исправить систему ее сертификации без изменения подхода к формированию политики в сфере рационального (комплексного) использования природных ресурсов, то ощутимых качественных изменений не произойдет, а правильные идеи могут быть дискредитированы. Важно понимать, что система правил обращения с лесом должна состоять из фрагментов, соединенные между собой органично. Иначе обеспечить рациональное использование лесных ресурсов не получится. Лесное хозяйство Украины

Алексей Гончарук, председатель Офиса эффективного регулирования (BRDO), опубликовано на портале Дело

Перевод: Аргумент


Теги статьи: КонтрабандаДревесинаВырубка леса

Дата и время 09 июня 2016 г., 14:03     Просмотры Просмотров: 1078
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus
17 октября 2017 г.
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Что нужно сделать с Саакашвили?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.435176