АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: -3°C
Харьков: 0°C
Днепр: 0°C
Одесса: 1°C
Чернигов: -4°C
Сумы: -1°C
Львов: -1°C
Ужгород: 2°C
Луцк: -1°C
Ровно: -1°C

Рынок автокофеен Киева в шаге от монополизации приближенными к власти дельцами

Рынок автокофеен Киева в шаге от монополизации приближенными к власти дельцами
Рынок автокофеен Киева в шаге от монополизации приближенными к власти дельцами

Если рассмотреть динамику «сражений» киевской власти с владельцами автокофеен в хронологии событий, становится очевидным, что имеет место последовательная и спланированная деятельность организованной группы лиц, направленная на монополизацию этого популярного и относительно нового рынка услуг.

С официальной точки зрения, деятельность чиновников - это «упорядочение» и «регулирование». А вот с точки зрения торговцев, происходящее, скорее, походит на преступления, предусмотренные ст. ст. 363, 364, 365, 366, 367, 368, 369 УК Украины.

Массовое появление автокофеен на Киевских улицах можно отнести к 2012 году. Эта услуга быстро стала популярной, мобильные пункты продажи кофе и какао завоевали заметную часть соответствующего рынка. По данным Общественного объединения «Ассоциация мобильных кофеен» сегодня в Киеве работает 2 тысячи передвижных торговых точек, из которых 500 -  мобильные автокофейни.

История проблем с мобильным кофейным бизнесом началась с появления назойливых публикаций, распространявших мифы о том, как автокофейни, якобы заполонившие улицы, опасны для окружающих (взрываются газовые баллоны), заражают местность вокруг себя мусором, мешают проходу пешеходов и проезду транспорта, и вообще, представляют большую общественную опасность. Дабы уберечь город от кофейного хаоса, власть решила рынок упорядочить.

Однако, «упорядочивание» свелось к изобретению схем, с помощью которых торговцев обязывали получать у города непредусмотренные законодательством разрешительные документы. Это позволяло, с одной стороны, обеспечивать платежи в городской бюджет, а с другой стороны – оставить бизнесменов вне правового поля, для того, чтобы иметь возможность собирать с них нелегальную мзду.

А чтобы “мзда” имела красивую обертку, чиновники еще во времена, предшествующие Революции Достоинства, пытались придумать разрешения: то на размещение объектов передвижной торговли, то на ведение в них торговли. Между тем, в законе Украины «О перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности» подобные документы отсутствуют, о чем еще в 2011 году с соответствующим разъяснением выступило Министерство экономического развития и торговли.

По указанию тогдашнего мэра столицы Попова милиция несколько раз начинала массовую зачистку Киева от автокофеен. Например, в 2013 году ГАИ составила на владельцев автокофеен 393 админпротокола. К чести Шевченковского суда он 12 апреля 2013 года защитил предпринимателей, указав, что их деятельность регулируется ст.1 3акона Украины «О перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности», а не местными органами власти. Как оказалось, ненадолго...

Нормативной легализацией автокофейного бизнеса предприниматели считают принятиеРешения Киевсовета от 4 сентября 2014 года № 62/62, которым были внесены изменения в “Порядок определения объемов долевого участия (взноса) владельцев временных сооружений...”, утвержденный еще при Черновецком Решением Киевсовета от 24 февраля 2011 года № 56/5443.

Данным “Порядком” был определен перечень документов, необходимых для заключения договора т.н. «паевого участия» между собственником автокофейни и Департаментом градостроения КГГА.  И хотя процедура оформления бизнеса не стала совсем простой и доступной, привыкшие ко всему предприниматели получили право на легальную деятельность.

Мину под зарождающийся популярный бизнес заложили Распоряжением КГГА от 2.04.2015 г. № 300 «Об утверждении Порядка размещения средств передвижной мелкорозничной торговой сети и объектов сезонной мелкорозничной торговой сети в городе Киеве», в соответствии с которым право разместить мобильную автокофейню можно было приобрести только через аукцион.

Казалось бы, пусть рыночная среда сама отрегулирует места размещения и количество точек, где горожанам «на ходу» можно «перехватить» чашку кофе. Нет, надо отрегулировать и это. И это при том, что  авто на колесах ничего ни от кого не просит, в отличие от МАФа, которому надо подключиться к электросети, а иногда к воде и канализации.

Кроме того, проведение аукционов поручили КП «Киевский магазин». Об этом предприятии известно, что его  создали весной 2014 года на базе другого коммунального предприятия «Киеврыба». По задумке главы Киевской администрации Александра Попова, а позже его сменщика Владимира Бондаренко, в «Городской магазин» должна была войти новосозданная сеть муниципальных книжных магазинов. Но на деле вошел только один "Сяйво книги" на улице Красноармейской, также известный оглушительным скандалом.

Совершенно не зря Госрегуляторная служба еще к проекту Распоряжения № 300 имела существенные замечания, отмечая, что «Киевский магазин» не является субъектом властных полномочий, и что сам проект содержит ряд коррупционных рисков. Как в воду глядели ...

Через месяц произошла еще одна новация властей – теперь страшилка: Решением Киевсовета от 28 мая 2015 года № 566/1430 в “Правила благоустройства города Киева“ были внесены изменения, предоставляющие возможность т.н. «демонтажа» автокофейни наравне с МАФами, хотя речь идет о самоходных автотранспортных средствах, имеющих госномера, эвакуация которых регламентируется совсем другими нормативными документами  и совсем другого уровня.

Раз норма принята, надо ее «внедрять в жизнь». В начале июля 2015 года начались массовые демонтажи автокофеен. И хотя в Распоряжении № 566/1430 от 28.05.15 г., равно как и в каких-либо других, об этом ничего сказано не было, «демонтажи», как правило, сопровождались умышленной порчей имущества, избиением предпринимателей и  участием «титушек». Если при этих беззакониях рядом случался журналист, «отломиться» легко могло и ему. Однако, власть, не смотря на то, что ее деятельность все больше походила на организованный «наезд», продолжала гнуть свою линию.

Такая активность городских властей по наведению порядка с автокофейнями (ведь реально приложить усилия по благоустройству больше негде) привела к протестным акциям под стенами КГГА, приостановлению кампании «демонтажей» и созданию рабочей группы с участием представителей ОО «Ассоциация мобильных кофеен.

Казалось бы, все вернулись к здравому смыслу. Но, не тут-то было. 28 августа 2015 года были проведены первые торги, на которых предпринимателям бороться можно было только со своим собственным возмущением. Оказалось, что на торгах были применены технологии, при которых цена искусственно взвинчивалась в десять и более раз, наивный претендент снимал себя с торга, а победителем оказывался заготовленный заранее «левый персонаж», причем, по минимальной цене. И это не мошенничество? Не составная часть преступной коррупционной схемы? Зато Директор департамента предпринимательства КГАА Максим Кузьменко бодро отрапортовал об успешном проведении аукциона и привлечении в городской бюджет аж 4 миллионов гривен (в год).

В свое время в Ассоциации мобильных кофеен предлагали установить фиксированный ежемесячный парковочный сбор, в размере около 1 тыс. грн. В обмен предприниматель мог бы получить месячный абонемент на парковку, который он смог бы использовать в любой точке Киева, где парковка не запрещена Правилами дорожного движения. Это дало бы в бюджет сумму существенно большую той, которой так гордится Кузьменко. Но есть проблема – это была бы простая и саморегулирующаяся система, которая нашим чиновникам категорически не подходит, так как:

а). При этой системе чиновники с их аукционами никому не нужны;

б). кого-либо «кошмарить» не получится;

в). монополизировать этот сектор рынка кому-то из крупных игроков не представляется возможным.

В последнем, скорее всего, и кроется загвоздка.

После скандального аукциона Департамент промышленности и предпринимательства обнародовать цены реализации аукционных лотов отказался. Кроме того, ситуацию с «автоматическими ставками лотов» посчитал нормальной, торговую площадку (биржу) сменить отказался (действительно, а зачем, ведь она контролируется самим Анатолием Кинахом, тестем того самого Директора департамента предпринимательства Кузьменко) и, как ни в чем ни бывало, назначил очередной аукцион на 20 ноября 2015 года.

Интересно, удивились ли чиновники КГГА, когда участники ОО «АМК» объявили о начале бессрочной акции протеста, отозвали залоговые платежи перед началом следующего «аукциона» и выдвинули требования об аннулировании результатов предыдущего аукциона?

В результате протоколом № 25 комиссии по проведению торгов КП «Киевский магазин» от 3 декабря 2015 года с формулировкой «о выявленных в ходе проверок нарушениях условий Договора о размещении средств передвижной торговой сети» договоры с лицами, выигравшими 31 лот (с указанием номеров лотов!) были расторгнуты без возврата оплаченных сумм.

И тут возникает целый ряд сумбурных вопросов: если нарушены условия договоров, то причем тут лоты четырехмесячной давности и вопрос возврата средств за их приобретение? Если же отмена победителей произошла в связи с «левой» «автоматической» технологией торгов, почему только 31 лот, ведь их там было полторы сотни? Почему в списке из 31 отмененного лота 8 лотов принадлежит Екатерине Столярчук, 8 лотов – ООО «Феномен – Ю.М.» и  7 – Людмиле Лабуниной, что для любого массового аукциона более, чем необычно?

Такова ситуация на сегодняшний день, и она - яркий пример деятельности специалистов «по усложнению простых вопросов». Как бы подчеркивая тональность проблемы, 11 января 2016 года СМИ облетела новость о том, что очередной столичный чиновник попался на взятке – им оказался … директор КП «Киевский магазин» Дмитрий Торбенко, так мастерски организовавший аукционы среди владельцев автокофеен.

Вот если бы сотрудники правоохранительных органов взялись изучить весь процесс «организации» автокофейного бизнеса как системный! Причем, не как деятельность «дурака с инициативой», а как хорошо продуманный и спланированный процесс криминальной монополизации сектора рынка с использованием коррумпированных чиновников и правоохранителей. Тогда они могли бы задать участникам событий ряд неудобных вопросов, например: кто организовывал волну сообщений в СМИ о злокозненных владельцах автокофеен, угрожающих здоровью и безопасности киевских жителей (и почему после аукционов они вдруг стали совершенно безопасными)? Кто «организовал» победителей аукционных торгов там, где выиграть было невозможно по положению? Кто был инициатором разработки и автором подготовки Распоряжений КГГА  от 2.04.2015 г.  № 300  и от 28 мая 2015 года № 566/1430? Кто привлекал «титушек» и милицию во время «разборок» с владельцами автокофеен?

Подытоживая написанное, можно с горечью констатировать, что подобная ситуация стала своеобразным «бичом» украинской экономики. Не успеет кто-то начать интересный стартап или прибыльный бизнес, моментально находится «кто-то», направляющий свои усилия не на создание более интересной и конкурентной альтернативы, а на отбирание придуманного другими. Горькая ирония заключается и в том, что Революция Достоинства в этой проблеме ровным счетом ничего не изменила.

КиевVласть


Теги статьи: Киевавтокофейни

Дата и время 22 сентября 2016 г., 18:22     Просмотры Просмотров: 1147
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Уйдет ли Луценко в отставку?








Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.123693