АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 0°C
Харьков: 1°C
Днепр: 2°C
Одесса: 2°C
Чернигов: 0°C
Сумы: 0°C
Львов: 0°C
Ужгород: 2°C
Луцк: 0°C
Ровно: 0°C

Почему количество чиновников в Украине за год сократилось на 0,4%

Почему количество чиновников в Украине за год сократилось на 0,4%
Почему количество чиновников в Украине за год сократилось на 0,4%

Количество чиновников в Украине гораздо больше, чем страна может себе позволить.

Что в этом плохого? Скудный бюджет приходится делить на слишком многих, из-за чего зарплаты чиновников выходят мизерные, да и успешно управлять такой многочисленной "армией" сложно. Более того, раздутый госаппарат ассоциируется с расточительством и говорит о чрезмерном вмешательстве государства в экономику. Несмотря на это, наши лидеры за год не сделали практически ничего, чтобы эту проблему решить (хотя рапортовали о 25 000-ном сокращении в прошлом году и обещали сократить 20% в 2015-м очень многие).

20 апреля Госслужба статистики опубликовала бюллетень "Количество госслужащих и должностных лиц местного самоуправления на 31 декабря 2014 года". Согласно этой публикации, количество чиновников за 2014 год сократилось всего лишь на 0,4%, если не учитывать эффекта от аннексии Крыма и оккупации частей Донецкой и Луганской областей. Более того, в ряде областей и Киеве имел место небольшой рост (см. карту). На начало 2015 года в Украине было 380 000 чиновников, или девять госслужащих на каждую тысячу украинцев. 

54660.jpg

Почему сокращение госаппарата происходит только на словах? Я считаю, что есть четыре ключевые причины: слабая политическая воля руководителей страны, сохранение коррупционных схем в государственном секторе, неокрепшие институции, а также отсутствие анализа и планирования.

 

Слабая политическая воля

Самым большим препятствием на пути сокращения количества чиновников (что, впрочем, касается всех реформ) является отсутствие политической воли у руководства нашей страны. Ощутимо сократить размер госаппарата без активной поддержки ключевых лиц невозможно. Именно они должны осуществлять информационную поддержку, оказывать давление в случае необходимости, а также, что очень важно, нести персонифицированную ответственность за конечный результат.

 

Существуют методы мотивации руководителей страны. Один из них - активное участие международных доноров в проведении реформы. Так, в 2014 году ЕС подписал с Украиной так называемый Контракт на развитие государства и пообещал нам безвозвратно 355 млн евро в обмен на реформу госуправления. Первый транш (250 млн евро) пришел в Украину в июне 2014 года авансом, а второй транш уже зависит от наших успехов. Максимум мы можем получить 105 млн евро, но каждая невыполненная реформа буде означать уменьшение этой суммы (например, реформа госслужбы "стоит" 21 млн евро).

 

Второй метод - это давление со стороны общества (журналистов, экспертов, общественных активистов и т.д.). Естественно, как бы ни старались сегодня и доноры, и общественные представители, они не в состоянии самостоятельно сократить количество чиновников, а могут только вынудить политиков сделать это.

 

Необходимо учитывать, что наиболее благоприятное время для сокращения - непосредственно после выборов. Тогда у политиков есть максимальная поддержка, а также достаточно времени до следующих выборов. С этой точки зрения, к сожалению, самое лучшее время украинские политики уже упустили. 

Наиболее благоприятное время для сокращения госаппарата - непосредственно после выборов. Тогда у политиков есть максимальная поддержка, а также достаточно времени до следующих выборов. 

Сохранение коррупционных схем

Как это ни минорно, но сокращение количества чиновников может не только не интересовать ключевых лиц, а и прямо противоречить их интересам. Дело в том, что по крайней мере для отдельных украинских политиков госаппарат - это механизм для обогащения и утверждения власти руками чиновников в обмен на должности и премии для последних (существующие в Украине системы приема на работу и оплаты труда чиновников этому только потворствуют). 

То есть сохранение возможностей для различных видов коррупции - это еще одна существенная причина, почему сокращение размера госаппарата не происходит. А в том, что они сохранились, практически ни у кого нет сомнений. Так, согласно недавнему исследованию Transparency International Украина, ПриватБанка, PwC Украина и GfK Ukraine, 57,2% опрошенных руководителей предприятий считают, что ситуация с коррупцией в Украине за последние полгода не изменилась, 27,7% - что ухудшилась, и только 15,1% - что улучшилась.

 

Неокрепшие институции

На пути сокращения количества чиновников также стоят непрофессионализм и бездеятельность украинских госорганов. В большинстве случаев в госорганах не хватает компетентных и ярких лидеров, не используются лучшие HR-практики, правонарушителей так никогда и не постигает наказание и т.п.

 

Не только госорганы не готовы к сокращениям, а и, временами, украинская общественность. Многие воспринимают госслужбу как некую форму "социальной помощи" занятым на ней и выступают против сокращений, из-за которых тысячи людей "окажутся на улице". Не все понимают, что раздутый госаппарат существует за счет уплаченных ими же налогов и часто им же и вредит. 

Многие воспринимают госслужбу как некую форму "социальной помощи" занятым на ней и выступают против сокращений, из-за которых тысячи людей "окажутся на улице" 

 

 

Слабость институций - и государственных, и общественных - значительно усложняет задачу сокращения чиновников, так как требуются одновременные значительные вмешательства во многих других сферах. Международные доноры могут много в чем помочь, что они и делают, но мы, со своей стороны, должны быть больше заинтересованы в изучении лучших практик и их адаптации к украинским реалиям.

Отсутствие анализа и планирования

 

Недостаток информации не позволяет украинскому правительству детально проанализировать существующие проблемы, выработать план действий и воплотить их в жизнь. Например, общее количество чиновников (казалось бы, очень простой показатель) подсчитывается Госслужбой статистики только раз в год, через четыре месяца после окончания отчетного периода, что делает невозможным какой-либо текущий контроль.

 

Более того, частично из-за недостатка информации, частично по другим причинам, описанным выше, отсутствует какая-либо концепция сокращения количества чиновников в Украине. Ключевые лица постоянно путаются в своих отчетах и обещаниях, говоря о сокращениях; малопонятно, каких именно чиновников сокращают; нет ответственных лиц и дедлайнов и т.д.


Ситуацию с сокращением количества чиновников можно описать присказкой: "Есть две новости: хорошая и плохая. Хорошая новость - все зависит от нас (политиков, чиновников, экспертов, журналистов, общественных активистов и всех остальных). Плохая новость - все зависит от нас". Чем быстрее это станет понятно, тем быстрее в Украине начнутся ощутимые перемены.

Лига. НЕТ


Теги статьи: ГосслужащиеЧиновники

Дата и время 07 октября 2016 г., 20:08     Просмотры Просмотров: 2131
Комментарии Комментарии: 0

Похожие статьи

Чиновниця вимагала 3 тисячі доларів, а отримала штраф на 17 тисяч гривень
Чиновник в Николаевской области за взятки закрывал дела о долгах
На Киевщине чиновника РГА будут судить на нанесение ущерба в 4 млн

Пьяный сельский голова с ружьем убегал от полиции на авто
Миллионы доходов – в Кабмине провели кадровые ротации
«Я вернулся!»: беглый фискал Продан уже в Украине

Топ-чиновник АМПУ в Одессе устроил охоту на собутыльника: стрелял в него и избивал
В Закарпатской обл. задержали главу сельсовета, подозреваемого в причастности к гибели пограничника
Главу райадминистрации Харькова, который работал на ФСБ, объявили в розыск

На получении взятки задержан замдиректора КП СЗН Дарницкого района
Бывшего директора и двух его коллег подозревают в растрате 13 млн гривен «Авиакон»
Эксперты Chatham House назвали успехи и провалы реформ в Украине

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Поддерживаете ли вы введение военного положения?






Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.476429