АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 0°C
Харьков: 1°C
Днепр: 2°C
Одесса: 0°C
Чернигов: 0°C
Сумы: 0°C
Львов: 0°C
Ужгород: 0°C
Луцк: 0°C
Ровно: 0°C

Недоступная Фемида: почему последствия судебной реформы плачевны

Недоступная Фемида: почему последствия судебной реформы плачевны
Недоступная Фемида: почему последствия судебной реформы плачевны

5 октября нынешнего года вступает в силу новая редакция Закона Украины «Об исполнительном производстве». После ознакомления с ней у многих юристов возникает уверенность в том, что инициаторы судебной реформы добиваются только одного - сделать защиту прав в украинских судах бессмысленной. 

Реформирование судебной системы Украины, столь широко разрекламированное как один из шагов на пути к интеграции в Евросоюз, за последние два года порождает в разы больше вопросов, чем ответов. Принятые накануне законы Украины «О восстановлении доверия к судебной власти в Украине» и «Об обеспечении права на справедливый суд» так и не повысили доверие граждан к судебной ветви власти и не упростили доступ к правосудию.

То же касается и увеличенного в разы судебного сбора, а также введения адвокатской монополии, в комплексе фактически ограничивающих возможность судебной защиты своих прав в Украине, а также делающей ее недоступной для малообеспеченных. Последующие нововведения еще больше сокращают круг лиц, способных рассчитывать на адекватное отстаивание позиций сторон в суде.

В частности, теперь для открытия исполнительного производства взыскатель обязан уплатить авансовый взнос в размере 2% от взыскиваемой суммы, но не более 10 минимальных зарплат за исполнение решения суда в свою пользу. В противном случае исполнитель вернет исполнительный документ без исполнения. При этом госорганы от такого авансирования освобождены.

На сегодня в судах подано уже тысячи заявлений от сторон споров об отсрочке или освобождении от уплаты судебного сбора в связи с реальным отсутствием средств для его уплаты. Апелляционные суды рассматривают такие заявления ежедневно десятками.
Однако после очередного этапа «судебной реформы» с 5 числа этого месяца большинство сторон спора должно для себя решить, останутся ли у них средства для авансирования работы исполнителей, качество работы которых навряд ли измениться в ближайшем будущем.

Даже увеличение срока предъявления исполнительного документа к исполнению до трех лет не сильно спасет ситуацию, в связи с отсутствием реальных позитивных изменений в экономике. Правосудие фактически перестает быть доступным, и ограничивает этот доступ само государство в лице законодательной и исполнительной ветвей власти, оставивших себе исключительные привилегии.

В то же время, после «зачистки» судебного корпуса, уже просто физически отсутствуют судьи, а принятые за последние два года правовые позиции ВСУ ставят в тупик как оставшихся судей, так и стороны споров, своей неоднозначностью и прямыми противоречиями.

Совсем недавно весь мир стал свидетелем надругательства над судебной системой Украины во время голосования за увольнения судей. Депутаты даже не скрывают мошенничество и манипуляции, голосование чужими карточками, грубейшие нарушения регламента Верховной рады и Конституции Украины.

Тут есть смысл напомнить одно из знаковых для Украины решений ЕСПЧ, являющихся частью национального законодательства, а именно п. 145 решения «Александр Волков против Украины» (заявление №21722/11) указано: «Суд приходит к выводу, что решение об увольнении заявителя было проголосовано при отсутствии большинства народных депутатов.

Присутствующие на пленарном заседании народные депутаты сознательно и незаконно голосовали за своих многочисленных отсутствующих коллег. Решение было принято с нарушением статьи 84 Конституции Украины, статьи 24 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» 1992 года и статьи 47 Регламента Верховной Рады, которые требуют от народных депутатов личного участия в заседаниях и голосовании. В этих обстоятельствах Суд считает, что голосование по увольнению заявителя с должности нарушило принцип юридической определенности, а потому и пункт 1 статьи 6 Конвенции».

Кроме того, прецедентной практикой ЕСПЧ по делу «Кипр против Турции» в п. 95 был сделан вывод о том, что из правонарушения право не возникает (ex iniuria ius non oritur) как общий принцип права.

Таким образом, из правонарушений Верховной рады Украины и президента Украины, порожденных множественными нарушениями норм действующего законодательства, не возникает обязанности у граждан Украины исполнять подобные законодательные акты. Такая ситуация может привести к тотальному игнорированию законодательства и решению всех споров вне правового поля Украины.

Ростислав Кравец


Теги статьи: Кравец Ростиславсудова реформаСудебная реформаФемида

Дата и время 09 октября 2016 г., 09:49     Просмотры Просмотров: 1208
Комментарии Комментарии: 0

Похожие статьи

Член ВСП Андрей Бойко: множество недвижимости и сомнительные доходы
Члена ВККС звинувачують у зловживанні службовим становищем?
Глава ВККСУ: царь судебной системы

Апелляционный суд Киева перестал давать добро на "прослушку"
Триумф судьи Алеевой. Суд признал: понятие «добродетель» в Украине отсутствует
Порошенко перевел 22 судей высших спецсудов в низшие инстанции

За допомогою «адвокатів-запроданців» біглий олігарх Курченко планує повернути контроль над своїми активами в Україні
Выборность судей – реальный механизм восстановления доверия к судам
Всех работников системы правосудия Украины обязали сдавать письменные отчеты о поездках в Крым и на Донбасс

Луценко уверяет, что Порошенко не контролирует суды в Украине
Сбитая Ластовка. Как украинских судей на Банковой пропускают сквозь сито отбора и сколько стоит для них индульгенция
Юрист предположил, что к убийству активиста Олешко могут быть причастны чиновники

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Поддерживаете ли вы введение военного положения?






Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.434858