АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: -4°C
Харьков: -4°C
Днепр: -1°C
Одесса: 2°C
Чернигов: -2°C
Сумы: -4°C
Львов: 0°C
Ужгород: 1°C
Луцк: -2°C
Ровно: -2°C

БУДЕТ ЛИ ПРОК ОТ НОВОГО ЗАКОНА О ПРОКУРАТУРЕ?

БУДЕТ ЛИ ПРОК ОТ НОВОГО ЗАКОНА О ПРОКУРАТУРЕ?
БУДЕТ ЛИ ПРОК ОТ НОВОГО ЗАКОНА О ПРОКУРАТУРЕ?

При новой власти началась интенсивная работа над Законом "О прокуратуре". Парламентский комитет по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности внес существенные изменения в принятый в первом чтении документ. При этом учитывались не только описанные рекомендации Венецианской комиссии, но и выводы Счетной палаты (СП). Несмотря на то, что последние были обнародованы в начале сентября, некоторые члены комитета считали необходимым учесть содержавшуюся в выводах информацию при подготовке ко второму чтению.

Из расследования СП следовало, что:
- имело место существенное увеличение численности сотрудников прокуратуры, осуществлявшееся вопреки ограничениям, установленным профильными нормативными актами;
- средства из госбюджета неоправданно использовались на увеличение затрат по содержанию штата, капитальное строительство многочисленных объектов, реконструкцию фондов и обновление оборудования. Что, в свою очередь, приводило к необоснованному увеличению обслуживающего персонала;
- использование бюджетных средств на приобретение, реконструкцию и содержание админзданий осуществлялось бесконтрольно, неэкономно и неэффективно.

Изменения, вносимые в проект Закона "О прокуратуре" имели целью:
- учесть пожелания профильных международных организаций (в первую очередь Венецианской комиссии) направленные на максимальное соответствие документа европейским стандартам;
- предусмотреть максимально возможную независимость прокуроров, обеспечив при этом необходимый демократический контроль над их деятельностью;
- ликвидировать рудименты функции общего надзора в деятельности прокуратуры.

Однако мнения законодателей и руководства ГПУ на окончательную версию закона во многом не совпадали. После того, как Генпрокуратура выразила решительное несогласие с целым рядом нововведений,

25 июня сего года состоялся круглый стол, инициаторами которого выступили профильный парламентский комитет и офис Совета Европы. По итогам мероприятия было принято решение пойти навстречу большинству пожеланий "прокурорских".

В частности, "под нож" пустили положения о:
- проведении конкурса на должность Генерального прокурора;
- легализации механизма провоцирования взятки сотрудникам прокуратуры;
- обязательном тестировании на детекторе лжи;
- отмене так называемых классных чинов;
- ограничении количества прокуроров.

Если кратко охарактеризовать преимущества нового нормативного акта, то они сводятся к следующему:

- прокурор становится более самостоятельной и независимой фигурой, существенно защищенной от незаконных указаний и противозаконного влияния;
- сфера деятельности прокурора достаточно жестко ограничена сферой уголовного права, что, если не исключает полностью, то, во всяком случае, весьма существенно ограничивает возможность использования его в политических интересах;
- прокуратура лишена существенных полномочий, которые она имела в гражданских, административных и коммерческих делах. Теперь решение этих дел должно стать исключительной прерогативой судов;
- лишение прокуратуры функций общего надзора и досудебного следствия дает основания для усиления надзора за оперативно-следственной деятельностью и досудебным следствием. В теории это может привести к более четкому соблюдению прав и свобод, в частности к эффективному предупреждению пыток, уменьшению случаев незаконного привлечения к уголовной ответственности и осуждения невиновных. Как будет на практике - поглядим. Изменить закон куда легче, чем отучить от специфики правоприменения;
- приобретая дополнительную независимость, прокуроры, одновременно, становятся более подотчетными и подконтрольными. Создание Контрольно-дисциплинарной комиссии (уполномоченной рассматривать вопросы о дисциплинарной ответственности и увольнении прокуроров) предусматривает право граждан подавать жалобы на действия прокуроров, требовать необходимого реагирования и объективного расследования;
- становится более или менее реальным завершение процесса формирования целостной системы органов контроля над соблюдением законов. Соответствующее требование содержится в переходных положениях Конституции с 1996-го…

Однако, возможно ли в условиях политической нестабильности в государстве говорить о том, что прокуратура и каждый прокурор в отдельности, смогут быть самостоятельными и независимыми в своей работе? Какие есть гарантии этого и кто их даст? Европа? И не выйдет ли так, что ноу-хау – КДК – это очередной бюрократический орган, который будет «золотым дном»?

Прокурорская Правда


Теги статьи: ЯремаЗакон о прокуратуре

Дата и время 18 октября 2014 г., 23:07     Просмотры Просмотров: 2702
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Поддерживаете ли вы введение военного положения?






Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.053626