АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 3°C
Харьков: 4°C
Днепр: 5°C
Одесса: 6°C
Чернигов: 2°C
Сумы: 3°C
Львов: 2°C
Ужгород: 4°C
Луцк: 3°C
Ровно: 3°C

Субсидии кончились! Ожидаем кончины ЖКХ?

Субсидии кончились! Ожидаем кончины ЖКХ?
Субсидии кончились! Ожидаем кончины ЖКХ?

Субсидии, по ходу, кончились! Второй месяц квитанции на оплату коммуналки приходят без учета субсидий у тех, кому они вроде бы начислены. Разъяснений власть не дает, но некоторые чиновники «советуют» гражданам «платить по полной», а там разберемся». Где взять деньги, а также кто, когда и как «разберется» – неизвестно. Зато известно, что в настоящее время органы социальной защиты на местах правдами и не правдами лишают субсидий всех, кого можно и нельзя. Должников субсидий лишили еще весной постановлением Кабмина.

Причина – банальная и ожидаемая: денег на субсидии в бюджете нет! Тех 15 млрд гривен, которые утверждены поправками в бюджет, по ряду оценок, едва хватит до сентября-октября.

И ведь это еще лето, когда нет расходов на отопление, и отопление вообще не нужно. Что будет зимой – можно только гадать, но от этих гаданий уже в разгар лета мороз идет по коже во всех смыслах. Но тарифы продолжают с тупым упорством повышать. В мае подняли расценки на холодную воду и канализацию. С июля Кличко и компания в Киевской горадминистрации решили поднять до 2 раз тарифы на содержание домой и придомовых территорий, то есть расходы на субсидии придется увеличивать, а денег нет.

Словом, афера с надуванием космических тарифов и субсидированием ведет к закономерной агонии ЖКХ, а в скорой перспективе всей финансовой системы страны!

Итак, налицо полный паралич всей системы субсидирования, который грозит коллапсом ЖКХ, по крайней мере, с приходом холодов, до которых осталось не так уж и долго. С разных концов страны, повторим, поступает информация о том, что назначенные субсидии просто перестали учитывать в квитанциях на оплату, в которых теперь значатся «эуропэйские» цифры для всех, и Киев не стал исключением. Многие, даже самые стойкие граждане, отказываются оплачивать грабительские суммы, и это правильно: давно надо было! Если бы «похерили» это дело пару лет назад, а еще лучше где-то этак с 2009 года, то такого тарифного беспредела не было бы! Правда, это приведет к развалу ЖКХ, но к развалу и так все идет – хоть плати, хоть не плати.

Несмотря на явный кризис, чиновники не унывают и генерируют новые идеи. Звучат «гениальные мысли» о том, что проблема, оказывается, заключается в непрозрачности расчетов между предприятиями теплокоммунэнерго и «Нафтогазом», каковые расчеты производятся по разного рода взаимозачетным схемам. Подчеркнем, что, авторитетному мнению чиновников, проблема заключается не в фантастических расценках на энергоносители и коммунальные услуги, а в системе взаиморасчетов, которая, впрочем, действительно является непрозрачной и коррупционной. 

Встал вопрос о демонтаже существующей системы субсидий, которая успела себя окончательно дискредитировать за каких-то два года. А ведь как красиво все начиналось громогласными заявлениями предыдущего премьера Яценюка о том, что все нуждающиеся будут защищены субсидиями! Гройсман, впрочем, тоже отличился повышением цен на газ до космического уровня, сопровождавшимся заявлением: «Я вам покажу, как государством управлять!».

Владимир Гройсман

Ответственность, похоже, никто нести не собирается хотя бы политическую, не говоря уже о том, что и для уголовных дел материала тоже найдется в избытке. 

В свою очередь, повторим, чиновники не унывают и продолжают фонтанировать новыми идеями на тему о том, как бы это окончательно загнать в гроб ЖКХ и всю страну, не забыв при этом, конечно, набить свои карманы. Ходят разговоры о том, что в 2018 году планируется введение неких прозрачных схем живыми деньгами. В вопрос о том, откуда возьмутся многомиллиардные суммы живых денег, если средств не хватает на взаимозачеты, никто не вдается. Но логика понятна: монетизировать взаимозачетные средства для вывода их в карман намного сложнее, чем просто дерибанить мифические живые деньги, которые якобы будут выделены на субсидии.

Государство – самый большой должник за коммуналку

Именно государство является сейчас самым крупным должником за коммуналку. Сумма задолженности государства по субсидиям перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг на начало мая оценивалась в 35 млрд гривен.

А ведь еще на конец 2016 года, по данным эксперта Александра Сергиенко, общая сумма долга государства перед коммунальщиками составляла 22,6 млрд гривен. 

Александр Сергиенко

Причем расклад здесь интересный. В 2016 году предприятиям ЖКХ в качестве компенсации за субсидии населению была начислена астрономическая сумма – 52,6 млрд гривен. Правда, денег в бюджете не хватило, и реально государство перечислило коммунальщикам 37,5 млрд гривен, то есть долг государства составил 15,1 млрд гривен. Если к этой сумме добавить долг, оставшийся с 2015 года, то общая сумма долга государства перед коммунальщиками составит указанные 22,6 млрд гривен.

Сравнение двух указанных выше сумм задолженностей государства свидетельствует о том, что за четыре месяца 2017 года этот долг вырос более чем на 12 млрд гривен. 

Повторим, что власть пытается «решить вопрос», правдами и неправдами сокращая субсидирование путем сокращения субсидиантов и сумм субсидий, прежде всего, лишив должников за коммуналку права на субсидии. 

Но результатом будет дальнейший рост долгов населения, которое не способно оплачивать астрономические суммы. Впрочем, как видим, назначение субсидий тоже ситуацию не спасает, поскольку государство, наряду с населением, также задолжало огромные и все более возрастающие суммы за субсидии, а теперь еще и прекратило выплачивать назначенные субсидии. В любом случае, конечным итогом этого театра абсурда станет окончательный коллапс и развал остатков ЖКХ.

Напрашивается закономерный вопрос: почему гражданам быть должниками нельзя, а государству, точнее, власти можно?

Долги настоящие и нарисованные

К тому же, «Нафтогаз» как монопольный поставщик топлива продолжает множить долги путем начисления штрафов и пеней предприятиям теплокоммунэнерго. Здесь кроется еще одна причина того гигантского вала долгов, которые накрыли ЖКХ и страну в целом. Это искусственность значительной части долгов, кроме собственно катастрофически завышенных цен на газ, о чем далее.

Договора между «Нафтогазом» и предприятиями теплокоммунэнерго заключаются на условиях «Нафтогаза», который навязывает получателям газа кабальные условия в виде совершенно идиотских штрафов и пеней в случае несвоевременной уплаты. В результате, доходит до абсурда, когда предприятие должно, условно говоря, 1 млн гривен, но со штрафами и пенями эта сумма разрастается до 5 миллионов и продолжает неуклонно расти дальше. Цифры суммируются по стране. В результате, получаем гигантские «долги», в структуре которых реальные долги за реально потребленный газ составляют лишь часть, а все остальное – это накрученный «процентаж», на котором многие хотят поживиться. К тому же, значительная часть долгов коммунальных предприятий возникла именно потому, что государство задолжало по субсидиям, по последним оценкам, около 35 млрд гривен.

То, как искусственно раздувают долги, хорошо показывают следующие цифры и факты. 

По данным «Нафтогаза», долг за газ предприятий теплокоммунэнерго и ТЭЦ на 13 июня достиг почти 25,9 млрд гривен. Более всех задолжала частная компания «Киевэнерго» – более 4,3 млрд гривен.

В свою очередь, в «Киевэнерго» опровергают эту сумму. По словам финансового директора ПАО «Киевэнерго» Татьяны Грязновой, компания списала штрафные санкции за отсутствующие долги в соответствии с законом № 1730 о реструктуризации долгов предприятий теплокоммунэнерго, поэтому остался долг на сумму 3 млрд гривен, а не 4,3 млрд гривен, как заявляют в «Нафтогазе», игнорируя тот факт, что разница в 1,3 млрд гривен – это списанные штрафные санкции. Также, по словам финдиректора «Киевэнерго», из оставшихся 3 млрд гривен долгов «Киевэнерго» за газ, почти половина, а именно 1,47 млрд гривен, возникли из-за задержки поступлений из бюджета на покрытие льгот и субсидий. И такая ситуация по всей стране!

Татьяна Грязнова

Вот так и разрастается по стране снежный ком долгов, где уже трудно отличить правду от вранья, а приписки – от воровства. 

Расплата за жадность

Столь огромные, фактически неподъемные долги за коммуналку государства и населения, являются прямым следствием прошлогоднего космического повышения тарифов сначала на газ, а затем, как следствие, на все виды коммунальных услуг. Прежде всего, речь идет о горячей воде и отоплении, а затем об остальных услугах, включая холодное водоснабжение и водоотвод. К этому также следует добавить непрерывно растущие тарифы на электроэнергию, в том числе из-за скандального «Роттердама».

Эксперт Валентин Землянский справедливо отмечает, что цена отечественного газа, который практически покрывает потребности ЖКХ, 80 долларов за 1000 кубометров с учетом инвестиционной составляющей, а его продают населению и коммунхозу по 250 долларов, то есть по цене импортного газа.

Ситуацию хорошо описал бывший министр ЖКХ Алексей Кучеренко: «Это не в субсидиях дело. Это все завышенные тарифы на энергоносители. Они явно завышены. Они не являются рыночными и они, по сути, скомпрометировали этот механизм субсидий. Тарифную политику надо менять… Немецкая цена плюс транзит из Германии (то есть цену газа установили равной цене немецкого газового хаба NCG – Авт.) похоронила предприятия теплокоммунэнерго. Задолженность ТКЭ за газ перед «Нафтогазом» составила 25 млрд гривен. Всех загнали в субсидии, забывая одно: чтобы эти субсидии были, нужно, чтобы кто-то заплатил налоги на такую же сумму.

Нынешнего провала можно было бы избежать, если бы весь газ отечественной добычи, как того требует закон, шел в коммунальный сектор, а продавали его населению и ЖКХ по реальной цене. По некоторым данным, в 2016 году в Украине было добыто 20 млрд кубов газа, а объем потребления населением и коммунальным сектором – 17 млрд кубов. 

Такова главная причина. Нет никаких «экономически обоснованных тарифов». Даже понятие такое в законодательстве отсутствует. Есть шкурные интересы власти и олигархов, которые привели к коллапсу ЖКХ, а теперь грозят утопить в лавине долгов всю страну.

В конце 2016 года при формировании бюджета на 2017 год было понятно, что выделенных на нынешний год 50 млрд гривен на субсидии не хватит, и, по ряду оценок, нужно добавить еще 25-27 млрд гривен, которых в бюджете просто нет.

Но Министерство финансов считает, что для обеспечения субсидий до конца 2017 года необходимо выделить дополнительно «всего» 15 млрд гривен. Именно эта сумма заложена в поправках к бюджету, принятых Радой 13 июля перед уходом на каникулы.

Таким образом, налицо вполне закономерный результат аферы власти по шестикратному в течение последних лет повышению цены на газ для населения и коммунального сектора, что привело к соответствующему гигантскому росту тарифов на все коммунальные услуги.

Итак, совершенно ожидаемо оказалось, что те 50 млрд гривен, которые были предусмотрены бюджетом-2017, а затем уменьшены до 47 млрд гривен по требованию МВФ, о чем в Кабмине радостно отрапортовали, катастрофически не хватает. Причина в том, что почти 8 из 13,5 миллионов домохозяйств понадобились субсидии из-за «гройсмановского» подорожания газа до 6879 гривен за 1 тысячу кубов, что в несколько раз превышает, повторим, себестоимость добычи отечественного газа.

Попытка оспорить астрономическое повышение цен на газ и тарифов на коммуналку в судах откровенно волокитится. Речь идет о так называемом тарифном деле Юлии Тимошенко относительно отмены постановления Кабмина от 27 апреля 2016 года № 315 об установлении единой цены на газ для всех потребителей 6879 гривен за 1 тысячу кубометров. Рассмотрение иска растянулось на год, и конца ему не видно. Представители истца обоснованно полагают, что суд умышленно затягивает рассмотрение, чтобы не принимать решение об отмене грабительских цен. Если суд встанет на сторону Тимошенко, то возникнут основания для возврата средств, переплаченных потребителями за газ и коммунальные услуги.

Суетливые телодвижения власти

Понимая, что нынешний коллапс коммуналки чреват взрывом во время грядущего отопительного сезона, который имеет все шансы вообще не начаться, в правительстве принялись подчищать хвосты, готовить почву для манипуляций с доходами населения, учитываемыми при назначении субсидий, а также сочинять разного рода сомнительные прожекты на тему адресности и монетизации субсидирования.

Так, в 2016 году в госбюджет было возвращено 16 млрд гривен (на минуточку!) неиспользованных субсидий из-за завышенных норм потребления. Ожидается, что в 2017 году эта сумма составит 10 млрд гривен, но использовать эти средства можно будет только после окончания долгой бюрократической процедуры возврата, а средства на подготовку к зиме нужны уже сейчас.

В очередной раз чиновники заговорили о несовершенстве (мягко сказано!) действующей системы субсидировании и о необходимости перехода к полноценной адресной выплате каждой семье в денежном виде, то есть о монетизации субсидий. Если честно, то в нынешних условиях – это не просто утопия, а способ перекладывания ответственности с государства, то есть власти, на рядовых граждан. Сейчас за невыплату субсидий отвечает государство. Если же выплаты станут адресными, то и оплату субсидий должны будут производить сами граждане из тех средств, которые им будет выдавать государство в виде субсидий. А поскольку денег нет, или они будут приходить с огромным опознанием, то должниками по субсидиям перед коммунальщиками будет уже не государство, а граждане, на которых будут подавать в суд, отбирать у них имущество, квартиры и так далее. Кстати, чем не способ передела жилищного фонда?!

С этой проблемой уже столкнулись пресловутые ОСМД и кооперативы. Субсидии на них идут из бюджета не коммунальщикам, а на счета самих ОСМД, которые затем должны платить коммунальщикам. Но поскольку средства задерживаются часто на полгода, а то и вовсе навсегда, то коммунальные монополисты «наезжают» на ОСМД, отключают их от услуг, блокируют их счета в судах и так далее. Воевать с разрозненными жильцами дома, в котором 300 квартир, сложно и накладно. Тем более с целыми микрорайоном на Троещине или всем Харьковским массивом! Но если этот дом является ОСМД, то отключить его, шантажировать его, выселять его жильцов через суд всех скопом намного проще. Говорили же умные люди: не лезьте вы в эти «гребаные» ОСМД, ибо в нашей стране в такие игры играть нельзя! 

Кроме того, в правительстве прогнозируют, что некий рост доходов населения якобы позволит снизить расходы на субсидии. Откуда этот рост возьмется, когда экономика, промышленность и торговля уже три года валятся, чиновники не говорят. Говорить можно разве только об инфляционном росте, который тут же съедается той же инфляцией за счет роста цен и тарифов. 

По данным Минсоцполитики, в ближайшее время социальные службы окончат перерасчет субсидий на следующий сезон. Очевидно, к осени многие не смогут себя найти в списках получателей субсидий, и зимой начнется самое интересное.

А зимой наступят кранты?

В сухом остатке имеем следующее.

По данным Минфина, из предусмотренных на нынешний год 47 млрд гривен на льготы и субсидии за пять месяцев года потрачено уже 35,3 млрд гривен. То есть до конца года оставалось менее 12 млрд гривен. В то же время, уже согласованы и подписаны протоколы расчетов по льготам и субсидиям на сумму 56,6 млрд гривен, то есть до конца года не хватает 10 млрд гривен. Правда, поправками к бюджету добавили 15 млрд грн. 

Но, по расчетам Ассоциации «Укртеплокоммунэнерго» на нынешний год для льгот и субсидий потребуется 75-77 млрд гривен, а потому утвержденных поправками в бюджет 15 млрд гривен хватит только до октября. А затем опять придется вносить изменения в бюджет. Но нарисовать изменения в бюджете можно, вопрос – где денег взять?!

По информации упомянутой Ассоциации «Укртеплокоммунэнерго», из-за долгов и отсутствия денег большинство предприятий теплокоммунэнерго перешли на четырех- и даже трехдневную рабочую неделю, хотя летом они должны в полную силу готовиться к отопительному сезону.

Похоже, осенью-зимой мы можем стать свидетелями коллапса ЖКХ с непредсказуемыми последствиями для граждан и страны в целом. 

Александр КАРПЕЦ, издание МИР


Теги статьи: Сергиенко АлександрГройсман ВладимирБюджетДеньгиЖКХкоммунальные тарифыКоммунальные услугиЭнергосубсидииСубсидия

Дата и время 19 июля 2017 г., 19:37     Просмотры Просмотров: 6523
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

На чьей вы стороне в событиях под Радой?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.103481