АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 2°C
Харьков: 8°C
Днепр: 9°C
Одесса: 8°C
Чернигов: 1°C
Сумы: 9°C
Львов: -1°C
Ужгород: -1°C
Луцк: -1°C
Ровно: 0°C

Мобилка по справке от венеролога?

Мобилка по справке от венеролога?
Мобилка по справке от венеролога?

Отечественная власть не устает напрягать народ различного рода новациями и «рехвормами», которые носят грабительский, коррупционный часто идиотический характер.

В числе таких, несомненно, можно назвать недавнюю инициативу по регистрации мобильных средств связи и SIM-карт. Соответствующий законопроект разработала Государственная служба специальной связи и защиты информации (Госспецсвязи). Комизм и одновременно цинизм ситуации состоит в том, что у Госспецсвязи, по нашему скромному разумению, есть более серьезные задачи, чем «игра в мобилочку».

Итак, Государственная служба специальной связи и защиты информации (Госспецсвязи) разработала изменения в ряд законов, которыми предусматривается обязательная регистрация абонентов мобильной связи, их номеров и SIM-карт, а также регистрация телефонов, планшетов, смартфонов и других подобных устройств по их международному классификатору, так называемому IMEI-коду. Проще говоря, по номеру абонента и коду устройства мобильной связи можно будет установить его владельца, поскольку SIM-карта и устройство будут регистрироваться по паспорту или иному документу, удостоверяющему личность.

О чем поется песне

Законопроект о внесении изменений в законы «О телекоммуникациях» и «О радиочастотном ресурсе» разработан во исполнение протокольного поручения некоего «комитета по кибербезопасности СНБО». Непонятно, что это за «комитет» такой, и насколько серьезно следует относиться к его «ценным указаниям».

Профильный регулятор в лице Национальной комиссии регулирования в сфере связи и информатизации (НКРСЗИ) поддержал инициативу по введению идентификации всех абонентов мобильной связи. Прежде всего, речь идет о наиболее многочисленных пользователях pre-paid (предоплаченной) связи, поскольку не слишком многочисленные контрактники и так регистрируются на свои персональные данные или на данные предприятия, если речь идет о корпоративном пользователе.

В качестве причины этой новации называют, естественно, борьбу с агрессором, преступностью и терроризмом. Инициаторы законопроекта утверждают, что введение предлагаемых мер резко повысит эффективность борьбы с киберпреступлениями, экономическими преступлениями в банковской сфере и с террористическими угрозами. По мнению авторов документа, принятие норматива приведет к сокращению «мобильного мошенничества» и преступлений в банковской сфере, а также будет способствовать ведению бизнеса в условиях «цифровой экономики». Чиновники утверждают, что регистрация по паспортам мобильных средств связи и SIM-карт увеличит уровень национальной безопасности и обороны страны, позволит предотвращать киберугрозы, в том числе кибератаки на критически важные объекты и системы. Кроме того, по мнению авторов норматива, регистрация телефонов, смартфонов и прочих подобных устройств сократит количество их краж.

Зарегистрироваться должны будут не только новые, но и уже действующие абоненты. Правда, в нормативе ничего не говорится о последствиях, которые наступят в случае, если действующий абонент не зарегистрируется. К тому же, срок регистрации устанавливается слишком коротким. Сначала инициаторы нововведений предлагали этот срок установить в размере трех месяцев, но в конечном итоге увеличили его до шести, хотя и это очень мало, и технически уложиться в этот срок невозможно.

Отрицательная реакция

Предлагаемые новации вызывают резкое неприятие у операторов мобильной связи. Главным камнем преткновения являются, прежде всего, сроки перерегистрации абонентов pre-paid. 

Например, в пресс-службе мобильного оператора Vodafone, который имеет почти 21 млн абонентов, утверждают, что для перерегистрации потребуется минимум один год, а реально два года. Примерно то же говорят в компании Киевстар, обслуживающей более 23 млн абонентов. В обеих компаниях подчеркивают: возникает огромный риск того, что значительная часть абонентов не успеют зарегистрироваться, и они останутся без связи. Особенно пострадают абоненты из небольших населенных пунктов, в которых нет представительств компаний-операторов мобильной связи. В качестве важнейшей причины называется то, что исторически рынок мобильной связи в Украине развивался по пути наращивания pre-paid, и таких абонентов теперь очень много. Самим операторам, заявляют в компаниях, тоже понадобится длительный переходной период, чтобы перестроить систему продаж. 

Все это, по мнению операторов мобильной связи, может вызвать крайнее неудовольствие граждан, привести к нарушению прав добросовестных абонентов, которые пользуются предоплаченными услугами. 

От себя добавим, что существенные убытки понесут сами операторы, что и является главной причиной их беспокойства и неудовольствия. Ведь многие владельцы имеют по нескольку номеров, но в ходе регистрации значительная часть абонентов может отказаться от избыточных номеров. Кроме того, вся эта канитель с регистрацией, созданием и обслуживанием баз данных, поддержанием режима хранения персональных данных и так далее повлечет дополнительные и совершенно ненужные операторам расходы и хлопоты. К тому же очевидно, что государство все эти расходы и хлопоты хочет «повесить» именно на операторов мобильной связи, тем более что своих средства у государства на это просто отсутствуют. 

Собственно, наличие такого мощного «антилобби» вселяет надежду на то, что бредовая идея с регистрацией мобилок и SIM-карт будет провалена. Этот тот редкий случай, когда интересы крупного капитала совпадают с интересами миллионов рядовых граждан. 

Предыстория, зарубежный опыт и проблемы

Напомним, что это уже не первая попытка ввести контроль над пользователями мобильной связи. 

Первый раз Госспецсвязь предложила тотальную регистрацию мобилок еще «во царствование» Януковича, в 2012 году. Мотивировалось это примерно так же, как и сейчас, то есть противодействием воровству, терроризму, мошенничеству и экономическим преступлениям. Но тогда Рада не пошла на это, очевидно, по причине все тех же интересов мобильных операторов, а также потому что очень многим представителям верхушки и их обслуги выгодно наличие анонимных телефонов.

Последняя попытка ввести регистрацию мобилок и SIM-карт была предпринята в 2015 году. Мотивация была та же, что и ранее, но с поправкой на войну, агрессию, необходимость защищать «священные рубежи информационного киберпространства» и так далее.

Нынешняя попытка является фактически повторением предыдущей.

Апелляция к опыту других стран, в которых мобилки и SIM-карты регистрируются, также вызывает недоумение, поскольку опыт этот является весьма неоднозначным. Такая регистрация имеет место примерно в 80 странах мира. Характерным является пример Мексики, где через несколько лет после введения обязательной регистрации от нее отказались, поскольку количество краж мобилок после этого только возросло. Практика регистрации существует в ряде постсоветских стран, например, в Беларуси и в Грузии.

Самым показательным является, пожалуй, пример России. Регистрация мобилок и SIM-карт там введена еще в 2005 году. Но, несмотря на строгость нравов и извечные оправдания борьбой с терроризмом, SIM-карту в России можно купить чуть ли не в уличной подворотне. Что-то подсказывает, что, в случае введения регистрации в Украине, нас ожидает именно российский сценарий. 

Как и любой запрет, регистрация мобилок и SIM-карт открывает широкие возможности для злоупотреблений и коррупции.

Прежде всего, будет однозначно спровоцирована регистрация аппаратов и SIM-карт на подставных лиц по аналогии с регистрацией фирм на подставных учредителей и директоров. Собственно, именно это и происходит в России. 

Возникает и масса проблем к связи с сохранностью баз данных, особенно с учетом военного времени. В то, что данные не будут «сливаться», как-то не особо верится в стране, где все продается и покупается, но ведь известно, что за недостатком специальных защищенных средств связи, которыми коррумпированное государство не в состоянии обеспечить армию хотя бы в районе боевых действий, бойцы на Донбассе часто вынуждены переговариваться по мобилкам. А тут, как под заказ агрессора, собираются базы данных на абонентов, и можно не сомневаться, что ее «сольют» врагу, причем за «не очень дорого». Кто-нибудь об этом подумал, или это, наоборот, сделано умышленно с подрывными целями?

Что же касается предотвращения воровства, то едва ли в случае кражи мобилок, полиция в нынешних условиях будет гоняться за ворами. У нас резонансные убийства не раскрываются, а что уже о мобилках говорить!

Вместе с тем, если телефон украли, и с этого телефона совершены противоправные деяния, то у официального владельца, на которого он зарегистрирован, могут возникнуть большие проблемы, если он вовремя не заявил о пропаже или заявил, но операторы-регистраторы не совершили необходимых действий, например, не заблокировали трубку. Это как в случае с угнанной машиной, на которой совершено преступление, когда владельцу приходится доказывать, что он «не при делах». А ведь чем искать реальных преступников, всегда проще «повесить» дело на добропорядочного владельца, на которого зарегистрировано устройство!

Что же касается возможности тотального контроля с целью удержания власти под предлогом внешней агрессии – а именно такая цель преследуется, несмотря на правильные лозунги сочинителей этой новации! –  то, как показано на примере России, из этого вряд ли что-то получится.

Даже в самом правительстве существуют отрицательные мнения по поводу предлагаемой новации. Например, министр юстиции Павел Петренко высказал через СМИ мнение о том, эта инициатива не найдет поддержки в Верховной Раде, является неактуальной, а также вызовет в обществе дополнительное и никому не нужное обострение.

В связи с мнением министра юстиции возникает вопрос о том, почему Госслужба по спецсвязи и защите информации занимается разного рода сомнительными и надуманными вопросами. Ведь в сфере защиты киберпространства и правительственной связи есть проблемы и куда более важные!

«Прихватизация» правительственной связи

С одной стороны, в сфере связи государству вообще заниматься вроде нечем после того, как еще при Януковиче «Укртелеком» через подставную фирму «слили» Ахметову, точнее его структурам. В результате, государство окончательно лишилось остатков влияния в такой критически важной для национальной безопасности сфере как связь. Здесь-то и возникла проблема, причем как раз по части Госслужбы спецсвязи, долженствующей отвечать, прежде всего, за правительственную связь.

Дело в том, что все каналы правительственной и прочей спецсязи, о которой рядовому обывателю вроде как и знать не положено, находились в ведении «Укртелекома». Так повелось с советских времен, когда все было государственное, а предприятия электросвязи и телефонии вообще были режимными объектами. За четверть века постсоветчины в этом вопросе мало что изменилось, кроме разве того, что все раздерибанили, а затем отдали Ахметову остатки «Укртелекома».

В результате, каналы правительственной спецсвязи оказались на территории «частной лавочки», к хозяину которой, к тому же, одно время даже имелись вопросы в связи с сепаратизмом на Донбассе. Правда, со временем эти вопросы, звучавшие от представителей правоохранительных органов, в частности, генеральной прокуратуры, как-то незаметно утихли. Очевидно, это произошло потому, что олигархи Ахметов и Порошенко нашли общие интересы в деле извлечения наживы. 

Одним из важнейших условий приватизации «Укртелекома» было создание за счет инвестора системы защищенной правительственной спецсвязи и передача ее государству на безвозмездной основе. Но развернулся типичный отечественный лохотронный сценарий. В 2012 году «Укртелеком» был куплен некоей непонятной австрийской фирмой, хотя уже тогда было очевидно, что это продажа Ахметову через «прокладку». Что и подтвердилось в 2013 году, когда «Укртелеком» окончательно перешел под контроль структур Ахметова.

После кровавых событий на майдане, аннексии Крыма, начала войны на Донбассе и с приходом к власти нынешних «демократов», вокруг приватизации «Укртелекома» разгорелся было скандал. В качестве важнейшего эпизода как раз выступал вопрос о создании отдельной от «Укртелекома» системы защищенной правительственной связи и передачи ее государству, чего сделано не было. Хотя если честно, не очень понятно, как «лавочке», по части которой есть вопросы в связи с сепаратизмом, можно поручать создание систем обеспечения национальной безопасности. Но в Украине, как известно, все решает «бабло» и жажда наживы, а не национальные интересы, которыми только прикрывают дерибан, поэтому таким вопросом вообще никто не «заморачивался».

Правда, ходили разговоры о возможной национализации «Укртелекома», в том числе, и по указанной причине, хотя при его приватизации в 2012-2013 годах хватало и других нарушений, о которых в то время приходилось писать не раз в различных СМИ, но вдаваться в подробности сейчас не будем. Разговоры о национализации стихли, хотя такие слухи периодически ходят…

Сей экскурс в историю одного только дерибана приведен к тому, что проблема правительственной спецсвязи так и осталась нерешенной. Во всяком случае, информацию о том, что новая, независимая от частного «Укртелекома» система такой связи создана и передана государству, обнаружить не удалось. Возможно, это такая «страшная военная тайна», хотя в Украине, как известно, тайн не бывает, поскольку, повторим, всем правят «бабло» и жажда наживы.

В связи с вышеизложенным возникает вполне закономерный вопрос. Почему Госслужба спецсвязи не занимает тем, чем ей надлежало бы заниматься прежде всего, то есть собственно спецсвязью, но эта служба вдруг зело озаботилась гражданской мобильной связью, к которой Госспецсвязь и отношения не имеет? Возможно, это вездесущая отечественная коррупция… 

Но вместо этого, власть занята организацией продажи мобилок по справкам от врача!

Александр КАРПЕЦ, издание МИР


Теги статьи: мобильные операторыМобильная связьГосспецсвязьSIM-картаВласть

Дата и время 01 сентября 2017 г., 12:40     Просмотры Просмотров: 819
Комментарии Комментарии: 0

Похожие статьи

Балога о деле Дыминского: Власти хотят, чтобы канал ZIK изменил свою политику, или еще лучше – перешел в их собственность
Михаил Подоляк: Как продать Украину
Переговоры с властью: Саакашвили озвучил требования

Не удивительно, что Саакашвили вызвал идиосинкразию как у Путина, так и у Порошенко — Олесь Доний
Семенченко обратился к Порошенко: Будет кровь за кровь
Соболев поименно назвал организаторов репрессий и предупредил, что "первая пролитая кровь резко изменит ситуацию в стране"

Луценко превратился в ключевой бастион системы Порошенко - блогер
Они поют гимн и носят вышиванку только для того, чтобы украсть, — Евгений Черняк
АМКУ оштрафовал Киевстар на 21 млн грн

Как жить правильно мы знаем, да только кто же нас заставит? Украинские хроники в анекдотах
«Петра Порошенко уже начало сдавать его ближайшее окружение» — Егор Соболев
Гройсман заставит всех жить по его "жизненному принципу"

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

На чьей вы стороне в событиях под Радой?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.0612