АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал

Курортный обман или как «крымнаш» принимал туристов

Курортный обман или как «крымнаш» принимал туристов
Курортный обман или как «крымнаш» принимал туристов

Последние 23 года независимости Украины каждый курортный сезон в Крыму традиционно получал оценку – никакой. Так говорили и в 1993-м, когда Крым принял 2,5 млн туристов, и в 2012-м, а также в 2013-м, когда полуостров посетили по 6 млн туристов – пишет в рубрике «Мнения» на сайте «Новое время» бывший министр курортов и туризма Автономной республики Крым Александр Лиев. – После аннексии проявлять пессимизм в отношении курортного сезона в самом Крыму небезопасно.

Но пессимист из меня никудышный, а крымские опасности мне, объявленному сепаратистами невъездным, не страшны. Поэтому, претендуя на объективность, попробую проанализировать результаты этого года для оккупированной курортной жемчужины Украины. В прошлом году Крым принял почти 4 млн украинцев, 1,3 млн россиян, 250 тыс. белорусов, 0,5 млн граждан ЕС, Турции, Азербайджана и других стран. Наибольший рост туристического потока был именно из ЕС и Турции. Неслучайно. К этому стремились. Проект по продвижению крымских оздоровительных курортов Дни Крыма провели в Риге, Берлине, Лондоне, Вене, Стамбуле и Баку.

В 2014-м подготовка к сезону провалилась. Сыграли свою роль и «зеленые человечки», и транспортный коллапс, и очереди на переправах, и безумные идеи с единым билетом на самолет, пароход, поезд, паром. К маю принимать туристов оказались готовы лишь четверть отелей и 10 % здравниц. Впрочем, гости также не спешили на полуостров.

Поначалу туристический бум наблюдали лишь в отелях Симферополя. «Даже не мечтали о таком, загрузка 100-105 %, все дополнительные места проданы. Подняли цену на 80 %, и это никого не испугало», – комментировал ситуацию восторженный директор одного крупного отеля крымской столицы. Так въезжали в Крым российские фээсбэшники, гэрэушники и многочисленные чиновники. Фактически родился новый вид туризма – «по случаю аннексии».

Летом ситуация изменилась. Здравницы и отели, открывшиеся к июлю (около 35 % от общего числа) принимали семьи беженцев из Донбасса. Этот вынужденный туризм имел свои оттенки и специфику, повлияв на среднюю продолжительность отдыха в Крыму, выросшую на 30 % по сравнению с 2013 годом. По достоверной информации, вместо прошлогодних почти 4 млн украинцев полуостров принял всего 370 тыс. Основная география потока – восток страны.

 

Проверить лично, что «крымнаш», в августе ринулись россияне, впечатленные репортажами НТВ, РТР и ОРТ с места событий. Но первое, что им довелось ощутить: Крым без Украины – это остров. Комфортным маршрут в автономию через пролив назвать нельзя, а обратный путь стал для многих настоящим испытанием. К тому же дефицит товаров частого потребления, а также общая нервозная атмосфера оставили впечатление: «крымнаш», но Сочи ближе и дешевле. И все же россияне «сделали» этот сезон, обеспечив 70 % потока отдыхающих.

Еще одна тенденция, наметившаяся на полуострове – массовая смена собственников здравниц, отелей и ресторанов. Большинство успешных туристических объектов завершают сезон уже с новым владельцем. Мне известны десятки примеров. Покупатели в основном – московские предприниматели, которых не столько интересовал туризм, сколько выполнение команды «скупать».

Для многих это непрофильные активы, и они понятия не имеют, что с ними делать. В будущем сезоне этот фактор станет очень заметным. Облик Крыма существенно изменился. Перспективы международного курорта растаяли, как дым. Нарисовался четкий контур будущего места полуострова в мире – непотопляемого авианосца, военной базы.

Этого ли хотели крымчане? Точно нет. По данным социологии, проведенной Центром им. Разумкова, в 2012 году 72 % жителей АРК считали, что главным направлением в развитии полуострова должен быть туризм. Интересно, что так полагали даже те, кто проживает в степных районах. Туризм в Крыму отличался высокой тенизацией. В доходах местного бюджета он занимал всего 4-6 %, но вместе с тем более 100 тыс. крымских семей зарабатывали исключительно в курортной сфере.

Туристический бизнес – это креативный класс, люди, способные двигать всю территорию к прогрессу. Теперь им придется тяжелее всего, поскольку это сообщество крымчан привыкло к самостоятельности и своей приоритетности. Справедливости ради стоит обратить внимание на состояние туристической отрасли во всей Украине. Так низко ее никогда не опускали. А ведь с помощью внутреннего туризма можно объединять страну, привлекать иностранные инвестиции и создавать новые рынки для отечественных производителей. В Украине этого пока не понимают.

Автор материала: Александр Лиев

По материалам: Nr2.com.ua


Теги статьи: Крым

Дата и время 14 ноября 2014 г., 19:48     Просмотры Просмотров: 3463
Комментарии Комментарии: 0

Похожие статьи

Керченский мост трещит по швам
Такого количества бездомных психов больше нигде не видела, как в Алуште – туристка
Портников объяснил, почему Путин оставил во главе Крыма местных братков

По Крыму ездят российские военные самолеты
"Слава Украине!" Жители Крыма сделали "подарок" российским оккупантам
Украина предоставила Европейскому суду новые доказательства по делу об аннексии Крыма – министр

Россиянам пора привыкнуть – обыски становятся привычным делом уже не только в Крыму
В Крыму издали книгу: На плакате ВОВ символы Третьего рейха заменили на российские
Чингачгук в черном списке: Известный актер попал в базу "Миротворца"

Названы города Украины, которые хотел захватить Путин после Крыма
Задел за живое: Представитель Украины в Стамбуле разделал под орех Медведева
Жена нардепа из «Оппоблока» Балицкого прикупила квартиру в Крыму

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Как вы относитесь к блокировке российских соцсетей?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте