АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 0°C
Харьков: 0°C
Днепр: 0°C
Одесса: 0°C
Чернигов: 0°C
Сумы: 0°C
Львов: 0°C
Ужгород: 2°C
Луцк: -1°C
Ровно: -1°C

Украина платит США $1,4 млрд за постройку ядерной свалки под Киевом

Украина платит США $1,4 млрд за постройку ядерной свалки под Киевом
Украина платит США $1,4 млрд за постройку ядерной свалки под Киевом

Под Киевом начали строить хранилище отработанного ядерного топлива, чтобы отказаться от дорогостоящих услуг РФ по утилизации. Власти уверяют: оно не несет угрозы людям, но местные жители и экологи не на шутку обеспокоены. «Вести» выясняли, так ли уж велика плата за подобные услуги и в чьих интересах строят ядерный могильник.

"Свалка" за полтора миллиарда

Неподалеку от Киева, в Чернобыльской зоне отчуждения, стартовало строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива. Площадка строительства находится между бывшими селами Старая Красница, Буряковка, Чистогаловка и Стечанка Киевской области. Как сообщили в Минэнергоугля, стоимость строительства обойдется Украине в $1,4 млрд. Объект будет представлять из себя площадку, на которую поставят бетонные контейнеры с отработанным ядерным топливом. Сооружение планируется возвести в течение 16,5 лет в 15 этапов.

«Финансирование будет осуществлять оператор АЭС Украины — компания «Энергоатом» без привлечения средств госбюджета, при этом более 80% суммы ($1,17 млрд) будут потрачены на технологические оборудование», — отметили в ведомстве. До сих пор в Украине было только одно подобное хранилище — на Запорожской АЭС. Тогда как отработанное на украинских АЭС топливо отгружается на переработку в РФ. За это, в зависимости от объемов, Украина ежегодно платит $150– 200 млн. Поэтому, чтобы сэкономить, власти решили построить свой ядерный могильник в 100 км от столицы.

Оправдана ли экономия

Как рассказал «Вестям» глава набсовета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук, в нынешней политической ситуации строительство выглядит красиво, но главный вопрос — насколько эффективно будет реализован проект. «Несмотря на то что строительством будет заниматься американская компания Holtec, ее специалисты возводить в Украине ничего не будут. Вместо этого будут привлекать других подрядчиков, может, даже украинских, поэтому насколько проект будет экологически безопасен и технически эффективен — остается пока загадкой», — говорит Корольчук.

При этом он отметил: с экономической точки зрения, проект действительно может быть на руку Украине. «Обслуживание хранилища тоже будет стоить денег, но, скорее всего, значительно меньше, чем плата за отправку отработанного топлива в РФ. Но никто не исключает, что в будущем Украина не захочет подзаработать как «ядерная свалка», предоставляя услуги по хранению другим странам. Например, Westinghous однозначно будет там хранить свое отработанное топливо. Поэтому, с этой точки зрения, $200 млн в год кажутся не такой уж и большой платой за безопасность и отсутствие рисков», — сказал Корольчук.

Передел рынка

Источник «Вестей» в Минэнергоугля подтвердил, что немалую роль в процессе принятия решения о создании хранилища принимал американский производитель ядерного топлива Westinghouse, который уже многие годы пытается заменить российское ядерное топливо своим на советских реакторах украинских АЭС.

«Westinghouse уже поставляет свое топливо на Запорожскую и Южно-Украинскую АЭС и собирается поставлять на другие украинские станции. И без этого хранилища американцы просто не смогли бы рассчитывать на массовые поставки своего топлива в Украину, ведь потом его некуда было девать, так как, согласно Конвенции по обращению с ядерными отходами и топливу, страна-производитель должна забирать свои отходы назад», — отмечает наш собеседник.

Есть ли риск

Есть к хранилищу и чисто экологические претензии. Одной из главных, по словам эколога Владимира Борейко, является то, что решение о строительстве приняли без серьезного обсуждения общественности, как того требует устав МАГАТЭ. «Хранить ядерные отходы в принципе небезопасно, а тем более в 100 км от Киева. Более того, никто не спрашивал у местных жителей, хотят ли они жить рядом с таким объектом», — подчеркнул Борейко. В то же время, по его словам, существуют риски, связанные с транспортировкой отходов, ведь поезд с ними может перевернуться или взорваться.

В свою очередь, биолог Чернобыльского центра по проблемам ядерной безопасности Сергей Гащак считает, что поводов для беспокойства по данному объекту нет, если не произойдет никаких непредвиденных ситуаций. «Безопасность подобных объектов зависит от проекта и того, как будет проходить строительство. Если что-то пойдет не по плану, то любой объект где угодно можно назвать опасным», — заявил Гащак.

К слову, хранилища отходов ядерного топлива давно существуют в мире, но строят их все же вдалеке от крупных городов. Франция, например, на островах в Тихом океане, США — в пустыне, Россия — в Сибири, а страны Северной Европы — в базальтовых скалах на морском побережье.

 

"Нельзя исключать коррупционные схемы"

Впервые о строительстве хранилища заговорили еще в 2004 году, тогда его стоимость составляла $170 млн, затем в 2010 году цена выросла до $350 млн, а этим летом правительство внезапно утвердило цену в размере $1,5 млрд. «Цена выросла очень существенно, притом что основные характеристики не изменились. Также не стоит забывать, что в первый раз, когда «Энергоатом» и Holtec подписывали договор, обязанность финансировать работы брал на себя Holtec, но потом финансирование легло на Украину. Поэтому нельзя исключать очередных коррупционных схем», — отмечает Корольчук


Теги статьи: УкраинаутилизацияЯдерное топливоСША

Дата и время 13 ноября 2017 г., 12:55     Просмотры Просмотров: 1318
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus
21 ноября 2017 г.
loading...
Загрузка...

Наши опросы

На чьей вы стороне в событиях под Радой?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.081666