АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 0°C
Харьков: 7°C
Днепр: 8°C
Одесса: 4°C
Чернигов: 0°C
Сумы: 3°C
Львов: -3°C
Ужгород: 0°C
Луцк: -2°C
Ровно: -1°C

Авто на "евробляхах": реальная цена риска

Авто на "евробляхах": реальная цена риска
Авто на "евробляхах": реальная цена риска

Пользование такими машинами в Украине несет с собой значительные риски — выше, чем многие то представляют.

Украинцы пытаются использовать всевозможные лазейки в законодательстве, чтобы ездить не на общественном транспорте, а на своем авто. Самая популярная — покупка машин на иностранных номерах (чаще всего литовских или польских) без растамаживания — достигла громадных масштабов. По разным оценкам, по украинским дорогам сейчас ездят от 380 тыс. до 2 млн авто на "евробляхах", как их прозвали в народе.

Но ведь по факту такое авто на самом деле только условно свое. Более того, пользование им в Украине — только условно законно, а значит, его владелец рискует  стать фигурантом административного дела о нарушении Таможенного кодекса. Так давайте разберемся, оправдан ли риск.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ "СХЕМЫ"

К наиболее распространенным "схемам" использования автомобиля на иностранных номерах относятся:

1. Использование таможенного режима "транзит" согласно ст. 95 Таможенного кодекса Украины (далее — "ТКУ"). При этом срок пребывания таких транспортных средств на территории Украины должен составлять не более 5 суток, а в случае перемещения в зоне деятельности различных таможен — 10 суток.

Эта схема практикуется жителями приграничных районов Украины, поскольку владелец такого транспортного средства должен каждые 5 (в лучшем случае — 10) суток пересекать государственную границу.

2. Использование режима "временный ввоз" на основании ст.ст. 108, 189 ТКУ и положений "Стамбульской конвенции", участником которой является Украина. На практике эта "схема" реализуется следующим образом: гражданин Украины получает от иностранной компании-владельца автомобиля пакет документов, подтверждающий якобы осуществление гражданином коммерческой деятельности в пользу этой компании. И, собственно, на основании этого пакета документов пользуется авто как своим личным.  

Самое главное здесь: юридическим собственником авто остается иностранная компания, а гражданин Украины лишь формально использует его от имени и в интересах такой компании.

Такой автомобиль не может использоваться для внутренних перевозок, как грузовых, так и пассажирских (ч. 3 ст. 189 ТКУ) — то есть в том числе, и как такси, многие из которых на украинских улицах как раз с иностранными номерами. Помимо этого, таможенные органы и суды довольно часто приходят к выводу, что ввоз на территорию Украины авто с целью представительства интересов иностранной компании — не подпадает под положения "Стамбульской конвенции".

Срок временного ввоза устанавливается органом доходов и сборов в каждом конкретном случае, но не должен превышать трех лет с даты помещения автомобиля под таможенный режим временного ввоза.

Эта схема формально имеет легальный характер, но большое значение при ее использовании имеет пакет документов, который имеется "на руках" у гражданина Украины, так как именно этими документами подтверждается право пользования автомобилем на основании "Стамбульской конвенции".

РЕАЛЬНАЯ ЦЕНА РИСКА

Совершенно логично, что использование подобных схем не может не нести определенные риски, в том числе — финансового характера. За превышение срока вывоза ввезенного в режиме "транзит" автомобиля не более чем на одни сутки размер штрафа составляет 170 грн., не более чем на 10 суток — 3400 грн., более чем на десять суток — 8500 грн. (ст. 470 ТКУ).

Бытует мнение, что штрафом в размере 8500 грн ограничивается максимальный размер ответственности пользователя автомобиля: якобы в связи с тем, что законодательством не установлен срок, на протяжении которого после уплаты штрафа автомобиль должен быть вывезен за пределы Украины. И, таким образом, после уплаты штрафа гражданин Украины может бессрочно пользоваться автомобилем на территории Украины.

Но не стоит забывать о ст. 485 ТКУ, предусматривающей ответственность в виде штрафа в размере 300% неоплаченной суммы таможенных платежей, в том числе за "другие противоправные действия, направленные на уклонение от уплаты таможенных платежей".

Статья 485 ТКУ довольно часто используется судами при рассмотрении дел о нарушении сроков ввоза автомобилей в режиме "транзит" либо дел, связанных с противозаконным использованием гражданами Украины автомобилей на "иностранной регистрации".

При этом подлежащий уплате размер суммы таможенных платежей, на основании которого исчисляется размер штрафа, может определяться таможенным органом исходя из средней стоимости аналогичных транспортных средств, импортированных в Украину.

На практике такая стоимость может быть таможенниками весьма завышена, что влечет за собой наложение на "провинившегося" гражданина штрафа, размер которого явно несоизмерим с реальной стоимостью автомобиля.

Штраф за превышение срока пребывания в стране ввезенного в режиме "временный ввоз" автомобиля коммерческого назначения (то есть авто, которое якобы является собственностью иностранной компании) не более чем на трое суток, составляет 850 грн.; более трех, но не более чем на 10 суток — 5100 грн.; более чем на десять суток — 17 000 грн. (ст. 481 ТКУ).

Не стоит забывать о ст. 485 ТКУ, предусматривающей ответственность в виде штрафа в размере 300% неоплаченной суммы таможенных платежей
Помимо этого, на практике таможенные органы во многих случаях пытаются "найти" в действиях пользователя автомобиля состав правонарушения, предусмотренного ст. 485 ТК Украины, и налагают штраф в размере 300% неоплаченной суммы таможенных платежей. Наибольшая сумма присужденного штрафа на данный момент составляет около 3 млн грн.

При этом указанные выше статьи "ТКУ" не предусматривают в качестве санкции конфискацию автомобиля.

Так что при покупке автомобиля на "иностранных номерах" нужно быть готовым к общению с таможенниками и юристами. Пользователь авто, конечно, всегда может обжаловать соответствующие решения таможенных и судебных органов, которые могут быть как достаточно, так и недостаточно обоснованны с материальной точки зрения, а также вынесены с соблюдением или несоблюдением необходимых процессуальных формальностей. Именно от этих факторов зависит вероятность победы в таком деле. В конце концов в лучшем случае пользователь авто выигрывает дело, не платит штрафы и сохраняет статус-кво. В худшем — он должен быть готов к уплате штрафа, размер которого может в разы превышать стоимость автомобиля.


Теги статьи: ШтрафыТаможняавтомобилиавто нерастаможенныеавто с иностранной регистрациейевробляхи

Дата и время 18 ноября 2017 г., 08:07     Просмотры Просмотров: 2395
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

На чьей вы стороне в событиях под Радой?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.057124