АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 2°C
Харьков: 5°C
Днепр: 8°C
Одесса: 10°C
Чернигов: 1°C
Сумы: 4°C
Львов: 4°C
Ужгород: 8°C
Луцк: 3°C
Ровно: 4°C

Избирательный кодекс: голосования по-новому или «самоубийство» для нардепов

Избирательный кодекс: голосования по-новому или «самоубийство» для нардепов
Избирательный кодекс: голосования по-новому или «самоубийство» для нардепов

Верховная Рада в первом чтении проголосовала за новый Избирательный кодекс, проект которого был зарегистрирован еще в 2015 году.

Сразу после голосования, некоторые нардепы назвали такое решение «самоубийством» и «случайностью». Невыгодным этот кодекс является и для БПП. Поскольку приближенные к Порошенко фигуры — Игорь Кононенко, Руслан Князевич и Александр Грановский — во время голосования не поддержали его. Не проголосовали за новый Избирательный кодекс и руководитель фракции БПП Артур Герасимов и представитель президента в Верховной Раде Ирина Луценко.

Зато многие эксперты и политики называют новый Избирательный кодекс прогрессивным и таким, что позволит проводить выборы по пропорциональной избирательной системе с голосованием за открытые избирательные списки.

За что же проголосовали депутаты Верховной Рады? Как теперь выбирать нардепов? Но хватит во втором чтении голосов, чтобы все-таки принять новый Избирательный кодекс? Об этом корреспонденту «World news» рассказал эксперт группы по реформе избирательного законодательства «реанимационных пакета реформ» Евгений Радченко, юрист Комитета избирателей Украины Богдан Горбань и политолог, директор Украинского института анализа менеджмента политики Руслан Бортник.

Изменения предусматривает Избирательный кодекс?

Евгений Радченко:

Этот избирательный кодекс предусматривает совершенно новые правоотношения, касающиеся проведения выборов. Первое: после принятия этого кодекса мы получим на пять законов меньше. Не будем законов о Центральной избирательной комиссии, президентские выборы, парламентские выборы, местные выборы и протокол о государственном реестре избирателей. Это все будет объединено в одном Избирательном кодексе. Этот законопроект предусматривает кардинальное изменение всех избирательных систем, кроме президентской, по которым ранее проводились выборы в наших органов власти. Для Верховной Рады такие изменения предусматривают открытые списки на региональных избирательных округах и по пропорциональной системе. В областных советах, советах крупных городов и АР Крым избирательная система будет похожа на выборах в Верховную Раду. В сельских и районных советах и городских советах небольших городов предполагается также и самовыдвижение. По выборам депутатов в малых населенных пунктах — это будет мажоритарка относительного большинства, а выборы мэров крупных городов предусматривать мажоритарке абсолютного большинства. Этот законопроект также предусматривает обучение членов избирательной комиссии и их сертификации, хотя и за деньги политических партий. Очень подробно регулируется процесс голосования. Он меняет все, начиная от системы и заканчивая способом голосования для избирателей.

Также предусматривается ограничение в политической рекламе, хотя и незначительные. Да, есть ограничения предельной продолжительности рекламного ролика или любой информационной передачи, которые финансируются за счет политической партии и избирательного фонда. Эта политическая реклама будет в пределах трех минут.

Богдан Горбань:

На данном этапе выборы приходили так, что на основе количества голосов избирателей, выделялись процента. И в соответствии с этим цифрам, в Верховной Раде разделялись мандата.

Сейчас ЦИК вычислить избирательную квоту, то есть количество голосов, необходимых для получения одного мандата. Пока еще не известно, какой она будет

После этого количество голосов партии в каждом округе делят на избирательную квоту и получают число кандидатов, которые проходят в Раду. Украина будет поделена на 27 округов: каждая область — округ и по два округа в г.. Киеве и в Днепре.

В этом Избирательном кодексе полностью исчезает мажоритарная система выборов. Избирать депутатов только по пропорциональной системе. Следовательно, будут представлены общенациональные списки политической партии и в каждой области будут региональные списки, в которые, как минимум должны входить пять человек по принципу гендерного равенства по два каждого пола.

Избиратель видеть на бюллетене две колонки: с одной стороны, он выбирает номер партии, за которую хочет проголосовать, а с другой — номер лица, за которое он голосует по данной партии в своем регионе. Это и есть принцип открытых списков и номер «один» в партии ничего теперь не будет значить. Избирательный список формируется по такому принципу: чем больше голосов будет отдано за конкретного человека, тем больше шансов, что она с 10 номера в списке партии может стать первым номером. Проходной барьер для политических партий предусмотрено снизили до 4%.

А что касается членов избирательных комиссий, то какие именно изменения там предусмотрены?

Богдан Горбань:

Согласно принятому в первом чтении закону, будут созданы специальные центры, которые будут получать лицея от ЦИК, и соответственно проводить тренинги для членов окружных избирательных комиссий, участковых избирательных комиссий и тому подобное. И это очень важно. Потому что сейчас существует проблема, в малых населенных пунктах нет профессиональных кадров, которые бы понимали, как работает УИК. Поэтому это положительные изменения, которые приближают нас к европейскому праву.

Кстати, а в каких странах нардепов выбирают по принципу «открытых списков»?

Богдан Горбань:

По такой системе голосуют в Западной Европе. К примеру, в 2011 году в Польше был принят похож Избирательный кодекс.

А как конкретно будет происходить голосование в парламент, если этот кодекс таки примут?

Евгений Радченко:

Механика проведения парламентских выборов в соответствии с этим Избирательного кодекса должна быть такой: сначала ЦИК объявляет о проведении выборов. Затем политическая партия, которая хочет участвовать в этих выборах, проводит съезд, на котором выдвигает своих кандидатов. Выдвигают кандидатов в нардепы в виде общенационального списка, с этого же списка кандидатов относить к избирательным регионов, которых 27. И таким образом образуется 27 региональных списков. В каждом таком списке от партии не может быть менее пяти кандидатов, а больше — может. После того происходит агитация, формируются избирательные комиссии. Дальше — голосования. Бюллетень будет небольшого размера, где избиратель будет вписывать номер политической партии и номер кандидата, за которого отдает свой голос.

Подсчет голосов будет осуществляться в несколько этапов. Первый — вычисление избирательной квоты. Избирательная квота — это общее количество избирателей деленная на количество мандатов в Верховной Раде. То есть избирательная квота — это цена одного мандата: сколько избирателей нужно, чтобы получить один мандат. Второй этап: избирательная квота будет делиться для тех партий, которые преодолеют 4% барьер, на количество голосов, полученных в каждом избирательном регионе. Это количество и будет количеством мандатов, которые партия получит в избирательном регионе. Таким образом, партия получит определенное целое число мандатов, а дробные остатки пойдут на компенсационный мандат. Третье — будет определяться, кто именно из кандидатов в региональном списке стал депутатом. Это будет происходить путем анализа: чем больше кандидат получит голосов избирателей, тем выше он будет в списке. Но и эта цифра не абсолютная, то будет, так называемый избирательный шаг, а это 0,1% от общего количества голосов в территориальном регионе. И это количество голосов, потребуется, чтобы кандидат переместился на более высокое место в списке.

Именно так определяются победители в регионах и они же становятся депутатами. И напоследок: те партийные мандаты, которые будут не распределенными — их разделят на общенациональном уровне и получат их те, которые есть в общенациональном избирательном списке партии выше. Вот и все.

Что бы вы рекомендовали изменить в этом Избирательном кодексе перед голосованием во втором чтении?

Богдан Горбань:

КИУ призывать народных депутатов изменить правила игры относительно финансирования выборов. Особенно это касается рекламы. Ведь основной источник расходов при проведении избирательной кампании — это реклама. Поэтому мы хотим внести такие поправки, которые в принципе запретят политическую рекламу. Или же использовать опыт европейских стран, где рекламе показывают в блоке социальной рекламы. Там есть ограниченное количество времени на политическую рекламу и одинаковые возможности для всех политических сил.

В этом кодексе также еще существует так называемый легальный подкуп избирателей. То есть можно производить какую-то продукцию, единица которой не стоит более 5% от минимальной заработной платы. И понятно, что за 160 гривен сейчас можно составить некий скромный продуктовый набор, используемый для подкупа. Поэтому мы постараемся повлиять, чтобы размер этого процента можно было сократить до 0,5 от заработной платы. Ведь понятно, что на 16 грн уже гречки не купишь.

Также КИУ за то, чтобы еще снизили проходной барьер для партий в Верховную Раду. Поскольку это увеличит конкуренцию среди политических сил и даст возможность молодым партиям получать свои мандаты.

Ваши прогнозы: проголосуют депутаты во втором чтении за этот «Избирательный кодекс»?

Руслан Бортник:

Этот избирательный кодекс действительно могут принять во втором чтении. Но я прогнозирую, что его существенно деформируют и он может принципиально отличаться от текста первого чтения. Я думаю, что этот кодекс может быть изменен в сторону мажоритарной системы на парламентских выборах. Поскольку ее в этом кодексе вообще отменили. Может также измениться походный барьер и функции органов, которые занимаются организацией выборов. На самом деле здесь возможны различные вариации.

Также принятие этого Избирательного кодекса могут отложить на потом. За него могут голосовать зимой или даже весной.

Сегодня в пользу принятия этого кодекса являются такие факторы, как протестная активность граждан, а принятие кодекса одним из требований протестующих под Верховной Радой. Также голосования за этот Избирательный кодекс — это позиция западных партнеров, которые тоже хотят, чтобы выборы в Украине проходили по пропорциональной системе.


Теги статьи: ЦИККомитет избирателей УкраиныИзбирательный кодексВерховная рада

Дата и время 21 ноября 2017 г., 16:52     Просмотры Просмотров: 813
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

На чьей вы стороне в событиях под Радой?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.117904