АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 18°C
Харьков: 18°C
Днепр: 20°C
Одесса: 21°C
Чернигов: 17°C
Сумы: 17°C
Львов: 16°C
Ужгород: 18°C
Луцк: 17°C
Ровно: 17°C

В Софии Киевской рассказали о сенсационной находке

В Софии Киевской рассказали о сенсационной находке
В Софии Киевской рассказали о сенсационной находке

В Софии Киевской обнаружили уникальные фрески XVIII-XIX веков, которые ранее были закрашены советскими реставраторами. Об этом рассказала заведующая сектором Национального заповедника «София Киевская» Тамара Рясная.

По словам эксперта, получить данную информацию удалось благодаря архиву, в котором сохранились данные о проведенных реставрационных работах.

Известно, что после монгольского нашествия орды на Киевскую Русь и упадка государства храмом не занимались почти 600 лет: реставрация началась при митрополите Петре Могила в первой половине XVII века, а во времена правления гетмана Ивана Мазепы храм основательно перестроили с тогдашними традициями. Тогда старые фрески не уничтожили и оставили под толстым слоем краски.

 

Часть композиции «Сошествие Святого Духа на апостолов»

«В 1843 году в одном из помещений отвалился кусок штукатурки. Увидел это протоиерей Тимофей Сухобрусов. В это время в Киево-Печерской лавре работал специалист по древней живописи, архитектор и историк академик Федор Солнцев – он изучал старинные произведения церковного искусства. Его попросили осмотреть фрагмент живописи, который оголился. Академик был поражен, поняв, что это фреска XI века. О сенсационной находке доложили высшему духовенству и императору Николаю I. Царь распорядился раскрыть фрески и «исправить в прежнем виде». Руководителем работ назначили академика Солнцева. Так вот, под его руководством за два года фрески XI века в Софийском соборе расчистили. И тут все увидели, что персонажи на них благословляют двумя перстами, а не тремя, как было принято после церковной реформы середины XVII века», – отметила Тамара Рясная.

Как она отметила, в советские времена решили закрасить фрески.

«Получилось так, что сейчас на композиции под сводами собора, на которой изображен 35 из 70 апостолов, один из персонажей имеет портретное сходство с этим реставратором. В отчетах середины 1950-х годов фотографии композиции с апостолами до и после реставрации. Я обратила внимание, что там, где сначала был изображен худощавый старец с длинными седыми волосами, появилось лицо молодого человека с пухлыми щеками и зачесанными назад волосами. Сохранилось фото команды, которая работала тогда над живописью собора. Если сравнить лицо апостола, о котором я сказала, и одного из реставраторов на снимке, вы увидите, что они очень похожи. Согласно протоколам собраний группы реставраторов, молодой человек всячески отстаивал живопись XVIII-XIX веков. Однажды сгоряча даже выпалил: «Эти фрески XI века не имеют никакой ценности!» будучи, пожалуй, на взводе, он и решил написать вместо практически осыпавшегося лика старца свой портрет», – рассказала эксперт.

 

 

Здесь изображены 35 из 70 апостолов. Кружком обведен персонаж, которому один из советских реставраторов придал свои черты лица

В то же время она добавляет, что на архивных фотографиях можно найти также фреску, на которой изображена библейскя история «Путь в Эммаус», когда апостолы Лука и Клеопа не узнали Христа, который после воскресения присоединился к ним по дороге в город Эммаус.

 

 

«Путь в Эммаус». Христос идет по дороге с апостолами Лукой и Клеопой

«По предварительной оценке главного реставратора Национального заповедника «София Киевская» Анатолия Остапчука, открыть закрашенные работы в советское время будет непросто. Замечу, что во время реставрации 1950-х на сводах была уничтожена очень ценная надпись, вероятно, сделанная в XVII веке. Надпись гласит, что собор начал строиться в 1011 году. Это невероятно важная информация. Граффити, обнаруженные на стенах собора Надеждой Николаевной и заместителем генерального директора Национального заповедника «София Киевская» доктором исторических наук Вячеславом Корниенко, подтвердили эту дату. Все это дало основания отпраздновать 1000-летие собора в 2011 году. Но все равно дискуссии историков продолжаются. Надпись, уничтоженная реставраторами в 1950-х годах, является весомым аргументом», – резюмировала Тамара Рясная.

 

Сцена в доме апостола Клеопы в селении Эммаус. Когда воскресший Иисус (в центре) благословил и надломил хлеб, Клеопа и Лука наконец узнали Его. Фото из архива Национального заповедника «София Киевская»


Теги статьи: фрескиРясная ТамарареставрацияСофия Киевская

Дата и время 19 января 2018 г., 20:44     Просмотры Просмотров: 967
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Что нужно сделать с Савченко?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.08443