АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 11°C
Харьков: 13°C
Днепр: 14°C
Одесса: 14°C
Чернигов: 10°C
Сумы: 12°C
Львов: 9°C
Ужгород: 11°C
Луцк: 10°C
Ровно: 10°C

Как Украина без единого выстрела обездвижила ВВС Хорватии

Как Украина без единого выстрела обездвижила ВВС Хорватии
Как Украина без единого выстрела обездвижила ВВС Хорватии

Хорватия лишилась своей единственной истребительной эскадрильи из-за того, что эти самолёты МИГ-21 некачественно отремонтировали в Украине, и теперь ВВС страны не соответствуют минимальным требованиям НАТО.

История эта началась в 2013 - Хорватия заключила договор с компанией «Укрспецэкспорт» на модернизацию 7 истребителей советского производства на сумму €13,9 млн. В дополнение к ним Загреб купил в Украине ещё 5 реставрированных МИГ-21 (все 12 истребителей летали ранее в Йемене). Минобороны Хорватии в итоге договорилось с Украиной на капитальный ремонт всех самолётов с установкой современной аппаратуры и наивно рассчитывало эксплуатировать их по 2023.

По контракту Хорватия должна было получить все 12 МИГов до 30 июня 2014. Но этого не произошло, и в октябре 2015 издание Jutarnji list сообщило о том, что Загреб за это оштрафовал Киев на $393 400.

Загреб всё же получил 7 машин в 2014, ещё 5 – на следующий год. Но вскоре в этих МИГах обнаружились опасные дефекты: были неисправны радары, комплексы опознавания и топливные системы. Тогдашний президент Хорватии Иво Йосипович приказал разобраться. Было выявлено, что «модернизированные» самолёты вовсе непригодны к эксплуатации, ибо для ремонта использовались старые запчасти из Болгарии и Алжира, о чём ничего не было сказано в технической документации украинской компании.

Хорваты утверждают, что самолёты вышли из строя всего через 3 года после их получения. В марте 2017 президент страны Колинда Грабар-Китарович побывала на базе ВВС под Загребом, где смотрела истребители. Генерал Мирко Шундов сообщил ей о том, что 8 из 12 самолётов МИГ-21 технически неисправны. И когда оставшиеся 4 машины демонстрировали главе государства, у одного из них отказал двигатель, и катастрофы удалось избежать лишь благодаря мастерству пилота.

Минобороны Хорватии собирается возвратить Украине 4 самолёта и требует заменить их на исправные. О недовольстве заказчика 5 февраля сообщило издание Jutarnji list. Как выяснили журналисты, украинский подрядчик провёл некачественный капитальный ремонт 4 самолётов с номерами 131, 132, 134 и 135 (стоимость сделки по этим машинам составила $8 млн). Про оставшиеся 8 машин журналисты сообщают, что они находятся в «очень плохом состоянии».

«Укрспецэкспорт» выступил с опровержением информации о том, что минобороны Хорватии требует заменить 4 поставленных истребителя МИГ-21бис, и отрицает все обвинения. При этом исполнитель утверждает, что никаких официальных претензий от Хорватии не получали. «Укрспецэкспорт» и вовсе перешёл в атаку: мол, конфликт между Киевом и Загребом искусственно раздувают «такие кремлёвские СМИ, как «Звезда» и «Московский Комсомолец».

«Мы вынуждены констатировать, что появление неправдивой информации обусловлено только недобросовестной конкуренцией со стороны России», — заявили в «Укрспецэкспорте», одновременно усомнившись и в правдивости сообщений Jutarnji list (почему-то обозвав его венгерским Jutarnji Vijesti, хотя оно зарегистрировано в Загребе). Кстати, этот скандал лишил украинскую компанию другого заказа – на капремонт советских вертолётов Ми-17 ВВС Хорватии. По информации издания Defender.hr, контракт получило АО «Вертолёты России».

Эта скандальная ситуация обсуждалась в ходе встречи министров обороны Хорватии Дамира Крстичевича и Украины Степана Полторака, которая прошла в Загребе в январе 2018. Полторак был вынужден признать, что контракт «не совсем выполнен» и пообещал разобраться.

Политолог Владимир Скачко считает, что неисполнение этого контракта грозит потерей наших позиций на мировом рынке: «После развала СССР Украина неплохо зарабатывала на продаже советской техники, подвергая её косметическому ремонту. Ситуация с хорватскими истребителями свидетельствует о том, что Украина может потерять даже нишу ремонтного цеха советской техники».

В Украине есть популярный бизнес: берутся советские военные самолёты (или вообще советская военная техника), ремонтируется и затем продаётся в другие страны. Спрос на эту продукцию есть, во многом, потому, что такие самолёты стоят дешевле, чем совершенно новые и современные. Поэтому продажа МИГ-21 в Хорватию - это стандартная сделка по экспорту вооружения, - полагает экономист Александр Охрименко.

«Но беда в том, что у нас ремонтом военной техники занимаются ТОЛЬКО госкомпании, где качество работы уже давно ниже плинтуса. Любой руководитель государственного военного завода больше думает об откатах и заносах, чем о качественном ремонте техники, - продолжает эксперт.-  Скорее всего, просто хорваты забыли «дать на лапу» нашим генералам и директору завода, где эти самолёты ремонтировали, и в результате была сделана халтура. А если бы дали кому и сколько просили, всё было бы хорошо. Увы, это обычная практика для Украины».

Можно сказать, рыльце в пушку у всех: и у директора завода, который ремонтировал МИГи, и у продавцов из «Оборонпрома», и генералов, которые это всё типа проверяли и контролировали.

«Скандал с МИГами не уникален и не единственный в украинской оборонке, связанный с поставками техники за рубеж. Схема уже традиционная: контракты подписываем, берём предоплату, заказ не выполняем, попадаем на санкции, позоримся… Таких случаев в истории было немало – поставки танков в Пакистан и Таиланд в разные годы, БТРов в Ирак, боевых универсальных модулей для БТРов в Иорданию и пр.», - напоминает политолог Александр Дудчак.

Причина всего этого, с одной стороны, разрыв кооперационных связей, которые были в рамках Советского Союза, и которые Украина так и не смогла заместить. С другой стороны – жадность, при которой невозможно отказаться от денег сегодня, хотя завтра уж точно будет скандал и требования заказчиков их вернуть.

«Если после развала Украины отечественный оборонный комплекс страдал фантомными ощущениями технического могущества, то после майдана ему на смену или в дополнение пришла паталогическая жадность, при полном отсутствии ответственности и договороспособности: деньги надо брать, пока можно их где-то взять, а расплачиваться будет кто-то другой и потом», - заключает эксперт.

Григорий Середин, издание МИР


Теги статьи: Охрименко АлександрУкрспецекспортМиГ-21МинобороныХорватияНАТО

Дата и время 12 марта 2018 г., 09:19     Просмотры Просмотров: 1617
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Кто виноват во взрывах на оружейных складах?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.280318