АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 22°C
Харьков: 24°C
Днепр: 24°C
Одесса: 25°C
Чернигов: 22°C
Сумы: 24°C
Львов: 20°C
Ужгород: 23°C
Луцк: 21°C
Ровно: 21°C

Долговая яма или дефолт – вот в чем вопрос!

Долговая яма или дефолт – вот в чем вопрос!
Долговая яма или дефолт – вот в чем вопрос!

Призрак дефолта, который постоянно маячит перед Украиной, обретает все более явственные очертания и грозит материализоваться уже в 2019 году. Более того, бытует даже мнение о том, что объявить дефолт для Украины было бы более выгодным вариантом, чем дальнейшее продолжение нынешней долговой политики, ведущей страну в долговую яму.

Единственной хорошей новостью является то, что в нынешнем, 2018 году Украина со своими финансовыми обязательствами кое-как справится. Но, повторим, со следующего 2019 года возможны очень серьезные проблемы, причем в отсутствие внешнего финансирования со стороны МВФ, других международных финансовых институций, государственных объединений и государств. Ведь очевидно, что в год выборов и соответствующей политической вакханалии, которая наложится на постоянный негативный фон в виде вялотекущей войны и перманентного социально-экономического кризиса, никто в здравом уме и в твердой памяти вкладывать средства в Украину не будет.

Останется только рынок коммерческих займов, но в указанных условиях занять там деньги Украине будет очень затруднительно, а если это и удастся сделать, то процентные ставки по таким займам будут огромными. К тому же, Украина и так на обслуживание своих долгов тратит баснословные суммы по отношению к бюджету и ВВП, о чем далее.

Конечно, теоретически существует возможность реструктуризации долгов. Но Украина уже имеет крайне отрицательный опыт реструктуризации «имени Яценюка-Яресько», в результате которого страна лишилась стимула в развитии примерно до 2040-х годов, законсервировав себя в качестве поставщика сырья.

Такова вкратце общая неприглядная картина. Имеет смысл рассмотреть некоторые подробности.

В ближайшие четыре года Украина должна выплатить 22,7 млрд долларов по внешнему долгу. Пик погашения начинается в 2019 году — не менее 5,5 млрд долларов. В этом году внешние выплаты несколько меньше — «всего» 4,5 млрд долларов.

Правда, формально сумма долгов государства в валюте является наиболее высокой именно в 2018 году — 7,1 млрд долларов, а в 2019 году – 6,9 млрд долларов. Причина заключается в том, что почти половину долговых обязательств 2018 года составляют валютные ОВГЗ, которые Минфин размещал на внутреннем рынке.

В целом же, почти 80% долларовых обязательств Украины в 2018 году составляют, кроме валютных ОВГЗ, выплаты в пользу МВФ в размере 2,6 млрд. Еще 1,1 млрд долларов нужно выделить на погашение процентов по еврооблигациям, 700 млн — на остальные внешние обязательства, в частности, перед Мировым Банком, Евросоюзом и другими странами. Кроме того, в 2018 году Украина начинаем погашение основной суммы по евробондам старых выпусков, но объемы выплат пока составляют незначительные 100 млн долларов.

Обязательства Украины перед МВФ в 2018 году разделены между Нацбанком и Минфин. Министерство финансов погашает ту часть кредита в размере 1,5 млрд долларов, которые пошли на финансирование дефицита бюджета. Нацбанк должен выплатить средства в размере 1,1 млрд долларов, которые были размещены валютных резервах.

По официальным данным, общая сумма долга Нацбанка перед МВФ составляет 7,2 млрд долларов, а Минфина должен фонду 4,9 млрд долларов.

Кроме долгов перед МВФ и погашения основной суммы по еврооблигациям, в 2019-2020 годах, правительство должно возвратить два краткосрочных выпуска евробондов под госгарантии США на общую сумму 2 млрд долларов. К тому же, государственные банки в 2019 году должны начать обслуживание своих внешних обязательств на сумму 1,1 млрд долларов.

Как видим, ситуация впечатляет как по объемам выплат, так и по их интенсивности.

Но экономист Виктор Скаршевский справедливо рекомендует обратить внимание не столько на абсолютные цифры государственного долга, сколько на обслуживания и сроки погашения долговых обязательств.

«Стоимость обслуживания в Украине составляет около 6-8% ВВП, включая сумму погашения по государственным долгам, притом что экономика в данном периоде развития растет всего на 2-3%. А усредненный срок погашения государственного долга составляет всего 5 лет. Чтобы понять, какова стоимость обслуживания долга, нужно посмотреть на расходы бюджета по этим показателям, на 2018 год — это 305 млрд гривен, или 30% всех расходов государственного бюджета. Эта сумма приблизительно в 4 раза превышает расходы на оборону», — обращает внимание Скаршевский.

Итак, в 2018 году Украина должна потратить на обслуживание своих долгов треть государственного бюджета!!! Шокирующая цифра…

Если далее влезать в долги, то велики шансы того, что более половины бюджета будет уходить на выплаты по долгам с процентами. Особенно, если придется брать займы на коммерческих рынках под огромные проценты. Впрочем, «дешевые» займы МВФ обходятся Украине еще дороже в социально-экономическом плане.

Виктор Скаршевский подчеркивает, что в 2018 году Украина должна справится с долговой нагрузкой, и в крайнем случае, может погасить долги за счет одних только золотовалютных резервов. От себя отметим, что последний сценарий является, мягко говоря, не слишком приятным и чреватым последствиями в будущем из-за истощения резервов.

Но Скаршевский обращает внимание на то, что в 2019 году могут начаться реальные проблемы.

«Во-первых, никакого внешнего финансирования в любом случае не будет, потому что две избирательные кампании — президентская и парламентская, а в политическую турбулентность никто инвестировать не будет. Все будут дожидаться выравнивания политической ситуации, то есть не будет ни кредитов МВФ, не будет кредитов от других международных финансовых организаций, не будет инвестиций. А вот выплаты по внешним долгам останутся и будут на уровне 9 млрд долларов, как в следующем году, так и в 20-м году. Золотовалютные резервы Украины уменьшатся к концу этого года, то есть возможности обслуживать свой внешний долг особо не будет», — прогнозирует эксперт, по мнению которого правительство должно уже сейчас проводить переговоры с кредиторами по реструктуризации внешнего долга.

Последнее замечание о необходимости переговоров о реструктуризации обращает на себя внимание в том смысле, что о таких переговорах ничего не известно. По крайне мере, в открытых источниках такой информации нет, и эта проблема почему-то вообще никого не интересует, поскольку внимание все более концентрируется на предвыборных маневрах и политиканских склоках вроде ситуации вокруг заявлений Савченко.

Другое дело, что одну «реструктуризацию» Украина не так давно уже провела, повесив себе хомут на шею, о чем далее.

Виктор Скаршевский также обращает внимание на весьма тревожный для Украины прогноз Мирового банка, согласно которому уже во второй половине 2018 года может существенно ухудшиться внешнеэкономическая конъюнктура на сырьевых рынках, на которые ориентирован экспорт Украины. Очевидно, что это чревато серьезнейшими последствиями как для экономики Украины в целом, так и в плане обслуживания внешнего долга из-за сокращения поступлений валютной выручки.

Здесь-то и возникает несколько неожиданный вопрос о том, что в сложившейся ситуации для Украины было бы более выгодным и перспективным. Можно и далее из последних сил гасить одни долги, влезая в другие, еще более дорогие в обслуживании, занимая на коммерческих рынках. Или даже брать «дешевые» кредиты МВФ, окончательно добивая социально-экономическую систему и производственно-технологический потенциал страны в результате выполнения «условий» МВФ.

Экономист Всеволод Степанюк обращает внимание на тот факт, что государственный долг Украины, по состоянию на февраль составил около 2,1 триллиона гривен, что соответствует примерно 80 млрд долларов, при этом внешний государственный долг превышает 50 млрд долларов.

«И эти долги взяты под достаточно высокие проценты. Естественно, что расходы бюджета по обслуживания и выплате этих долгов, к сожалению, достаточно серьезно сдерживают возможности Украины хоть как-то развиваться. Я уже не говорю об инвестировании в реальный сектор экономики, потому что правительство этим категорически заниматься не хочет, даже сдерживаются такие вещи, как ремонт дорог, поднятие и индексация соцстандартов. То есть, это уже достаточно серьезным грузом давит на экономику Украины и ее бюджет», — отмечает Всеволод Степанюк.

По его мнению, вся долговая политика нынешней власти, проводится не в интересах Украины, а в интересах держателей ценных бумаг.

«Кроме того, не было никакой реструктуризации долгов международными финансовыми организациями, такими как МВФ, как Мировой банк, как межправительственные соглашения по каким-то кредитам и помощи. Поэтому эту политику нужно менять, и по большому счету дефолт для Украины — это гораздо лучше, чем продолжение этой политики. Потому что в состоянии дефолта страна сможет вести переговоры фактически с позиции силы: не хотите вести переговоры, тогда вы ничего не получите», — подчеркивает Степанюк.

По мнению Всеволода Степанюка, состояние экономика Украины таково, что долгосрочные прогнозы являются делом невозможным и неблагодарное.

«Но можно точно сказать, что долговая политика предыдущего и нынешнего правительства еще больше усугубляет экономическую ситуацию в Украине. Как победа была подана реструктуризация части внешнего долга Украины, проведенная министром финансов Яресько, и списание составило 20% от этой части, а именно 3,8 млрд долларов. Но взамен государство взяло на себя гораздо более тяжелые обязательства. Во-первых, увеличило доходность своих ценных бумаг до 7,5%, а также обязалось выплачивать внешним кредиторам процент от роста ВВП. С одной стороны, это обязательство начинает действовать, если рост экономики превышает 3% с точки роста в 125 млрд долларов», — отмечает Степанюк, поясняя, что вопрос не в том, насколько растет ВВП, а в том, как считать ВВП.

«Можно, просто укрепив гривну, добиться показателя в 125 млрд долларов и с этого момента начнутся выплаты. Но если ВВП Украины будет расти на 3-4%, то это еще можно понять, что это компенсация держателям ценных бумаг за то, что они списал 20%. Но если экономика будет расти так, как нужно Украине — 5, 6,10 процентов, тогда суммы, выплаченные держателям украинских ценных бумаг будут намного значительнее. Еще очень плохо в этой сделке то, что премьер-министр Яценюк и министр финансов Яресько, подписывая эти бумаги, рассчитывали, что экономика Украины фактически расти больше 4%. А это — прогнозирование банановой республики до 40-го года, как минимум», — пояснил Степанюк, отметив, что после смены власти и проведения необходимых реформ, направленных на рост экономики, правительство должно выкупить ценные бумаги у нынешних держателей.

Итак, перспективы пока вырисовываются не слишком радужные: либо долговая яма и окончательный развал, либо дефолт с непредсказуемым концом, либо почти гарантированная при любом варианте банановая республика, точнее, как нынче модно говорить более обтекаемо «аграрная супердержава».

А ведь когда-то первыми в космос летели!..

Александр КАРПЕЦ


Теги статьи: Степанюк ВсеволодСкаршевский ВикторРеструктуризация долговЭкономикаМВФмнениеУкраинаГосдолгДолгиДефолт

Дата и время 21 марта 2018 г., 22:02     Просмотры Просмотров: 1657
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

Какой из кандидатов уже заявивших о своем участие в президентских выборах самый достойный?








Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.294993