АНТИКОР — национальный антикоррупционный портал
Киев: 0°C
Харьков: 0°C
Днепр: 2°C
Одесса: 3°C
Чернигов: 0°C
Сумы: 0°C
Львов: 0°C
Ужгород: 2°C
Луцк: 0°C
Ровно: 0°C

Сможет ли мораторий на новое строительство спасти “Каменец”?

Сможет ли мораторий на новое строительство спасти “Каменец”?
Сможет ли мораторий на новое строительство спасти “Каменец”?

Мы уже говорили о необходимости ввода моратория на новое строительство на исторических территориях городов Украины, как единственном эффективном способе сохранения культурного наследия.

Есть многолетний опыт, который свидетельствует о том, что другие способы (обращение активистов – членов городских общин к чиновникам разного уровня и прокуратуре, рекомендации ЮНЕСКО, акции протестов, судебные разбирательства) не дают результатов.

Но что-то делать нужно.

В этом году ввод моратория инициировал министр культуры Е.Нищук – был разработан проект закона о моратории.

Рассмотрим объекты ЮНЕСКО. В настоящее время в Списке памятников всемирного наследия ЮНЕСКО числится 7 объектов от Украины:

1. Софийский собор с монастырскими строениями, Киево-Печерская лавра (включен под одним номером в 1990г.)

2. Исторический центр г. Львова (1998 г.)

3. Пункты геодезической дуги Струве (4 пункта) (2005 г.)

4. Девственные буковые леса Карпат и древние буковые леса Германии (2007 – 2011гг.)

5. Резиденция митрополитов Православной церкви Буковины и Далмации в г. Черновцы (2011г.)

6. Древний город Херсонес Таврический и его хора в г. Севастополь (2013 г.)

7. Деревянные церкви Прикарпатья (8 церквей) (2013 г.)

15 уникальных украинских объектов являются кандидатами на занесение в Список. Причем, с 1989 г. «в очереди» стоят – культурный ландшафт г. Каменца-Подольского, заповедник Аскания Нова, дендропарк «Софиевка» и ряд других, киевские Андреевская и Кирилловская церкви – с 2009 г.

Вины Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО здесь нет – просто украинские власти не могут (не в состоянии, не считают нужным) выполнить требования Комитета для каждого из объектов.

Мы выбрали для рассмотрения старейший объект украинских номинаций – г.Каменец-Подольский. Срок его «номинирования» в истекающем году можно назвать юбилейным – 25 лет.

Старая крепость (замок)

О проблемах Каменца-Подольского и других объектов мы говорим с Ольгой Пламеницкой, председателем НМС Минкультуры, кандидатом архитектуры, доцентом НАИИА, профессором КНУСА, членом НСАУ, действительным членом ИКОМОС, автором более 200 научных работ и монографий, более 20 проектов реставрации, историко-архитектурных опорных планов и зон охраны Каменца-Подольского (1987, 2010), комплексной программы регенерации заповедника «Каменец» (1994), перспективной программы консервации и реставрации Старого и Нового замков Каменца-Подольского (1999).

Она является также Лауреатом Международной премии им. профессора Яна Захватовича Польского национального комитете ИКОМОС за работы по ревалоризации культурного наследия. За вклад в сохранение и возрождение историко-культурного наследия Старого города Каменца-Подольского награждена дипломом „ЧЕСТЬ І ШАНА“ Каменец-Подольского горсовета.

- Ольга Анатольевна, почему с существующими объектами ЮНЕСКО в Украине постоянно возникают проблемы, а объекты-номинанты долго не вносятся в Список всемирного наследия?

- Для всех объектов-номинантов существует общая угроза – не дожить до момента включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Украина очень своеобразно относится к объектам ЮНЕСКО. После эйфории от включения в Список Софии Киевской, Киево-Печерской лавры и исторического центра Львова, связанной с наивным ожиданием финансовой помощи от ЮНЕСКО, наступило отрезвление. Власти поняли, что ЮНЕСКО обеспечивает информационно-рекламную поддержку, содействует повышению туристического имиджа объектов, но о своих памятниках Украина должна заботиться сама. И, нужно признать, что Украина оказалась не готова взять на себя эту ответственность.

Ольга Пламеницкая

К сожалению, в Украине наследие попало в сферу интересов бизнеса. А он не мыслит категориями будущего. Города с памятниками культуры рассматриваются бизнесом как имиджевый ресурс, как территории краткосрочного вложения средств и получения долгосрочной прибыли от использования памятников. Из-за повышенного туристического спроса здесь выгоднее строить, так как уровень прибыли выше.

Возникает противоречие между потребностями бизнеса (побольше гостиниц, элитных жилых комплексов, офисов, расположенных поближе к памятникам или в самих памятниках) и требованиями сохранения этих памятников и исторической среды в целом.

И вот здесь ЮНЕСКО становится преградой: если объект будет включен в Список всемирного наследия, бесконтрольно строить будет сложнее, а сохранять памятники станет легче. Эта нехитрая логика объясняет вялый процесс номинирования большинства объектов. Его тормозят застройщики и чиновники (нередко при поддержке депутатов), обслуживающие строительный бизнес. Все они не хотят лишних проблем.

- В каком состоянии сейчас находится объект-номинант Национальный историко-архитектурный заповедник «Каменец»?

- Культурный ландшафт каньона р.Смотрич в Каменец-Подольском Национальном историко-архитектурном заповеднике (НИАЗ «Каменец») находится в критическом состоянии. Срок его номинирования в нынешнем году составил четверть века! Все хорошо начиналось: инициативу украинских специалистов поддержали эксперты Польши, Израиля, Комитет всемирного наследия. Именно в каньоне, в черте Старого города, в течение 17 веков сформировался не имеющий аналогов (не побоюсь это утверждать) фортификационный комплекс Старого и Нового замков, Замкового моста, оборонно-гидротехнической системы Польских и Русских ворот.

Все архитектурные объекты комплекса, а также обнаруженные при их раскопках датирующие археологические материалы, в том числе позднеримского времени (!), я описала в своей монографии «Castrum Camenecensis. Фортеця Кам’янець», изданной в 2012 г. Я убеждена, что Каменец имел все шансы стать туристической и научной жемчужиной Украины и Центрально-Восточной Европы!

Эту идею активно поддержала Польша, оказав весомую финансовую поддержку в изучении и проектировании реставрации уникального Замкового моста. Она готова была всячески помогать и дальше, продвигая включение Каменца в Список всемирного наследия. Но Каменец-Подольский (и Украина!) упустили этот шанс.

Преимущество получить статус объекта ЮНЕСКО вступило в противоречие с меркантильной сиюминутной выгодой, замешанной на профессиональном невежестве администрации НИАЗ «Каменец».

Вместо вдумчивой и тактичной регенерации среды и научной реставрации памятников руководство заповедника стало на путь удовлетворения запросов бизнеса. На территории заповедного Старого города в последние 15 лет развернулось активное строительство коттеджей с теннисными кортами, подземных боулингов, саун, гаражей и прочей туристической инфраструктуры, для чего освобождались все мыслимые и немыслимые территории – даже если для приглянувшегося участка под строительство гостиницы требовалось уничтожить фундаменты средневековых домов ХIV-ХVI вв. или снести памятники архитектуры национального значения.


В Старом городе, размеры которого составляют всего 600 на 1000 м, застройщикам раздали более 100 участков: вдоль берега каньона, на въездах в Старый город, на средневековых рыночных площадях. Почти половина из них уже застроена. При строительстве применяются нелепые квазиисторические формы, металлочерепица, типовые декоративные детали «под старину», несвойственная исторической среде города колористика. И что самое возмутительное – все стройки патронирует дирекция заповедника «Каменец»!

Коттеджи на кромке каньона

Новостройки на средневековом Армянском рынке

Строительство гостиницы Клеопатра на месте уничтоженных памятников национального значения

Сегодня по улицам Старого города и по уникальному каньону – памятнику природы туристы-экстремалы гоняют на бронированных разведовательно-дозорных машинах спецназа (БРДМ-2), безжалостно уничтожающих своими протекторами уникальное творение Природы и Человека.

Этот новый «крутой» вид туристических услуг, разрешенный дирекцией заповедника, активно рекламируется в интернете! А мэрия Каменца-Подольского «открестилась» от Старого города, отдав его на откуп «специалистам» заповедника, которые уже давно приостановили подготовку номинационного досье: они ведь понимают, что дорога в список Всемирного наследия несовместима со всем вышеописанным.

Через аварийную башню Стефана Батория на тяжелых БРММ

- Можно ли исправить нанесенный вред и рассчитывать на то, что культурный ландшафт Каменца-Подольского войдет в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО?

Можно и нужно. Город так прекрасен и имеет такой запас уникальности, что, несмотря на титанические усилия, направленные на его уничтожение, он все еще может претендовать на достойное место в списке ЮНЕСКО. Но для этого нужно срочно принять меры по смене бессменного руководства заповедника, которое привело Старый город к гуманитарной катастрофе. Вот уже 27 лет он является вотчиной зарвавшегося невежды, забывшего, что ему доверено общенациональное достояние. И поэтому следует в корне изменить не только персоналии, но регламент управления заповедником, а также вернуться к утвержденной еще в 1990-е годы и умышленно забытой концепции регенерации Старого города. И мораторий на новое строительство и проведение необоснованных реконструкций станет реальным инструментом для спасения заповедника. В таком городе возможна только реставрация памятников и научная регенерация исторической среды.

Я считаю, что нужно принять закон об исторических городах, подобных Львову, Каменцу, Чернигову, Луцку, Ужгороду, Черновцам. Они должны жить и развиваться по особым правилам, основанным на приоритете гуманного отношения к исторической среде. В Австрии, например, приняли отдельный закон о городе Грац, в котором регламентировали все – от принципов охраны культурного наследия и экономических приоритетов до административно-управленческой структуры. Почему бы такой закон не принять для Каменца-Подольского? И не просто принять, а неукоснительно исполнять, применяя самые жесткие санкции, вплоть до сноса/демонтажа построенных в заповеднике «уродцев» и увольнения без права заниматься охраной наследия тех, благодаря кому государство понесло невосполнимый духовный и материальный ущерб.

– Насколько эффективно наше законодательство об охране памятников и какова в нем будет роль моратория?

Я не согласна с теми, кто считает, что наше законодательство об охране культурного наследия эффективно,  просто его не придерживаются. Большинство мне известных нарушений происходят, как это ни странно, в правовом поле. Если интересы бизнеса противоречат закону, эти противоречия по годами накатанной схеме снимают не урезанием интересов, а внесением «изменений и дополнений» в закон. Примеров сколько угодно. В их числе пресловутый «предмет охраны» памятников, которым манипулируют для сноса и реконструкции объектов наследия (прецедент – Гостиный двор).

Не менее расплывчатый характер носит понятие «исторический ареал». Ведь «зон охраны» памятников вполне достаточно, чтобы эффективно защищать памятники от строительной деятельности: они имеют необходимые границы и охранные режимы.

«Исторические ареалы» не имеют специальных режимов охраны, они просто обозначают границы территории, в которых нужны дополнительные согласования чиновников. Но эти согласования не спасают наследие: все киевские высотки, построенные в «исторических ареалах», были согласованы в соответствии с действующими нормативами!

Поэтому пока наша нормативно-правовая база не обретет научную логику, правовую ясность и прозрачность, лаконичный и четко сформулированный мораторий нужен.

Я не являюсь сторонником разработки подобных документов «всенародным» способом. Для этого нужна небольшая группа честных профессионалов.

Научно-методический совет Министерства культуры внес конкретные предложения по содержанию моратория.

На данном этапе следует сконцентрировать систему ограничений на объектах одного уровня – внесенных в Список всемирного наследия и объектах, вошедших в Предварительный список, однако гарантировать их эффективное сохранение.

Впоследствии я бы пошла по пути создания кодекса законов о культурном наследии (о памятниках архитектуры и градостроительства, археологии, музеях, заповедниках, исторических городах, нематериальном наследии и проч.). Опыт показал, что один всеобъемлющий закон неэффективен: его многовекторность ведет к утрате ясности – главной цели любого законодательного акта.

Ирина Карманова, для “Ні корупції!”

 


Теги статьи: Каменец-ПодольскийМораторийЮнеско

Дата и время 31 декабря 2014 г., 15:08     Просмотры Просмотров: 3320
Комментарии Комментарии: 0

Комментарии:

comments powered by Disqus
loading...
Загрузка...

Наши опросы

На чьей вы стороне в событиях под Радой?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте
0.07713